ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края. 5 страницаВ середине XIX века в Кузнецке отбывал ссылку известный русский профессиональный революционер-демократ В. В. Берви-Флеровский, посвятивший, всю свою жизнь борьбе против крепостничества и царизма. Его научный труд «Положение рабочего класса в России» впервые раскрыл потрясающую картину народного разорения после реформы 1861 года. Эту работу Флеровского высоко ценили К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Царское правительство всю жизнь преследовало Флеровского за его убеждения. Под конвоем жандармов и полицейских он проехал 19 тысяч верст, 3500 верст прошел пешком, сидел в 32 острогах, жил ссыльным в 9 городах, несколько лет провел в одиночном заключении. Однако ни тюрьмы, ни ссылки не сломили его. революционный дух. Политссыльные изучали природу, историю местного края, быт и обычаи сибирских народностей, их правовое и экономическое положение. На свой страх и риск они принимали активное участие в различных научных экспедициях, иногда организуя их самостоятельно, работали в местных научных обществах, создавали краеведческие музеи. Большую работу они проводили в области культуры, просвещения и здравоохранения: принимали участие в открытии школ, библиотек, обучали детей местных жителей, многие из них занимались врачебной деятельностью. Политссыльные С. П. Швецов и М. В., Лаврова-Швецова, отбывавшие ссылку в Барнауле, занимались изучением коренных жителей нашего края - шорцев и телеутов. С. П. Швецов был сослан «на вечное поселение» за социалистическую пропаганду. Будучи еще ссыльным, С. П. Швецов стал крупным ученым. Шорские баи и торговцы. Жестокой эксплуатации подвергалось шорское население. И в этом не последнюю роль играли местные баи и торговцы. Путешественник А. В. Адрианов в 80-х годах XIX века в книге «Кузнецкий край» писал, что бай «забыл об интересах, общих его роду, и знает только свой интерес, свое богатство, основанное на обирании своих собратьев, которые, живя в глухой тайге, еще не постигли этой премудрости. Сбывать в тайгу низкопробную водку, задавать вперед товар под орехи, пушнину, мед и воск и скупать их за бесценок или брать двойные неустойки, промышлять хищническим золотом - сделалось любимою его профессией. Он так сдружился с русским кулаком-торговцем, что составляет с ним компанию, союз для обирания сородичей, служит ему переводчиком и самым надежным посредником, знающим обычаи страны. В крещении он нашел средство избежать кары за преступление - он крестится, когда это выгодно ему». Ученый Л. П. Потапов в книге «Очерки по истории Шории» пишет, что особой жестокостью и мошенничеством был известен бай Тодышев. Кроме того, что он брал за долги очень высокие проценты, он распространял на юге Горной Шории русские иконы, за что пользовался расположением священников-миссионеров. Иконы распространялись весьма «оригинальным» образом. Бай заходил в жилище шорца-охотника и требовал купить у него икону за пушнину. Если тот отказывался, он грозил ему наказанием божьим и говорил: «Раз я занес в твое жилище икону, выносить ее обратно нельзя, а то, значит, ты от бога отказываешься, бога прогоняешь. За это он тебя накажет. Лучше бы ты меня не пускал сюда с иконой». Так Тодышев оставлял икону у охотника в долг за пушнину. Кроме икон, он возил с собой обыкновенные дешевые папиросы, называя их «божьими папиросами», и разжигал желание охотника-шорца попробовать «святого» табаку. За каждую папиросу брал по белке, за коробку спичек - тоже белку. В одном из документов сообщается, что во второй половине XIX века около Кузнецка были довольно зажиточные шорские селения с богачами, которые хорошо усвоили русский комфорт. Так, в улусе Осиновском жил торговец-шорец Куртугешев. Он владел большими деревянными домами и двухэтажными амбарами, имел много скота. В его хозяйстве работало до десятка батраков и множество должников. На его средства в улусе была выстроена церковь. Куртугешев вел крупные торговые сделки по закупке и сбыту пушнины и орехов. За усиленную поставку в Россию пушнины и орехов он получил звание купца первой гильдии и был награжден золотой медалью. В конце XVIII века император Павел 1 жалует большую золотую медаль на Анненской ленте шорскому паштыпу Токмаку. Культура Кузбасса во второй половине XIX века. В середине XIX века русский демократ В. В. Берви-Флеровский, отбывавший в нашем крае ссылку, с грустью отмечал, что в большинстве деревень Кузнецкого округа нет ни одного грамотного человека. Среди работных людей кабинетских заводов и рудников грамотными были лишь единицы. Не случайно при получении зарплаты рабочим разрешали в ведомостях вместо подписи ставить крестик. Потребность в грамотных работниках заставила царское правительство и горное начальство открывать школы. Так, в 30-40-х годах прошлого века были открыты школы в селах Усть-Сосновском, Монастырском (ныне г. Прокопьевск), Бачатах, Ильинке. В 50-х годах начальные школы были, открыты при Томском и Гурьевском заводах, на Салаирских рудниках. В 60-е годы в Кузнецке появились уездное и приходское училища, в Мариинском округе - два сельских приходских училища. Во второй половине XIX века в ряде улусов Горной Шории открылись миссионерские школы. В 1869 году была открыта сельскохозяйственная школа в Усть-Сосновском. По уставу в этой школе обязательно было, кроме обучения грамоте, заниматься работой на кожевенном заводе и на мыловapнe; ученики должны были изучать столярное, сапожное и кузнечное ремесла, лить свечи, обучаться уходу за скотом, наблюдению и записям по скотоводству и птицеводству, в летнее время обрабатывать землю имеющимися в школе улучшенными земледельческими орудиями, заниматься уборкой хлебов и трав, пчеловодством и огородничеством. При открытии школы в нее поступило 25 человек. Все они жили при школе, от которой получали пищу, одежду и обувь. Однако школа просуществовала недолго. Через три года она была закрыта. Во второй половине XIX века Алтайская духовная миссия в ряде улусов Горной Шории, открыла миссионерские школы, которые воспитывали шорских детей в духе православной церкви и преданности царскому самодержавию. Так, в эти годы были открыты школы в Кузедеево (1858 г.), Усть-Анзасе (1879 г.), Матуре (1885 г.), Кондоме (1886 г.). Правда, в этих четырех школах в 1888/89 учебном году обучались всего 43 мальчика и 20 девочек. К 1884 году в пределах Алтайской духовной миссии на 78 селений с населением в 15 тысяч жителей было открыто 23 школы, в которых обучались всего 385 мальчиков и 179 девочек. Школ в крае насчитывалось единицы. До конца прошлого века в Кузнецком и Мариинском округах не было ни одного среднего учебного заведения, ни одной библиотеки, не издавалось ни одной газеты. В то же самое время церквей и других богослужебных заведений в 1882 году в Мариинском округе было уже 46, а в Кузнецком - 151. В 60-70-х годах в Кузбассе находился в ссылке русский демократ Л. П. Блюмер. Он служил на кабинетских золотых приисках, где хорошо изучил жизнь и быт рабочих, чиновников, золотопромышленников Кузнецкой тайги. Его роман «Около золота», опубликованный после ссылки, является первым произведением в русской литературе, раскрывающим жизнь и быт сибирских приисков. В 60-80-х годах сначала в Кузнецком, а затем в Мариинском округах жил и работал писатель Н. И. Наумов - прекрасный знаток сибирской деревни. Он первым в русской литературе правдиво описал жизнь переселенцев и малых сибирских народностей, рассказал о закабалении русских крестьян и шорцев кулаками. Во второй половине XIX века в Кузбассе бывали известный демократ Н. М. Ядринцев и видные ученые Г. Н. Потанин, В. В. Радлов, совершили свои экспедиции А. В. Адрианов, Д. А. Клеменц, А. Н. Державин и другие. В 1890 году проезжал через наш край А. П. Чехов. Алтайская духовная миссия. Царизм не ограничивался экономическим порабощением малых народностей Сибири, параллельно шло и духовное порабощение. Для этой цели и был специально подготовлен корпус миссионеров, которые за хорошее вознаграждение были готовы жить и работать в самых отдаленных и глухих местах Сибири среди коренных ее жителей, занимаясь их крещением и русификацией - как путем принуждения, так и с помощью просветительства. (Миссионеры - религиозные деятели, занимающиеся распространением религии среди людей иного вероисповедания). Однако просветительная рабата среди коренных жителей была поставлена плохо. Только в редких случаях царские власти выделяли гроши для этой цели, открывая «русские, народнические» одноклассные школы. Руководили этими школами миссионеры, как правило, не знавшие ни родного языка учащихся, ни обычаев местного населения. В школах обучение велась на русском языке по учебникам церковно-приходских школ. В 1828 году: в Улале (ныне г. Горно-Алтайск) была учреждена Алтайская духовная миссия, свою деятельность она начала два года спустя. Центром миссионерской деятельности Улала была избрана не случайно. Она близко находилась как от шорцев, так и от алтайцев. Своё влияние миссия распространила на всю Кузнецкую тайгу и на юго-западную часть Минусинского края, населенную также шорцами (ныне Таштыпский и Аскызский районы Хакасской автономной области). Духовная миссия ставила своей задачей превращать инаковерующих, особенно язычников, в христиан. Но даже сами миссионеры утверждали, что «Алтайская миссия совершает служение не только церковное, но и государственное», то есть имеет не только религиозное, на и политическое значение. Стремясь превратить «идолопоклонников» в православных, миссионеры использовали различные пути: помогали новокрещенным приобрести домик, земледельческие орудия или скот, хлеб; стремились поселить кочевых близ себя, приучая их к оседлой жизни; лечили больных самыми обыкновенными лекарственными травами, которые запасали каждое лето с помощью учащихся; учили детей грамоте в школах. Миссионеры получили разрешение у вышестоящего духовенства на бесплатное исполнение всех треб у новокрещенных инородцев. Они использовали принятое еще в 1826 году Государственным Советом России специальное решение, согласно которому иноверцы, принявшие православную христианскую веру, получали трехлетние льготы от платежа всех податей. Миссионеры хорошо понимали, что их успех во многом зависит от знания языка и быта местного населения. Именно поэтому превращение коренных жителей в христиан шло параллельно с изучением их языка и быта. Но ни миссионер и ни купец не послужили распространению оседлости и культуры среди коренных жителей края. Гораздо больше в этом отношении сделало русское крестьянство своим соседством и влиянием. В итоге кузнецкие инородцы к концу XIX века в большинстве были уже оседлыми и даже православными без особых насильственных мер. Так, почти из 21 тысячи кузнецких инородцев около 15 были совершенно оседлыми, а остальные - полуоседлыми. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Н. И. Наумов о деревенском торгаше-барышнике (70-е годы XIX века) «Прохор Игнатьевич Белкин, по-уличному названный «Петлей»... выселился из г. Кузнецка в с. Локти и открыл в нем лавочку. Как человек сметливый... в короткое время... купил дом и завелся прочным оседлым хозяйством... Он скупал у крестьян, пользуясь постоянною нуждою их в деньгах, по мелочам: мед, воск, хлеб и другие продукты, коими богат Кузнецкий округ; брал и скот, задавал деньги инородцам под зимний улов зверя и ежегодно по первому зимнему пути отправлял купленный по мелочам и за бесценок товар значительными обозами в Томск, где продавал с тройной выгодой. Давал он и деньги в ссуду застигнутым какою-нибудь крайностью крестьянам: приезжали ли, например, волостные чины за сбором податей - угрожаемые розгами в случае неуплаты денег, неимущие шли к нему; падал ли у кого скот он не отказывал просителю в деньгах на покупку нового. Но только, облагодетельствованные мужички долго потом не могли оправиться от его обязательной ссуды и немало дивились, почесывая затылки, нарастающим процентам, хотя предусмотрительный Прохор Игнатьевич всегда умалчивал о них при ссуде. И в несколько лет небольшой вывезенный им капиталец благодаря подобному ведению дел возрос до значительного...» (Наумов Н. И. Рассказы о старой Сибири. Томск, 1960, с. 8-9). 2. Н. М. Ядринцев о положении ссыльных в Сибири «Ссыльные, не имеющие оседлость, составляют большинство; они живут преимущественно в работниках у старожилов или переходят для работ из одной деревни в другую; но самая главная их масса нанимается ежегодно на золотые прииски. Результатом, подобной жизни людей этого разряда бывает по большей части крайняя нищета и преступность. В большинстве случаев это происходит от разгульной бездеятельности самих поселенцев, но частью же от равнодушия и даже некоторого презрения к ним старожилов, которые не называют их иначе, как «варнак», техническое слово, выражающее мошенник. Главной ловушкой для ссыльных служат золотые прииски, привлекающие их тем, что, проработав менее полугода, можно возвратиться с деньгами, тем более, что задатки даются весьма хорошие. Однако же заработки кончаются почти всегда тем, что ссыльный не только не приносит с собой денег, но даже не имеет возможности доехать в места своей приписки. Наем в работники к старожилам не менее гибелен для ссыльных. Старожилы, задатками и обещанием устроить со временем жизнь ссыльного, удерживают его год за годом только до тех пор, пока ссыльный имеет силы работать, по истощении сил отказывают такому работнику, не только не устроив его будущности, но даже иногда не заплатив следуемых денег». (Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб, 1882, с. 181-182). 3. Путешественник А. В. Адрианов о шорском улусе Осиновском (80-е годы XIX века) «Эту деревню знает вся чернь (тайга), потому что находится у нее в кабале; из года в год чернь работает и промышляет на осиновских татар, которые задают своим крещеным и некрещеным сородичам деньги под будущий урожай ореха по 60-80 копеек за пуд с тем, чтобы за каждый недоставленный пуд орехов в срок, в будущем году доставить два; чаще всего и охотнее всего дают в долг не деньги, а такой ходкий у инородцев товар, как водка, табак, порох и прочее, разумеется, по баснословной иногда цене... Подобно орехам, покупаются мед, воск, белки и вообще звериные шкурки и с такай же неустойкой». (Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны в 1881 году. Т. XI. СПб, 1888, с. 174). 4. О жилищах шорцев в 80-х годах XIX века «Жалкие поселения или улусы дают Вам знать, что Вы подвигаетесь к черни и что вы въехали в местность, населенную черневым и татарами. По-моему, черневые татары Кузнецкого округа, это... самое бедное и жалкое племя во всей Западной Сибири. Татарский улус - это десяток-другой хижин, кое-как сколоченных из самого разнообразного хламу. Ни двора, ни за бара, ни каких-либо хозяйственных пристроек нет; во всем улусе две-три коровы, столько же лошадей, но зато огромное количество собак. и полунагих детей, барахтающихся в пыли и грязи возле хат. Нищета на всяком шагу поразительная! Поближе к Кузнецку, в улусах можно еще встретить по одному или по два хороших дома, с амбарами и надворными строениями. Эта дома местных богачей из тех же татар, беспощадно эксплуатирующих своих единоплеменников; но в 40 в. от города таких домов больше нет и начинается такая нищета, что во всем улусе вы можете иногда не найти ни одного фунта сносного черного хлеба». (Самохвалов М.М. Сибирский наблюдатель. Кн. 6. Томск, 1902, с. 92). В русской литературе XVIII-XIX вв. черневыми татарами называли шорцев. Чернь - местное название дремучих хвойных лесов горной местности... К. Маркс о работе Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России» (1869 г.) Работу Флеровского «Положение рабочего класса в России» К. Маркс в письме к членам русской секции Интернационала в Москве охарактеризовал как «настоящее открытие для Европы». «Этот труд серьезного наблюдателя, бесстрашного труженика, беспристрастного критика, мощного художника и, прежде всего, человека, возмущенного против гнета во всех его видах, нетерпящего всевозможных национальных гимнов и страстно делящего все страдания и все стремления производственного класса. Такие труды, как Флеровского и как вашего учителя Чернышевского, делают действительную честь России и доказывают, что ваша страна тоже начинает участвовать в общем движении нашего века». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, ч. 1, с. 353-354). В письме Энгельсу Маркс писал: «Это самая значительная книга, какая только появилась после твоего произведения о «Положении рабочего класса в Англии». (Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 24, с. 278). 6. Об отношении коренного населения к учению Вот что об этом пишет шорец Штыгашев И. М., закончивший миссионерскую школу в Кузедеево в 1878 году: «Старики хотя и не презирали учения, но, тем не менее, опасались его в отношении своей религии: «Русскими хотят быть; отеческую веру оставляют, из-за них Ульгень и на нас наложит свой гнев» - говорил народ про тех, кто учился. Особенно недружелюбно отзывались шаманы, которым очень хорошо было известно, что книжное учение может нанести большой вред их священнодействию. (Ульгень - дух-покровитель в языческой религии). Всеобщее опасение было в том, что учение грамоте рано или поздно будет страшным противником отеческой вере (языческой) и национальным обычаям. Грамотный человек откажется: 1) от жертвоприношений горным и нечистым духам, 2) не будет есть их пищи и 3) из-за него Ульгень и другие духи-покровители, пошлют на народ страшные бедствия... Важным препятствием против учения было всеобщее негодование ближних и дальних родственников, знакомых и особенно соседей. После моего уезда в школу мать на протяжении трех дней ничего не ела и ни с кем не говорила, а лежала в постели все три дня». (Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеева Штыгашева: Казань, 1885, с. 9-15). Г л а в а VI. ПРОНИКНОВЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КУЗБАСС ПОСЛЕ ПОСТРОЙКИ СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1890-1904 гг.) Значение Сибирской железной дороги. Всего за десять лет, с 1881 по 1900 год, Великая Сибирская железная дорога была построена. В связи с этим событием В. И. Ленин писал, что Транссибирская магистраль была великой «не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих». (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 82). В ее строительстве принимали участие тысячи крестьян и ссыльнопоселенцев, бывших приискателей Мариинской и Кузнецкой тайги и завербованных людей со всех концов страны. И все же рабочих рук не хватало. Тогда царское правительство на строительство дороги направило заключенных, включая и каторжан. На строительстве дороги господствовал ручной труд. Никаких машин и механизмов на стройке не было. Лопата и кайло, лом и тачка, топор - вот основные орудия труда рабочих дороги. На пути у строителей стеной встала вековая тайга и многочисленные болота. Отсюда и названия станций: Тайга, Болотное. Выручала русская смекалка и мускульная сила. Все металлические изделия, необходимые для строительства железной дороги, начиная с рельсов и кончая костылями, завозились из Европейской части страны. За поставку различных строительных материалов, продовольствия, строительство мостов, станционных зданий поставщики и подрядчики получали огромные прибыли. Постройка Транссибирской магистрали явилась событием мирового значения. Она открыла Сибирь. Русские, американские и немецкие, французские и голландские скупщики сырья и агенты по сбыту промышленных товаров хлынули в Сибирь с востока и запада. По новой дороге везли различные машины и прокат черных металлов. Сибирская железная дорога была использована монополистическим капиталом не только для овладения новым рынком сбыта промышленных товаров, но и для удушения сибирской промышленности как конкурента. Вскоре одно за другим стали закрываться сибирские предприятия. Был остановлен и Гурьевский металлургический завод. Царизм создавал все условия для проникновения иностранного капитала в Сибирь. В 1898 году на 10 лет были отменены пошлины на ввоз из-за границы машин для золотопромышленности Сибири. Таким образом, проведение Сибирской дороги затормозило развитие, как черной металлургии, так и машиностроения в Сибири. В то же время Транссибирская магистраль стала основным потребителем кузнецкого угля, что способствовало превращению угольной промышленности края в самостоятельную отрасль. Только неразвитость металлургии и энергетики тормозили дальнейшее расширение добычи угля в Кузбассе. Рост переселения. Сибирская железная дорога усилила приток крестьян-переселенцев из центра России. Стремясь избавиться от помещичьей кабалы, непомерных податей часть крестьян из Европейской России переселялась в Сибирь, в том числе и в Кузбасс. Причем, Мариинский округ, расположенный у Сибирской магистрали, заселялся быстрее, чем таежный Кузнецкий, находящийся в стороне от железной дороги. Так, население Мариинского округа с 1858 по 1897 год увеличилось с 49 до 131 тысячи человек, а Кузнецкого округа - только с 89 до 161 тысячи человек. В. И. Ленин в статье «Значение переселенческого дела» приводит сравнительные сведения о переселении в Сибирь до и после проведения железной дороги: «С 1861 по 1885 год переселилось около 300000, то есть 12 тысяч в год; с 1886 года по 1905 год переселилось около 1520000, то есть около 76 тысяч в год...» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с: 103). Однако, стремясь угодить помещикам, не желавшим лишаться дешевых рабочих рук, царское правительство тормозило переселение крестьян в Сибирь. Так, в 1891 году управление Алтайского горного округа, куда входила большая часть Кузбасса, получило распоряжение из Кабинета, в котором запрещалось водворять на земли переселенцев без согласия губернаторов тех губерний, откуда они приехали. Через пять лет вышел закон, согласно которому новоселы могли размещаться в Алтайском округе только с разрешения министра внутренних дел и министра императорского двора. А два года спустя отвод новых переселенческих участков в Алтайском округе вообще был запрещен. В. И. Ленин в работе «К деревенской бедноте» требовал отмены ограничений переселения крестьян, называя его пережитком крепостничества. Под напором переселенческого движения царь вынужден был уступить казне свои вотчинные права на земли Алтайского округа, которые отводились переселенцам. Рост товарности сельского хозяйства. Сибирская железная дорога внесла переворот и в деревню. Сотнями и тысячами пудов продукты сельского хозяйства, особенно хлеб и масло, отправлялись по железной дороге через северные порты на мировой рынок. В конце XIX века в Мариинском и Кузнецком округах ежегодно производили более 11 млн. пудов зерна. Основными культурами были озимая рожь, овес и пшеница. Свыше 10 процентов зерна вывозилось за пределы Кузбасса. Наибольшее количество вывозилось пшеницы. С 1895 по 1900 год перевозка хлеба по Сибирской железной дороге увеличилась с 603 тысяч до 18 с лишним миллионов пудов. Только Мариинск ежегодно отправлял до 300, тысяч пудов хлеба. Быстро росли села, расположенные возле железной дороги: Поломошное, Ижморское, Берикуль, Суслово, Тяжин, Итат. Расширялась торговля. Открывались мануфактурные, мелочные лавки, питейные заведения. А в таких селах, как Брюханово, Коурак, Салаирское, Искитимское, далеко расположенных от железной дороги, открывались ярмарки, где продавали хлеб, мед, кедровый орех, пушнину и другие товары. Таким образом, после проведения железной дороги товарность сельского хозяйства Кузбасса резко поднялась, но основная часть денег, вырученных от продажи сельхозпродуктов, оказывалась в руках скупщиков, а не тех, кто производил эти продукты. Дешевый сибирский хлеб создал угрозу снижения цен на зерно в Европейской России. Российские помещики, боясь снижения цен на хлеб, добились в 1896 году установления нового железнодорожного тарифа, по которому· стоимость провоза хлеба из Западной Сибири резко повышалась. Таким образом, выход сибирскому хлебу в Европейскую Россию был закрыт. Рост товарности сельского хозяйства способствовал расслоению крестьянства. Зажиточные крестьяне расширяли запашку, заводили машины, нанимали батраков. Эксплуатация кулаками крестьянской бедноты приводила к антагонизму в деревне. Крестьяне захватывали пустующие кабинетские и казенные земли, отказывались от уплаты податей. Все это увеличивало противоречия между кулаками и беднотой в деревне Кузбасса. Проникновение монополистического капитала в промышленность Кузбасса. После проведения Сибирской железной дороги повысился интерес русских и особенно иностранных капиталистов к богатствам Кузбасса. Так, в 1897 году акционерное общество, которое создал московский миллионер С. И. Мамонтов, получает в аренду у царского Кабинета на 24 года Гурьевский завод, Бачатские и Кольчугинские угольные копи, Юрманский, Ариничевский и Вагановский железные рудники, ряд месторождений железной руды в Горной Шории. Но через два года фирма С. И. Мамонтова обанкротилась, и все предприятия были возвращены Кабинету. На севере бассейна у Сибирской дороги в 1897 году петербургский адвокат Л. А. Михельсон приобрел Судженские угольные копи. Он же захватил в свои руки и поставку угля для железной дороги. Через год возникли казенные Анжерские копи, которые также снабжали углем дорогу. Как на Судженских, так и на Анжерских копях добыча угля велась хищнически. Уголь добывался вручную. Шахтеры кайлом рубили уголь, в санках-корытках доставляли его к откаточным штрекам. Затем вагонетки по 25 пудов угля также откатывали вручную. Все подземные выработки освещались переносными лампочками «бог в помощь» или лампочками Вольфа. На Анжерских копях подъемники, водоотлив и вентиляторы, приводились в движение при помощи электричества. Однако более прибыльным делом, как для русских, так и для иностранных капиталистов была добыча золота. Проведение Сибирской железной дороги, а также отмена пошлин на ввоз из-за границы машин золотопромышленности Сибири позволили капиталистам заняться механизированной добычей золота. На прииски стали завозить импортное оборудование для добычи золота - драги, различные моторы, паровые котлы, насосы и другие механизмы. Оборудование завозилось из Германии, США и других стран. Золотопромышленность Мариинского и Кузнецкого округов в начале ХХ века постепенно стала переходить из мануфактурной стадии на стадию машинной индустрии. Русские, а особенно иностранные капиталисты быстро оценили выгоды механизированной добычи золота на площадях с небольшим его содержанием. В 1901 году в Мариинском округе создается акционерное общество по добыче золота - «Драга». В него входили как иностранные, так и русские золотопромышленники. Общество учреждалось для добычи золота, платины и других сопровождающих их металлов на территории Томской и Енисейской губерний. В этом же году здесь начало действовать английское акционерное общество под названием «Сибирское золотопромышленное общество». Протягивает сюда свои щупальца и крупная немецкая фирма «Вогау», которая по реке Кии скупила группу приисков по добыче россыпного и рудного золота. Таким образом, проведение Сибирской дороги способствовало проникновению не только русского, но и иностранного капитала в наш край. Только Великая Октябрьская социалистическая революция не допустила превращения Сибири, в том числе и Кузбасса, в сырьевой придаток зарубежной промышленности, в полуколонию иностранного империализма. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. О значении Сибирской железной дороги для проникновения русского и иностранного капитала в Сибирь «Редкий день проходит без того, чтобы не являлись различные люди из всех европейских стран наводить справки... Многие группы капиталистов командируют инженеров и различных специалистов для исследования горных и иных богатств. Являются интересующиеся хлебным экспортом, скотоводством, торговлей шерстью, маслом, кожами, производством льна, мехами и др. Одни интересуются потреблением в Сибири различных предметов с целью предложить сбыт европейских товаров; другие, наоборот, ищут для себя возможности приобретать и вывозить из Сибири дешевое сырье, интересуются горными богатствами, имея в виду их эксплуатацию». (Селихов М. Н. Сибирь под влиянием Великого рельсового пути. Томск, 1902, с. 58-59). 2. О влиянии Сибирской железной дороги на рост товарности сельского хозяйства До проведения железной дороги у зажиточных крестьян «хлеб годами лежал в кладях необмолоченным, так как амбары были полны зерном, и его некуда было ссыпать. Мед годами стоял в бадьях по амбарам... Деньги, как и хлеб, копились и складывались по горшкам в подпольях и в калаушах (узелках) по сундукам... Мужик решительно ничего не знал за пределами своей околицы, ничего не слышал о том, что делается на белом свете... Прошла железная дорога и вихрем ворвалась в деревню, требуя от нее рабочих рук, поставок хлеба, скота, разных продуктов, выбрасывая в деревню густые массы новых пришлых людей, ищущих земли и требующих потесниться; та же дорога стала развозить по деревням бойких людей, что-то разыскивающих, что-то высматривающих, вовлекающих в какие-то дела» (Журнал «Сибирские вопросы», 1908, № 19-20, с. 59-60). Глава VII. КУ3БАСС В ГОДЫ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1905-1907 гг.) Накануне революции. Накануне первой русской революции передовым отрядом рабочих Кузбасса были железнодорожники Тайги и шахтеры Анжерских и Судженских угольных копей, самых крупных рабочих центров в нашем крае. В то время в Тайге отбывал ссылку и вел работу среди железнодорожников соратник В. И. Ленина Г. М. Кржижановский, который был арестован вместе с ним по делу Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Г. М. Кржижановский работал сначала машинистом, затем помощником начальника депо станции Тайга. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|