ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Избирательная система и избирательная практика в Республике Беларусь. Избирательная система — совокупность установленных законом правил, принципов, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Типы современных избирательных систем — мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Мажоритарная избирательная система. Выборы проходят по принципу большинства. Избранный депутат представляет население территориального округа. Две разновидности мажоритарной избирательной системы: относительного большинства, т.е. выборы в один тур (США, Англия); абсолютного большинства — выборы в два тура — если в первом туре никто не набирает 5,0 % + 1 голос, то назначают второй тур,,в котором принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства существует в Беларуси. В Республике Беларусь явка избирателей на первый тур парламентских выборов — 50 %, на второй — 25 % избирателей. На президентские выборы — явка на оба тура — 50 % избирателей. При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам. Действует принцип пропорциональности представительства от различных партий. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом подданных за них голосов. Избранный депутат представляет не граждан какого-то округа, а всех граждан страны, которые поддержали партию, членом которой он является. | Пропорциональная система имеет несколько разновидностей: а) закрытые (жесткие списки) — избиратели голосуют за весь список кандидатов от партии (Испания, Греция, Португалия, Израиль); б) открытые списки — в списке кандидатов от каждой партии избиратели могут определять место партийным руководителям (Бельгия, Италия); в) полужесткие списки — если партия получает места в парламенте, то первое место обязательно отдается кандидату под номером один в списке (Австрия, Нидерланды, Дания); ^ г) панаширование (смешивание) — избиратель может выбирать кандидатов от разных партий из разных списков (Швейцария, Люксембург). Смешанная избирательная система (пропорциональная + мажоритарная) существует в России, ФРГ, Украине. На выборах различного уровня проявляется равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней — т.е. абсентеизм. Некоторые страны борются с абсентеизмом,, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. Участие в голосовании рассматривается как гражданский долг. Этапы избирательной кампании в Республике Беларусь: 1) формирование избирательных комиссий; 2) образование избирательных округов и избирательных участков; 3) составление списков избирателей; 4) выдвижение и регистрация кандидатов; 5) проведение предвыборной агитации; 6) голосование и определение результатов выборов; 7) второй тур голосования (если в первом никто не набрал 50 % + 1 голос) или повторные выборы (в случае неявки избирателей); 8) подведение итогов и опубликование результатов выборов. Согласно ст. 70 Конституции Республики Беларусь финансирование выборов осуществляется за счет государства, а в случаях, предусмотренных законом, — общественных объединений, организаций, предприятий. Выборы в Палату представителей, Совет Республики, местные советы назначает Президент Республики Беларусь. Выборы Президента назначает Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Референдум по Конституции Республики Беларусь проводится по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. Впервые референдум был проведен в Швейцарии. В марте 1991 г. проводился в референдум по вопросу о сохранении СССР. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы. На республиканский референдум выносятся важнейшие вопросы, касающиеся всего государства и общества. На местный - имеющие значение для населения поселка, города, района либо области. Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициативе, либо по предложению двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан. Но если граждане собирают подписи, то от каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом. 49. Политическая культура: сущность, структура и функции. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. К функциям политической культуры относят: § интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; § сохранение и развитие основ политической деятельности; § проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; § проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов; § профетическая, прогностическая в отношении развития; § апробации и верификации политических кадров; § синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др. Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|