ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функции процесса обучения. Процесс обучения выполняет ряд важных функций.ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ПЕДАГОГИКА / Л. П. КРИВШЕНКО, М. Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА И ДР.
Процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы: – вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; – научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; – научить самостоятельно приобретать знания; – расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие: – логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.); – воображения; – различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.); – качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность); – речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли); – познавательного интереса и познавательных потребностей; – сенсорной и двигательной сфер. Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества. В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности. «Наука, – писал Н. И. Пирогов, – нужна не только для одного только приобретения сведений... в ней кроется – иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно – другой важный элемент – воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Воспитывающая функция проявляется в обеспечении: – осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой; – формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками; – воспитания нравственных качеств личности; – формирования положительных мотивов учения; – формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе; – воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания. Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения. «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния», – писал Кроме образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового. Названные функции учебного процесса говорят о его многоаспектности и целостности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|