Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность налогов и принципы налогообложения.




Налог - одно из основных понятий экономической науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и по­литическое явление. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводи­тельном характере государственных расходов, согласно которому на­лог вреден для общества. Но, одновременно, Смит, понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и соци­ального развития.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выго­дой гражданина и налогами. «Налоги - принудительные сборы, взима­емые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Со­ветская финансовая энциклопедия, 1924 г.).

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение данному поня­тию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз­мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйствен­ного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муници­пальных образований».

Основные отличительные признаки налога:

1. Обязательность - каждое лицо - налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Индивидуальная безвозмездность - каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага.

3. Уплата в денежной форме - налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых налоговых зачетов.

4. Финансовое обеспечение деятельности государства - налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов.

5. Общие условия установления налогов и сборов - налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисле­ния налога; порядок и сроки уплаты налога.

В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

- прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

- главная черта налога - односторонний характер его установления;

- налог является индивидуально безвозмездным;

- уплата налога - обязанность налогоплательщика;

- налог взыскивается на условиях безвозвратности;

- целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Налоговая система базируется на соответствующем законода­тельстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы на­логов.

К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начисля­ется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица зе­мельной площади, единица измерения товара и т.п.) и др.

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (пред­полагают снижение величины ставки по мере роста дохода).

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные на­логи. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. При косвенном налогообложении субъект налога и его носи­тель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, на­пример, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачивают­ся производителем, который включает их в цену реализации. Со­ответственно, покупатель этих товаров и становится фактиче­ским плательщиком налога.

2.Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет го­сударства для финансирования общегосударственных мероприя­тий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные на­логи субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Порядок исчис­ления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне. К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налого­вых платежей: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; сборы за пользование объектами животного мира и за пользова­ние объектами водных ресурсов; водный налог; государственная пошлина; налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам относятся два налоговых платежа: транспортный налог; налог на имущество организаций.

Также предусмотрены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропро­изводителей; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разде­ле продукции.

Местные налога и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представи­тельных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог.

Налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция - основная, формирует доходы, аккумули­руя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации го­сударственных программ. Эти средства расходуются на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики долгу.

Социальная функция осуществляется через неравное налогообло­жение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспреде­ляются доходы между различными категориями населения. Примера­ми реализации социальной функции являются, прогрессивная шкала налогообложения прибыли, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая функция проявляется в том, что посредством налоговых механизмов осуществляется налоговая политика государства. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру. Сущность регулирующей функции состоит в том, что налогами облагаются ресур­сы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложе­ния ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

- стимули­рующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобож­дений, например, для сельскохозяйственных производителей;

- дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможен­ные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

- вос­производственная подфункция, аккумулирующая средства на восста­новление используемых ресурсов.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевре­менность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопос­тавлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой сис­темы и бюджетной политики.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, при­меняемые в налоговой сфере. Шотландский экономист и философ Адам Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе:

1. Равенство. Подданные должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равен­ству или неравенству в налогообложении.

2. Определенность. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Удобство и простота. Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Умеренность. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возмож­но меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой ар­мии чиновников, что заработная плата их может поглотить зна­чительную долю того, что приносит налог).

Сегодня выделяют пять основных принципов налогообложения:

1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А. Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков. Для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого – он совсем не ощутим. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога уменьшаются по мере возрастания дохода (налоговой базы).

2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А. Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, которые передавали государю определенную сумму из собранных налогов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры налогов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недовольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.

3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычетает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно – размер налога кажется не столь значительным.

4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А. Смита объектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.

Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка.

Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

Известно также, что при высокой ставке подоходного налога резко снижается деловая активность фирм и населе­ния в целом, что и пытались теоретически доказать американ­ские экономисты во главе с профессором А. Лаффером. Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой Лаффера, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 4.8.).

Рисунок 4.8. Кривая Лаффера

Иными словами, если ставки завышены, то подрываются сти­мулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику». Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть основа­тельно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы.

5. Кривая Лафера выводит еще на один принцип, который выдвинул еще А. Смит – это принцип умеренности налогов. Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

К предложенным А. Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.

В заключение отметим еще один принцип – системность налогообложения. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения:

1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорцио­нально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать за­траты на поддержание и ремонт этих дорог. Однако всеобщее применение этой концепции связано с оп­ределенными трудностями: практически невозможно точно опре­делить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную обо­рону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать на­логом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полу­ченного дохода. Данная концепция отличается большей рациональ­ностью и справедливостью, поскольку, естественно, существует раз­ница между налогом, который взимается с предполагаемых расхо­дов на предметы роскоши, и налогом, который удерживается из их предполагаемых расходов на предметы первой необходимости. Однако, при внедрении и этой концепции на практике возни­кают определенные проблемы, связанные, прежде всего, с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потре­битель действует всегда рационально, т.е. в первую очередь тра­тит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, и лишь затем - на не столь важные блага.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных