ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государственная экономическая политика и развитие промышленного комплекса Республики Беларусь
Основные направления развития народнохозяйственного комплекса республики, в том числе и промышленного комплекса, находят отражение в государственной экономической политике. Государственная экономическая политика — это совокупность мер государственного воздействия, направляемых на упорядочение, корректировку и поддержание развития социально-экономических процессов в стране в заданном направлении для достижения поставленных целей и задач. Она отражает стратегию развития государства. Составляющими государственной экономической политики являются научно-техническая, инновационная, антимонопольная политика, политика обеспечения национальной экономической безопасности и др. В государственной экономической политике выделяют приоритеты, которые могут изменяться в зависимости от исторического этапа развития национальной экономики. В Республике Беларусь цели и задачи социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также взаимоувязанная система мер по их реализации определяются в программных и прогнозных документах, разрабатываемых в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь": •Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет; •Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • Годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь. Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь определяется с учетом состояния окружающей среды и эффективного использования следующих потенциалов страны: • демографического; • социального; • природного; • производственного; • инновационного. Цели социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период, а также пути и средства их достижения находят отражение в Основных направлениях социально-экономического развития. Экономическая политика Республики Беларусь на среднесрочную перспективу отражается в Программе социально-экономического развития на 5 лет. Она разрабатывается в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства: • макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую политику; • институциональные преобразования; • инвестиционная и структурная политика; • внешнеэкономическая деятельность; • развитие реального сектора экономики; • социальная политика; • проблемы экологии и охраны окружающей среды. В годовой прогноз включаются: • перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства; • перечень целевых и межгосударственных программ, финансируемых из государственного бюджета; • перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд; • государственная инвестиционная программа; • целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Стратегия развития промышленного комплекса Республики Беларусь базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций социально-экономического развития страны в целом. Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и соответственно формирование качественно нового уровня производительных сил определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты развития отечественной промышленности, что четко обозначено в государственной промышленной политике, выработанной на долго-, среднесрочную перспективу и текущий период. Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов определена Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг., а на среднесрочный период — Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси до 2015 г. является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и обеспечение устойчивых высоких темпов наращивания производства. Достижение этой цели требует создания высокотехнологичного и конкурентоспособного по мировым критериям промышленного комплекса, который может обеспечить экономическую независимость и национальную безопасность страны, достойный уровень жизни народа, оздоровление экологической обстановки и интеграцию экономики страны в систему мировых хозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., промышленная политика республики ориентирована: • на устойчивые и высокие темпы роста производства на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической продукции производства; • рост конкурентоспособности продукции (прежде всего, за счет кардинального улучшения ее качества); • повышение ресурсосбережения (снижение материало- и энергоемкости); • развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих производств при государственной поддержке важнейших для экономики республики предприятий и усилении ответственности за ее эффективное использование. Важнейшим направлением дальнейшего развития промышленного комплекса является изменение его структуры, которое предполагается проводить по двум основным направлениям: • структурная санация экономики. В рамках этого направления оздоровление сложившейся экономической структуры будет осуществляться на основе снижения доли убыточных предприятий, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Это в первую очередь касается государственного сектора экономики; • модернизация экономической структуры, т.е. создание и развитие новых наукоемких, ресурсе- и энергосберегающих производств и целых отраслей. На 2006—2010 гг. в качестве приоритетных направлений промышленной политики выделены: • ресурсо- и энергосбережение, имеющие для Республики Беларусь стратегическое значение; • новые материалы и новые источники энергии; • медицина и фармакология; • информационные и телекоммуникационные технологии; • промышленные биотехнологии.
Для реализации приоритетных направлений развития промышленности предусматривается: • создание высокоточного автоматизированного оборудования, включая гибкие производственные модули и инструмент; • разработка физических, химических и биотехнологических процессов получения новых веществ и материалов различного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упрочения и восстановления изделий из металлических и неметаллических материалов; • создание систем и средств измерения, технической диагностики, оптико-механических и оптико-электронпых изделий нового поколения; • создание нового поколения интегральной элементной базы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электротехнических изделий микросенсорики; • создание новых поколений дорожной и специальной техники, транспорта общего назначения, двигателей для их оснащения; • разработка и внедрение энергоэффективного оборудования, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; • создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая цифровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей; • разработка и производство автоматизированных систем управления. Реализация этих направлений обеспечит улучшение структуры технологического потенциала — возрастет доля V и VI технологических укладов, увеличится удельный вес высоких технологий, повысится уровень оснащения современной техникой и оборудованием. В 2006—2010 гг. темпы роста промышленной продукции в целом должны составить 143—151 %, а наукоемких высокотехнологичных отраслей и производств — 210—235 % по сравнению с 2005 г. За этот период доля сертифицированной продукции в общем объеме должна возрасти до 70 %, что обеспечит повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В соответствии с национальными приоритетами и задачами в государственной промышленной политике определены направления развития важнейших отраслей и комплексов промышленности республики: топливно-энергетического комплекса; электроэнергетики; топливной промышленности; черной металлургии; химической и нефтехимической промышленности; машиностроительного комплекса; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; легкой промышленности; фармацевтической и микробиологической промышленности; местной промышленности. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые государства, энерго- иресурсосбережение имеет стратегическое значение. Развитие топливно-энергетического комплекса республики в 2006—2010 гг. ориентировано: • на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения всеми видами энергетических ресурсов; • эффективное использование топлива и энергии; • активизацию процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов; • реализацию республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; • обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, в том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива, альтернативных источников энергии. Реализация этих направлений должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП в 2006—2010 гг. на 26—30 %. В настоящее время энергосбережение выступает важнейшим фактором стабилизации экономики, социального развития и национальной безопасности страны. Следует отметить, что энергетическая безопасность является главным элементом экономической и в целом национальной безопасности. Европейская экономическая комиссия ООН определяет энергетическую безопасность как состояние общества, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутреннего характеров и влияния дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного происхождения поддерживать необходимый уровень энергопотребления. Обеспечение энергетической безопасности является важным для стран, энергоснабжение которых полностью или в значительной степени зависит от внешних поставщиков. К таким странам относится и Республика Беларусь, в которой импорт топливно-энергетических ресурсов составляет 85 % общего объема их потребления. Столь высокая зависимость от импорта энергоносителей ставит в центр внимания энергетической политики Беларуси вопросы обеспечения безопасности энергоснабжения. Кроме того, серьезной проблемой является рост энергетической составляющей в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, что обусловливает снижение ее конкурентоспособности. Поэтому в сегодняшней ситуации важнейшим, если не ключевым, направлением обеспечения энергетической безопасности страны является энергосбережение.
Организация и содержание государственного регулирования промышленности Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, сформированные по отраслевому и территориальному принципам. Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием. Оно осуществляется Министерством промышленности, Министерством энергетики, соответствующими структурными подразделениями Министерства экономики Республики Беларусь, а также концернами "Белнефтехим", "Беллегпром", "Беллесбумпром". Территориальный принцип обеспечивает регулирование отрасли на уровне регионов. Он должен быть направлен на развитие промышленного производства с учетом специфических особенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не противоречить промышленной политике государства — с другой. Территориальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям роль и отраслевых, и территориальных органов в управлении промышленными предприятиями неодинакова и зависит от типов предприятий и форм собственности. Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с административным подчинением соответствующим органам управления, а деятельность предприятий, основанных на частной форме собственности, — преимущественно законодательством и экономическими методами. В системе государственного регулирования промышленности центральное место занимают прогнозирование, планирование и программирование. Прогнозирование отрасли позволяет определять основные направления ее развития с выделением важнейших аспектов деятельности: развитие технической базы производства, организационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресурсах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны друг с другом и со структурой отраслевого прогноза. Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является системность, которая позволяет рассматривать отрасль как составную часть общественного производства, его подсистему. В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступает, с одной стороны, потребность в продукции отрасли, с другой — потребность самой отрасли в необходимых ресурсах. Источниками информации при прогнозировании являются первичные статистические данные об экономическом и научно-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономические отчеты, нормативно-техническая документация, методическая литература и т.д. Основной объект прогнозирования промышленности — потребность в продукции отрасли и производственных ресурсах. Прогнозирование потребности в продукции отрасли основывается на двух факторах: тенденции развития отраслей-потребителей; технические и производственные возможности отраслей-поставщиков. При прогнозировании в первую очередь устанавливаются: круг потребителей; структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп; их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связи между поставщиками и потребителями. Потребность в промышленной продукции определяется как для производственного, так и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: предметы труда, орудия труда, товары народного потребления. В производственной сфере основным методом прогнозирования потребностей в промышленной продукции является нормативный метод. Прогноз по каждой группе потребителей производится на основании укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрасли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства. Основой прогнозирования самих перспективных нормативов является определение формирующих их факторов: научно-технический прогресс, структура производства как в отраслях-потребителях, так и в отраслях-производителях и др. Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов населения, цен и других факторах. Кроме нормативного метода, при прогнозировании потребностей в промышленной продукции используются моделирование, экстраполяция и др. Прогнозирование потребности в продукции отрасли предполагает прогнозирование требуемых для этого ресурсов: материальных, трудовых, основных фондов и капитальных вложений. Для прогнозирования потребности в производственных ресурсах служат различные методы: балансовый; нормативный; методы, основанные на использовании коэффициентов ресурсоемкое™ (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости); экономико-математические (факторные модели, методы экстраполяции и др.). На основании проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важнейших видов. Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы — балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, производственных мощностей. Важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных и ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование. Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (например, Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 г.) разрабатываются программы по приоритетным направлениям развития отрасли: "Белавтотракто-ростроение", "Белэлектрика", "Белсенсор", "Станки и инструменты", "Телевидение", "Диагностика, медицинская техника и оборудование", президентская программа "Бытовая электроника" и др. Важнейшая роль в регулировании промышленного производства отведена финансово-кредитной системе, в том числе бюджетно-налоговому, денежно-кредитному и ценовому регулированию. В настоящее время бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижения налоговой нагрузки. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. предусматривается продолжение налоговой реформы, одним из приоритетных направлений которой станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Проводимая в республике кредитная политика делает кредит доступным для всех промышленных предприятий. Наиболее распространенной формой кредита в Беларуси является банковский. Временное положение о банковском кредите Национального банка определяет приоритетные направления кредитования. К ним относятся: » мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции производства, внедрению передовой технологии, другие долговременные затраты, связанные с расширением и увеличением основных производственных фондов; о выкуп государственного имущества; • сезонное или временное накопление производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров и т.д. Период пользования кредитом зависит от направлений его использования. Краткосрочные кредиты предоставляют для обеспечения текущей деятельности предприятия, долгосрочные — для инвестиционной деятельности, среднесрочные — на те и другие цели. Действенным инструментом государственного регулирования промышленности выступают налоги, призванные выполнять три основные функции: стимулирующую, распределительную и фискальную. С помощью налогов государство осуществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, стимулирует развитие и переоснащение производства, деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участие в совместных предприятиях, содействует развитию малого бизнеса и т.д. Для этого государство может частично или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавливать их льготные ставки. Однако используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании, в первую очередь в снижении налоговой нагрузки на предприятия, упрощении, унификации, в усовершенствовании налоговых льгот. Ценовая политика Республики Беларусь в 2005—2020 гг. будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен. Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в технологической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка оказывается прежде всего тем предприятиям, которые производят конкуренте- и экспортноспособную продукцию, используют передовую технологию, имеют квалифицированные кадры, обеспечивают многие другие предприятия сырьем, комплектующими и оборудованием для структурной перестройки экономики республики. При этом весьма взвешенной должна быть протекционистская политика государства в области технологий и оборудования. Важной задачей государственного регулирования становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошлинам, тарифам, валютным отчислениям и др. При этом стимулирование инвестиционной деятельности рассматривается в тесной связи с деловой, в том числе и производственной, деятельностью, ибо важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих потребность в его осуществлении. Необходимо иметь надежный механизм регулирования инвестиционной деятельности, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов. В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населения, используется государственный заказ. В последние годы значительно изменились условия его формирования, объем и структура. Произошла трансформация государственного заказа в систему контрактации. Принят Закон Республики Беларусь "О поставках товаров для государственных нужд", который определяет возможности использования с целью стимулирования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий, приоритетного обеспечения материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по контрактам. Порядок формирования и размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Для организации работы по поставкам продукции правительство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обязанность по заключению договоров с поставщиками продукции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом может быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполнению договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поставщика продукции. Размещение государственных заказов на поставку продукции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукционов. Для предприятий-монополистов и казенных предприятий может быть предусмотрен режим обязательного заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государственного контракта на поставку продукции поставщик уплачивает покупателю штраф. В условиях перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий государства становятся институциональные преобразования и развитие рыночной инфраструктуры, в том числе реформирование отношений собственности. Целью реформирования отношений собственности является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. При трансформации отношений собственности предполагается повысить роль и значение директорского корпуса. Приоритет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы. В качестве основных инструментов, обеспечивающих регулирование промышленности, можно выделить реструктуризацию промышленных предприятий, лизинговые операции, создание финансово-промышленных групп и других корпоративных структур, формирование свободных экономических зон и технопарков, а также стандартизацию, сертификацию, квотирование, лицензирование. По мере развития рыночных отношений в промышленности система государственного регулирования, ориентированная преимущественно на экономические методы управления, должна все более опираться на соответствующую ей маркетинговую концепцию развития отрасли, которая в свою очередь должна стать основой формирования промышленной политики в республике.
Вопросы для самоконтроля 1. На какие секторы делится система национальной экономики? 2. Какие отрасли объединяет производственная сфера? 3.Какие сферы деятельности объединяет непроизводственная сфера? 4.Какие фазы в своем историческом развитии прошла промышленность? 5.Приведите пример комплексной отрасли промышленности и назовите составляющие ее отрасли. 6.По каким признакам предприятия объединяются в отрасли? 7. Приведите пример межотраслевых комплексов. 8. Почему промышленность является ведущей отраслью экономики Беларуси? 9. Из каких секторов состоит национальная экономика? 10.Что представляет собой отрасль промышленности? 11.Чем отличается промышленность от строительства? 12.Чем характеризуется сельское хозяйство? 13.Какие основные отличительные особенности характеризуют грузовой транспорт? 14.Что представляют собой межотраслевые комплексы? 15.Что представляет собой промышленное предприятие? 16.По каким признакам можно классифицировать промышленные предприятия? 17.Что представляет собой производственный процесс? 18.Что включает основное производство? 19.Что понимается под вспомогательным производством? 20.Что представляет собой обслуживающее производство? 21.Из чего состоит производственный процесс? 22.Что понимается под организационной структурой предприятия? 23.Охарактеризуйте линейную организационную структуру управления. 24.Опишите функциональную структуру управления. 25.Охарактеризуйте матричную организационную структуру управления. 26.Опишите дивизиональную структуру управления. 27.С какой целью создаются "внутренние венчуры"? 28.Как классифицируются производственные процессы? 29.Что представляет собой производственная ситуация? 30.Перечислите принципы организации производственного процесса. 31.Что представляет собой поточная линия? 32.Чем отличается партионный метод организации производства? 33. Чем характеризуется единичный метод организации производства? 34.Что такое стандартизация и унификация? 35.Что входит в технологическую подготовку производства? 36.С какой целью разрабатывается технологическая карта? 37.Для чего разрабатывается операционная карта? 38.Какой специалист на предприятии отвечает за организацию технологического процесса? 39.С чего начинается подготовка производства новой продукции? 40. Для чего разрабатывается календарный план технической подготовки производства? 41.Для чего создается ремонтная служба? 42.Что представляет собой ремонт? 43.Что такое модернизация? 44. Каковы цель и содержание планово-предупредительного ремонта? 45.Что представляет собой структура ремонтного цикла? 46.Чем текущий ремонт отличается от капитального? 47. Каково назначение планово-предупредительного ремонта? 48. Что такое единица ремонтной сложности и для чего она определяется? 49.С какой целью создается инструментальное хозяйство? 50.Что входит в инструментальное хозяйство предприятия? 51.Как можно классифицировать инструмент? 52.Как определяется запас инструмента на складе? 53.Как определяется потребность в инструменте в инструментально-раздаточных кладовых? 54.Как определяется потребность в инструменте на конкретном рабочем месте? 55.Для чего используется внутрипроизводственный транспорт? 56.Как определяется и каким может быть выбор маршрута перевозок? 57.Перечислите функции, выполняемые энергохозяйством предприятия. 58. Опишите структуру энергохозяйства предприятия. 59. В каких организационно-правовых формах функционируют предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь? 60.Как образуются государственные предприятия? 61.Что понимается под унитарным предприятием? 62.Что представляет собой субсидиарная ответственность? 63.Что понимается под хозяйственным товариществом? 64.Чем отличаются полные товарищества от коммандитных? 65.Что представляют собой акционерные общества? 66.Чем отличаются акционерные общества открытого типа от акционерных обществ закрытого типа? 67.Что представляет собой Устав акционерного общества? 68.Что представляют собой малые предприятия? 69.Назовите формы сотрудничества малых и крупных предприятий, поясните эффективность их создания. 70.Охарактеризуйте развитие малого бизнеса в Беларуси. 71.Что представляет собой инфраструктура поддержки малого бизнеса? Какие функции она выполняет? 72.Охарактеризуйте современный опыт поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. 73.Что понимается под экономической средой? 74.Дайте определение сущности микросреды. 75.Охарактеризуйте состав и экономическую значимость основных субъектов микросреды. 76.Что понимается под макросредой? 77.Назовите основные элементы макросреды. В чем заключается их экономическая сущность? 78.В чем заключается многовекторность деятельности товаропроизводителя как основного субъекта микросреды? 79.Как учитывается экономическая среда при формировании номенклатуры, ассортимента, объема производства? 80.В чем заключаются особенности ценообразования с учетом внешней среды? 81.Охарактеризуйте роль конкурентов, посредников как субъектов микросреды. 82. Охарактеризуйте роль государства как основного субъекта макросреды. 83.Каким должно быть взаимоотношение основных элементов микро- и макросреды? 84.Покажите на примере конкретного предприятия: а) роль микросреды субъекта; б) влияние макросреды. 85.Дайте определение и раскройте содержание государственного регулирования экономики. 86.Покажите объективную необходимость государственного вмешательства в экономику, в развитие промышленного производства в условиях рыночных отношений. 87.Чем определяются масштабы государственного регулирования рыночной экономики? 88.Охарактеризуйте государственное регулирование экономики с социально-экономической, организационной и методологической сторон. 89.Назовите основные принципы формирования и функционирования государственного регулирования экономики. 90.Каковы функции государства в системе регулирования экономики, промышленного производства? 91.Какова роль государственного сектора экономики в решении проблем социально-экономического развития страны? 92.Дайте определение и раскройте содержание государственной экономической политики. 93.В каких прогнозных и программных документах Республики Беларусь отражена государственная экономическая политика? 94.Какова долгосрочная стратегия развития промышленности Республики Беларусь? 95.Укажите основные направления развития промышленности Республики Беларусь на 2006—2010 гг. 96.Каковы цели, задачи и перспективы развития топливно-энергетического комплекса республики? 97.Раскройте содержание планирования, прогнозирования и программирования промышленности. 98.Какова роль государственного заказа в системе государственного регулирования промышленного производства? 99.Какие, по вашему мнению, формы и методы государственного регулирования должны получить преимущественное применение в промышленном производстве республики на современном этапе ее развития?
Литература Александрович, Я.М. Стратегические цели и направления устойчивого развития Республики Беларусь /Я.М. Александрович // Белорус, экон. журн. — 2002. — № 4. Балашевич, ММ. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. — Минск: БГЭУ, 2005. Золотогоров, В.Г. Экономика: энцикл. слов. / В.Г. Золотогоров. — Минск: Книжный дом, 2003. О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 27 яив.,2003 г., № 4 // Нац. экон. газ. — 2003. — № 8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 // Рэспубль ка. — 2003. — 17 чэрв. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь // Вед. Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — № 19. Об утверждении Концепции поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 гг.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 июня 2002 г., № 760 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — № 68. Панделъе, Ги. Предпринимательство и предприниматель в условиях формирования инновационной экономики / Ги Пан-делье, Л. Нехорошева // Актуальные проблемы промышленных предприятий: теория и практика: сб. науч. тр. / под ред. Л.Н. Нехорошевой. — Минск: БГЭУ, 2006. Проект национальной платформы бизнеса Беларуси // Междунар. клуб. — 2006. — № 5 (172). Шимов, В.Н. Устойчивое развитие: проблемы, императивы, механизмы достижения / В.Н. Шимов, А.В. Богданович, СП. Ткачев // Белорус, экон. журн. — 2002. — № 1. Шимов, В.Н. Белорусская социально ориентированная модель как синтез глобализации рынка, корпоративной и социальной ответственности / В.Н. Шимов, Л.М. Крюков, A.M. Кунявский // Весн. БДЭУ. — 2004. — № 1. Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Нехорошевой и Л.А. Лобан. — Минск: БГЭУ, 2004.
Раздел III. КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Глава 1. Концентрация производства 1.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства Развитие таких форм общественной организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование и размещение, является важным условием повышения эффективности производства. Их совершенствование обусловлено, с одной стороны, усиливающимися процессами интеграции, а с другой — ускорением научно-технического развития. Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных условиях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприятиями различного размера. В зависимости от того, на каком уровне происходит укрупнение производства, различают приведенные ниже формы концентрации. Агрегатная концентрация — исходная форма концентрации, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических установок и т.д.). Технологическая концентрация выражается в укрупнении цехов, переделов в составе предприятий, что может происходить как за счет агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путем увеличения количества единиц оборудования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|