ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Половой идентичности 2 страницаНеполная семья | Вот один из таких случаев, когда ранняя травматизация лившейся в московской семье двойни — мальчика и девочки — привела к глубоким нарушениям их психического развития, проявившимся довольно отчетливо уже в двухлетнем возрасте. Эгоизм отца выразился в том, что он, устав от детского плача, стал требовать от жены, чтобы она «прекратила это безобразие». Кончилось тем, что папаша устроил скандал, ушел, вскоре подал на развод и бросил семью. Мать не смогла справиться с депрессией и вынуждена была отдать 4-месячных малышей в Дом ребенка. Когда детям исполнилось 8 месяцев она их забрала, но через месяц снова отдала. У детей развилась депрессия, особенно тяжелая форма — у сына. Мальчик целыми днями молча лежал в своей кроватке, не реагировал на окружающих, отказывался от еды и оказался на грани гибели. У детей затормозилось интеллектуальное развитие, в два с лишним года они не умели играть, разгова- ь, смеяться. Не менее тяжело переживают распад семьи и дети до-ольного возраста. Исследования зарубежных психологов казали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — ломка устойчивой семейной структуры, привычных отно-Щений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу <^матери. Специалисты изучали реакции детей дошкольного Щзраста на распад семьи в предразводный период, в период |Й1звода и через несколько месяцев после развода. Их интере-вЙвали изменения поведения детей в игре, их отношений со Щерстниками, эмоциональные проявления, характер и стернь осознания переживаемых в семье конфликтов. Дети 2,5— ЩЪ лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством Щй, повышенной пугливостью, снижением познавательных.Йфоцессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставалась с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населен-щ.1Й голодными, агрессивными животными. Отрицательные Симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу 1Щфизический уход за ними. У наиболее ранимых детей через Я$д оставались депрессивные реакции и задержки развития. Дети 3,5—4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части ^_> Раздел 2 ^„.^«^—»^™ детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала и из-за этого ушел папа. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее уязвимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями. В результате изучения было установлено, что мальчики этого возраста переживают распад семьи более драматично и остро, чем девочки. Подобное объясняют тем, что у мальчиков не происходит идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери. У детей 5—6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывет развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5—6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослых и физического контакта с ними. Согласно исследованиям наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов. Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание жестокость подростков, выросших Неполная семья без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Стремление возвыситься за счет слабого, унизить зависимого — ;е что иное, как маскировка своей несостоятельности. Таким (разом, у подростков, выросших в разведенных семьях, на-Щ|юдается занижение самооценки. По данным психологов, З^мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы забот- | пользуются их доверием и являются для своих детей торитетом. Установлена определенная взаимосвязь изменил самооценки подростка с возрастом матери в период раз-да: у женщин, которым при расторжении брака было мень-24 лет, только 22% детей по достижении 12—14 лет имели 1^|1сокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся ee старшем возрасте, такая самооценка свойственна уже случаях из 100. Это приближается к статистическим дан-фым в неразведенных семьях, где высокая самооценка у детей фгмечена в 45%. v Семейная жизнь определяется не только индивидуальными Зфрактеристиками тех или иных членов семьи, но и социаль-Юлми обстоятельствами, той средой, в которой живет семья. Щгец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как |федатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду $Ьложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведен-jfeix семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных Й^мей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, &• нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование Личности ребенка еще более осложняется, если он был свидете-Зфм или участником всех семейных конфликтов и скандалов, ко-Фрые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, С'Ьдной стороны, подвергается социальной дискриминации, свя-Й^нной с отсутствием отца, а с другой — он продолжает любить в|юих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он ^нужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого стра-Д|ает еще больше, чем от распада семьи. •■ Прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до раз-йода родителей, разрушился, и перед ним встает трудная Раздел 2 задача: нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей — нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных, благополучных семей. Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивные и продолжительные разногласия, ссоры и конфликты в семье, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительность периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с poi дителями после развода при их совместном проживании в не-] разделенной квартире.
Настраивание ребенка одним из родителей против другого снижает адаптивность ребенка
Некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющего для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери — модель комплементарно-сти, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии. Девушки-подростки, лишившиеся в детские годы отца в связи с его уходом из семьи, сохраняли к нему критическое отношение: либо они чувствовали, что он их бросил, либо переняли отрицательное отношение к нему от матери. Поэтому I Неполная семья |обенности их адаптации во многом зависели от того, каким ix представлении остался отец. Неудовлетворенность и тре-!>ги матери по поводу своей неудавшейся жизни могут вызвать гах желание искать безопасность рядом с мужчиной или же, ^оборот, они будут искать возможность привлечь внимание ^вызвать восхищение мужчин, с тем чтобы потом демонстративно отвернуться от них. Подобными действиями девушки ^Ьдсознательно мстят мужчинам за свое обездоленное из-за «сода отца детство. ^ Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит \ *тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются Ьтроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях | Ьбенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто Появляются новые претенденты на роль мужа. Некоторые из Йих поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их се-Йейный быт, требуют от ребенка определенного отношения Йсебе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не ружным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует Йи этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходно Доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание непри-•Йтных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира А других людей. Исследования свидетельствуют о том, что чув-йтва, которые сформировались в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его бтношениям с другими людьми особый стиль и особую эмоцио-йальную тональность. По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1—2 года может вызвать у подростка тяжелую форму нев-фоза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для Йевочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего t ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т. е. тревожным ожиданием одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает ___ Раздел 2 ____________________________ общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и возможными диагнозами в этом случае станут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности ни к чему, неуверенность в себе и постоянные страхи (фобии). К концу подросткового — началу юношеского возраста начинает отчетливо проявляться депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения. В юношеском возрасте характерны навязчивые мысли и страхи, тревожно-депримированный фон настроения и характерологические изменения тормозного круга. Если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Развод для взрослых — это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое они идут по собственной воле и из лучших побуждений. Для ребенка расставание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что папа и мама недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением, решением родителей. Есть некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания в себе, и внешнее поведение их почти не меняется. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слез ливость, раздражительность. Иногда подобные реакции яг правлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся Неполная семья родителей и, если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что ее они не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами. Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей — грусть и обида, то у мальчиков — гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих. Свою агрессивность мальчики могут выражать по-разному, выбирая ее объект в зависимости от условий: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам. Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, полная рассредо'точенность внимания. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья (экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения), для мальчиков — асоциальные формы поведения. Несомненно, отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным фактором, определяющим особенности процесса воспитания в разведенной семье. По мнению психологов, это значимый, но не определяющий фактор. Чаще всего причиной отклонений в психическом и личностном развитии ребенка является ошибочное поведение матери, поставленной в трудные условия и не сумевшей выбрать нужный курс. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития. М !.А ', Раздел 2 Типы отношений матери к проблеме развода В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношений матери к этой проблеме: Первый тип: мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было. Второй, особый тип: мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, старается устранить из детских воспоминаний. даже самые незначительные положительные впечатления об отце, стремится убедить ребенка в том, что отец был плохим, поэтому они с ним расстались. Продолжая вражду с бывшим мужем, она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму. Третий тип, пожалуй, самый трудный: мать, забыв обиды, должна попытаться увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохранить детям обоих родителей. Рассмотрим более подробно каждую из этих позиций. Для того, чтобы ребенок легче пережил травму от развода, у него должны сохраниться максимально хорошие отношения как с матерью, так и с отцом. Однако родители, руководствуясь эгоистическими побуждениями и переживая чувство обиды, допускают серьезные ошибки в формировании отношения ребенка к оставившему семью супругу. Родителям нередко кажется, что скрывая факт развода от ребенка до последнего момента, они ограждают его от излишних волнений. В ответ на вопрос малыша «где папа?» придумывают самые невероятные истории от «папа уехал», «папа в командировке», «папа далеко» до легенд типа «папа выполнял важное поручение и погиб». Психологи предлагают в таких ситуациях рассказать ребенку правду, стараясь максимально смягчить рассказ и не пытаться очернить другого в глазах детей. При этом надо учитывать такие существенные факторы, как степень духовной зрелости ребенка, его возраст, психические особенности и социальное окружение. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. Не Неполная семья следует вдаваться в подробности, объясняя детям, почему отец ушел из семьи. Нужно понятно и доступно разъяснить ребенку ситуацию и в положительном свете нарисовать будущее. О нарушении супружеской верности рекомендуется лучше не говорить, не стоит говорить и о других случаях, когда поступки уходящего супруга унижали достоинство брачного партнера. Тема развода не должна превращаться в бесконечный сериал обсуждения семейных проблем с детьми. При этом нельзя обвинять супруга при ребенке, для которого он не плохой муж, а папа. Нельзя обвинять в происходящем и других родственников, а также самого ребенка в том, что случилось. Необходимо учитывать, что в момент получения от матери (отца) информации о том, что родители расстались, в душе ребенка идет борьба между обидой на отца (мать) и любовью к нму. Поэтому очень важно подчеркнуть, что раздельное проживание родителей никоим образом не отразится на их любви к ребенку, они оба его сильно любят и будут продолжать любить так же сильно, как и раньше. Бывают случаи, когда мать свои усилия после развода направляет на развенчивание отца, ушедшего из семьи. Типичная реакция женщины — гнев, чувство несправедливости. Дети часто оказываются свидетелями бурных сцен и разбирательств между родителями, когда они не стесняются в словах и выражениях. Не считаясь с тем, что у ребенка (подростка) за годы совместной жизни с отцом сложился определенный образ, сформировались определенные добрые чувства к нему, мать считает себя вправе после разрыва резко изменить этот стереотип. Все хорошее и доброе забыто. Отец — предатель и развратник. Ребенок посвящается во все смертные грехи отца, вместе с мамой ненавидит «ту женщину», которая разбила их семью, по всякому поводу и без повода говорит об отцовском лицемерии, его жестокости и безнравственности. Это состояние наиболее характерно для первых месяцев после развода, но иногда оно длится и значительно дольше. Сохраняется негативное, безжалостное отношение бывших супругов друг к другу. Мать прилагает все усилия, чтобы вычеркнуть отца из жизни детей. Постоянно выслушиваемые критические и грубые отзывы об отце подтачивают веру мальчика в себя как в мужчину, как „_. Раздел 2 ^ ^^шшш^ш^^тшш^т _^_^-_^^_ в заслуживающего уважения человека. Но это еще не все потери. Меняя свое отношение к отцу, ребенок в силу недостатка жизненного опыта легко переносит частное, индивидуальное на общее, повседневное. Образ вероломного, подлого, эгоистичного отца приобретает собирательное значение. А тут уж совсем недалеко до ненависти ко всем окружающим, проявлением которой является так называемая возвратная жестокость, направленная не только на бросившего их отца, но и на других людей: одноклассников, соседей и даже посторонних. Как оказалось, «правда жизни» о разногласиях разведенных родителей ничего, кроме жестокости и агрессивности, воспитать в ребенке не может. По наблюдениям психологов, именно мальчики, живущие с мамами и привязанные к ним эмоционально, чаще всего становятся закоренелыми холостяками. Quot;I I Отношения матери с детьми в неполной семье В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них — применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специалистов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с отцом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у мальчика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношенях в семье. Вторая крайность в поведении матери после развода заключается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать Неполная семья то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся Чрешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич-Шфсти. |Й Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстере-р|ющих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят ^ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что ■^конечном итоге вызывает разного рода деформации в их психическом и личностном развитии. щ Соблазн первый — жизнь дляребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его вос-Цитании единственный смысл и цель своей жизни. Для та- урй женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной эдризни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его %тгополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых Изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не Понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач, формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...». w Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры. Ребенок не должен ничем рисковать, не должен проявлять самостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В результате пара «мать — ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается. Такие отношения ребенку сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понимание того, что мать не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными жизненными планами и'установками: он должен принести свою жизнь в жертву стареющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!». шяш^ Раздел 2 ' Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кризис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких формах она ни проявлялось. Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы — такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материнской семье. Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материнской любви, имея самые неопределенные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки. Второй соблазн — борьба с образом мужа. Развод для большинства женщин драматичен. Чтобы оправдать себя, женщина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Так она старается снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет. Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает. Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательнее представления об отце увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и привязанности. Если при этом негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у него формируется женский тип психологических качеств и интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, легко переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении, — опасные существа, способные только обманывать женщин. Девушке с такими Неполная семья 1глядами создать семью, построенную на любви и доверии, будет нелегко. Вариант второй: проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка в том, что отец действительно пло- рй. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно эимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В по- (гедующем подобная семейная атмосфера может стать причи- эй раздвоения психической жизни и личности ребенка. Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мнению) чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется соблазн третий — наследственность, который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать — сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности. Под отцовской наследственностью мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответственность за ошибки, допущенные в воспитании. Соблазн четвертый — попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком Раздел 2 I! ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям — преподнесению подарков. С мамой — тяжелые будни, а с папой — веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А папа меня не ругает... а папа мне подарил...» Такие эпизоды больно ранят мать. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «перекупить» у него детскую любовь. Она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Родители вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать и ему, и самим себе, и окружающим: «Я люблю его ничуть не меньше и не жалею для него ничего!» В такой ситуации ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внимание родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем нескромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба родителей за его любовь не связана с какими-либо его заслугами. В основе всех перечисленных соблазнов — неуверенность женщины в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа она больше всего боится, что и ребенок может ее разлюбить. Именно поэтому она любыми средствами пытается добиться детской благосклонности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|