Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отношение к математике. Работа или развлечение?




Учитель,

или Репетитор?

Работа или развлечение?

Хочешь работать по-новому,

Давай общаться.

 

Старинная школа нетрадиционных методов обучения математики

Хочу выразить огромную благодарность всем тем, кто помог мне в написании этой маленькой книги – помощника для любого учителя-репетитора, не только по математике. Я очень благодарна своему мужу Назаренко Владимиру, за понимание и терпение, проявленное им во время моей работы. Также Руденко Александре – психологу, учителю, основателю Харьковского клуба репетиторов, которая помогла мне восполнить недостающие пункты моих действий. Спасибо Светлане Волошиной – репетитору из Днепропетровска, чьи статьи использованы мной в этой книге. Ещё, я благодарна тому, что в этом кипящем потоке жизни, у нас есть интернет, в котором можно найти исторические факты, научное обоснование, и многое другое, что может дать базу для желаемой работы.

Вступление.

«ЧИСЛО ЕСТЬ СУЩНОСТЬ ВСЕХ ВЕЩЕЙ» так считал Пифагор в своей школе.

Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальных Объектов, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и всё многообразие действительности. Отсюда и появилось моё решение создать свою интересную методику.

Нам издавна ведома фраза - «Математика – царица всех наук». Математике даже удалось отвоевать множество владений философии, которые, как казалось ранее, не могли быть описаны численно, "сухим языком цифр и формул". Вы не подумайте, я не собираюсь лезть в область всемирных наук. Я просто взяла сказанное выше во внимание и решила, что изучение математики, можно сделать на много интересней, если более тесно связать меж предметные связи, что и начали делать очень давно пифагорейцы. По этому, мой репетиторский центр стал называться «Дзета».

«ζ- ДЗЕТА» - 6 –ая буква греческого алфавита, обозначающая «он жив». В системе греческой алфавитной записи чисел, имеет числовое значение 7.

Вероятно, в деятельности Пифагора и его ближайших учеников, научные положения были перемешаны с мистикой, религиозными и мифологическими представлениями. Сейчас на это можно смотреть с разных сторон, по - этому я сделала простой вывод: я работаю с детьми, а дети любят сказки и проявляют интерес ко всему невероятному и загадочному. Вот в таком виде и надо преподносить изучение математики ученикам.

 

Начало.

«Училку на мыло», - с такой нестандартной фразы хочу немного рассказать о своём методе преподавания обычного школьного предмета – математика. Должна заметить, что сказанная фраза была не в мою сторону, но услышана мной. Может именно с этих слов, может с какой другой фразы, я стала фиксировать, в каком виде подача материала, или решение каких-либо задач или примеров, воспринимается ВСЕМИ учениками «на ура».

Заинтересовала меня как раз не новая, а старая методика, даже правильно назвать старинная. Не судите меня строго, но хочу поделиться с Вами своими наработками. Если у Вас есть желание поделиться со мной, буду рада прочитать критику, ведь «без ошибок хорошие дела не делаются».

Началось конечно всё очень давно, думаю что В Древней Греции около VI века до н.э. Там было начало философской методики преподавания математики. Заложенная греками идея объединения театра, поэзии, драматургии, математики и философии, была возрождением великих учённых, математические законы которых мы изучаем до сих пор.

Заинтересовавшись этой философской методикой, я увидела, в ней лёгкость восприятия математики для детей, с гуманитарным уклоном. Мне, может, повезло, что почти 4 года подряд я работала руководителем театрального кружка при школе Группы Советских войск Германии (ГСВГ). Я писала сценарии сказок, которые мы ставили на сцене, а ещё я художник-любитель по наследству от отца. Ну и в заключении о себе могу сказать, что стихи тоже могу писать, правда, по желанию и с хорошим настроением. Почему я всё это описала? Когда началась моя работа обычным учителем в школе, я не могла смириться со стандартным ведением урока. Меня интересовали занимательные задачи, и нетрадиционные методы, я опробовала многое и пришла к выводу, что ведение уроков с помощью методики «Объединения математики с другими предметами школьного курса» мало, хотя именно это и было для меня началом того, что мне хотелось изменить.

Если вспомнить философское высказывание Эммануила Канта: "Каждая наука лишь тогда достигает совершенства, когда породнится с математикой", - то придерживаясь его, можно представить математику, как «науку о науках», но это всего лишь ещё философское высказывание. Большинство учителей подаёт изучение этого предмета, в виде «сухой науки чисел»,- эту фразу мы слышим на много чаще, чем две предыдущие. И очень мало кто задумывается о том, что математика достаточно тесно и разносторонне взаимодействует и с другими науками, а также с философией издавна, что привело к методике ясного и доступного всем изучения Великой науки — МАТЕМАТИКА в Древней Греции.

Это было всего лишь вступление о том, с чего началась моя методика преподавания. Кроме того, что любой простой урок можно сделать «сказкой», нужно, чтобы в этой сказке ученики не только учили написанный сценарий (математические правила и законы), но и были настоящими актёрами, проявляющими настоящий актёрский интерес ко всему этому (имели желание решать задачи и примеры с помощью выученных правил). Этот интерес присутствует почти у всех детей, но у некоторых он не проявляется из-за боязни выделиться и быть «белой вороной». Так вот, чтобы интерес объединить с действием, не достаёт всего одной малости: ученик должен понимать законы и правила, а также он должен знать, когда, где и почему нужно использовать их. Я уверена, что многие сейчас скажут: «И что же здесь нового? Это и так ясно».

Это действительно ясно всем. Только после подачи нового материала в школе, ко мне в центр приходят ребята и говорят: «Нам учитель рассказал новую тему, но я так ничего и не понял». Такой ученик выучит правило с учебника, будет его чётко повторять, но это для него всего лишь «ИНОСТРАННЫЕ ФРАЗЫ», я не ошиблась это действительно так.

Можете для проверки спросить слабого ученика, выучившего правило, что обозначает какое-нибудь слово, или пара слов из выученного, я уверена, что вы сами всё услышите.

Дело в том, что говоря на уроке «математическим языком», мы общаемся только с 10% всего класса, а то и меньше, остальные вас не понимают. Для них это всё равно, что вы будете объяснять ту же тему на иврите, грузинском языке, короче, любом языке, который ученик не знает, это одно и то же. Вы снова можете мне возразить, но об этом мы поговорим позже и рассмотрим тему шире. По этому, первым делом, взяв 1-ый класс, или 10-ый, здесь разницы нет, необходимо выделят немного времени на каждом уроке для изучения и повторения, как я назвала «математического – иностранного языка». Пройдёт немного времени, как вас начнут понимать 20% вашего класса. Я не ошиблась в количестве.

Я думаю, вы поняли, что этого ещё мало. Это действительно так, потому, что зная, например, смысл слова «КОСА», даже нам с вами надо услышать полное предложение с этим словом, чтобы понять, о чём идёт речь. Для понимания смысла предложения, слушать, нужно ВНИМАТЕЛЬНО, чего не хватает на уроке нашим ученикам. Но и этого мало, ведь все мы знаем, что в наших «любимых» учебниках бывают такие условия задач или примеров, а так же объяснение какого-нибудь решения, что мы сами иногда сразу не можем понять смысл написанного. Но ещё чаще, мы просто не слышим себя, выговаривая «заумные речи», и не знаем, почему класс не понял нашего объяснения. И конечно очень редко кто из вас повторяет своё объяснение материала, изменив его вид.

Таким образом, в течение 25-ти лет своей работы, я старалась улавливать именно тот вид объяснения, который был легко доступным. Для этого мне пришлось сменить некоторый порядок правил, так же их формулировки и подачу нового материала всей темы в комплексе. Используя это, вы получите приблизительно 40% понимающих вас учеников.

Теперь выясним, каким образом мы можем научить, когда где и почему нужно использовать правила и законы. Первым делом давайте вспомним, как мы учим своих учеников решать различные задания какой-либо темы. Очень просто:

1. Разбираем в учебнике задание лёгкой сложности, описываем его решение, объясняем и ученики решают другие задания, подобные этому, решённому в классе.

2. Разбираем в учебнике следующее задание данной темы, более усложнённого вида, описываем и объясняем решение, и ученики решают другие задания, аналогичные разобранному.

3. Действие то же, что в п. 1 и 2, и так изучается вся тема.

4. Чтоб уровень оценок был не низким, используем особую подготовку к контрольной работе. Среди БОЛЬШОГО количества решённых заданий в теме, выбираются основные, они же решаются на уроке, и подаются на контрольную работу с изменением величин в тех же условиях.

Вопрос: - Сколько различных заданий было решено во время изучения данной темы?

Ответ:

– МНОГО! Но это на первый взгляд. Если Вы учите по пунктам 1-4, то Ваши ученики и знают всего 4 вида примеров.

Теперь посмотрим на вопрос с другой стороны: - Если мы решали много заданий, понял ли ученик, на сколько видов решений могут разделиться все задания, решённые в теме? Как ученикам различать различные виды решений среди множества заданий?

Если вы задавали себе такие вопросы, то я уверена, что в Вашем плане уроков уже не работают эти старорежимные 4 пункта?

В том и проблема, что темы меняются, со временем забываются и решения, которые были ясными во время изучения темы. Чтобы всё это повторить, ученик перебирает кучу тетрадей, стараясь найти именно тот пример, который ему надо. Это описание подходит только для «хорошего» ученика, которых в классе мало, а как можно научить остальных решать любые задания данных тем?

Это действительно сложно. Но всё надо пробовать. Если сидеть на одном месте без движения, то и жизнь остановится.

Сначала исключим метод решения, состоящий из 4-ёх приблизительных пунктов, которые я описала, и попробуем составить новый.

1. Составить чёткий алгоритм решения лёгких заданий данной темы и приложить все усилия, чтоб его знали все.

2. Всю тему можно разделить на мини-темы, состоящие из заданий чем-то похожих в своём решении. Для каждой их этих мини-тем, составляется свой алгоритм. При правильном составлении в каждой последующей части темы, составленные алгоритмы повторяются с небольшим увеличением количества пунктов.

Таким образом, к концу всех разобранных заданий мы будем иметь единый максимальный алгоритм решения «почти» всех примеров различного вида сложности. На это выделяется 50% уроков, остальные 50% практических занятий отводится для применения выведенного нами основного алгоритма ко всем примерам темы. При таком изучении материала, каждый ученик может потренироваться в выборе нужных пунктов основного алгоритма для решения его индивидуального задания.

Вывод: имея единый алгоритм, исключается необходимость учить решение конкретно каждого примера темы. Появляется возможность развивать логическое мышление методом подбора решений к данному заданию, а также появляется шанс быть более уверенным в своих знаниях и не бояться при проверке получить задание, условие которого не рассматривалось среди решённых на уроке.

Я думаю вам уже интересно знать сколько % ваших учеников (самого слабого класса) заинтересуются предметом математика – 60%.

Ну и напоследок, если вернуться и вспомнить, о чём я писала в начале, то используя игры, сказки, рисунки, меж предметные связи и простую фантазию на уроках вместе с индивидуальным подходом к каждому ученику, вы добьётесь 80% понимания своего предмета в классе. Если ещё добавить исключение в отношении к «любимчикам», то будете иметь 90%. Я думаю, что на этом процентном счёте надо поставить точку, так как всегда есть исключения из правил, поэтому если вы добьётесь 100%-го понимания, я буду только рада за вас.

Здесь я очень коротко рассказала об основных частях своей методики.

Отношение к математике

Почему сегодня математика не притягивает к себе интерес учеников?

Начнём с пары вопросов: «Что в этом предмете на сегодняшний день может быть интересно нашим ученикам? А Вас что привлекает в этой науке?» У Вас хоть раз появлялись такие вопросы? Задумайтесь, если найдёте ответы на них, вы настоящий профессионал и очень любите математику.

Для наших учеников математика не интересна, для пробы проведите анонимный опрос с вопросами: «Какой предмет в школе вам больше всего нравится и почему?», а так же «Что конкретно вам нравится в предмете математика?» Думаю, навряд -ли вы узнаете что-то новое.

Математика, как предмет изучения, воспринимается детьми - совсем НЕЛЕГКО. Также ученики не воспринимают его как интересную сказку, захватывающую песню, или красивый рисунок, а самое сложное то, что они НЕ находят ему применение…

Хочется для ясности сделать маленький экскурс в историю развития человечества и его стремление к наукам, то есть не к одной математике.

Напомню Вам, что в этом экскурсе я буду учитывать интерес к наукам в основном обычных учеников или просто людей, живших в те времена.

1. Период развития ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

С начала человек хотел узнать всё. Это ВСЁ было ОЧЕВИДНЫМ, много чего можно было взять, прикоснуться, пощупать. К изучению всего этого был большой интерес. Этот интерес был очень долгим, и захватил не только данный рассматриваемый период, но за ним и следующие. Правда, пиком его развития был именно этот.

Математика, как Вы понимаете, была почти основой для развития любой науки, потому в то время развитие математики имело большой подъём. Основой математических законов были очевидные факты, и сначала был счёт. За этим, мы понимаем, что в этом развитии брала верх геометрия. Она была основой жизненных действий в то время. Этот период развития наук длился очень медленно и долго, на то были свои причины, касающиеся больше стиля жизни, чем науки. Но всё-таки, можно сказать, что жажда знаний была основой жизни той эпохи.

2. НАША ЭРА

Конечно, было бы не правдой сказать, что в течение 19-ти веков нашей эры интерес к изучению наук пропал. Но осмелюсь сказать, что он изменился, он потерял ту силу, какая была изначально. График подъёма интереса был ослаблен к одним наукам, и усилен к другим. Изучив более или менее, как казалось человечеству реальный мир, оно взялось за его пределы и более. Этот всплеск интереса длится и до сегодняшнего дня. Если касаться математики, для этого стала необходима больше алгебра, но если мы вышли за пределы уровня зрительного восприятия, то решили, что и геометрии нет предела (Эвклидова геометрия). Это повлекло за собой улучшение уровня жизни человека и желание изменить реальный мир. (Попробовать, авось, получится?)

Жажда знаний ослабла, жить стало лучше, реальный мир стал более ясен, чем был, а о том, что находится за его пределами, фантазировать дано не каждому. Хотя ещё тогда почти всем хотелось ВСЁ сделать лучше, чем оно есть, и они понимали, что для его изменения, необходимо его изучение.

Этот период длился на много быстрее, чем предыдущий, но не так быстро, как следующий.

3. ΙΙΧΧ - ΙΧΧ ВЕК, НАШИ ДНИ.

Эти века сделали очень большой переворот в бытие и во многих науках, но в то же время сильный спад большинства к жажде знаний. Может, вы согласитесь со мной, если я скажу, что такой прорыв сделали слои населения, которых подпустили или которые просто (ДОРВАЛИСЬ) к знаниям и науке после долгого рабства. Может не так должно быть резко сказано, но именно в эти века и появилась возможность учиться почти всем, у кого раньше к этому не было доступа и кто этого желает. К учёбе пришли все слои населения, они стали развивать свои желания жить лучше и удобнее.

Сегодня мы живём в веке информатики и нано технологий и нам уже всё известно, как кажется многим. Да, естественно с помощью этих технологий наука пошла вперёд, но КАКАЯ НАУКА? Экологи, например, кричат всем, что мы не идём в ногу с законами природы. Может мы что-то пропустили, может нужно серьёзно отнестись к изучению прошлого, чтобы правильно сконструировать ЭТО НОВОЕ? Как же найти ошибку, если одни с огромной скоростью летят вперёд, часто не разбирая, принесёт ли его новшество пользу всей планете и её жителям, а другие часто повторяют фразу, ставшую актуальной для наших дней: «Всё, что можно было придумать, придумали до нас…»

Мысль большинства людей: «Лучшее дело то, что приносит большие деньги при минимальной работе. При имении больших денег хочется попробовать много того, что уже изобрели и сделали.» Из-за этого желание к учёбе стало пропадать. Вокруг столько всего нового, как бы сначала ЭТО ВСЁ НОВОЕ получить и попробовать, а потом думать о его изменении, не прилагая больших усилий, и заработать на этом большие деньги.

Таково мышление современных учеников, и таких большинство. Но уже сегодня многие видят реальную очевидность – новое очень быстро приходит в негодность (почему-то), а старое (почему-то) стоит века. И теперь уже многие задумываются, почему это происходит? Чего люди ещё не узнали, или упустили при изучении основ, чтоб упростить порядок действий? На данный момент интерес к ПРОШЛОМУ велик, и именно он открывает возможность заинтересовать учеников начинать изучать математику, видя и смотря на неё воочию, старым и древним методом. Как и было раньше, чтоб понять новое, надо серьёзно и глубоко уяснить старое. Для этого, как нам кажется, мы добавляем новые темы в школьную программу, уменьшаем предметные часы в неделю, сокращая при этом количество уроков для всего изучения. Появляется основной вопрос: «Когда и как это ВСЁ выучить?»

Думаю, для любого человека, прочитавшего этот экскурс в историю, станет ясно, что не только методика, но и программа изучения математики в школе была поставлена по уровню и порядку развития этой науки. Но сейчас, как и всё меняется и программа… Ясным становится и не долгая стабильность этих изменений, мы хотим изменить старое на новое, не учитывая законы ПОРЯДКА. Нам кажется, что мы и наше новое поколение вундеркиндов уже готовы жить по человеческим, а не по Божьим законам (законам природы). Мне кажется, мы поставили себя выше того, что в нас есть. Давайте спустимся на землю, на которой мы пока ещё живём, и не будем пока строить из себя великих «передельщиков» мира сего, а всего лишь задумаемся, как лучше научить математике наше поколение детей.

Вы скажите: «А мы как раз это и делаем!» Может Вы и правы в своём ответе, только мой вопрос: «Как мы это делаем?»

Быть или не быть репетитором?

Очень часто репетиторство приходит на ум, как дополнительный заработок. То есть вы хорошо разбираетесь в том или ином предмете, имеете работу по специальности (учитель, инженер и др.), но хочется попробовать себя на репетиторском поприще. Вы, в общем-то, ничем не рискуете, оставаясь при основной работе. Но иногда возникает мысль о радикальной смене профессии, когда вы хотите сделать репетиторство основным источником дохода.

И вот тут встают вопросы: «Быть или не быть? А вдруг не получится? Или все-таки получится?» Так как же правильно сделать выбор?

Давайте воспользуемся «квадратом Декарта». Это довольно известная техника принятия решений. Она очень проста, и её можно использовать не только в выборе профессии, но и в любом другом вопросе. Пользоваться этой техникой достаточно просто. Вы оцениваете для себя плюсы и минусы того или иного решения, выбирая между позитивом и негативом, который связан с действием или бездействием.

Приведенные ниже доводы являются личным восприятием профессии репетитора и не претендуют на единственность, исключительность или достоверность. Каждый из вас может и должен этот список создать самостоятельно, дополнить или изменить, исходя из своих мыслей и потребностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных