Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы и методы государственного регулирования экономики




Система государственного регулирования экономики вклю­чает субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организационную структуру регулирования, а также правовые нормы и акты.

Субъекты государственного регулирования экономи­ки — носители, выразители и исполнители хозяйственных ин­тересов — отражают индивидуальные и коллективные потреб­ности в материальных и общественных благах, достижении оп­ределенных экономических и социально-политических целей. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Оно является исполнителем хозяйственных интересов в лице различных органов власти, построенных по определенному ие­рархическому принципу.

Объектом государственного регулирования может быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отрас­лей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования мо­гут выступать социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от дру­га, иметь различный характер, разные иерархические уровни: уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора эконо­мики, народного хозяйства в целом. Это может быть структура народного хозяйства, масштабы и темпы экономического роста, занятость населения, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.

Государство обеспечивает свое регулирующее воздействие на экономику с помощью законов, налогов, норм амортизации, таможенных пошлин, бюджетных расходов, цен и т.д.

В конечном счете все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэко­номическое развитие и поведение в микроэкономике в направ­лении выбранного варианта движения, обеспечивающего дос­тижение поставленных целей и задач.

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю со­вокупность методов с определенной степенью условности мож­но разделить на административно-распорядительные и эконо­мические, на прямые и косвенные (рис. 2.7.2).

       
 
Методы государственного регулирования экономики  
 
   

 


Рис. 2.7.2. Методы государственного регулирования экономики

 

В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельных, но в то же время тесно увязанных между собой направления (формы):

•планирование, программирование и прогнозирование;

• финансово-кредитное регулирование;

•антимонопольное регулирование;

•дерегулирование экономики.

Важнейшими формами государственного регулирования экономики являются планирование, прогнозирование и про­граммирование. Планомерное развитие общества — одно из ос­новных достижений человеческой цивилизации. С его по­мощью обеспечивается согласованное целенаправленное функ­ционирование всех звеньев хозяйственной системы общества. Планирование можно рассматривать как специфическую фор­му общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономи­ческой и социальной политики государства. Планирование как форма государственного регулирования используется практи­чески во всех странах; оно вполне уживается с рыночными прин­ципами ведения хозяйства.

Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натураль­но-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспече­ние рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отра­жение в соответствующем плановом документе (плане).

По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным и стратегическим.

Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения.

Наиболее распространенной во всем мире формой государ­ственного планирования является индикативное планирование.

Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состоя­ние и развитие экономики страны, соответствующих государ­ственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономи­ческие процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Индикативные планы имеют рекомендательный характер, а их конструктивная роль проявляется в том, что, не сковывая инициативу частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенци­альном спросе, положении дел в смежных отраслях, областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они в какой-то мере влияют на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происхо­дит с учетом плановых наметок.

Индикативные планы позволяют органично соединять в од­ном документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государ­ственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государ­ственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются соответствующие механиз­мы стимулирования.

Стратегическое планирование — это особый вид планирова­ния, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспек­тиву и определяющего стратегические цели социально-экономи­ческого развития страны и направления их достижения.

Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для до­стижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшими проблемами являются правильное определе­ние целей и установление правильного соотношения целей и средств в рамках государственного стратегического планирова­ния. Обычно стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а эта ситуация наблюдает­ся в любом государстве) проблема выбора главных целей сопро­вождается проблемой ранжирования приоритетов.

По периоду действия выделяют долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы. В практике планирования используются все три вида планов, которые обеспечивают преемственность планирования и возможность достижения целей, равноудаленных по времени.

Все большее место в системе государственного регулирова­ния занимает прогнозирование, которое может выступать как

самостоятельная форма регулирования и как научно-аналити­ческая стадия планирования.

Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.

Социально-экономическое прогнозирование является спосо­бом предвидения, получения представления о будущем, обус­ловленного закономерностями общественного развития и дей­ствием разнообразных и равнонаправленных факторов в прог­нозируемом периоде.

Прогнозирование предполагает использование различных видов прогнозов: экономических, социальных, демографиче­ских, научно-технических, прогнозов природных ресурсов и т.д.

По периоду упреждения прогнозы бывают кратко-, средне-и долгосрочными.

Программирование как форма государственного регулиро­вания призвано решать важнейшие проблемы развития нацио­нальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др. Оно должно обеспечивать комплексный подход к выделен­ной проблеме и целенаправленное распределение ресурсов на ее решение. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, иметь директивный или индикатив­ный характер, охватывать долго-, средне- и краткосрочный пе­риоды.

В зависимости от содержания, объекта и направления дей­ствия программы могут быть социально-экономическими, на­учно-техническими, производственно-экономическими, терри­ториальными, организационно-хозяйственными. Они могут быть также национальными, региональными, чрезвычайными и целевыми.

Национальные и региональные программы, отражают пред­почтительный вариант социально-экономического развития страны в целом или ее отдельного региона.

Чрезвычайные программы являются краткосрочными и раз­рабатываются в критических ситуациях (в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д.).

По периоду действия программы могут быть кратко-, сред­не- и долгосрочными. Наиболее распространенными являются среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной корректировкой в рамках последнего предстоящего года (так называемое скользящее программирование).

Особое место в системе государственного регулирования от­водится финансово-кредитной системе, которая активно воз­действует на социально-экономические процессы и обеспечива­ет движение экономики в заданном планом, прогнозом или про­граммой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирова­ния с кредитованием различных процессов и явлений, диффе­ренцированные проценты за кредит, цены, всевозможные фи­нансовые и налоговые льготы.

В финансово-кредитной системе выделяют бюджетно-нало­говое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой со­вокупность средств, направлений и мероприятий по аккумули­рованию и наиболее рациональному и приоритетному распреде­лению финансовых ресурсов с целью обеспечения макроэконо­мической стабилизации и экономического роста. Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финан­сового регулирования экономики. С помощью бюджета госу­дарство сосредоточивает в своих руках, распределяет и перерас­пределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными образованиями необхо­димые финансовые ресурсы, которые требуются для централи­зованного руководства (регулирования) социально-экономиче­скими процессами. Причем изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должно и может осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побудить предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.

Налоговые регуляторы — это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты плате­жей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и спо­собы взыскания.

Кредитно-денежное регулирование проводится в финансо­вой сфере и в реальном секторе экономики.

Цены — важнейший регулятор общественного производ­ства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствую­щих субъектов. В руках государства цены являются инстру­ментом регулирования различных экономических и социаль­ных процессов (например, ограничения монополистической дея­тельности, регулирования и контроля выпуска социально зна­чимых товаров и услуг и т.д.).

Сегодняшняя ценовая политика Республики Беларусь ори­ентирована на общепринятую в мировой практике стратегию ценообразования. Она должна содействовать ускорению струк­турной перестройки экономики, внедрению рыночных меха­низмов, ликвидации элементов бесхозяйственности, устране­нию с рынка неконкурентоспособных товаропроизводителей. Важнейшим средством решения этих задач являются либера­лизация цен и государственный контроль над ними.

Важной составляющей системы государственного регулиро­вания в условиях рыночных отношений является антимоно­польное регулирование. В Республике Беларусь, ставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, антимонопольное регулирование получило разви­тие с 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона "О противодействии монополистической деятельности и разви­тии конкуренции". Сегодня антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, до­кументов, законов. Антимонопольное законодательство являет­ся основой антимонопольного регулирования. Его главные на­правления — противодействие монополистической деятельно­сти, формирование и развитие конкурентных отношений, регу­лирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.

В системе государственного регулирования экономики сле­дует выделить дерегулирование, которое должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочия­ми рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру.

Важнейшая роль в реализации функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики, осуществлению жизнедеятельности общества принадлежит го­сударственному сектору.

Государственный сектор — это часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, це­ликом или частично принадлежащих центральным либо мест­ным государственным органам, полностью контролируемая го­сударством.

В системе государственного регулирования экономики госу­дарственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где го­сударство является и собственником, и предпринимателем, и крупным инвестором, и организатором научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сек­тор является самостоятельным комплексным инструментом, государственного регулирования экономики, обеспечивает реа­лизацию ряда принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть практи­чески во всех странах с рыночной экономикой, но он имеет раз­личный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, числу занятых, количеству предприятий и т.д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.

Как правило, государственный сектор занимает сферы и от­расли, функционирование которых необходимо для экономики страпы, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и незначи­тельной скорости оборота капитала. Государственный сектор занимает экономическое пространство, как бы оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего — с другой. Он охватывает отрасли, которые ему оставляет частный капитал, т.е. те, в ко­торых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Прежде всего, это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли

производственной и социальной инфраструктуры (энергетика, транспорт, сферы образования и здравоохранения), в которых отдача либо невелика, либо происходит через длительное время.

Кроме того, через государственный сектор осуществляется деятельность государства по "оздоровлению" отраслей, пережи-вающих кризис, и по активизации экономики в целом (нацио­нализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо от­раслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора).

Нередко государство создаст новые объекты либо проводит реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно. Тем самым государство поддерживает определенную

структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы.

Наибольшую значимость государственный сектор как инстру­мент государственного регулирования экономики приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.

Наличие действенного государственного сектора позволяет решать следующие задачи:

• усиление контроля со стороны государства за важнейши­ми народнохозяйственными процессами;

• повышение общего антикризисного воздействия;

• укрепление независимости национальной политики госу­дарства в промышленности и других отраслях материального производства;

• противостояние иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

•стабилизация экономического развития, достижение сба­лансированного роста;

•поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

• обеспечение приоритета социальных целей. Количественная оценка влияния государственного сектора на экономику может осуществляться с помощью следующих показателей:

• доля валового национального продукта (ВНП) и доля ва­лового внутреннего продукта (ВВП), создаваемых в государ­ственном секторе;

• количество занятых в нем рабочих и служащих;

• удельный вес по отдельным отраслям народного хозяйства;

• число предприятий государственного сектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.

Размеры государственного сектора экономики могут слу­жить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяй­стве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются качественным состоянием эко­номики на данном этапе функционирования. Это связано с взаи­мопроникновением государственного и частного капиталов и выражается в чередовании фаз национализации и денациона­лизации.

Расширение или сужение границ может идти по различным направлениям: увеличение размеров уже функционирующего капитала, строительство новых государственных предприятий, проведение актов национализации, а также разгосударствле­ние экономики.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных