Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Режиссер — организатор




Режиссер приходит в театр на репетицию. На его столе уже лежит аккуратно перепечатанный и переплетенный экземпляр пьесы, на сцене стоит готовая выгородка. Разложен реквизит, бутафоры подготовили свои несложные изделия. Появляются актеры, они хорошо освоили текст ролей еще в застольном периоде и готовы начать сценические репетиции. В темном зале всего лишь несколько человек — это дублеры основных исполнителей; все — и на сцене, и в зале — свои. В осветительных ложах на местах осветители; за кулисами дежурят готовые выполнять указания режиссера помрежи. Все под рукой. В том числе и костюмерная, где можно, если не подойдут новые костюмы, подобрать старые хоть на десять составов.

Начинается репетиция. Она идет неспешно, никто никуда не торопится—творческий процесс нельзя искусственно ускорять, подстегивать. Все идет по раз и навсегда установившемуся плану. Атмосфера покоя и неторопливости, размеренность, лишенная нервозности и беготни...

Это — театр. Может и несколько идеализированный, но существующий и поныне.

И вот для режиссера, всю жизнь работающего в такой атмосфере, Немирович-Данченко определил среди трех главных слагаемых профессий —«режиссер — организатор».

А каким организаторским талантом должен обладать режиссер — постановщик массового действа, если всего того, что под рукой у театрального режиссера, он лишен?

Постановщик массового действа начинает работу с чистого листа бумаги. Необходимо, во-первых, придумать сценарий (массового представления, праздника на площадях и улицах, зрелища на стадионе, манифестации, праздничного шествия и т. д.). Затем найти авторов. Они напишут текст. Композиторы музыку. Все это будет, создаваться впервые. Никогда и нигде не исполняемое, и потому никем не выверенное. Значит, в процессе постановки, увидя неточность словесной образности, затянутость и невыразительность текста, несоответствие музыки тексту, несоответствие музыки действию, мы начинаем многое менять.

Во-вторых, нужно набрать актеров. Обычно на каждое массовое действо режиссер собирает специальную труппу. Это означает, что каждый раз фактически организуется новый театр. Причем не только драматический, но и музыкальный, куда входят певцы, хор, оркестр, балет. Затем создается эстрадный театр, в котором участвуют актеры различных жанров эстрады и цирка. И наконец, театр массового действа — режиссер собирает огромные массовки, количество участников которых бывает от сотен до тысяч, если ставится массовое зрелище на стадионе. Эти громадные исполнительские массы состоят из коллективов художественной самодеятельности, спортсменов, учащихся, воинских частей.

Вся эта многоликая масса — труппа, исполнители режиссерских замыслов. И задача режиссера не просто собрать их вместе, не просто заставить их слепо выполнять те или иные указания, а зажечь своим замыслом, чтобы каждый, подчеркнем, каждый участник знал и понимал свою задачу и был увлечен ею. Иначе нельзя. Иначе ничего не получится.

В-третьих, в театре всегда не хватает времени — даже там, где все организовано, где все под рукой. А что же говорить режиссерам массового действа? Ведь на сводные массовые репетиции отпускается 7—10 дней. И то далеко не всегда.

Выход в таком положении единственный: репетировать эпизоды на местах отдельными частями, кусками. Только в этом случае на больших сводных репетициях можно объединить готовые эпизоды в единый целостный спектакль. И здесь от режиссера требуются административные навыки. Он должен четко организовать всю подготовительную работу, ибо от того, как пройдет этот период, зависит и конечный результат.

Режиссер, кроме своего плана, составляет план по всем составным звеньям: он пишет звуковую партитуру, включающую музыку и шумы. Эта партитура необходима для планомерной работы звукорежиссеров. Им продумывается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы.

Режиссер определяет и сценарный план киноэпизодов, а также проекций, используемых в том или ином эпизоде. И наконец, он создает репетиционный план — главную «диспозицию боя». От того, как пройдут репетиции, зависит успех спектакля. Чудес в нашем сугубо практическом деле не бывает. Нечетко организованные репетиции — не самый правильный путь к успеху спектакля.

Режиссер не имеет права доверить это важнейшее звено (составление репетиционного плана) кому бы то ни было. Он сам — и больше никто!—обязан четко расписать репетиции, умело чередуя занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет.

В соответствии с репетиционным планом, административная группа составляет специальный план для транспорта, ибо своевременная подача многочисленных коллективов на репетицию — вопрос вопросов, когда это касается большого количества исполнителей. Мы должны сами проверять правильность распределения автобусов. И не надо гнушаться этой «черной работой». Хуже будет, если сорвется репетиция.

В своем репетиционном плане мы обязаны учесть время на завтрак, обед и ужин коллективов. Репетировать часами с голодными исполнителями режиссеру будет довольно-таки сложно.

Когда приступаешь к созданию массового действа, всякий раз сталкиваешься с отсутствием помещений для репетиции, костю­мерной, реквизиторской, бутафорской мастерских. Следует назначить на каждый участок подготовки массового действа исполнительных людей и иметь постоянную информацию о том, как обстоит у них дело. Вмешиваться непосредственно в работу нужно в исключительных случаях. А вообще, режиссеру лучше на этих участках руководить через помощников и не дискредитировать их своим вмешательством. Они должны знать, что вы им доверяете. В противном случае целесообразно выбирать других людей.

Итак, если режиссер не чувствует в себе организаторских способностей — лучше вообще не браться за постановку массовых действ. В чем же заключаются они? Что служит мерилом определения качеств организатора? Особенность режиссерской профессии заключена в том, что режиссер всегда руководитель: он глава коллектива, состоящего из нескольких десятков или сотен людей, а зачастую и многих тысяч (если это массовое народное празднество).

Руководитель — значит организатор.

В. И. Ленин, уделявший большое внимание проблемам руководства и организаторских данных, необходимых для руководителя, утверждал: «Может ли сила сотни превышать силу тысячи?

Может и превышает, когда сотня организована.

По определению В. И. Ленина, руководитель должен обязательно обладать «организаторским чутьем», состоящим в умении постичь психологию другого человека, способности найти общий язык с самыми «трудными» членами коллектива (наличие психологического такта у руководителя), это заразительность, наконец, это умение убедить, т. е. увлечь своими идеями и энергией, оказать эмоционально-волевое воздействие на других.

Быть организатором — значит уметь руководить людьми, уметь объединять их, направлять их усилия на выполнение определенной задачи. Удивительно точно и образно говорил об этом В. И. Ленин: «Чтобы центр мог ... действительно дирижировать оркестром, для этого необходимо, чтобы было в точности известно, кто, где и какую скрипку ведет, где и как какому инструменту обучался и обучается, кто, где и почему фальшивит (когда музыка начинает ухо драть), и кого, как и куда надо для исправления диссонанса перевести и т. п.».

Режиссер-организатор работает с людьми самыми различными: и глубоко творческими — драматургами, поэтами, композиторами, актерами, а также и с теми техническими работниками, для которых работа над созданием массового действа является отнюдь не вопросом искусства, а чисто производственным, причем весьма хлопотливым, требующим от них не только умения и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь оказывать психологическое воздействие на людей, работающих с ним, иначе говоря — влиять на них.

«Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей» (К. Маркс). Суметь убедить людей — это первая ступень работы организатора-руководителя. Следующая — мобилизовать их на выполнение задачи.

В. И. Ленин утверждал, «что для успешного управления необходимо, кроме уменья убедить ... уменье практически организовать. Это — самая трудная задача ...».

А для того чтобы «практически организовать» дело, нужно его досконально знать, тогда вся работа режиссера будет строиться на высоком профессиональном уровне. И еще одно необходимое качество — умение зажечь людей, заразить их своим замыслом, своей верой в успех дела, каких бы трудностей это ни стоило.

Ленинская мысль о том, что «всякая работа управления требует особых свойств», выделяет нашу профессию в неординарные. Далеко не каждый человек, обладающий фантазией и культурой, может стать режиссером. Материалом для композитора служат звуки и нотный стан, для художника — краски и холст, для скульптора — резец и камень. Творческим материалом для режиссера являются люди. Поэтому умение работать с ними, увлекать и вести за собой — неотъемлемое качество режиссера-постановщика массовых действ.

Заключение

Итак, в режиссере обязаны действовать в союзе - мыслитель, живописец и критик. Мыслитель - активен, мужественен, он как раз знает «для чего», он видит цель и расставляет вехи. Живописец - эмоционален, он весь в том «как» сделать, он идет по вехам, ему необходимы рамки, по- другому он расплывется. Все знают то, что критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец, он не активен, он беспощаден.

Отсюда делаем вывод, что в процессе творчества над созданием театрализованного представления, спектакля в режиссере должны гармонично уживаться все три указанные позиции.

Несомненно, стоит упомянуть, что одной из них недостаточно. Всем известно, что лишь тогда режиссер, театрализованных представлений, в общем, то, делает окрашенный его индивидуальностью, его неподражаемым видением, стилем его мышления художественный мир, который открывает его с различных сторон.

Известно, что основой, отталкиваясь от которой он делает свое театральное действо, собственный новейший образ, может, наконец, стать любой документ, жизненный факт, явление, настоящий герой, место событий.

Совместно с этим нужно понимать, что лишь образное решение превращает документальный и публицистический материал в произведение истинного искусства.

Список литературы.

Максимова В.А. ...И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение 1980 – 176 с.

Немирович-Данченко. В.И. О творчестве актера. М., «Искусство», 1973)

Соловьев В.Н. Основы режиссуры. Курс лекций: Ленинград 1968 г.

Товстоногов Г. Зеркало сцены 1 том: Ленинград: Искусство 1980 г.

Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. учеб. заведений. – М.: Просвещение 1986 г.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных