ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА. В настоящее время сосуществуют разные определения дидактики… По нашему мнению, можно считать соответствующим современному состоянию образования и общества в
В настоящее время сосуществуют разные определения дидактики… По нашему мнению, можно считать соответствующим современному состоянию образования и общества в целом следующее определение: дидактика ‒ это педагогическая теория обучения. Дидактику также определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение ‒ как путь образования. В образование, трактуемое таким образом, воспитание не входит, и вся эмоционально-ценностная сторона педагогической деятельности, а также развитие остаются за его пределами. Иногда дидактику рассматривают как звено между психологией как истинным основанием педагогики и практикой обучения, но это уже психологический взгляд на эти теории. Существуют и другие трактовки дидактики. Итак, дидактика ‒ это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Она представляет собой одну из педагогических научных дисциплин, отрасль науки педагогики. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения «на глазок». Дидактика среди прочего разрабатывает способы прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов и учебных материалов. Учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки. Неправильно, однако, было бы считать, что дидактика может разрешить все практические вопросы. Эта наука дает учителю материал для размышления о своей деятельности, сопоставления действительного с желаемым и тем самым помогает ему действовать более эффективно. Конечно, для учителя важны и рекомендации. Однако чтобы творчество педагога было «уловлено» им самим или окружающими и получило дальнейшее развитие, необходимо осмыслить его в категориях науки, и в первую очередь в категориях дидактики, которая специально изучает обучение. Важно не только констатировать, что, например, такой-то материал не удалось «пройти», что опрос учеников прошел неудачно, что они не поняли объяснения, но и говорить о том, что такой-то прием, как оказалось, не обеспечивает формирования в сознании школьников причинно-следственных связей, что остались нереализованными дидактические принципы сознательности или научности обучения и т. п. Итак, творческое отношение к работе предполагает умение использовать знания и терминологию науки. Но сфера влияния педагогической теории в целом и педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться деятельностью учителя. Термин «педагогическая практика» имеет более широкое значение и охватывает многие виды деятельности в данной области как обширной сфере жизни общества. Именно в русле социальной практики разрабатывается общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты педагогических процессов, готовятся учебные материалы и т. д. Можно утверждать, что задачей теории должно быть обоснование всех материалов и их использования на практике. Поэтому необходима теория практической деятельности, в данном случае ‒ теория деятельности обучения, т. е. дидактика[4]. Возьмем на себя смелость, перефразируя начало «Повести временных лет», задать вопрос: «Откуда есть пошла» наука дидактика? Каковы исторические и педагогические корни теории обучения? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|