ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ. § 1. Физиологические основы дидактики§ 1. Физиологические основы дидактики............................................. 49 § 2. Психологические основы дидактики.............................................. 59 § 3. Нормативные основы дидактики.................................................... 92 § 4. Социокультурные основы дидактики........................................... 102 § 5. Информационные основы дидактики........................................... 107 Вопросы и задания по главе 2............................................................... 120 Библиографический список.................................................................. 122 ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ § 1. Сущность, движущие силы, функции и основные факторы процесса обучения....................................... 124 § 2. Структура процесса обучения....................................................... 136 § 3. Закономерности, принципы и правила обучения........................ 158 Вопросы и задания по главе 3............................................................... 198 Библиографический список.................................................................. 199 ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ § 1. Понятие и сущность содержания образования............................ 201 § 2. Историческая эволюция целей и содержания образования........ 209 § 3. Основные концепции и теории формирования содержания образования...................... 218 § 4. Уровни представления содержания образования....................... 229 § 5. Нормативные требования к содержанию образования............... 230 § 6. Принципы и критерии отбора содержания общего образования........................................................................ 231 § 7. Государственный образовательный стандарт.............................. 244 § 8. Учебный план.................................................................................. 251 § 9. Образовательные программы......................................................... 270 § 10. Учебная литература...................................................................... 277 Вопросы и задания по главе 4............................................................... 292 Библиографический список.................................................................. 295
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПО КУРСУ «ДИДАКТИКА».............................................................. 298 ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый читатель! В ваших руках учебная книга, раскрывающая основные положения теории обучения – главного, пожалуй, учебного предмета по педагогике, который вам предстоит освоить в процессе профессиональной подготовки к будущей педагогической деятельности. Ни одна отрасль педагогического знания никогда не привлекала столь пристального и заинтересованного внимания педагогов-ученых и педагогов-практиков, родителей и общественности. Мы все – и ученики, и учителя, и родители – мечтаем об успехе в организации и осуществлении учебной деятельности: дети мечтают о доброй, не унижающей их достоинства, не карающей их плохими отметками, грубым давлением, принуждением к учебе, дарующей радость познания и счастье общения школе; учителя стремятся доказать свой профессионализм, реализовать накопленный педагогический потенциал, хотят заслужить благодарность детей и родителей; родители мечтают о счастливом будущем своих детей – по-настоящему образованных, умных, способных построить успешную профессиональную судьбу. Все эти стремления и мечты могут быть реализованы в том случае, если школа (учителя и ученики) грамотно построят учебный процесс. Построят, опираясь на выверенные веками и рожденные непрекращающимися поисками современных учителей и исследователей дидактические принципы и рекомендации, на знание Дидактики и умелое воплощение ее постулатов в образовательной практике. Хочется напомнить первые строки «Великой дидактики». Ее автор Я. А. Коменский писал: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… Мы решаемся обещать Великую дидактику, т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию». Хочется верить в предвидение Великого Учителя и в желание людей, посвящающих себя педагогическому творчеству, построить школу, в которой удалось бы учить с верным успехом… Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие не совсем обычно: оно сочетает в себе черты учебника, антологии, хрестоматии. Как учебник предлагаемая книга отличается достаточно жесткой логикой организации учебного материала в полном соответствии с разработанной нами программой учебной дисциплины. Здесь есть практически все признаки учебника, в котором представлено сочетание составительских статей и авторских материалов, вопросы и задания по материалам глав, списки используемой основной и дополнительной литературы. Как антология и хрестоматия учебное пособие включает в себя фрагменты текстов учебных пособий, статей энциклопедий и справочной литературы, проверенные материалы Интернета. Большинство статей (глав) по дидактике – переработанные, отредактированные составительские материалы – лучшие (по нашему мнению) фрагменты лучших учебников и учебных пособий по теории обучения, изданных в последние десятилетия в России. Редактируя материалы, мы не нарушали авторскую логику и авторский замысел, не искажали авторские оценки и выводы. Исключение составляли некоторые пропуски, сокращения оригинальных материалов текстов, осуществленные в технических целях (для создания симметрии в расположении учебного материала, обеспечения взаимодополняемости материалов, отказа от некоторого многословия в текстах и общих рассуждений в целях усиления динамики сообщения учебного материала). В некоторых случаях мы сопоставляли и противопоставляли тексты разных авторов, предлагая читателю сделать и обосновать свой выбор (мы убеждены, что пользователь учебника не должен быть заложником позиции одного автора, как это случается практически всегда с авторскими текстами). Успеха вам, уважаемый читатель! В. И. Смирнов ГЛАВА 1. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|