Современные теории элиты
Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:
· Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.
· Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
· Групповая сплоченность.
· Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
· Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.
· Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.
Ценностные теории элиты характерны:
· Элита - наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
· Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
· Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
· Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:
· Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
· Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
· Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
· Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
· Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
· Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:
· Глобальный, мессианский характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
· Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
· Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем".
· Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага.
· Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|