Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Частнонаучные категории.




1. Общепедагогические понятия (педагогика, развитие, социализация, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая действительность и т. д.) имеют прямое отношение к любой отрасли педагогической науки.

2. Специфические понятия дидактики(преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, форма, метод и прием обучения, учитель, ученик, урок и др.) находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Содержание этих категорий обогащается по мере развития науки.

Известно, что в современной науке наряду с дифференциацией усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко используются такие понятия и в дидактике, одной из функций которой является объединение усилий различных научных дисциплин в научном обосновании обучения.

Общенаучные понятия: система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация, модель, гипотеза, уровень и др.

Понятия, заимствованные в смежных науках: психологии (восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умения, навыки), кибернетике (обратная связь, динамическая система) и др.

Понятия, которыми пользуется дидактика, выстраиваются в определенной системе.

Специфические основные понятия (категории) дидактики отражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения, дидактическими категориями являются «преподавание» и «учение» (в их единстве). Что касается понятий, взятых у других научных дисциплин, они отражают отдельные явления обучения. Описание этих явлений дает дидактике материал для теоретического осмысления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук, у нас остался бы весьма скудный набор средств для отображения педагогической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия другими. Это привело бы к «размыванию» педагогической теории обучения, что означало бы шаг назад в ее развитии.

Неточность в употреблении понятий и терминов приводит к неясности изложения. Выработка строгой, однозначной терминологии – непреложное требование научной методологии. Соблюдение такого требования позволит как анализировать процесс обучения по отдельным его элементам, так и рассматривать его в целом, как систему, в которой элементы составляют единую структуру, где каждый из них выполняет определенную функцию. На основе упорядоченной понятийной системы, с учетом специфики дидактики, можно проникать в сущность дидактических концепций прошлого и настоящего, проектировать процесс обучения с определенными характеристиками.

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика, дидактика и методика пользуются в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова разговорного языка приобретают неотъемлемое качество научного термина – однозначность, позволяющую достичь единого их понимания учеными данной отрасли.

Краткая характеристика важнейших понятий дидактики

Образование – фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в дидактике, но и в педагогике, антропологии, философии и других науках о человеке.

В обыденном словоупотреблении на эмпирическом уровне существуют различные трактовки данного термина. Выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с его помощью. Среди возможных определений и характеристик интересующего нас понятия, отражающих какую-либо его грань, выделяются следующие:

образование как воздействие на личность (формирование) и образование как развитие личности («выращивание» ее субъективных возможностей);

образование как образовывание ученика, т. е. процесс и результат его самообразования;

образование как система образовательных структур – учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или как их качественная характеристика (непрерывное образование).

Обобщенное определение понятия «образование»: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Типы образования. Термин «тип образования» относится к фундаментальному и педагогическому понятию. Принято выделять:

социально ориентированный тип образования характеризуется внешним воздействием на учащихся;

личностно ориентированный тип образования обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества. В обучении выделяют две составляющие – преподавание и учение.

Преподавание – деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т. п.

Учение ( соотнесенное с преподаванием) – это деятельность учащихся по усвоению содержания образования.

Компоненты образовательной деятельности ученика:

изучение, предполагающее постижение учением, усвоение в процессе обучения;

усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;

познание, т. е. процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания.

В последнее время утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь и на «созревшие» функции ребенка, и на те функции, которые еще только формируются.

Обучение, ориентированное на творческую продуктивную деятельность учащихся, называется эвристическим. Согласно эвристическому типу обучения ученик участвует не только в создании образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осуществлении индивидуальной траектории образования.

Ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностъю. Креативность - это способность человека к творчеству, включающая системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Творческое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративные способности ученика: креативную, когнитивную и организационную. В то же время оно и формирует их, и способствует их развитию[20].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных