Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В. Методы контроля - это способы, при помощи которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя




ДИДАКТИКА

Методы контроля - это способы, при помощи которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя (Ю. К. Бабанский,
К. П. Королев, ПИ. Щукина и др.).

В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить достаточно полное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его этапах как необходимого условия своевременного корректирования учебной деятельности школьников; помощь учащимся в формировании общих познавательных и практических умений, самооценки и самоконтроля своей деятельности; формирование оценочного отношения к изучаемым знаниям путем раскрытия их ценностей.

В педагогической теории и практике выделяется шесть групп методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников: методы устного, письменного, графического, практического, машинного и тестового контроля.

1. Методы устного контроля:беседа, рассказ учащегося, чтение им книг, чертежа, карты, технической или технологической документации, сообщения о проделанных опытах, наблюдениях на географической площадке.

Устная проверка знаний и умений проводится по-разному, в зависимости от цели и характера изучаемого материала. Она может проводиться по материалу предшествующего урока, по отдельным темам и разделам курса. Основой устной проверки знаний и умений являются контрольные вопросы и проверочные задания. При формулировке вопросов и заданий во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации о качестве и уровне усвоенных знаний и умений, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, индукции и дедукции и др.).

Для проведения устного контроля учителю необходимо иметь в виду следующие методические требования:

– ясность и четкость постановки вопросов;

– соблюдение последовательности и системы в их постановке;

– стимулирование самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.

В зависимости от поставленной цели и содержания материала устный контроль может осуществляться в форме индивидуального или фронтального опроса.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме.

При фронтальном опросе учитель подбирает систему логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвует значительное число учащихся и даже весь класс.

В методике обучения сложилась система проверочных заданий с учетом уровней познавательной самостоятельной деятельности учащихс я.

Первый уровень предполагает задания на воспроизведение знаний и умений, которые требуют ответа на вопросы: где, когда, сколько. Они необходимы при усвоении отдельных приемов учебной работы в процессе овладения фактами, понятиями.

Задания второго уровня выполняются по образцу, в знакомой ситуации с использованием плана, алгоритма действий, с использованием схем, таблиц.

Задания третьего уровня ‒ творческие, направленные на раскрытие взаимосвязей, закономерностей, посвящены разрешению проблемных ситуаций. Здесь ставятся требования объяснить, доказать, сделать выбор, ответить на вопросы почему.

На практике фронтальный опрос часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается умением учителя вести с учащимися проверочную беседу.

2. Методы графического контроля связаны с выполнением учащимися рисунков, диаграмм, картограмм, чертежей, схем, эскизов, таблиц... С помощью этих методов выявляется уровень сформированности важных графических умений и навыков, познавательных умений синтезирования и обобщения учебного материала, применения его на практике; выявляется понимание связей и зависимостей между явлениями, процессами.

3. Методы практического контроля направлены на выявление умений учащихся применять теоретические знания в практической деятельности. К проверочным заданиям практического характера относятся задания, требующие проведения опытов, трудовых операций, разнообразных наблюдений и т. п. С помощью этих методов проверяется не просто умение что-то делать, но умение связать теорию с практикой.

Каждая практическая, контрольная работа предполагает предварительную проверку теоретических знаний и инструктирование учащихся о ее выполнении.

4. Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля качества усвоения знаний, что связано с применением компьютеров. Они автоматизируют определенные этапы учебного процесса на основе взаимодействия с каждым учащимся в отдельности. Компьютеры сами проверяют правильность ответа учащихся. Они соблюдают высокую степень объективности контроля, позволяют накапливать объективную статическую информацию о каждом шаге учебного процесса, но не могут учесть психологические особенности ученика, не позволяют проверить логичность и грамотность речи, оказать своевременную помощь ученику при затруднениях.

5. Педагогические тесты. Традиционные методы контроля выделились в особую группу в связи с применением тестов в отечественной школе. Их принято называть новыми методами контроля, но это деление условное. Английское слово «test» переводится как «проба», испытание.

Основными функциями педагогических тестов являются следующие: диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая.

Отличие педагогических тестов от других форм оценивания состоит в их формализованности и более высокой степени объективности проводимого с их помощью оценивания. Объективность обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов; подтверждения качества теста: определение надежности, валидности, дискриминативности и использованием математического статистического инструментария для оценки полученных результатов. Качественно сделанные тесты, в отличие от набора контрольных заданий, позволяют решить проблему - объективизации педагогических измерений.

По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа). Применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение школьников связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Поэтому целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающей осмыслить фактический материал.

Роль тестовой проверки значительно повысилась в связи с введением ЕГЭ.

Методы контроля весьма специфичны и разнообразны. Но во всех случаях они должны содействовать самостоятельному и творческому мышлению, всемерно развивать у учащихся навыки самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов[143].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных