Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственная экономическая политика и развитие промышленного комплекса Республики Беларусь




 

Основные направления развития народнохозяйственного комплекса республики, в том числе и промышленного ком­плекса, находят отражение в государственной экономической политике.

Государственная экономическая политика — это сово­купность мер государственного воздействия, направляемых на упорядочение, корректировку и поддержание развития соци­ально-экономических процессов в стране в заданном направле­нии для достижения поставленных целей и задач. Она отражает стратегию развития государства.

Составляющими государственной экономической политики являются научно-техническая, инновационная, антимонополь­ная политика, политика обеспечения национальной экономи­ческой безопасности и др.

В государственной экономической политике выделяют прио­ритеты, которые могут изменяться в зависимости от историче­ского этапа развития национальной экономики.

В Республике Беларусь цели и задачи социально-экономи­ческого развития на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также взаимоувязанная система мер по их реализации опре­деляются в программных и прогнозных документах, разраба­тываемых в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социаль­но-экономического развития Республики Беларусь":

•Национальной стратегии устойчивого социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 15 лет;

•Основных направлениях социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на 10 лет;

• Программе социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 5 лет;

• Годовом прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.

Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь определяется с учетом состояния окружающей среды и эффективного использования следующих потенциалов страны:

• демографического;

• социального;

• природного;

• производственного;

• инновационного.

Цели социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на 10-летний период, а также пути и средства их дости­жения находят отражение в Основных направлениях социаль­но-экономического развития.

Экономическая политика Республики Беларусь на средне­срочную перспективу отражается в Программе социально-эко­номического развития на 5 лет. Она разрабатывается в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности госу­дарства:

• макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало­говую политику;

• институциональные преобразования;

• инвестиционная и структурная политика;

• внешнеэкономическая деятельность;

• развитие реального сектора экономики;

• социальная политика;

• проблемы экологии и охраны окружающей среды.

В годовой прогноз включаются:

• перечень основных показателей социально-экономическо­го развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;

• перечень целевых и межгосударственных программ, фи­нансируемых из государственного бюджета;

• перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

• государственная инвестиционная программа;

• целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и про­грамм по народнохозяйственным комплексам и отраслям эко­номики, по административно-территориальным единицам.

Стратегия развития промышленного комплекса Респуб­лики Беларусь базируется на анализе стартовых условий раз­вития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций социально-экономического развития страны в целом.

Переход республики к постиндустриальному обществу, ста­новление нового технологического способа производства и соот­ветственно формирование качественно нового уровня произво­дительных сил определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты развития отечественной промышленности, что четко обозначено в государственной промышленной политике, выработанной на долго-, среднесрочную перспективу и теку­щий период.

Долгосрочная стратегия развития промышленного и топ­ливно-энергетического комплексов определена Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 гг., а на среднесрочный период — Про­граммой социально-экономического развития Республики Бе­ларусь на 2006—2010 гг.

Главной целью развития промышленного комплекса Бела­руси до 2015 г. является более полное удовлетворение потреб­ностей народного хозяйства и населения республики в сред­ствах производства и товарах народного потребления за счет собственного производства на основе повышения эффективно­сти и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и обеспечение устойчивых вы­соких темпов наращивания производства. Достижение этой це­ли требует создания высокотехнологичного и конкурентоспо­собного по мировым критериям промышленного комплекса, который может обеспечить экономическую независимость и на­циональную безопасность страны, достойный уровень жизни народа, оздоровление экологической обстановки и интеграцию экономики страны в систему мировых хозяйственных связей на равноправных и взаимовыгодных условиях.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., промышлен­ная политика республики ориентирована:

• на устойчивые и высокие темпы роста производства на ос­нове модернизации, совершенствования отраслевой и техноло­гической продукции производства;

• рост конкурентоспособности продукции (прежде всего, за счет кардинального улучшения ее качества);

• повышение ресурсосбережения (снижение материало- и энергоемкости);

• развитие наукоемких экспортоориентированных и импор­тозамещающих производств при государственной поддержке важнейших для экономики республики предприятий и усиле­нии ответственности за ее эффективное использование.

Важнейшим направлением дальнейшего развития про­мышленного комплекса является изменение его структуры, которое предполагается проводить по двум основным направ­лениям:

• структурная санация экономики. В рамках этого направ­ления оздоровление сложившейся экономической структуры будет осуществляться на основе снижения доли убыточных предприятий, что позволит аккумулировать средства на перво­очередное развитие «точек роста». Это в первую очередь касает­ся государственного сектора экономики;

• модернизация экономической структуры, т.е. создание и развитие новых наукоемких, ресурсе- и энергосберегающих производств и целых отраслей.

На 2006—2010 гг. в качестве приоритетных направлений промышленной политики выделены:

• ресурсо- и энергосбережение, имеющие для Республики Беларусь стратегическое значение;

• новые материалы и новые источники энергии;

• медицина и фармакология;

• информационные и телекоммуникационные технологии;

• промышленные биотехнологии.

 

Для реализации приоритетных направлений развития про­мышленности предусматривается:

• создание высокоточного автоматизированного оборудова­ния, включая гибкие производственные модули и инструмент;

• разработка физических, химических и биотехнологиче­ских процессов получения новых веществ и материалов различ­ного функционального назначения, включая наноматериалы и нанотехнологии, новые технологии формообразования, упроче­ния и восстановления изделий из металлических и неметалли­ческих материалов;

• создание систем и средств измерения, технической диаг­ностики, оптико-механических и оптико-электронпых изделий нового поколения;

• создание нового поколения интегральной элементной ба­зы промышленной и бытовой техники, оборудования для ее производства, опто- и СВЧ-электроники, современных электро­технических изделий микросенсорики;

• создание новых поколений дорожной и специальной тех­ники, транспорта общего назначения, двигателей для их осна­щения;

• разработка и внедрение энергоэффективного оборудова­ния, материалов и технологий, в том числе ориентированных на использование местных топливно-энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

• создание систем навигационно-временного обеспечения, компьютерных средств и систем, средств связи, включая циф­ровое телевидение и аппаратуру кабельных сетей;

• разработка и производство автоматизированных систем управления.

Реализация этих направлений обеспечит улучшение струк­туры технологического потенциала — возрастет доля V и VI технологических укладов, увеличится удельный вес высо­ких технологий, повысится уровень оснащения современной техникой и оборудованием.

В 2006—2010 гг. темпы роста промышленной продукции в целом должны составить 143—151 %, а наукоемких высоко­технологичных отраслей и производств — 210—235 % по сравнению с 2005 г.

За этот период доля сертифицированной продукции в общем объеме должна возрасти до 70 %, что обеспечит повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

В соответствии с национальными приоритетами и задачами в государственной промышленной политике определены на­правления развития важнейших отраслей и комплексов про­мышленности республики: топливно-энергетического ком­плекса; электроэнергетики; топливной промышленности; чер­ной металлургии; химической и нефтехимической промышлен­ности; машиностроительного комплекса; лесной, деревообраба­тывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; легкой промышленности; фармацевтической и микробиологической промышленности; местной промышленности.

Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергети­ческие ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые го­сударства, энерго- иресурсосбережение имеет стратегическое значение.

Развитие топливно-энергетического комплекса республики в 2006—2010 гг. ориентировано:

• на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяй­ства и населения всеми видами энергетических ресурсов;

• эффективное использование топлива и энергии;

• активизацию процесса модернизации и технического пе­ревооружения действующих энергообъектов;

• реализацию республиканских, региональных и отрасле­вых программ по энергосбережению;

• обеспечение рациональной структуры топливно-энергети­ческого баланса, в том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива, альтернативных источников энергии.

Реализация этих направлений должна обеспечить снижение энергоемкости ВВП в 2006—2010 гг. на 26—30 % .

В настоящее время энергосбережение выступает важней­шим фактором стабилизации экономики, социального разви­тия и национальной безопасности страны.

Следует отметить, что энергетическая безопасность являет­ся главным элементом экономической и в целом национальной безопасности. Европейская экономическая комиссия ООН оп­ределяет энергетическую безопасность как состояние обще­ства, которое позволяет при наличии угроз внешнего и внутрен­него характеров и влияния дестабилизирующих факторов эко­номического, социально-политического, природного и техно­генного происхождения поддерживать необходимый уровень энергопотребления.

Обеспечение энергетической безопасности является важным для стран, энергоснабжение которых полностью или в значи­тельной степени зависит от внешних поставщиков. К таким странам относится и Республика Беларусь, в которой импорт топливно-энергетических ресурсов составляет 85 % общего объема их потребления. Столь высокая зависимость от импорта энергоносителей ставит в центр внимания энергетической по­литики Беларуси вопросы обеспечения безопасности энерго­снабжения. Кроме того, серьезной проблемой является рост энергетической составляющей в структуре себестоимости вы­пускаемой промышленной продукции, вызванный ростом цен на энергоносители, что обусловливает снижение ее конкурен­тоспособности. Поэтому в сегодняшней ситуации важнейшим, если не ключевым, направлением обеспечения энергетической безопасности страны является энергосбережение.

 

Организация и содержание государственного регулирования промышленности

Важнейшим звеном системы государственного регулирова­ния промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, сформированные по отраслевому и тер­риториальному принципам.

Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состояни­ем. Оно осуществляется Министерством промышленности, Ми­нистерством энергетики, соответствующими структурными подразделениями Министерства экономики Республики Бела­русь, а также концернами "Белнефтехим", "Беллегпром", "Беллесбумпром".

Территориальный принцип обеспечивает регулирование от­расли на уровне регионов. Он должен быть направлен на разви­тие промышленного производства с учетом специфических осо­бенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не проти­воречить промышленной политике государства — с другой. Тер­риториальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления.

Однако в условиях перехода к рыночным отношениям роль и отраслевых, и территориальных органов в управлении про­мышленными предприятиями неодинакова и зависит от типов предприятий и форм собственности.

Деятельность государственных предприятий регулируется посредством сочетания экономических методов с администра­тивным подчинением соответствующим органам управления, а деятельность предприятий, основанных на частной форме соб­ственности, — преимущественно законодательством и эконо­мическими методами.

В системе государственного регулирования промышленно­сти центральное место занимают прогнозирование, планирова­ние и программирование.

Прогнозирование отрасли позволяет определять основные направления ее развития с выделением важнейших аспектов деятельности: развитие технической базы производства, орга­низационно-технический уровень производства, потребность в продукции и степень ее удовлетворения, потребность в ресур­сах, изменение структуры, темпов, объемов производства. Все перечисленные аспекты тесно связаны друг с другом и со струк­турой отраслевого прогноза.

Важнейшим принципом прогнозирования развития отрасли является системность, которая позволяет рассматривать от­расль как составную часть общественного производства, его подсистему.

В качестве основных факторов, определяющих отрасль как подсистему, выступает, с одной стороны, потребность в продук­ции отрасли, с другой — потребность самой отрасли в необхо­димых ресурсах.

Источниками информации при прогнозировании являются первичные статистические данные об экономическом и науч­но-техническом состоянии отрасли, ее подотраслей, экономи­ческие отчеты, нормативно-техническая документация, мето­дическая литература и т.д.

Основной объект прогнозирования промышленности — потребность в продукции отрасли и производственных ресур­сах. Прогнозирование потребности в продукции отрасли осно­вывается на двух факторах: тенденции развития отраслей-по­требителей; технические и производственные возможности от­раслей-поставщиков. При прогнозировании в первую очередь устанавливаются: круг потребителей; структура потребления промышленной продукции в разрезе агрегированных групп; их доля в потреблении; нормы и нормативы, дающие возможность количественно оценить связи между поставщиками и потреби­телями.

Потребность в промышленной продукции определяется как для производственного, так и непроизводственного назначения по трем основным направлениям: предметы труда, орудия тру­да, товары народного потребления.

В производственной сфере основным методом прогнозирова­ния потребностей в промышленной продукции является норма­тивный метод. Прогноз по каждой группе потребителей про­изводится на основании укрупненных групповых нормативов расхода прогнозируемого вида продукции на единицу отрас­ли-потребителя и прогнозируемых объемов ее производства.

Основой прогнозирования самих перспективных нормати­вов является определение формирующих их факторов: научно-технический прогресс, структура производства как в отрас­лях-потребителях, так и в отраслях-производителях и др.

Прогноз непроизводственных потребностей основывается на перспективных нормах потребления, тенденциях изменения структуры потребления, зависимостях от уровня доходов насе­ления, цен и других факторах.

Кроме нормативного метода, при прогнозировании потреб­ностей в промышленной продукции используются моделирова­ние, экстраполяция и др.

Прогнозирование потребности в продукции отрасли пред­полагает прогнозирование требуемых для этого ресурсов: ма­териальных, трудовых, основных фондов и капитальных вло­жений.

Для прогнозирования потребности в производственных ре­сурсах служат различные методы: балансовый; нормативный; методы, основанные на использовании коэффициентов ресурсо­емкое™ (материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости); экономико-математические (факторные модели, методы эк­страполяции и др.).

На основании проведенных расчетов определяются объемы производства промышленной продукции в целом и ее важней­ших видов.

Особую значимость при разработке планов-прогнозов имеют материальные балансы — балансы важнейших видов сырья и материалов, топлива, электроэнергии, оборудования, про­изводственных мощностей.

Важнейшим инструментом решения стратегических, мас­штабных и ключевых тактических проблем в развитии отрасли выступает программирование.

Сегодня наряду с общеотраслевыми программами (напри­мер, Программой развития промышленного комплекса Респуб­лики Беларусь до 2015 г.) разрабатываются программы по прио­ритетным направлениям развития отрасли: "Белавтотракто-ростроение", "Белэлектрика", "Белсенсор", "Станки и инстру­менты", "Телевидение", "Диагностика, медицинская техника и оборудование", президентская программа "Бытовая электрони­ка" и др.

Важнейшая роль в регулировании промышленного про­изводства отведена финансово-кредитной системе, в том числе бюджетно-налоговому, денежно-кредитному и ценовому регу­лированию. В настоящее время бюджетно-налоговая политика направлена на создание макроэкономических условий для сти­мулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижения налоговой нагрузки.

Программой социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2006—2010 гг. предусматривается продолже­ние налоговой реформы, одним из приоритетных направлений которой станет упрощение налоговой системы и реальное сни­жение налогового бремени на экономику.

Проводимая в республике кредитная политика делает кре­дит доступным для всех промышленных предприятий. Наибо­лее распространенной формой кредита в Беларуси является банковский. Временное положение о банковском кредите На­ционального банка определяет приоритетные направления кре­дитования. К ним относятся:

» мероприятия по техническому перевооружению и рекон­струкции производства, внедрению передовой технологии, дру­гие долговременные затраты, связанные с расширением и уве­личением основных производственных фондов;

о выкуп государственного имущества;

• сезонное или временное накопление производственных за­пасов, незавершенного производства, готовой продукции и то­варов и т.д.

Период пользования кредитом зависит от направлений его использования. Краткосрочные кредиты предоставляют для обеспечения текущей деятельности предприятия, долгосроч­ные — для инвестиционной деятельности, среднесрочные — на те и другие цели.

Действенным инструментом государственного регулирова­ния промышленности выступают налоги, призванные выпол­нять три основные функции: стимулирующую, распредели­тельную и фискальную. С помощью налогов государство осу­ществляет структурную перестройку экономики, содействует развитию экспорта, стимулирует развитие и переоснащение производства, деятельность предприятий по закупке ценных бумаг, участие в совместных предприятиях, содействует разви­тию малого бизнеса и т.д. Для этого государство может частич­но или полностью освобождать от уплаты налогов, устанавли­вать их льготные ставки. Однако используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет прису­щие ей функции и нуждается в совершенствовании, в первую очередь в снижении налоговой нагрузки на предприятия, упро­щении, унификации, в усовершенствовании налоговых льгот.

Ценовая политика Республики Беларусь в 2005—2020 гг. будет направлена на формирование механизма, стимулирую­щего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочета­нии свободных и регулируемых цен.

Главным ресурсом развития промышленности республики выступают инновации, обеспечивающие изменения в техноло­гической сфере отрасли. Здесь государственная поддержка ока­зывается прежде всего тем предприятиям, которые производят конкуренте- и экспортноспособную продукцию, используют пе­редовую технологию, имеют квалифицированные кадры, обес­печивают многие другие предприятия сырьем, комплектующи­ми и оборудованием для структурной перестройки экономики республики. При этом весьма взвешенной должна быть протек­ционистская политика государства в области технологий и обо­рудования.

Важной задачей государственного регулирования становит­ся создание условий для накапливания предприятиями соб­ственных инвестиционных ресурсов. Для этого используются всевозможные формы и методы стимулирования: налоговые льготы, дотации, инвестиционные кредиты, льготы по пошли­нам, тарифам, валютным отчислениям и др. При этом стимули­рование инвестиционной деятельности рассматривается в тес­ной связи с деловой, в том числе и производственной, деятель­ностью, ибо важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызываю­щих потребность в его осуществлении. Необходимо иметь на­дежный механизм регулирования инвестиционной деятельно­сти, способствующий повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов.

В качестве регулятора, обеспечивающего удовлетворение жизненно важных потребностей народного хозяйства и населе­ния, используется государственный заказ. В последние годы значительно изменились условия его формирования, объем и структура. Произошла трансформация государственного зака­за в систему контрактации. Принят Закон Республики Бела­русь "О поставках товаров для государственных нужд", кото­рый определяет возможности использования с целью стимули­рования государственных закупок кредитных, налоговых и других льгот, целевых дотаций и субсидий, приоритетного обеспечения материальными ресурсами. В Законе заложены и соответствующие санкции при невыполнении или ненадлежа­щем выполнении обязательств по контрактам. Порядок форми­рования и размещения заказов на поставку товаров для госу­дарственных нужд осуществляется в соответствии с постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь.

Для организации работы по поставкам продукции прави­тельство утверждает государственных заказчиков, которыми могут быть органы исполнительной власти, государственные учреждения. На государственных заказчиков возложена обя­занность по заключению договоров с поставщиками продук­ции. Правительство предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика. Государственным контрактом мо­жет быть предусмотрен контроль за ходом работы по выполне­нию договора поставок, но без вмешательства в оперативно-хо­зяйственную деятельность поставщика продукции.

Размещение государственных заказов на поставку продук­ции проводится путем организации торгов, конкурсов, аукцио­нов. Для предприятий-монополистов и казенных предприятий может быть предусмотрен режим обязательного заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. В случае необоснованного отказа от заключения государствен­ного контракта на поставку продукции поставщик уплачивает покупателю штраф.

В условиях перехода к социально ориентированному рыноч­ному хозяйству важнейшей сферой приложения усилий госу­дарства становятся институциональные преобразования и раз­витие рыночной инфраструктуры, в том числе реформирование отношений собственности. Целью реформирования отношений собственности является кардинальное повышение эффектив­ности работы предприятий и народнохозяйственного комплек­са в целом.

При трансформации отношений собственности предполага­ется повысить роль и значение директорского корпуса. Приори­тет в приватизационном процессе будут иметь отечественные инвесторы.

В качестве основных инструментов, обеспечивающих регу­лирование промышленности, можно выделить реструктуриза­цию промышленных предприятий, лизинговые операции, соз­дание финансово-промышленных групп и других корпоратив­ных структур, формирование свободных экономических зон и технопарков, а также стандартизацию, сертификацию, квоти­рование, лицензирование.

По мере развития рыночных отношений в промышленности система государственного регулирования, ориентированная преимущественно на экономические методы управления, долж­на все более опираться на соответствующую ей маркетинговую концепцию развития отрасли, которая в свою очередь должна стать основой формирования промышленной политики в рес­публике.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. На какие секторы делится система национальной экономики?

2. Какие отрасли объединяет производственная сфера?

3.Какие сферы деятельности объединяет непроизводствен­ная сфера?

4.Какие фазы в своем историческом развитии прошла про­мышленность?

5.Приведите пример комплексной отрасли промышленно­сти и назовите составляющие ее отрасли.

6.По каким признакам предприятия объединяются в от­расли?

7. Приведите пример межотраслевых комплексов.

8. Почему промышленность является ведущей отраслью экономики Беларуси?

9. Из каких секторов состоит национальная экономика?

10.Что представляет собой отрасль промышленности?

11.Чем отличается промышленность от строительства?

12.Чем характеризуется сельское хозяйство?

13.Какие основные отличительные особенности характери­зуют грузовой транспорт?

14.Что представляют собой межотраслевые комплексы?

15.Что представляет собой промышленное предприятие?

16.По каким признакам можно классифицировать про­мышленные предприятия?

17.Что представляет собой производственный процесс?

18.Что включает основное производство?

19.Что понимается под вспомогательным производством?

20.Что представляет собой обслуживающее производство?

21.Из чего состоит производственный процесс?

22.Что понимается под организационной структурой пред­приятия?

23.Охарактеризуйте линейную организационную структу­ру управления.

24.Опишите функциональную структуру управления.

25.Охарактеризуйте матричную организационную структу­ру управления.

26.Опишите дивизиональную структуру управления.

27.С какой целью создаются "внутренние венчуры"?

28.Как классифицируются производственные процессы?

29.Что представляет собой производственная ситуация?

30.Перечислите принципы организации производственного процесса.

31.Что представляет собой поточная линия?

32.Чем отличается партионный метод организации про­изводства?

33. Чем характеризуется единичный метод организации производства?

34.Что такое стандартизация и унификация?

35.Что входит в технологическую подготовку производства?

36.С какой целью разрабатывается технологическая карта?

37.Для чего разрабатывается операционная карта?

38.Какой специалист на предприятии отвечает за организа­цию технологического процесса?

39.С чего начинается подготовка производства новой про­дукции?

40. Для чего разрабатывается календарный план технической подготовки производства?

41.Для чего создается ремонтная служба?

42.Что представляет собой ремонт?

43.Что такое модернизация?

44. Каковы цель и содержание планово-предупредительного ремонта?

45.Что представляет собой структура ремонтного цикла?

46.Чем текущий ремонт отличается от капитального?

47. Каково назначение планово-предупредительного ремонта?

48. Что такое единица ремонтной сложности и для чего она определяется?

49.С какой целью создается инструментальное хозяйство?

50.Что входит в инструментальное хозяйство предприятия?

51.Как можно классифицировать инструмент?

52.Как определяется запас инструмента на складе?

53.Как определяется потребность в инструменте в инстру­ментально-раздаточных кладовых?

54.Как определяется потребность в инструменте на кон­кретном рабочем месте?

55.Для чего используется внутрипроизводственный транс­порт?

56.Как определяется и каким может быть выбор маршрута перевозок?

57.Перечислите функции, выполняемые энергохозяйством предприятия.

58. Опишите структуру энергохозяйства предприятия.

59. В каких организационно-правовых формах функционируют предприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь?

60.Как образуются государственные предприятия?

61.Что понимается под унитарным предприятием?

62.Что представляет собой субсидиарная ответственность?

63.Что понимается под хозяйственным товариществом?

64.Чем отличаются полные товарищества от коммандит­ных?

65.Что представляют собой акционерные общества?

66.Чем отличаются акционерные общества открытого типа от акционерных обществ закрытого типа?

67.Что представляет собой Устав акционерного общества?

68.Что представляют собой малые предприятия?

69.Назовите формы сотрудничества малых и крупных пред­приятий, поясните эффективность их создания.

70.Охарактеризуйте развитие малого бизнеса в Беларуси.

71.Что представляет собой инфраструктура поддержки ма­лого бизнеса? Какие функции она выполняет?

72.Охарактеризуйте современный опыт поддержки малого бизнеса в зарубежных странах.

73.Что понимается под экономической средой?

74.Дайте определение сущности микросреды.

75.Охарактеризуйте состав и экономическую значимость основных субъектов микросреды.

76.Что понимается под макросредой?

77.Назовите основные элементы макросреды. В чем заклю­чается их экономическая сущность?

78.В чем заключается многовекторность деятельности това­ропроизводителя как основного субъекта микросреды?

79.Как учитывается экономическая среда при формирова­нии номенклатуры, ассортимента, объема производства?

80.В чем заключаются особенности ценообразования с уче­том внешней среды?

81.Охарактеризуйте роль конкурентов, посредников как субъектов микросреды.

82. Охарактеризуйте роль государства как основного субъекта макросреды.

83.Каким должно быть взаимоотношение основных элемен­тов микро- и макросреды?

84.Покажите на примере конкретного предприятия: а) роль микросреды субъекта; б) влияние макросреды.

85.Дайте определение и раскройте содержание государ­ственного регулирования экономики.

86.Покажите объективную необходимость государственно­го вмешательства в экономику, в развитие промышленного производства в условиях рыночных отношений.

87.Чем определяются масштабы государственного регули­рования рыночной экономики?

88.Охарактеризуйте государственное регулирование эконо­мики с социально-экономической, организационной и методо­логической сторон.

89.Назовите основные принципы формирования и функци­онирования государственного регулирования экономики.

90.Каковы функции государства в системе регулирования экономики, промышленного производства?

91.Какова роль государственного сектора экономики в ре­шении проблем социально-экономического развития страны?

92.Дайте определение и раскройте содержание государ­ственной экономической политики.

93.В каких прогнозных и программных документах Респуб­лики Беларусь отражена государственная экономическая поли­тика?

94.Какова долгосрочная стратегия развития промышлен­ности Республики Беларусь?

95.Укажите основные направления развития промышлен­ности Республики Беларусь на 2006—2010 гг.

96.Каковы цели, задачи и перспективы развития топлив­но-энергетического комплекса республики?

97.Раскройте содержание планирования, прогнозирования и программирования промышленности.

98.Какова роль государственного заказа в системе государ­ственного регулирования промышленного производства?

99.Какие, по вашему мнению, формы и методы государ­ственного регулирования должны получить преимущественное применение в промышленном производстве республики на сов­ременном этапе ее развития?

 

Литература

Александрович, Я.М. Стратегические цели и направления устойчивого развития Республики Беларусь /Я.М. Александ­рович // Белорус, экон. журн. — 2002. — № 4.

Балашевич, ММ. Экономика малого бизнеса: учеб. посо­бие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. — Минск: БГЭУ, 2005.

Золотогоров, В.Г. Экономика: энцикл. слов. / В.Г. Золотогоров. — Минск: Книжный дом, 2003.

О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию


предпринимательской деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 27 яив.,2003 г., № 4 // Нац. экон. газ. — 2003. —

№ 8.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 // Рэспубль ка. — 2003. — 17 чэрв.

О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь // Вед. Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — № 19.

Об утверждении Концепции поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002—2005 гг.: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 июня 2002 г., № 760 // Нац. реестр правовых актов Респ. Бела­русь. — 2002. — № 68.

Панделъе, Ги. Предпринимательство и предприниматель в условиях формирования инновационной экономики / Ги Пан-делье, Л. Нехорошева // Актуальные проблемы промышлен­ных предприятий: теория и практика: сб. науч. тр. / под ред. Л.Н. Нехорошевой. — Минск: БГЭУ, 2006.

Проект национальной платформы бизнеса Беларуси // Междунар. клуб. — 2006. — № 5 (172).

Шимов, В.Н. Устойчивое развитие: проблемы, императи­вы, механизмы достижения / В.Н. Шимов, А.В. Богданович, СП. Ткачев // Белорус, экон. журн. — 2002. — № 1.

Шимов, В.Н. Белорусская социально ориентированная мо­дель как синтез глобализации рынка, корпоративной и соци­альной ответственности / В.Н. Шимов, Л.М. Крюков, A.M. Кунявский // Весн. БДЭУ. — 2004. — № 1.

Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Не­хорошевой и Л.А. Лобан. — Минск: БГЭУ, 2004.

 

 

Раздел III. КОНЦЕНТРАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ, КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Глава 1. Концентрация производства

1.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства

Развитие таких форм общественной организации производ­ства, как концентрация, специализация, кооперирование, ком­бинирование и размещение, является важным условием повы­шения эффективности производства. Их совершенствование обусловлено, с одной стороны, усиливающимися процессами интеграции, а с другой — ускорением научно-технического развития.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных усло­виях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприяти­ями различного размера.

В зависимости от того, на каком уровне происходит укруп­нение производства, различают приведенные ниже формы кон­центрации.

Агрегатная концентрация — исходная форма концентра­ции, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических устано­вок и т.д.).

Технологическая концентрация выражается в укрупне­нии цехов, переделов в составе предприятий, что может про­исходить как за счет агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путем увеличения ко­личества единиц оборудования.


 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных