![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. При сомнениях и возражениях1. Я справляюсь с возражениями, ссылаясь на факты и характеристики вариантов. Я стараюсь переспорить клиента. 2. Я стараюсь убедиться в том, что я полностью понял возражения клиента, и разбираюсь с этим вместе с ним до тех пор, пока мы оба не оказываемся довольны. 3. Я или игнорирую возражения, или признаю их, но ничего не предпринимаю по их поводу. Я не хочу досаждать клиенту или создавать дополнительные проблемы, выясняя то, что можно и не выяснять. 4. Я иду на компромисс или сглаживаю возражения, так как считаю, что если лезть в это, то можно испортить достигнутые с клиентом отношения. V. Завершая сделку 1. Я стремлюсь к завершению сделки и настаиваю на этом. Иногда для этого приходится и потягаться силами с клиентом. 2. Я подвожу итог всем преимуществам варианта и приобретаю клиента, заключившего эту выгодную сделку именно у меня. 3. Клиент заключит сделку тогда, когда он для этого созреет. Поэтому я не хочу подталкивать его к этому. Тренинг продаж 4. Я с радостью позволяю клиенту самому решить, какие варианты ему подходят. Я знаю, что при любом выборе я получу удовольствие от состоявшейся сделки. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕСТИ ПО РЫНКУ» Цель Инструкция Вариант проведения Особенности выполнения упражнения Это упражнение — модифицированный для тренинга продаж вариант известной игры на парное взаимодействие. Осознание собственного стиля взаимодействия с клиентом, получение опыта взаимодействия в нестандартных условиях. «Разбейтесь на пары. В течение 7 минут один из вас будет ведущим, второй — ведомым. Ведомый закрывает глаза или завязывает повязку на глазах и под руководством ведущего знакомится с окружением комнаты (коридора, пансионата, двора и т. п.). Задача ведущего — создать условия для максимального знакомства ведомого с окружающим миром в максимально комфортных для ведомого условиях». Упражнение направлено на осознание таких важных навыков взаимодействия с клиентом, как эмпатия, умение поддерживать контакт, поддерживать баланс ведения и присоединения и др. Перед шерингом (или в подходящий момент) ведущий предлагает представить, что только что осуществленная деятельность — это аналог взаимодействия покупателя и продавца на рынке. Как чувствовал себя покупатель? Как его состояние учитывал продавец? Эти и другие вопросы позволят обеспечить эффективную обратную связь участников друг с другом. В инструкции указывается, что ведущий знакомит/ ведет ведомого по рынку/ знакомит с «ассортиментом» внешнего мира и т. п. Крайне важно создать обстановку психологической безопасности и открытости, так как игра может сопровождаться сильными эмоциональными реакци- Глава 6. Избранные упражнения ями со стороны участников группы и требует от ведущего соответствующего навыка работы с ними. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДАЖА КОТА В МЕШКЕ» Цель Диагностика и развитие способности к убеждению в процессе продажи. Инструкция «Сейчас каждый из вас выступит в роли продав- ца... кота в мешке (ведущий показывает, например, небольшой резиновый мячик как символ этого кота в мешке). Вы по очереди выберете покупателя и постараетесь убедить его купить ваш товар. Затем он, в свою очередь, становится продавцом и будет убеждать кого-то еще. Итак, начали! Кто будет первым продавцом?» При выполнении этого упражнения проявляются индивидуальные особенности стиля поведения в процессе продажи, личностные особенности участников как продавцов. Неопределенность ситуации предъявляет повышенные требования к умению работать с покупателем и осуществлять убеждающее воздействие. УПРАЖНЕНИЕ «РЫНОК» Цель Включение участников в атмосферу тренинга про- даж, осознание своих особенностей поведения как Торговца и Покупателя (Закупщика) Инструкция Разделитесь на две команды. Каждая команда бу- дет представлять собой группу ремесленников, которая приехала на рынок (в областной город, в столицу, в другую страну и т. п.) и предлагает свой товар. Сначала одна команда будет Покупателями, а другая — Торговцами, затем роли поменяются. Перед игрой вы как ремесленники должны изготовить товар. Для этого у каждой команды есть пачка бумаги стандартного размера (210x197), набор цветных фломастеров, скотч (исходные материалы — на усмотрение ведущего). У каждого Торговца должно быть не менее 10 и не Тренинг продаж более 12 изготовленных из бумаги им самим или кем-то из его группы изделий. Последние маркетинговые данные говорят о том, что устойчивым спросом пользуются такие изделия, как самолетики и кораблики. Но вы можете предлагать любую продукцию, изготовленную из данных вам материалов. Мы будем пользоваться игровой валютой (ведущий выдает каждому игроку по 100 у. е. какой-либо придуманной валюты. Другой вариант — участники могут сами назвать игровую валюту, которой они будут пользоваться при взаимных расчетах. Важно, чтобы номиналы денежных купюр позволяли легко производить денежные операции. Возможный набор денежных купюр в номиналах: 50, 20, 10, 5, 1). Время продажи ограничено 10 минутами, после чего подводится итог торговой сессии. Итак, начали». УПРАЖНЕНИЕ «САМУРАЙСКАЯ ПРОДАЖА»
Осознание ценности навыков эффективного взаимодействия с клиентом и тренинг этих навыков в нестандартном контексте.
«Сейчас мы сыграем в игру, в которой часть группы сыграет роль продавцов, остальные участники будут покупателями. Данное упражнение основано на военной подготовке самураев, дополнительная информация будет дана «продавцам-самураям» (данная метафора позволяет придать игре более глубокий психологический план, вносит интригу). Кто хотел бы в течение 15—20 минут выступить в роли самурая?» (Формируется подгруппа из 4—5 человек.)
«Вы начинаете изучать военное искусство самураев. Как вы, наверное, знаете, у самураев подготовка включает овладение в совершенстве отдельными техническими навыками, а когда эти навыки освоены, то начинается специальная подготовка к их интеграции, например в искусстве владения мечом. Сейчас вы находитесь на первой стадии. Каждый из вас будет Глава 6. Избранные упражнения
Отдельная инструкция «покупателям» Особенности проведения Варианты тренировать отдельный навык, эти навыки в нашем случае будут соответствовать основным навыкам эффективной коммуникации, известны нам и необычным, но эффективным с точки зрения великих воинов, умениям). Из известных нам навыков это — активное слушание (отзеркаливание, перефразирование, развитие диалога) (Рабочая тетрадь), техника задавания вопросов (Рабочая тетрадь), необычные самурайские навыки — смотреть на противника, который находится рядом, как на далекую гору (навык невозмутимости, описанный одним из самураев, которым некоторые продавцы, даже начинающие, владеют в совершенстве). При общении с покупателем вы должны максимально продемонстрировать свой навык, который вы осваиваете». «Вы — покупатели (в магазине, на рынке и т. п.), внутренне определите для себя цель (узнать, купить, присмотреться и т. п.), подойдите последовательно к каждому продавцу, попытайтесь вступить с ними в контакт и удовлетворить свою потребность. Обращайте внимание на чувства, которые у вас возникают в процессе взаимодействия с разными продавцами». Упражнение обычно проходит оживленно. У «покупателей» часто возникают сильные чувства, вызванные «запланированной» игровой инструкцией — запретом на ожидаемое изменение поведения продавца, отсутствием ожидаемой подстройки его поведения под конкретную ситуацию взаимодействия. Обмениваясь впечатлениями в конце игры, участники отмечают плюсы и минусы отдельных техник, осознают ограниченность отдельных техник и необходимость достижения следующего уровня — уровня интеграции отдельных техник. Данное упражнение хорошо моделирует особенности взаимодействия с покупателями в помещении коридор—прилавки. Перечень демонстрируемых навыков определяется с учетом программы занятий и предпочтений ведущего. В качестве вариантов могут быть использованы Тренинг продаж более интегрированные навыки (например, Присоединение или Ведение) или неэффективные техники коммуникации (например, навыки неэффективного слушания — Приложение 1). УПРАЖНЕНИЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ В СЕРВИСЕ» Цель Осознание желаемого и реального эмоционально- го пространства между участниками процесса обслу здайте схему, на которой квадратики означают клиента, вашего коллегу и вашего непосредственного руководителя (администратора зала, шефа и т. п.). Горизонтальное расстояние между квадратиками, которые могут пересекаться, символизирует эмоциональную близость между этими людьми. Вертикальная координата выражает «приоритет интересов». Практика проведения этого упражнения показала, что при всем многообразии возможных вариантов «геометрии отношений» в рисунках проявляются устойчивые типы установок людей, которые могут носить в значительной степени неосознанный характер. Обсуждение рисунков целесообразно сопровождать примерами из реальной практики работы с клиентами. Представители каждой группы приводят одну-две ситуации, которые иллюстрируют «правоту» их модели построения эффективных отношений с клиентами. При интерпретации рисунков проявляется описанный в психологии феномен расхождения ценностей и психологической значимости. На словах клиент — основная ценность (штамп: «Покупатель всегда прав»), на рисунках встречаются и другие ситуации, то есть где клиент оценивается ниже по значимости. Ниже приведены варианты профилей, полученные в реальных группах, и дана их краткая интерпретация, Глава 6. Избранные упражнения Рис. 5. Профиль «Горизонтальный» где К — клиент; Ш — шеф; П — продавец; КП — коллега продавца Как видно из рис. 5, приоритет интересов явно не выражен. Непосредственная эмоциональная близость продавца с клиентом отсутствует (она осуществлена через коллегу продавца); аналог в реальной ситуации: ощущение — мы (продавцы) и они (клиенты), о клиенте может позаботиться кто-то другой(член коллектива, член команды, напарник), мнение шефа равнозначно мнению всех других участников взаимодействия. В данной ситуации отсутствует возможность использовать потенциал эмоционально опереться на положение «клиентно-ориентированного сервиса».
Пример ситуации, соответствующей данному профилю: в торговом зале отсутствует четкое распределение ответственности и отработанного согласования ролей при обслуживании клиента, возможно перекладывание ответственности на другого при возникновении трудностей в обслуживании клиента («Пусть с ним поработает начальник — ведь он для этого и существует»). Тренинг продаж Рис. 6 демонстрирует клиенто-ориентированную установку. Наблюдается эффект диффузии ответственности продавца (пересекающиеся круги) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|