Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА. Исторический путь развития дидактических идей привел к тому, что сегодня имеются дидактики, различающиеся не только по философским или педагогическим основам




 

Исторический путь развития дидактических идей привел к тому, что сегодня имеются дидактики, различающиеся не только по философским или педагогическим основам, но и по степени общности и сферам применимости.

Различают теорию обучения «всех всему» (общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в определенных типах учебных заведений (частные дидактики). Общая дидактика – теория обучения и образования, отрасль педагогики. Общая дидактика не является единой и универсальной. Ее принципы и другие элементы зависят от философско-педагогической концепции, которая принята за основу. Например, дидактика личностно-ориентированного обучения существенно отличается от социально-ориентированной дидактики или религиозной системы обучения. В то же время в разных дидактиках могут применяться одинаковые элементы теории, например, принцип наглядности, метод беседы или семинарская форма обучения.

Как и любая наука, общая дидактика изменяется и развивается. Например, телекоммуникационные технологии и Интернет-ресурсы оказывают влияние на изменение не только форм и содержания обучения, но и на принципы, цели и смысл образования; в результате на стыке педагогики и современных компьютерных технологий развивается дидактика дистанционного обучения.

Частные дидактики математики, литературы, физкультуры
и т. п. рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях – от детского сада до средней и высшей школы. В связи с этим идея непрерывного образования требует создания различных частных дидактик обучения одному и тому же предмету в зависимости от возраста и уровня образования человека. При этом вузовское обучение осуществляется на основе дидактики высшей школы <…>

Частные дидактики называют еще методиками обучения, например, методикой обучения физике или методикой начального обучения. Их цель – исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин.

Обучение в разных типах учебных заведений имеет свои дидактические особенности. Например, система обучения в лицеях или гимназиях отличается от дидактики, применяемой в воскресных школах, спортивных клубах, в домашнем образовании, форме экстерната или тьюторства; методика, используемая репетиторами для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы иная, чем методика ТРИЗа (теории решения изобретательских задач).

Имеются дидактики, построенные для определенных обучающих систем или авторских методик. В авторских педагогических системах всегда есть соответствующие данным концепциям дидактики. Например, система Л. В. Занкова (1901–1977) включает дидактику развивающего обучения в начальной школе; система развития одаренности школьников опирается на дидактическую эвристику; теория самообучения также имеет различные воплощения в зависимости от принципов, положенных в основу ее авторами[10].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных