Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и объективная необходимость государственного регулирования экономики




Несущей конструкцией экономики, ее базисом было, есть и будет промышленное производство. От его состояния и уровня развития зависит результативность экономической деятельности государства. Оно играет основополагающую роль в повыше­нии конкурентоспособности национальной экономики, обеспе­чивает устойчивое функционирование других отраслей эконо­мики, удовлетворение потребностей населения в товарах, опре­деляет экспортный потенциал страны, ее экономическую безо­пасность и обороноспособность.

Развитие производства во многом зависит от влияния рынка и государства. Рынок воздействует на производство посредством спроса на производимые товары и услуги, государство — по­средством прямого государственного управления производствен­ными предприятиями государственной собственности и государ­ственного регулирования предприятий негосударственной фор­мы собственности, используя при этом различные формы, мето­ды, рычаги, инструменты и даже институты, позволяющие осу­ществлять регулирование в интересах всех участников про­изводства, всего общества и государства.

Свое целенаправленное воздействие государство оказывает на хозяйственные процессы на макро- и микроуровнях, решает самые разнообразные задачи развития национальной экономи­ки: экономический рост, занятость, уровень цен, распределе­ние доходов, развитие науки и техники, охрана окружающей среды и т.д. Это позволяет ему оценивать состояние и проблемы национальной экономики в реальных условиях и на отдельных отрезках времени, определять цели и пути ее развития исходя из возможностей существующего строя, имеющихся ресурсов, внешних и внутренних факторов (рис. 2.7.1).

           
   
ГОСУДАРСТВО
 
   
 
 

 


Национальная экономика

 


Рис. 2.7.1. Объекты государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики представляет собой целенаправленную деятельность государства в лице соот­ветствующих законодательных, исполнительных и контроли­рующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Государственное регулирование экономики следует рас­сматривать как количественно определенное регулирование национальной экономики, которая в свою очередь представляет собой сложную экономическую систему и обладает множеством особенностей и отличительных черт.

Эволюция рыночной экономики позволяет сегодня выде­лить многообразные ее модели, складывающиеся на основе од­ной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе. Так, например, можно выделить модели рыночной экономики США, Франции, Англии, Японии, кото­рые существенно отличаются друг от друга по сферам действия рынка и государства, по формам и методам государственного регулирования экономики и т.д.

В настоящее время выделяются следующие модели рыноч­ной экономики:

• саксонская (США, Канада, Англия) — неограниченная свобода предпринимательства;

• западно-европейская (Франция, Италия, Испания, Порту­галия) — активное государственное регулирование с помощью индикативного (рекомендательного) планирования, большая доля государственного сектора;

• социально ориентированная (Германия, Австрия, Голлан­дия) — подчеркнутая социальная направленность государства;

• скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) — паритет­ность государственного и частного капиталов, ярко выражен­ная социальная направленность;

• патерналистская (Япония) — усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.

Рыночная система, основанная на частной собственности при значительном слое собственников и экономической свободе хозяйствующих субъектов, усиливает ответственность за свое­временное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Рыночно-конкурентный меха­низм управления экономическими и социальными процессами формируется на основании интересов и мотивов поведения лю­дей, индивидуальных потребностей и возможностей их удов­летворения. Основным элементом рыночного управления эко­номикой является механизм цен, который обеспечивает регу­лирование происходящих экономических процессов путем со­гласования спроса и предложения. Различия в прибыльности либо убыточности того или иного производства регулируют рас­пределение ресурсов по видам производства.

Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыноч­ной экономики, столь же очевидны и ее недостатки, которые обусловливают объективную необходимость государственного вмешательства в экономику. К ним следует отнести:

•неспособность рыночной экономики обеспечить оптималь­ное с общественной точки зрения функционирование экономики;

•содержащуюся в ней тенденцию к угасанию конкурен­ции — ее главного контрольного и двигательного механизма;

•неспособность обеспечить стратегические направления развития в области науки, техники, технологии (стимулируя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений, рыночная система не в состоянии обеспечить их развитие);

• неспособность к глубоким структурным преобразованиям;

• отсутствие рациональных подходов к природопользова­нию, охране окружающей среды.

Устранение перечисленных недостатков в условиях рыноч­ной экономики обусловливает необходимость активного госу­дарственного вмешательства. И государство заботится о функ­ционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, определяет правила их эконо­мического поведения, защищает их интересы, реализует воз­можность проявления наиболее эффективных сторон рыночно­го механизма и устраняет его негативные последствия.

В условиях рыночной экономики государство, оптимально сочетая рыночные и государственные регуляторы, обеспечива­ет благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабиль­ность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регули­рования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Но если государственное регулирование является объектив­ной необходимостью в условиях современной рыночной эконо­мики, то в экономике переходного периода его роль неизменно более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку, проблемы, решение которых возможно только посред­ством действенного государственного вмешательства. Это свя­зано с введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации государствен­ных и коммунальных предприятий, жилья, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением экономической сво­боды хозяйствующим субъектам и т.д. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негатив­ных процессов, характерных именно для переходного периода (например, криминализации общества, экономики). И нако­нец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реа­лизацию также лежат на государстве.

Все перечисленные аргументы обусловливают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений, особенно в переходный к рын­ку период.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных