ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта.С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента: · жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим; · ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни; · наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта; · индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени; · никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной; · клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни. По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. 13. Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи. Фрейд: сущность психоанализа как терапии – оценка сексуальности и Эдипова комплекса; учение о вытеснении. Человека делает счастливым удовлетворённая потребность (та, что не была удовлетворена в детстве и удовлетворилась сейчас). Поведение человека регулируется Б., ПР, С. Психодинамика – поведение психодетерминировано, а не случайно. Источник невроза – конфликт между ИД и Супер – Эго. консультирование – процесс; в котором участвуют пациент, консультант (независимый аналитик), терапевт. Консультанта приглашают, когда процесс стоит на месте, нет динамики, т. к. он смотрит по иному, шире, стоит вне процессов переноса и контрпереноса. Психоаналитическое консультирование предназначено для решения частной психологической проблемы, направлено на повышение психологической компетентности человека. Главная цель психоанализа - выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы. Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента-это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих стереотипов. Задача психолога - научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают первичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образовние, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов: —вытеснение (помещение в подсознание материалов жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать какие-то неприятные факты); —отрицание (отказ признать травмирующую реальность); —проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом); —реактивное формирование (поведение человека противоположно его бессознательным желаниям); —замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом); —сублимация (десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в более приемлемые области деятельности - в художественную, спортивную, интеллектуальную); — фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве); —рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения); — регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития); — перенос бессознательных переживаний в физическую сферу (например, трансформация в головную боль); — идентификация (бессознательный перенос на себя качеств, присущихдругому человеку) и др. Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно- инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я-жо все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Он о неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, пред-сознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне. Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|