ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Либерализм и неолиберализм. Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из тогоЛиберали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением властигосударства и церкви, верховенством права, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:[2][3] § данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав; § равноправия и равенства перед законом; § рыночной экономики; § ответственности правительства и прозрачности государственной власти. Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами. Известный либеральный публицист Марио Варгас Льоса считает что никакого самостоятельного явления под названием «неолиберализм» не существует, а термин был придуман противниками либерализма «с целью семантически обесценить теорию либерализма»[1]. 55. Современная социал-демократия: теория и практика. Социал-демократия — умеренное направление в социалистическом и рабочем движениях, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного. До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы. Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Среди этих уступок основными были: 5-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день, сверхурочная плата и улучшенные условия труда. Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице. Социал-демократия пустила корень в европейской политике после Октябрьской революции 1917 года и Второй мировой войны. Если в начале века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. В 2006 году социал-демократы в Швеции потеряли власть после выборов в риксдаг. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии). Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии. В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства. § Защиту прав человека. § Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). § Политический и идеологический плюрализм. § Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку. § Ограниченное государственное регулирование экономики. § Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. § Принцип справедливой торговли. § Равноправие и защиту всех форм собственности. § Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным. 56. Политические конфликты и кризисы: сущность, виды и способы разрешения. Конфликт — это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон. Теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX - начале XX вв. В изучении конфликтов можно выделить два основных направления. Первое — концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, которые основное внимание уделяют стабильности и устойчивости политической системы (функционализм). Второе — теории К, Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, Л. Ко- зера, которые рассматривают общество с точки зрения конфликтной модели. П. Сорокин причины конфликтов видел в неудовлетворенных «базовых» потребностях. Они не осмыслены рационально, но связаны с инстинктами (самосохранение, самовыражение, потребности в пище, жилье, одежде, половой инстинкт). М. Вебер связал конфликты с проблемой власти (социальный конфликт возникает из отношений господства и подчинения). С 1950-х гг. стали появляться специальные работы, посвященные социальным конфликтам. Наибольшую известность получили концепции: Льюиса Козера («Функции социального конфликта», 1956 г.), Ральфа Дарендорфа («Классовая борьба и социальный конфликт») и Кеннета Боулдинга («Общая теория конфликта», «Конфликт и защита», 1963 г.). В истории общественной мысли существовали идеальные модели бесконфликтного гармоничного общества (оно наступит в «граде Божием» или в будущем коммунистическом обществе). В современной социальной науке созданы реалистические концепции, в которых конфликт — это неустранимый, постоянный элемент социальной жизни. Он может быть как глубоким, непримиримым, так и проявляться в «слабых» формах (в виде соревнования, состязательности, конкуренции). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Политический конфликт — это противоборство двух или нескольких субъектов (групп, государств, лидеров), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов. При объяснении / причин социальных конфликтов сформировались два подхода: ресурсный подход — конфликты возникают из-за материальных ресурсов (богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам); ценностный подход — конфликты возникают на основе различных идеологических, нравственных убеждений, ценностей. В реальных ситуациях политического конфликта переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера. < Выделяются три основные стадии конфликта: o Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы. · Непосредственно конфликт — инцидент, то есть действия, направленные на изменение поведения соперников, Они могут иметь открытый или скрытый характер. Конфликт достигает критической точки (кульминации), затем противостояние ослабевает и конфликт идет по нисходящей к разрешению или к новому всплеску противодействия. · Разрешение конфликта — его внешним признаком является завершение инцидента. Разрешение конфликта возможно при изменении конфликтной ситуации, устранении его причины. Возможно изменение требований одной из сторон, уступки, истощение ресурсов, вмешательство третьей силы, полное устранение соперника. Специалисты-конфликтологи выделяют основные элементы конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод — события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон. Выделяют различные типы политических конфликтов: · по области их проявления различаются внешне- и внутриполитические конфликты; · по характеру регуляции — институциализированные и неинституциализированные. Речь идет о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры, создавать институты для регулирования конфликтов; · по степени интенсивности выделяют конфликты высокой и низкой интенсивности. Первые характеризуются применением вооруженной силы, стремлением «играть на выигрыш», вторые — затяжным и менее выраженным противостоянием сторон; · с точки зрения публичности говорят об открытых,, выраженных в явных формах, и закрытых (латентных) \ конфликтах, в которых преобладают теневые способы принятия решений; · по времени протекания различают долговременные и кратковременные конфликты. · По содержанию можно также выделить несколько типов конфликтов: · конфликты ценностей, которые в основном характерны для развивающихся государств с неустойчивым госу дарственным строем; к ним примыкают конфликты идеологических доктрин; · конфликты интересов преобладают в развитых странах, где политической нормой является «торг» по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг налогов, социального обеспечения и т.д.). Этот тип конфликтов легко поддается урегулированию; · конфликты идентификации возникают, когда люди отождествляют себя с группой (этнической, религиозной), а не с обществом, государством в целом; · конфликты неуправляемых эмоций — бунты, погромы; · конфликты институтов — споры о взаимоотношениях органов власти, споры о государственных границах, споры о соподчиненности правовых норм и т.д. И. Галтунг определил критерии разрешения конфликта: 1) решить, кто является победителем и побежденным, каким будут будущее распределение ценностей; 2) осуществить распределение ценностей; 3) принять заключение, что конфликт завершен. Если конфликт не удается разрешить окончательно, то говорят об управлении конфликтом. К основным стратегиям управления конфликтами относятся: · инициирование конфликта — одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, правящий режим создает неприемлемые условия для оппозиции, не стремясь сотрудничать с ней); · рутинизация конфликта — сознательное поддержание напряженности в отношениях сторон; · предупреждение конфликта — не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется на латентной стадии; · урегулирование конфликта — ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества; · разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние; · вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот). Рассмотрим формы разрешения конфликтов: · «избегание», откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно); · отрицание или подмена — конфликт тлеет, его перемещают в другую область. Например, чтобы победить, политику нужно «набрать» максимум голосов разных категорий населения, в силу чего он должен избегать четкой позиции по реальному конфликту; · метод конфронтации - на авансцену политики выдвигается явно неразрешимый антагонизм. Конфронтация часто ведет /к кризису и ^поражению определенных политических сил (Октябрьская революция 1917 года и финал перестройки в 1991 году); · примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах. Переговоры, как средство разрешения конфликтов, зафиксированы в Гаагской конвенции (1907 г.); · третейское разбирательство, или арбитраж - стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны; · переговоры конфликтующих сторон на основе поиска баланса интересов. Переговоры необходимы, чтобы избежать применения насилия, и они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов. Переговоры на международном уровне подчиняются особым правилам, потому что на них сходятся такие субъекты права, которые не имеют между собой обязательных отношений и друг другу не подчиняются. Итак, наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры — прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта. 57. Международные отношения: сущность, структура, тенденции развития. Международные отношения — это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей между государствами, организациями, народами и отдельными личностями. Это относительно самостоятельная область общественных отношений, целостная система взаимодействия на мировой арене. Она обусловлена социально-экономической природой, интересами и целями участников международных отношений. Система международных отношений обладает следующими специфическими чертами: 1) децентрализация власти; 2) стихийность политических процессов; 3) связь внешнеполитических и внутриполитических процессов. В процессе развития международных отношений сложились многочисленные формы взаимодействия между их участниками: союзы, партнерство, покровительство, прямая конфронтация, соперничество. Международные отношения имеют определенную внутреннюю структуру. Можно выделить глобальный уровень международных отношений, который охватывает всех участников международных отношений. Именно на этом уровне появились глобальные мировые проблемы, для решения которых требуются усилия всех стран и народов без исключения. Существуют региональные международные отношения, которые складываются между государствами определенного региона. Региональные международные отношения включают в себя большое количество участников. Ситуативные — это отношения, складывающиеся в связи с той или иной ситуацией. По мере разрешения данной ситуации распадаются и эти отношения. По горизонтали выделяют многосторонние и двусторонние международные отношения (воплощаются в блоках и союзах). Разновидность многосторонних отношений: групповые (коалиционные, межкоалиционные) взаимоотношения групп государств, международных организаций. Неотъемлемой частью международных отношений является международное право. Это система договорных, юридически закрепленных норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международных отношений. Следует различать субъектов международных отношений (международные организации) и международного права (национальные государства). Виды и структура: Субъектами международных отношений являются, в первую очередь, государства. Они определяют развитие всех форм международных отношений. Однако в современных условиях все большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, двусторонние и многосторонние коалиции; экономические и военно-политические союзы (блоки), региональные организации. Субъектами международных отношений являются также партии, транснациональные кампании, этнические, конфессиональные, демографические группы, туристические фирмы, СМИ, террористические группировки, отдельные личности (народная дипломатия, туризм и т.д.). Международные организации как субъекты международных отношений более сложные структуры, чем межгосударственные. Международные организации создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены. Международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, а также от имени всех государств, входящих в него. Если в начале XX в. существовало 20 межправительственных и около 200 неправительственных организаций, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500. Первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1875 г. и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций. Значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Официально существует с 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Цели ООН: поддерживать межгосударственный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем; быть центром для согласования действий наций в достижении общих целей. ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство всех членов; разрешение споров мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против любого государства; государства-члены должны оказывать ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Устав не дает ООН права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию какого бы то ни было государства. Структура ООН. Уставом учреждены шесть главных органов: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. В структуре ООН действуют также 15 специализированных учреждений, несколько программ и органов. Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Каждое из государств-членов ООН, имеет один голос. Хотя решения Ассамблеи и не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоит мировое общественное мнение по важным международным вопросам. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: 3. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ); 4. Международная Ассоциация Труда (МОТ); 5. Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки (ЮНЕСКО); 6. Международный Валютный Фонд (МВФ); 7. Международная Организация по атомной энергии (МАГАТЭ); 8. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); 9. Международный суд.
58. Внешняя политика Республики Беларусь: сущность, принципы и приоритеты. Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций. Внешняя политика — это действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах. Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы — это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан. Национальные интересы тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность — это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения и автономии, процветания и благосостояния. Важнейшая функция внешней политики — охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства. Информационно-представительская функция означает создание; положительного имиджа государства в мировом сообществе. Регулирующая функция внешней политики направлена на создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства, на сохранение равновесия в системе политических связей. Средства реализации внешней политики делятся на политические, экономические, военные, пропагандистские и др. К политическим средствам относится, в первую очередь дипломатия. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. Базовые национально-государственные интересы Беларуси — сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях. Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие. Основные приоритеты и принципы внешней политики государства, как правило, закреплены в нормативных документах. Основные принципы внешней политики Республики Беларусь излржены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года и Конституции Республики Беларусь. С момента обретения независимости Республика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами ми^а, заключила более 2 тыс. международных договоров, имеет 52 представительства в разных странах, в г. Минске расположено 34 посольства. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|