ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикойПроблема связи дидактики с другими научными дисциплинами – одна из самых сложных и актуальных. Известно, что в наше время для всех научных дисциплин характерен процесс взаимного сближения и что самые ценные результаты появляются на стыке наук. Систему как единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, представляет именно дидактика. Знания, полученные в результате исследований, проведенных различными науками, выстраиваются в системе научного обоснования обучения, создаваемой в конечном счете для решения практических задач. К научному обоснованию обучения дидактика может и должна привлекать знания из любых отраслей науки. Если их не хватает, педагог-исследователь может провести внутри дидактического исследования психологическое или, допустим, физиологическое исследование, чтобы получить нужные знания. Такую работу можно заказать специалисту-непедагогу, и тогда педагогическое исследование будет иметь комплексный характер. Особое место по отношению к системе научного обоснования занимает методология науки – система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической (и, в частности, дидактической) теории, о принципах подхода и способах «добывания» знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных, в том числе и дидактических, исследований в области образования. Логика и методология науки являются важнейшим источником знаний о самом научном обосновании и составляют основу его теоретического анализа. Первостепенное значение в ряду наук, входящих в обоснование систем обучения, имеют философия и психология. Философия ориентирует в главных вопросах бытия и сознания, представляет наиболее общие законы развития человека, природы и общества. От того, как исследователь трактует социальные функции человека, зависит, в частности, направление его работы по проектированию содержания образования, а философская теория личности дает знания, необходимые дидактике для разработки его теоретических основ. Определенные философские представления служат опорой в решении проблем, связанных с личностно ориентированным обучением, с преодолением догматизма в преподавании. Вместе с тем нельзя считать, что в соотношении педагогики и философии проявляются две исторически сложившиеся позиции: во-первых, стремление свести педагогику и в отдельных случаях дидактику к «прикладной» философии; во-вторых, попытки рассматривать педагогику в отрыве от философии. Предметом философской рефлексии в области образования следует считать связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением в специальной науке об образовании – педагогике (и ее отраслях). Пользуясь данными психологии, дидактика учитывает возрастные особенности учеников, формулирует конечные цели обучения в виде характеристик тех качеств, которые должны быть достигнуты в результате обучения: самостоятельность мышления, владение учебными умениями и навыками, креативность и т. д. Из этой науки дидактика заимствует знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития. Психологический анализ можно использовать для выявления причин расхождения между представлением педагога об ожидаемых результатах обучения и реальным положением дел. И науке, и практике поможет понимание психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), порождаемых обучением, ориентировочных и операциональных действий. Соотношение теории обучения и теории воспитания. С точки зрения педагогики воспитание и обучение представляют собой два аспекта единой учебно-воспитательной деятельности. Однако единство реализуется через различия. Обучение не изолировано от включения воспитанника в жизнь: оно разворачивается на том участке учебно-воспитательного процесса, на котором доминирует подготовка к жизни. В свою очередь воспитание – это такое «включение» в жизнь, которое служит естественным продолжением подготовки к ней, но в этом случае доминирующей, главной целью будет именно включение. Таким образом, есть воспитание в обучении и обучение в воспитании. Связь теории и практики обучения. Педагогический опыт носит творческий характер, он предлагает науке новые способы применения ее результатов. Наука не может предвидеть всего богатства разнообразных реальных ситуаций, с которыми сталкивается учитель в действительности. Творчески решая возникающие задачи, которые средствами науки не могут быть решены, учитель дает ученым материал для дальнейших исследований. Взаимосвязь педагогической науки и практики проявляется, в частности, в том, что они могут взаимно опережать друг друга на различных этапах. Одним из определяющих источников педагогической деятельности являются потребности общества. Они должны быть педагогически осмыслены в реальных условиях практической деятельности школьных учителей. Таким образом, исходной для разработки дидактической теории становится позиция практики. Ориентация на практику не сводится к простому «выходу» в непосредственную практическую деятельность, составляющую эмпирическую область для педагогического исследования. Позиция практики должна быть заложена в самих теоретических положениях, хотя бы и достаточно абстрактных[24]. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1 1. На основе анализа тематики публикаций журнала «Педагогика» последнего пятилетия выделите приоритетные проблемы исследований в области дидактики. 2. Проведите сравнительный анализ статей «Дидактика», опубликованных в «Педагогической энциклопедии» (Т. 1. М., 1964) и «Российской педагогической энциклопедии» (Т. 1. М., 1993). Определите, что в этих статьях имеется общего и особенного в трактовке предмета, задач и функций, научно-методологической основы дидактики как отрасли знания. С какими положениями этих статей вы согласны, а какие вызывают у вас сомнения. 3. Опираясь на изученный вами материал курсов «Общая педагогика» и «История образования и педагогической мысли», попробуйте сформулировать важнейшие дидактические идеи, сформулированные мыслителями и педагогами: – в античном мире; – в эпоху Возрождения в Западной Европе; – в эпоху Просвещения в Западной Европе; – в России в XIХ - начале ХХ вв.; – в Западной Европе и Северной Америке в XIХ - начале – в Советском союзе и России в XХ - начале ХХI вв.; – за рубежом в XХ - начале ХХI вв. Какие из дидактических идей, сформулированных в прошлом, реализуются в современной отечественной и зарубежной образовательной практике? 4. Охарактеризуйте четыре формы связи дидактики, обозначенные в § 4 настоящей главы, с психологией. 5. Охарактеризуйте следующие дидактические отношений: «преподавание - учение», «ученик – учебный материал», «ученик – другие учащиеся», «наука – учебный предмет», «содержание – процесс», «обучение – воспитание». Выделите в каждом отношении его смысл, задачи и особенности по отношению к обучению. 6. В чем состоит сходство и различие общей дидактики и частных дидактик (на основании методики обучения предмету по профилю вашей подготовки). 7. Может ли учитель в своей профессиональной деятельности ограничиться знанием педагогической психологии и методики обучения. Попытайтесь обосновать свое мнение. 8. Перечислите как можно больше вопросов, на которые в конечном счете должна дать ответы дидактика. 9. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|