Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВРАГ ОТКАТЫВАЛСЯ НА ЗАПАД




Ошеломленные неожиданным советским наступлением, немцы в первые дни, не принимая боя, поспешно покатились вспять. Так было и на участке, где действовала 326-я.

Мичуровка, Мамоново, Дубовое, Грязное... За каждый из этих пунктов наши бойцы, полные ненависти к врагу, готовы были принять бой. Но фрицы трусливо отступали, оставляя в бешенстве кровавые следы своего недолгого хозяйничанья. Лишь в районе Собакино-Жмурово фашистский зверь, настигнутый нашими частями, «огрызнулся», сделав первую попытку задержать наступление дивизии.

Честь первого боя с оголтелым врагом выпала на долю 1099-го стрелкового полка. 1099-й полк имеет свои особенности. На 75 процентов сформированный из ивановских рабочих, этот полк свято хранит(28) традиции своего пролетариата. Иваново-Вознесенцы первыми стали на баррикады в незабываемом 1905 году. Иваново-Вознесенцы первыми шли на фронт в тяжелые годы гражданской войны. Иваново-Вознесенцы вырастили замечательного пролетарского полководца Михаила Фрунзе. Город революции - Иваново воспитал своих сынов, бойцов и командиров 1099-го полка, в духе беспредельной преданности делу революции, ее идеям, ее вождям. И первым же своим боем 1099-й полк доказал высокое право именоваться ивановским.

 

ПЕРВАЯ СХВАТКИ

Это произошло утром 8 декабря. Первый батальон шел всю ночь почти без привалов. Запасы продовольствия вышли. Уже показались за бугром первые избы Павловки. К шедшему впереди командиру батальона лейтенанту Морозову подошел помкомвзвода Слепцов.

- Тов. командир, - сказал он тихо, - разрешите доложить. По-моему немцы еще в Павловке.

Удивление показалось на лице командира. По имевшимся данным немцы ушли из Павловки еще вчера днем. Как же так? Но раз есть сомнение, следовательно, нужна осторожность. Батальон был остановлен, вперед пошла разведка.

Прошло 5-7-10 минут!.. Неожиданно предутреннюю тишину нарушили ружейные выстрелы, пулеметная очередь. Стало ясно: Слепцов прав. Через минуту вернувшиеся разведчики подтвердили это. На окраине деревни залегла немецкая застава. Она, видимо, прикрывала отступление основных частей. Обнаруженные разведкой, немцы открыли ружейно-пулеметный огонь. На минуту воцарилась мертвая тишина. Молчал командир, молчали бойцы. Но каждый знал, о чем думает сосед: наступил день перво(29)го испытания, а почин, как говорит народная мудрость, - дороже денег. Дрогнет сейчас батальон, - позор всей дивизии. Значит, вывод один - выбить немцев из деревни во-что-бы-то-ни-стало.

- Выбьем? - как бы продолжая прерванный разговор, обратился помкомвзвода Слепцов к бойцу Федорову.

- Выбьем! - уверенно звучал ответ бойца.

Вперед выдвинулась, приняв боевой порядок, первая рота. Слева двигались пулеметчики лейтенанта Брагина. Каждую секунду ожидали немецкого огня. Уже прошли половину пути, достигли речки, когда первые немецкие снаряды и пули избороздили глубокими трещинами зеркальную гладь речушки. Первая рота, открыв ответный огонь, медленно двигалась через речку. Вскоре заработал немецкий пулемет. Двигаться дальше было невозможно. Рота залегла. Слово предоставлялось лейтенанту Братину. Пулеметчики действовали быстро. Две-три, четыре очереди из «максима» и фашистский пулемет замолк. Разъяренные неудачей, фашисты открыли ожесточенный огонь из автоматов одновременно и по пехоте и по советскому пулемету. Но славный «максим» продолжал неустанно угощать немцев. Воодушевление охватило пехотинцев. Едва раздался возглас лейтенанта «Вперед, за мной», как бойцы ринулись к окраине деревни, мощным «ура» заглушив треск выстрелов.

- Вперед, товарищи! - веселый звонкий голос Слепцова еще сильнее воодушевил бойцов. Молодое лицо помкомвзвода горело от возбуждения. Рядом бежал Федоров. Их взоры случайно встретились. «Выбьем!» - было написано в них. Бой явно удавался. Немцы отходили в глубь деревни. Огонь их слабел, уже заняты крайние дома, около одного из них валяются три убитых фрица. Первые битые немцы! Всего их осталось в Павловке до 100 человек. Почин хороший!(30)

 

НА КОВАЛЕВКУ

Под угрозой окружения остатки немецкого отряда покинули деревню. Как выяснилось позднее - это были отборные части 117-й пехотной дивизии. Они стремительно отходили на Ковалевку-Красная, стремясь оторваться от наших частей, выиграть время для принятия боевого порядка. Но не тут-то было. Неустанно преследовать врага, не давать ему передышки. Этот девиз наступающей Красной Армии стал девизом и наших бойцов.

- Как ни устали мы, а надо двигаться вперед, - говорил товарищам агитатор - красноармеец Багеев, - главное не дать врагу оторваться и закрепиться. Тогда и успех будет большой.

- Это как в нашем охотничьем деле, - вступил в разговор кто-то из бойцов, - выгнал волка, так гони его пока, не убьешь.

- Это верно, товарищ, - подхватил агитатор, - ты у нас охотник старый и правила знаешь. Да охота теперь посерьезней и поинтересней... Разговор стал общим...

Окрыленный первым успехом, первый батальон 1099-го полка, не чувствуя усталости, двинулся на Ковалевку. Но теперь батальон уже не был одинок: с правого фланга, с западной окраины села Собакино шли принимать боевое крещение два батальона из 1097-го полка. Они заняли Собакино на рассвете. 3 декабря, выбив оттуда небольшую группу фашистских автоматчиков. Это была как бы прелюдия к предстоящему большому бою.

Гудериановцы, отступая, продолжали огрызаться из автоматов и пулеметов. Но закрепиться в Ковалевке им не удалось. Единственное, что успели фашистские мерзавцы, - это поджечь окраинные дома Ковалевки. На мирных жителях срывали гитлеровские молодчики свою злобу. Сквозь сплошную завесу дыма? шли наши бойцы, преисполненные решимости отомстить врагу и за эту тихую рязанскую деревушку, познавшую фашистский разбой.(31)

 

«ЗДОРОВО ДРАЛИСЬ, ОРЛЫ»...

Бой разыгрался на подступах к Красная. Дорога к деревне пересекалась глубоким оврагом. Это естественное прикрытие немцы попытались сделать рубежом своей обороны. Они из оврага беспрерывно поливали огнем дорогу и поле. Над полем слышен был зловещий гул вражеских самолетов.

Части рассредоточились. На левом фланге, у редкого кустарника, приготовилась к бою третья минрота 1097-го полка. Справа шла пехота, медленно растекаясь по полю отдельными колоннами. Первые удары советского миномета возвестили начало боя. Точно в цель бил младший политрук Базукин. От него не отставали и другие расчеты. Мины безошибочно «накрывали» фрицев в овраге.

Но два стервятника уже кружились над полем. Положение наших батальонов осложнялось.

Спокойно и стойко выдержали бойцы первую встречу с фашистской авиацией. Помогло умелое рассредоточение колонн, а еще больше помог маленький, юркий «Миг», точечкой появившийся на горизонте.

- Наш! - с нескрываемой радостью в голосе крикнул боец Демидов. Все взоры обратились на восток.

Наш «ястребок», подобно бегуну-легкоатлету, легко рассекал воздух под крики «Ура» советских воинов. И тут же разрывы бомб взвихрили белую гладь поля, засыпая уши, глаза снежной пылью. Но «Хейнкели» были уже не страшны. Набрав высоту, они удирали на запад, очевидно, уже испытав в прошлом мастерство советских истребителей.

Первые батальоны 1097-го и 1099-го полков двинулись на овраг, в лоб и справа. Немцы, в слабой надежде удержать свой неудачный рубеж, перенесли пулеметный огонь на пехоту. Но и это не могло удержать наших бойцов. Лавиной катились они на овраг, посеяв такую панику среди гитлеровцев, что те одиночками убегали в деревню.

В снежном сугробе фашисты бросили три новеньких пулемета. Бойцы Тимофеев и Чудайкин, внимательно осматривая их, и приговаривали: «Теперь вы,(32) фрицы, вместе с нашими «максимами» будете бить своих же фрицев». Овраг был завален трупами, касками, целым и изуродованным оружием, серыми солдатскими сумками, разбитыми флягами. Всюду виднелись следы точной работы славных минометчиков лейтенанта Токаренко.

Фашисты попытались было укрепиться в домах деревни. Но не успели. Буквально на плечах врага наши части ворвались в Красная. Отдельные вражеские автоматчики трусливо стреляли из окон в спины бойцов. Так был ранен стрелок Кирилюк. С прострелянной рукой он нашел в себе силы подбежать к амбару, где засел стрелявший гитлеровец, и, оттолкнув ногой дверь, с криком: «получай, гад!» - бросил внутрь гранату. Вскоре бойцы извлекли из амбара изуродованный труп фашиста и целый немецкий автомат.

Все новые и новые группы наших бойцов входили в освобожденную деревню. А на улицах, у домов встречали женщины, старики, махали платками, плакали от радости, называли ласковыми именами: «сынки наши родные, дорогие, дождались мы вас - освободителей».

Работники подива на собрании колхозников выступили с докладами о внутреннем положении страны, об обстановке на фронтах Отечественной войны, задачах советских органов в восстановлении разрушенного хозяйства немецкими захватчиками.

Части дивизии, развивая успешное наступление, продвигались на запад, очищая село за селом от фашистской нечисти.(33)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных