Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Либерализм и неолиберализм. Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того




Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением властигосударства и церкви, верховенством права, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:[2][3]

§ данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;

§ равноправия и равенства перед законом;

§ рыночной экономики;

§ ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Известный либеральный публицист Марио Варгас Льоса считает что никакого самостоятельного явления под названием «неолиберализм» не существует, а термин был придуман противниками либерализма «с целью семантически обесценить теорию либерализма»[1].


55. Современная социал-демократия: теория и практика.

Социал-демократия — умеренное направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного.

До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.

Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Среди этих уступок основными были: 5-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день, сверхурочная плата и улучшенные условия труда.

Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.

Социал-демократия пустила корень в европейской политике после Октябрьской революции 1917 года и Второй мировой войны. Если в начале века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. В 2006 году социал-демократы в Швеции потеряли власть после выборов в риксдаг.

Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии). Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии.

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

§ Защиту прав человека.

§ Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

§ Политический и идеологический плюрализм.

§ Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

§ Ограниченное государственное регулирование экономики.

§ Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

§ Принцип справедливой торговли.

§ Равноправие и защиту всех форм собственности.

§ Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.


56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения.

Конфликт — это столкновение противоположных инте­ресов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сто­рон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

Теоретическое обоснование проблема конфликта полу­чила в конце XIX - начале XX вв. В изучении конфликтов можно выделить два основных направления. Первое — кон­цепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, которые основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы (функционализм). Второе — теории К, Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Ко- зера, которые рассматривают общество с точки зрения конфликтной модели. П. Сорокин причины конфликтов видел в неудовлетворенных «базовых» потребностях. Они не осмыслены рационально, но связаны с инстинктами (са­мосохранение, самовыражение, потребности в пище, жи­лье, одежде, половой инстинкт). М. Вебер связал конфлик­ты с проблемой власти (социальный конфликт возникает из отношений господства и подчинения).

С 1950-х гг. стали появляться специальные работы, по­священные социальным конфликтам. Наибольшую извест­ность получили концепции: Льюиса Козера («Функции со­циального конфликта», 1956 г.), Ральфа Дарендорфа («Классовая борьба и социальный конфликт») и Кеннета Боулдинга («Общая теория конфликта», «Конфликт и за­щита», 1963 г.).

В истории общественной мысли существовали идеаль­ные модели бесконфликтного гармоничного общества (оно наступит в «граде Божием» или в будущем коммунистиче­ском обществе). В современной социальной науке созданы реалистические концепции, в которых конфликт — это не­устранимый, постоянный элемент социальной жизни. Он может быть как глубоким, непримиримым, так и прояв­ляться в «слабых» формах (в виде соревнования, состяза­тельности, конкуренции). Конфликты могут быть конст­руктивными и деструктивными.

Политический конфликт — это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспа­ривающих друг у друга распределение властных полномо­чий и ресурсов.

При объяснении / причин социальных конфликтов сфор­мировались два подхода: ресурсный подход — конфликты возникают из-за материальных ресурсов (богатство, соб­ственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход — конфлик­ты возникают на основе различных идеологических, нрав­ственных убеждений, ценностей. В реальных ситуациях по­литического конфликта переплетаются мотивы как ресурс­ного, так и ценностного характера. <

Выделяются три основные стадии конфликта:

o Предконфликтная ситуация — это период, когда кон­фликтующие стороны оценивают свои ресурсы.

· Непосредственно конфликт — инцидент, то есть дей­ствия, направленные на изменение поведения соперни­ков, Они могут иметь открытый или скрытый характер. Конфликт достигает критической точки (кульминации), затем противостояние ослабевает и конфликт идет по нис­ходящей к разрешению или к новому всплеску противо­действия.

· Разрешение конфликта — его внешним признаком является завершение инцидента. Разрешение конфликта возможно при изменении конфликтной ситуации, устра­нении его причины. Возможно изменение требований од­ной из сторон, уступки, истощение ресурсов, вмешатель­ство третьей силы, полное устранение соперника.

Специалисты-конфликтологи выделяют основные элемен­ты конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники кон­фликта; повод — события, послужившие началом актив­ных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон.

Выделяют различные типы политических конфликтов:

· по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты;

· по характеру регуляции — институциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим прави­лам политической игры, создавать институты для регули­рования конфликтов;

· по степени интенсивности выделяют конфликты вы­сокой и низкой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением «играть на выигрыш», вторые — затяжным и менее выраженным про­тивостоянием сторон;

· с точки зрения публичности говорят об открытых,, выраженных в явных формах, и закрытых (латентных) \ конфликтах, в которых преобладают теневые способы при­нятия решений;

· по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты.

· По содержанию можно также выделить несколько ти­пов конфликтов:

· конфликты ценностей, которые в основном характер­ны для развивающихся государств с неустойчивым госу­ дарственным строем; к ним примыкают конфликты идео­логических доктрин;

· конфликты интересов преобладают в развитых стра­нах, где политической нормой является «торг» по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспечения и т.д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию;

· конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с обществом, государством в целом;

· конфликты неуправляемых эмоций — бунты, погромы;

· конфликты институтов — споры о взаимоотношени­ях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм и т.д.

И. Галтунг определил критерии разрешения конфликта: 1) решить, кто является победителем и побежденным, ка­ким будут будущее распределение ценностей; 2) осущест­вить распределение ценностей; 3) принять заключение, что конфликт завершен. Если конфликт не удается разре­шить окончательно, то говорят об управлении конфликтом.

К основным стратегиям управления конфликтами относятся:

· инициирование конфликта — одна из сторон постоян­но обостряет отношения, выдвигая неприемлемые усло­вия (например, правящий режим создает неприемлемые условия для оппозиции, не стремясь сотрудничать с ней);

· рутинизация конфликта — сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон;

· предупреждение конфликта — не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, кон­фликт выявляется на латентной стадии;

· урегулирование конфликта — ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяже­лых последствий для себя, государства, общества;

· разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуа­ции и обстоятельств, исключающих новое противостояние;

· вытеснение конфликта предполагает перенесение от­ветственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот).

Рассмотрим формы разрешения конфликтов:

· «избегание», откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно);

· отрицание или подмена — конфликт тлеет, его пере­мещают в другую область. Например, чтобы победить, политику нужно «набрать» максимум голосов разных ка­тегорий населения, в силу чего он должен избегать четкой позиции по реальному конфликту;

· метод конфронтации - на авансцену политики вы­двигается явно неразрешимый антагонизм. Конфронтация часто ведет /к кризису и ^поражению определенных поли­тических сил (Октябрьская революция 1917 года и финал перестройки в 1991 году);

· примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут высту­пать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударст­венных конфликтах. Переговоры, как средство разрешения кон­фликтов, зафиксированы в Гаагской конвенции (1907 г.);

· третейское разбирательство, или арбитраж - стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнан­ными нормами международного права, конституцией стра­ны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны;

· переговоры конфликтующих сторон на основе поис­ка баланса интересов. Переговоры необходимы, чтобы из­бежать применения насилия, и они возможны, когда ме­жду сторонами имеется хотя бы минимальная сфера сов­падающих интересов. Переговоры на международном уровне подчиняются особым правилам, потому что на них схо­дятся такие субъекты права, которые не имеют между со­бой обязательных отношений и друг другу не подчиняются.

Итак, наиболее распространенным средством достиже­ния примирения являются переговоры — прямое или кос­венное общение сторон, ведущее к снижению интенсив­ности или завершению конфликта.


57. Международные отношения: сущность, структура, тенденции развития.

Международные отношения — это совокупность полити­ческих, экономических, идеологических, правовых, ди­пломатических, военных, культурных и иных связей меж­ду государствами, организациями, народами и отдельны­ми личностями. Это относительно самостоятельная область общественных отношений, целостная система взаимодей­ствия на мировой арене. Она обусловлена социально-эко­номической природой, интересами и целями участников международных отношений.

Система международных отношений обладает следую­щими специфическими чертами: 1) децентрализация вла­сти; 2) стихийность политических процессов; 3) связь внешнеполитических и внутриполитических процессов.

В процессе развития международных отношений сло­жились многочисленные формы взаимодействия между их участниками: союзы, партнерство, покровительство, пря­мая конфронтация, соперничество.

Международные отношения имеют определенную внут­реннюю структуру. Можно выделить глобальный уровень международных отношений, который охватывает всех уча­стников международных отношений. Именно на этом уров­не появились глобальные мировые проблемы, для реше­ния которых требуются усилия всех стран и народов без исключения.

Существуют региональные международные отношения, которые складываются между государствами определенного региона. Региональные международные отношения вклю­чают в себя большое количество участников. Ситуативные — это отношения, складывающиеся в связи с той или иной ситуацией. По мере разрешения данной ситуации распада­ются и эти отношения.

По горизонтали выделяют многосторонние и двусторон­ние международные отношения (воплощаются в блоках и союзах). Разновидность многосторонних отношений: груп­повые (коалиционные, межкоалиционные) взаимоотно­шения групп государств, международных организаций.

Неотъемлемой частью международных отношений является международное право. Это система договорных, юридически закрепленных норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международных отношений. Следует разли­чать субъектов международных отношений (международ­ные организации) и международного права (национальные государства).

Виды и структура: Субъектами международных отношений являются, в первую очередь, государства. Они определяют развитие всех форм международных отношений. Однако в современных условиях все большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, двусто­ронние и многосторонние коалиции; экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные орга­низации. Субъектами международных отношений являют­ся также партии, транснациональные кампании, этниче­ские, конфессиональные, демографические группы, ту­ристические фирмы, СМИ, террористические группиров­ки, отдельные личности (народная дипломатия, туризм и т.д.).

Международные организации как субъекты международ­ных отношений более сложные структуры, чем межгосу­дарственные. Международные организации создаются в экономической, политической, культурной, националь­ной областях. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены. Международ­ные организации могут вступать в межгосударственные от­ношения от своего собственного имени, а также от имени всех государств, входящих в него. Если в начале XX в. су­ществовало 20 межправительственных и около 200 непра­вительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

Первой международной организацией явился Всемир­ный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций.

Значительную роль в системе международных отноше­ний играет Организация Объединенных Наций (ООН). Официально существует с 24 октября 1945 г. Этот день еже­годно отмечается как день ООН.

Цели ООН: поддерживать межгосударственный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; осуществлять сотрудничество в разрешении ме­ждународных проблем; быть центром для согласования действий наций в достижении общих целей.

ООН действует в соответствии со следующими принци­пами: суверенное равенство всех членов; разрешение споров мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства; государства-чле­ны должны оказывать ООН всемерную помощь во всех дей­ствиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентив­ного или принудительного характера. Устав не дает ООН права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компе­тенцию какого бы то ни было государства.

Структура ООН. Уставом учреждены шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. В структуре ООН действуют также 15 специализи­рованных учреждений, несколько программ и органов.

Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Каждое из государств-членов ООН, имеет один голос. Хотя решения Ассамблеи и не имеют обязательной юридиче­ской силы для правительств, за ними стоит мировое общест­венное мнение по важным международным вопросам.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, кото­рые органически вошли в систему международных отно­шений и как структуры ООН, и как самостоятельные ор­ганизации. К ним относятся:

3. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ);

4. Международная Ассоциация Труда (МОТ);

5. Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО);

6. Международный Валютный Фонд (МВФ);

7. Международная Организация по атомной энергии (МАГАТЭ);

8. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

9. Международный суд.

 


58. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, принципы и приоритеты.

Международные отношения складываются из совокуп­ности внешнеполитической деятельности государств, ко­торые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика — это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Внешняя политика вторична по отношению к внутрен­ней. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реа­лизацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Националь­ные интересы — это система базовых положений, опреде­ляющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Национальные инте­ресы тесно связаны с национальной безопасностью. На­циональная безопасность — это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и авто­номии, процветания и благосостояния.

Важнейшая функция внешней политики — охранитель­ная, ибо одной из главных целей внешней политики явля­ется обеспечение безопасности государства. Охранитель­ная функция связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Реализация этой функции направле­на на предотвращение угрозы для данного государства.

Информационно-представительская функция означает создание; положительного имиджа государства в мировом сообществе.

Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей.

Средства реализации внешней политики делятся на политические, экономические, военные, пропагандистские и др. К политическим средствам относится, в первую очередь дипломатия.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей.

К военным средствам политики принято относить воен­ную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состоя­ние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсе­нал современных средств массовой информации, пропа­ганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способ­ствуют обеспечению доверия со стороны союзников и воз­можных партнеров.

Базовые национально-государственные интересы Белару­си — сохранение и укрепление независимости и суверени­тета нашей страны, ее территориальной целостности; ин­тересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утвержде­ние своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. Экономические интересы: поддержание обес­печенности экономики страны энергетическими и сырье­выми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной едини­цы, экологическое равновесие.

Основные приоритеты и принципы внешней политики государства, как правило, закреплены в нормативных до­кументах. Основные принципы внешней политики Респуб­лики Беларусь излржены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года и Конституции Респуб­лики Беларусь. С момента обретения независимости Рес­публика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами ми^а, заключила более 2 тыс. международ­ных договоров, имеет 52 представительства в разных стра­нах, в г. Минске расположено 34 посольства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных