Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды социальной политики и их характеристика




 

Г.И. Авцинова предлагает социальную политику типологизировать по пяти критериям (основаниям):

1. По ценностным ориентациям можно выделить следующие типы социальной политики: 1) индивидуалистическая социальная политика ориентирована на самодостаточность индивида, его активность, самодея­тельность, инициативность, мастерство, профессионализм, дисциплину. Приоритет отдается ценностям свободы, возможности выбора, самоценно­сти материальных оснований социального и гражданского статусов. При такой политике индивид может выбирать тип и способ удовлетворения со­циальных благ, что предполагает функционирование рыночной, динамич­ной экономики с соответствующей инфраструктурой;
2) социальная по­литика коллективистского типа
ориентирована на примат коллективи­стских и квазиколлективистских ценностей, на равенство, справедливость, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При этом типе государство диктует населению и способы удовлетворения социальных нужд. Все это ведет к нивелировке и дозировке экономических ресурсов, социальных статусов, потребления социально-культурных благ; 3) попу­листский тип социальной политики ориентирован на ценности, потреб­ности толпы. Он доминирует в кризисные, переходные периоды общест­венных трансформаций. В основе такого подхода лежат заверения правя­щей или оппозиционной элиты повысить благосостояние народа, улуч­шить условия труда и жизнедеятельности людей наипростейшим и наи­кратчайшим путем, объявить беспощадную войну преступности, корруп­ции и т.д. Такая политика ориентирована на достижение сиюминутного, ближайшего результата при игнорировании общих и долговременных со­циальных программ, социальных последствий принимаемых политических решений. Популистская социальная политика сводится к декларациям и заверениям, не подкрепленным конкретными эффективными мерами соци­альной помощи и поддержки населения.

2. По степени своевременности принятия или корректировки действующих государственных программ социальная политика может быть: 1) упреждающая социальная политика ориентирована на приня­тие действенных превентивных мер по предотвращению социальных кон­фликтов; 2) запаздывающая («догоняющая») социальная политика от­личается слабой реактивной способностью. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы, потребности населения, что не способствует предотвращению конфликтов, а нередко и стимулирует их.

3. По временному критерию выделяются: 1) долговременная со­циальная политика требует от государства и его органов определения фундаментальных целей, основных методов, материальных ресурсов их достижения, приоритетных направлений развития социальной сферы. Она излагается в Конституции и других нормативно-правовых актах, государ­ственных программах. При этом долгосрочной может стать социальная политика и в конкрет­ной области социальной сферы. Например, в области занятости речь может идти о системе опережающей подготовки и переподготовки кадров, трудо­устройстве и реабилитации граждан, нуждающихся в социальной под­держке (инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.); 2) текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения или определенных социальных слоев (своевременная и полная индексация заработной платы, пособий, пенсий, стипендий в соответствии с ростом инфляции, защита денежных сбереже­ний, обеспечение наиболее нуждающихся продуктами питания и необхо­димыми видами непродовольственных товаров по социально приемлемым ценам, помощь многодетным, неполным семья и др.); 3) ситуативная со­циальная политика осуществляется в экстремальных условиях (стихий­ные бедствия, военные действия), предполагает единовременные социаль­ные выплаты, акции.

4. По масштабности можно говорить о:

1) государственной соци­альной политике, которая представляет собой действия государства в со­циальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с кон­кретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресур­сами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты

2) региональной социальной политике, которая понимается как комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов;

3) местной (города, района, предприятия) социальной политике, которая вырабатывается местными органами власти (региона, города, района) при участии местного самоуправления с учетом сформи­рованной федеральным Центром концепции региональной социальной по­литики.

5. По степени государственного содействия и охвата социальной помощью населения можно выделить: 1) либеральный; 2) консерватив­ный; 3) социал-демократический; 4) патерналистский (социалистический) тип социальной политики.

 

Б.И. Холостова рассматривает следующие виды социальной поли­тики, которые можно систематизировать по различным признакам:

1) уровень разработки и реализации социальной политики (государ­ственная, региональная, муниципальная социальная политика, социальная политика на предприятии, в организации, учреждении);

2) содержание мероприятий, задач социальной политики (организа­ционные, демографические, правовые, идеологические, социальные);

3) период реализации социальной политики (долгосрочная, кратко­срочная, среднесрочная, текущая);

4) эффективность (эффективная, неэффективная).

B.Л. Кураков считает, что социальная политика по своей сути явля­ется долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. В крат­косрочной перспективе эффективная социальная политика государства предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на обеспече­ние условий для нормального и стабильного уровня жизни населения, пре­дотвращения социального взрыва, выполнения государством всех своих социальных обязательств (по пенсионному обеспечению, социальному страхованию, трудоустройству, обеспечению доступности образования и многое другое); в среднесрочной перспективе - достижение так намывае­мого докризисного уровня и качества жижи; в долгосрочной перспекгиве — обеспечение условий жизни населению на уровне в соответствии с соци­альными показателями развитых стран мира.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных