Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и функции финансов.




В современных условиях под термином «финансы»подразумевают всю систему экономических отношений, которая связана с образованием, рас­пределением и перераспределением денежных ресурсов.

Финансы – это система экономических отношений по формирова­нию и использованию фондов денежных средств на основе распре­деления и перераспределения национального дохода.

Все финансы общества делятся на два вида: первичные и вто­ричные.

Первичные финансы - денежные средства, образующие­ся на предприятиях, в организациях и достающиеся при первич­ном распределении доходов между собственниками факторов производства (работники получают заработную плату, предпри­ниматели - прибыль, собственники кредитных средств - про­цент, земельные собственники - ренту).

Вторичными финансами выступают денежные средства государства, образуемые в резуль­тате перераспределения первичных доходов (с помощью налогов государство взимает часть этих доходов).

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечение отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств. Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с уче­том их расширенного воспроизводства, через чистый до­ход происходит обслуживание процесса расширенного воспроизводства, движение совокупного общественного продукта. В этом качестве, чистый доход представляет форму практического использования в отношениях вос­производства, т. е. отражает его конкретную роль, кото­рая и составляет суть финансов. Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, то его другая часть пере­распределяется и направляется в централизованные де­нежные фонды государства. В результате перераспреде­лительных процессов и изъятия части чистого дохода образуются доходы государства, финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на него фун­кций. Итак, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости совокупного обще­ственного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного вос­производства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.

Наряду с распределительной функцией финансы играют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондами их целевому расходованию. Эта функция обусловлена нормативным ха­рактером денежных отношений. Распределительный ха­рактер денежных отношений характеризуетсяих предва­рительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов в закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам, порядоких исчисления и т. д.), финанси­рования из бюджета (порядок открытия бюджетного фи­нансирования и его использования), кредитования, фор­мирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распредели­тельной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов.

7Структура финансовой системы представлена на рисунке 4.2.

 

 
 

 


Рисунок 4.7. Структура финансовой системы

 

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы:

- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

- страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы коммерческих организаций. Источником финансовых ресурсов таких организаций выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких организаций выступают: платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи); инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением; инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг); образование социальных фондов и благотворительность. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных организаций финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих организаций - это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных организаций, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов в таких организациях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, предпринимательских рисков.

Государственные финансы представляют собой сложную сис­тему, которая включает:

- государственный бюджет (федеральный и субъектов федерации);

- местные финансы;

- финансы государственных предприятий;

- финансы специальных общественных фондов;

- государственный кредит.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом – это совокупность различных сфер финан­совых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Государственный консолидированный бюджет (трехуровневый), по определению Бюджетного кодекса РФ - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Проект консолидированного бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней (в России - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

В Бюджетном кодексе РФ определены следующие принципы бюд­жетной системы:

- единство бюджетной системы, которое обеспечивается единой право­вой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм документации, согласованных прин­ципами бюджетного процесса;

- принцип полноты - в каждом звене бюджет­ной системы имеется место для отражения доходов в их полном объеме;

- самостоятельность различных звеньев бюджетной системы - наличие собственных источников доходов у каждо­го из звеньев системы и право самостоятельно определять направ­ление и объемы производственных расходов в соответствии с за­крепленными полномочиями;

- гласность - необходимость публикации утвержден­ных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общест­венности.

Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. К внебюджетным фондам относятся, к примеру, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов (взносов) и субсидий из бюджета.

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составнойчастью бюджета (Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.). Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в «общий котел» госбюджета, а расходовались строго по назначению - на строительство и содержание дорог, геологоразведку и.т.д. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

В государственную бюджетную систему РФ (консолидирован­ный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов;

- бюджеты субъектов федерации;

- местные бюджеты.

Основа бюджетного федерализма - автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.

Для составления, исполнения и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

 

Таблица 4.2

Примерная структура государственного бюджета РФ

 

Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют - 80 - 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль и НДС. Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%.
Государственные займы. Осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и векселей). Их доля в государственном бюджете составляет - 10 - 20%. Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10 – 20%.
Эмиссия бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10 – 20%.
Неналоговые доходы – доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п. Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, юстиции и т.п. – 5 – 10%.
Платежи по государственному долгу – 7 – 8%.

 

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной (табл. 4.2). Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. Источники доходов бюджета подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся те источники доходов, которые связаны с внутренним материальным производством и сферой социального обслуживания. Внешние источники доходов – это заемные средства, представляемые либо другими государствами, либо международными организациями. По составу доходная часть состоит из закрепленных и регулирующих доходов, кроме этого, в бюджет могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, установленным в утвержденном порядке на следующий финансовый год. Если использование регулирующих доходов не позволило сбалансировать бюджет, применяются дотации и субвенции.

Дотация – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

Субвенция – сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально- экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

Доходы могут формироваться на налоговой, неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налого­вым законодательством. К налоговым доходам относятся: предусмотренные налоговым законодательством РФ фе­деральные, региональные и местные налоги и сборы; пени и штрафы. К неналоговым относятся: доходы от использования имущества, находящего в государствен­ной собственности; от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учрежде­ниями; в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, получен­ных от бюджетов других уровней бюджетной системы и др.

Расходы бюджетовв зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные(инвестиционные нужды и прирост запасов).

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, др. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения кполучению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры - сокращаются.

Превышение расходов бюджета над доходами называется бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом. По своей природе бюджетный дефицит имеет специфический интервал развития, который определяется, с одной стороны, законами возрастания стоимости (капитала), а с другой стороны, – законами инфляции. Если бюджетный дефицит тяготеет к законам возрастания стоимости, то он принимает активную экономическую форму, а если к законам инфляции, – то пассивную.

Дефицит государственного бюджета может финансироваться несколькими способами. Наиболее инфляционный из них – метод прямого кредитования Центробанком РФ Правительства (Министерства финансов) в форме покупки государственных ценных бумаг или предоставления ссуд с оформлением срочной задолженности Минфина. Это означает дополнительную загрузку печатного станка, дальнейшее увеличение размеров денежно-кредитной эмиссии.

Значительно менее инфляционными являются размещение государственных ценных бумаг среди коммерческих банков, других финансово-кредитных институтов, среди организаций, учреждений, населения. Другой способ снижения бюджетного дефицита осуществляется через сокращение государственных расходов: инфляционное обесценивание принятых государством обязательств; сокращение или ограничение роста бюджетных ассигнований по конкретным статьям расходов. Еще один путь снижения дефицита бюджета – через изменение налогового законодательства.

Государственный долг – это сумма бюд­жетных дефицитов, накопленных в стране за определенный промежуток времени, за вычетом суммы накопленных профицитов (излишков).

По экономической направленности различают:

1)внутренний долг – сумму, которую госу­дарство заимствовало внутри страны для фи­нансирования дефицита собственного бюд­жета, долг резидентам;

2)внешний долг – долг перед нерезидента­ми, физическими и юридическими лицами иностранных государств.

При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существенно ограничивают возможности правительства в выполнении основных своих функций и в проведении стабилизационной политики.

Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета → рост государственного долга → увеличение затрат на обслуживание долга → дефицит государственного бюджета.

Рефинансирование государственного долга – это осуществление выпуска новых серий государственных ценных бумаг, доходы от которых фактически идут на выплату процентов по предыдущим сериям. Так называемая финансовая пирамида – рациональный элемент налогово-бюджетной политики государства.

Среди экономистов-аналитиков существует мнение, что государство – это устойчивая систе­ма, которая не может обанкротиться по ряду причин:

1) государство не подвержено банкротству в си­лу его способности рефинансировать соб­ственные задолженности;

2) по Конституции государство облагает насе­ление налогами, устанавливает налоговую ставку для возможности погашения долга;

3) только государство в лице Центрального бан­ка страны обладает абсолютным монопольным правом эмиссии денежной массы. Труд­но представить ситуацию банкротства того экономического субъекта, который в любой момент времени может начать выпуск допол­нительных денежных единиц, т.е. «включить печатный станок».

В принципе, полагают, что, например, внут­ренний долг не так опасен, как кажется.

1. Эффект вытеснения – это налогово-бюджетная мера, стимулирующая деловую активность, приводящая к росту процентной став­ки и вытеснению частных инвестиционных расходов государственными. Рассмотрим слу­чай, когда государство берет займы не у ЦБ, а у коммерческих банков. Продавая облигации, оно вступает в борьбу с частным сектором. Про­центные ставки растут, следовательно, умень­шаются частные инвестиции, из-за ухудшения условий кредитования сокращаются потреби­тельские расходы на товары длительного пользования, а государство вытесняет с кредит­ного рынка частных заемщиков. Расходы госу­дарства растут, но на некоторую величину уменьшаются и частные инвестиции.

2. Проблема погашения и обслуживания внешнего долга. В этом случае происходит «утечка» отечественных ресурсов за границу. Чтобы выплатить долг иностранным партнерам, нужно, прежде всего, увеличить долю экспорта и как можно меньше ввозить иностранной про­дукции, чтобы величина чистого экспорта была положительна.

Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства, на активизацию предпринимательства, а значит, и рост поступлений доходов в бюджет.

Другой путь - сокращение нерациональных расходов бюджетных средств, сокращение избыточных военных затрат, сокращение субсидий нерентабельным производствам, уменьшение финансовых льгот, пресечение бюджетных хищений, снижение затрат на работу государственного аппарата и т.д.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15% и т.д. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи: расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных