ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дидактическая задача выступает как узловой момент всего учебного процесса.Задача всегда основана на исходном, но направлена на достижение заданного, перспективного уровня знаний и развития учащихся. В ней всегда присутствует исходная перспективная сторона. В этом заключается ее внутренняя противоречивость. Дидактическая задача непосредственно связана с деятельностью педагога. Для учащегося разрешение дидактической задачи выступает как процесс выяснения познавательной задачи. Познавательная задача побуждает учащихся двигаться от известного к неизвестному. Таким образом, возникает противоречие между перспективной стороной дидактической задачи (познавательной) и познавательной деятельностью школьника. Это противоречие снимается при достижении соответствии между ними. Выдвигается новая перспектива и новая дидактическая задача, возникает новое сочетание этой задачи с достигнутым уровнем деятельности ученика, то есть новое противоречие, движущее учебный процесс. Таким образом, основным противоречием является постоянно преодолеваемое в совместной деятельности ученика и учителя и возобновляющееся несоответствие между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, отношения к учению (этот уровень отражается исходной стороной дидактической задачи) и требуемым, закономерно вырастающим из достигнутого (он отражается перспективной стороной задачи). Основное противоречие выступает в качестве движущей силы потому, что оно неисчерпаемо на протяжении всего обучения. Обновление знаний, совершенствование мотивации и способов познания и приведение их в соответствие с усложняющимися требованиями обучения снимает противоречие лишь в данный момент, затем происходит новое усложнение требований, которые вновь создают противоречие с прежним достигнутым уровнем. Поэтому указанное противоречие служит конечным источником движения обучения в каждый его момент. Осознание и умелое использование учителем объективных противоречий при организации процесса обучения - одно из условий мастерства учителя. В современных исследованиях отечественных ученых закономерности процесса обучения получили углубленное раскрытие. На основе результатов их исследований выделены внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним закономерностям относят зависимость обучения от социальных процессов и условий; к внутренним закономерностям - связи между компонентами процесса обучения[39]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ПЕДАГОГИКА / Л. П. КРИВШЕНКО, М. Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА И ДР.
Процесс обучения – сложный, диалектически развивающий процесс. Движущими силами его являются противоречия. К неисчерпаемому противоречию как вечному двигателю познавательной активности ученика в процессе обучения относится противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании), и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков. На каждом уроке учитель ставит новые познавательные задачи, решить которые сам ученик пока не в состоянии. Учитель раскрывает логику и методы решения этой новой познавательной задачи, обучая ученика умению осознать познавательную задачу, ставить цель познавательной деятельности, выбирать наиболее рациональные пути достижения поставленной цели. Определяя для учащихся оптимальный уровень трудности, учитель обеспечивает их интеллектуальное развитие на основе продвижения от незнания к знанию, от их эмпирических представлений к научной интерпретации имеющихся знаний об окружающем мире. К противоречиям процесса обучения относится противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями. Разрешается оно через совершенствование содержания образования, инновационные процессы, поиски более адекватных технологий и моделей обучения и т. п. Противоречие между известным и неизвестным является основой проблемного обучения. Создавая проблемную ситуацию, учитель включает учеников в активный совместный поиск путей разрешения возникшей проблемы. В результате разрешения спланированного противоречия между известным и неизвестным ученики приобретают новое знание или новые способы познавательной деятельности. Противоречием является и противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием. Оно может разрешаться, например, через неоднократное изложение материала (полное и свернутое, включающее самое главное) или иными путями с учетом познавательных возможностей учащихся, особенностей их восприятия и через организацию первичного закрепления на уроке в той же логической последовательности, в какой велось изложение. Противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности разрешается через обеспечение осознанности, понимания теории, на которой основаны все постепенно усложняющиеся упражнения[40]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|