ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В. Проблема тестирования интересовала ученых издавна: формы, исторически предшествующие тесту, можно обнаружить в глубокой древностиДИДАКТИКА
Проблема тестирования интересовала ученых издавна: формы, исторически предшествующие тесту, можно обнаружить в глубокой древности, но научный тест – это творение XIX века. В современных исследованиях отечественных и зарубежных ученых установлено, что тест – наиболее объективный инструмент, используемый в педагогических измерениях. По мнению известного немецкого ученого-педагога К. Ингенкампа, «современная научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики». Идея тестов была выдвинута английским психологом Ф. Голтоном в книге «Исследование человеческих способностей и их развитие» (1883). Разработал метод тестов американский психолог Д. Кэттел (1890). С 1892 г. Ф. Голтон и Дж. Салли начали применять тесты для педагогических целей, но широкое их использование связано с работами французских психологов А. Бине и Т. Симона, разработавших систему тестов для определения умственного развития или одаренности детей. В модифицированном виде тест А. Бине используется в современной психологии для диагностики умственного развития. В 20-е годы метод тестов получил широкое распространение и в практике отечественной школы. Однако увлечение тестологическими обследованиями привело к тому, что было составлено большое количество произвольных и субъективистских тестов. В связи с некритическим перенесением и использованием тестов из зарубежных источников без учета особенностей той конкретной ситуации, в которой они применялись, к тестам сложилось отрицательное отношение. Начиная с 30-х годов, метод тестов неоднократно подвергался критике и после постановления ЦК ВКП(б) о педологии (1936) почти не применялся. Вместе с тем резкое отрицательное отношение к тестам было совершенно неоправданным: они были и остаются одним из важных способов оценки учебной работы. В 60-е годы в отечественной педагогической литературе появились предложения применять тесты для проверки знаний и умений школьников, и была поставлена проблема разработки тестов успешности, их научного обоснования. В чем же состоит сущность и основные критерии тестов успешности? Наиболее полно раскрыты, на наш взгляд, существенные признаки тестов успешности в исследованиях польского педагога Б. Немерко. Тест школьных достижений он определил как «комплекс заданий, приспособленных к определенному содержанию обучения таким образом, чтобы на основе результатов тестирования можно было установить, в какой степени это содержание, предназначенное для решения в течение одного занятия, усвоено учащимися». Исследованиями отечественных и зарубежных ученых и психологов установлено, что тесты успешности должны отвечать таким требованиям, как уместность, то есть соответствие содержанию изучаемого материала; валидность, то есть обоснованность; набор вопросов должен выявить полную по глубине осознанность и системность[144]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ПЕДАГОГИКА / КРИВШЕНКО Л. П., ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА М. Е. И ДР.
Методы контроля ‒ это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля. Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий. Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков. С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний. Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др. Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых. Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: – закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов; – открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат); – задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого; – задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины. Существуют и другие формы тестовых заданий. Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля: – более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная; – более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается большая точность измерений учебных достижений; – более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты. При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации[145]. ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОЕКТА: ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ/ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|