ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Половой идентичности 3 страницаТаким образом, распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой Неполная семья уации. При этом родители упускают из виду, что ребенок эгда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод эизменно вызывает у детей психический надлом и сильные эреживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те?тоятелъства, которые сказываются на психическом раз-imuu ребенка в подобной ситуации. Именно на это советует родителям обратить внимание один р|з ведущих специалистов США в области педиатрии, детской Психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положения его семейного «кодекса», адресованного разведенным ро-|ителям, сводятся к следующему: Разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем. ■ Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания продолжаются многие годы. ■ Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем прежде, он чувствует себя отвергнутым и ею. ■ Какое-то время после развода отец регулярно навещает ребенка. Это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще мучительнее и необъяснимее, он с недоверием и обидой смотрит на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребенок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая один другого, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно дает малышу нормальная семья. ■ Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может сталкивать родителей друг с другом и извлекать из этого выгоду для себя. Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок вынуждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей. 10* Раздел 2 J ■ Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из-за их нескромных расспросов, сплетен и его нежелания отвечать на вопросы об отце. а С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее водить мальчика на стадион, развивать его чисто мужские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на примере отца и потому может оказаться неверным. ш На малыше так или иначе отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности. Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются.
РЕБЕНОК В ОСИРОТЕВШЕЙ СЕМЬЕ
■ Существуют свои особенности формирования личности ребенка в неполных семьях, появившихся в результате смерти одного из родителей. .; Смерть человека — всегда тяжелый удар для всех его близких. Неважно, умер он в результате длительной неизлечимой фолезни или погиб внезапно. Взрослые в такой ситуации наряду с переживанием горя испытывают растерянность и замешательство, потому что перед ними встает проблема не только пережить трагедию самому, но и помочь в этой ситуации ребенку. Это всегда нелегко. Однако в такой семье, которая образовалась, по меткому выражению А.С. Макаренко, вследствие «удара механического типа», не должно возникнуть таких психологических проблем, как в семье разведенных родителей. Следует иметь в виду, что осиротевшие дети по-разному реагируют на смерть отца или матери в зависимости от возраста, пола, семейной атмосферы и особенностей поведения другого родителя в этой трагической ситуации. Главное, чтобы при этом общее горе сплачивало семью, а эмоциональные связи с другими родственниками не только не ослабевали, а наоборот, помогали формированию бережного отношения друг к другу. Тем не менее ученые высказывают предположение о том, что потеря родителей в раннем возрасте ведет к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от комплекса факторов: пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и от социального статуса развития. Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может актуализироваться. Раздел 2 Ft!. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений у ребенка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) выражена не так, как в тех случаях, когда ребенок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увеличивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвертом году жизни ребенка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребенка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребенка и его участие в формирования соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ребенку необходимо. Особенно остро ребенок будет ощущать отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти в ситуации семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребенок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею. Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю, — это помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Возникает вопрос: как вести себя с ребенком в период острого переживания им этой жизненной ситуации? Что чувствует ребенок, в чем испытывает нужду? Чего ожидает от окружающих его взрослых? На этот счет существует множество мнений и суждений. Некоторые ученые полагают, что знание о смерти, включая ее последствия и осознание ее неизбежности, — необходимая часть подготовки к жизни и вклад в психологический рост ребенка. Другие считают, что тема смерти должна быть запретной для детей, что знакомить их с этой печальной стороной жизни надо как можно позже, чтобы не травмировать детскую психику. Трудно сказать, кто из них прав, тем более что почти все психологи сходятся на том, что дети должны быть внутренне подготовлены к серьезным потерям, в том числе и к потере близких людей. Эта подготовительная работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. Боль утраты не становится меньше от того, что ребенок знал обо всем заранее, что у него была возможность проститься с неизлечимо больным родным человеком, но постепенное Неполная семья осознание неизбежности смерти исключает получение дополнительной травмы из-за того, что он был выключен из круга семейных забот. Как быть, если страшное событие уже произошло? Как помочь страдающему ребенку? На этот счет существуют рекомендации психологов, которые предлагают сообщить ребенку о смерти близкого кому-то из родных или тому из взрослых, которого ребенок хорошо знает и которому доверяет. В подобной ситуации ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Необходимо дать ему возможность выплеснуть этот гнев, не надо пытаться уговаривать взять себя в руки: чувство утраты, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. §Дети постарше предпочитают в такой ситуации одиночест-. Надо предоставить им эту возможность, однако не следует олировать детей от семейных забот. Кроме того, желательно побудить ребенка говорить о своих страхах не только в момент получения трагического известия, но и после похорон. Следует учитывать: в первые дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии определенного времени они стесняются показывать свои страдания, расценивая их как слабость, безволие и т. п. Детские переживания, запрятанные глубоко внутрь, могут в дальнейшем обнаружиться в виде таких последствий, как энурез, заикание, сонливость или бессонница. Овдовевший родитель должен знать, в каких естественных реакциях ребенка проявляются его страдания, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка с проблемой. шШок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливым уходе или взрыве слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. ■ Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом. ■ Поиски — это очень логичная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность __. Раздел 2 ^^_^^ найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь. Г * ™i H Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. ■ Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, ни за что бьет младшего брата, грубит учителю. ■ Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Ребенка могут тревожить различные практические вопросы (Кто будет провожать меня в школу? Кто поможет с уроками? Кто даст карманные деньги?). Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п. Вышеуказанные эмоциональные реакции ребенка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста. Дети, никогда не знавшие отца или мать, часто испытывают двойственное чувство: потеря воспринимается ими как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Ребенок начинает фантазировать, и порой эти фантазии приобретают опасный характер: представления об умершем отце (матери) приводят к мысли о том, что вполне возможно, что он (она) жив, но это скрывают, потому что родитель оказался преступником и сидит в тюрьме или отказался от своего ребенка и теперь тот Неполная семья воспитывается приемной матерью. И тогда ребенок по-настоящему начинает горевать. Подросток, глубоко переживая смерть близкого, иногда «впадает в детство» и начинает общаться при помощи жестов, а не слов. Он может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с внешним миром, погружается в задумчивость, отличается умственной дезорганизацией. Дети старшего возраста стремятся к уединению в своем горе, не могут и не хотят разделить его с окружающими. Они испытывают острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но не умеют это выразить. Не-|>торые испытывают чувство вины, вспоминая о том, что им |о-либо не нравилось в умершем родителе. Наряду с нормальными реакциями ребенка на смерть одно-| из родителей могут появиться тревожные симптомы, кото-ie должны насторожить взрослых: отсроченное переживание оя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, гсутствие переживаний, длительное неуправляемое пове-\ние, острая чувствительность к разлуке, полное отсутст-\е каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации ice это чаще встречается у подростков). Депрессия подрост-рв — это часто гнев, загнанный внутрь. Возможность неблагоприятного исхода при потере родителей может быть связана > столь глубокими переживаниями особенно чувствительных эй, что они предпринимают попытку самоубийства. Сильная з;ентификация мальчика с отцом, а девочки с матерью и же-1ие вернуть умерших родителей любой ценой играют решаю-|ую роль в стремлении ребенка расстаться с собственной жиз-ью. Мотивом самоубийства может послужить желание, убив себя, встретиться с отцом или матерью на небесах. Определенную роль в таких ситуациях может сыграть религиозность ребенка, что сейчас довольно распространено в нашем обществе. V# Следует отметить, что большая часть нарушений, по результатам исследования М. Раттера, часто возникает спустя значительное время после смерти родителя. Р У маленьких детей душевные страдания обычно не является столь выраженными и столь длительными, как у взрос-дагх. Общее психическое состояние ребенка не только в момент кончины родителя, но и в последующей жизни часто зависит Раздел 2 I
I? от поведения второго родителя, от того, как тот строит свои отношения не только с ним, но и с другими людьми. В случае внезапной смерти одного из родителей маленькие дети часто чувствуют себя глубоко несчастными, если не видят страданий оставшегося родителя. Им требуются физическая близость и эмоциональная поддержка, уверенность в том, что кто-то разделяет их горе. Ребенок может начать брать с собой в постель пижаму умершего отца, который по вечерам часто садился на кровать ребенка и читал ему сказки. Часто ребенок боится оставить родителя одного: ему кажется, что оставшись дома без него, тот тоже может уметерь. Ситуация становится еще более сложной, если родители находились в разводе. Если дети жили с матерью, они склонны винить ее в смерти отца. Если мать опечалена этим событием, дети удивляются: ведь родители разведены. Если же мать не плачет, то они обвиняют ее в отсутствии чувств. Все это обуслов-лено тем, что дети один раз уже пережили большую потерю, а теперь они столкнулись с невозвратимой утратой, которую | переживают по-своему. Многие дети боятся, что овдовевший родитель вступит в но-1 вый брак, причем страх этот нередко возникает буквально в день смерти. Это вполне реальный страх потерять любовь ро- [ дителя, потому что, по мнению ребенка, супруга он будет! любить больше. По этой причине дети резко протестуют, не же-1 лая признавать нового члена семьи. Подобные реакции не еле-1 дует рассматривать как детский каприз: другой человек вряд! ли сможет заменить им настоящего родителя, дети все равно(будут вспоминать его и сравнивать с отчимом или мачехой, зачастую не в пользу последних. Иногда, чтобы сохранить любовь оставшегося родителя, старшие дети стремятся скрыть свои эмоции, что в конечном итоге спустя годы может привести к нервным срывам. В некоторых случаях горестные переживания смерти близкого и дорогого человека резко изменяют поведение овдовевшего родителя. Мать или отец могут в это время испытывать противоречивые чувства: возникает желание умереть и в то же время присутствует постоянный страх перед какой-либо жизненной катастрофой и полным сиротством детей. Родитель может стать сердитым и чрезвычайно требовательным к ребенку. Любящая мать вдруг становится холодной, Неполная семья Цмалоэмоциональные прежде женщины могут вдруг стать эбвеобил ьными. Ответственный и заботливый отец, проводивший прежде юго времени дома с детьми, теперь буквально заставляет себя а;ти домой, где нет жены. Он задерживается на работе, обна-ркивает полное безразличие к семье. Так он переживает свое |ре. Однако дети не всегда правильно понимают подобные из-внения в поведении своих родителей и могут реагировать на IX не только отрицательными эмоциональными вспышками, и негативными действиями и поступками. Поэтому ос-^вшийся с ребенком родитель должен понемногу приспосаб-1ваться к новой ситуации, так как теперь он для ребенка |^отец, и мать.
Осиротевшая семья очень часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях
Естественно, воспитание ребенка, у которого умер один из црдителей, является сложным и нелегким делом, так как ов-црвевшему родителю придется взять на себя воспитательную Црль того, кто ушел из жизни. Но при разумной позиции роди-$рля общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности. Если же в такой семье родитель отстраняет ребенка (детей) от трудовых дел, ограждает от трудностей, то и в оси-]р[отевшей семье может вырасти бездушный эгоист. „4 Итак, в осиротевшей семье, как и в любой неполной, возможны деформации в развитии психики и личности ребенка, если овдовевший родитель будет подвержен соблазнам оградить ___, Раздел 2 ______________________»_.______________ его от любых жизненных невзгод, пытаясь таким образом компенсировать отсутствие второго родителя. Вместе с тем может получиться так, что сложившаяся в семье ситуация будет объективно сложной и родитель столкнется с трудностями, мало зависящими от него лично. В частности, возможны особые затруднения в воспитании, если овдовевший отец остался с дочерью-подростком. В этом возрасте девочка очень нуждается в советах по женским проблемам, и не каждая решится обратиться к отцу. Вполне вероятно, что в поисках совета она воспользуется сомнительными рекомендациями некомпетентных людей, что может привести к нежелательным последствиям. В отличие от семьи, ставшей неполной в результате развода супругов, осиротевшая семья очень часто использует образ умершего родителя в воспитательных целях. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы ребенок мог сохранить память о нем. Дети любят узнавать о своих родителях, рассматривая фотографии, слушать истории о том, какими те были в детстве. Это пробуждает в детях настойчивое желание быть достойными их, похожими на того, кто ушел из жизни. В некоторых семьях возможна идеализация образа умершего родителя, чаще всего это касается отца, если после его смерти осталась дочь. У девушек, мать которых овдовела, в памяти сохраняется идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут соперничать. Этот образ берегут и постоянные воспоминания матери. Если к тому же дом, в котором росла девочка, был относительно счастливым и приятным, то все это может стать препятствием на пути к возможным новым знакомствам, которые могли бы нарушить спокойную жизнь. Поэтому для компенсации недостающего влияния отца или матери в осиротевшей семье, обогащения опыта взаимных отношений очень важно привлекать к воспитанию осиротевших детей родственников покойного родителя. К сожалению, в отечественной психологии проблема нормального и патологического переживания детьми горя из-за потери родителя разработана недостаточно. В частности, мало изучены вопросы о психологических особенностях развития осиротевших детей, об отдаленных последствиях пережитого в детстве горя. Поэтому предлагаем ознакомиться с результатами изучения этой проблемы зарубежными исследователями. Америками кис ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у де-, тей, потерявших одного из родителей, два типа трудностей:»интеллектуальные и эмоциональные. К интеллектуальным относятся прежде всего неспособность постигнуть природу смерти, ее причинность и необратимость, и в результате абстрактного мышления по отношению к овладению концепцией смерти. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека. Возможным последствиям потери родителей в детстве и влиянию их смерти на «интимное равновесие» в семье посвящены работы американского психолога Дж. Биртчнелла. Он считает, что смерть родителя изменяет ориентацию семьи в целом, пути ее развития, внутрисемейную ситуацию: может возникнуть более сильная зависимость и привязанность к ребенку оставшегося родителя, что может повлечь за собой ненормальное развитие в будущем, когда он, став взрослым, не в состоянии оставить мать или отца ради создания собственной семьи. А.Т. Бек и Г. Браун, изучив взаимосвязь между потерей цнрдителя в детстве и нарушением психического здоровья в зре-ЯОм возрасте, пришли к заключению, что последующее разви-$ре личности может быть детерминировано смертью близкого вылиться в различные виды депрессии (невротиче-|у психотическую, психофизиологическую и др.). Неко-$Ьрые авторы полагают, что существует зависимость между тратой ребенком матери и последующим развитием у него нев-^эзов и психозов; они также склоняются к мысли о том, что $|ричиной правонарушительного поведения может стать подобная травма, полученная в раннем возрасте. V К. Деннехи попыталась обнаружить связь потери родителя Я детском возрасте с алкоголизмом и наркоманией у взрослых, £также с шизофренией. На основании своих исследований она установила, что возникновение депрессии связано у мужчин с потерей матери, а у женщин — с потерей отца. Среди мужчин Ш; Раздел 2
и женщин, больных шизофренией, больше таких, которые потеряли мать в возрасте до пяти лет, а для мужчин-шизофреников особенно специфична потеря отца в период от пяти до десяти лет. Риск заболеть алкоголизмом связан у мужчин с потерей обоих родителей, а у женщин — с потерей только матери. Наркомания среди мужчин, как утверждает К. Денне-хи, специфично связана с потерей отца, а среди женщин — со смертью матери. Судя по проведенным за рубежом исследованиям, потеря в детстве одного из родителей существенно влияет на развитие личности ребенка и может обусловливать разнообразные патологии у взрослого человека. Кроме того, многие авторы отмечают: отсутствие в семье представителя старшего поколения (бабушки, дедушки) затрудняет нормальное компенсаторное развитие ребенка после смерти одного из родителей. Изложенная в данном разделе информация не исчерпывает всех проблем, связанных с психологическим самочувствием и последующим развитием детей, потерявших одного из родителей. Вместе с тем указанные нами психологические трудности формирования личности ребенка в осиротевшей семье могут оказать помощь овдовевшему родителю в определении стиля отношений в неполной семье такого типа и помочь ребенку не только пережить горе невосполнимой утраты, но и предупредить некоторые негативные последствия в состоянии его психического здоровья и личностного развития. «•V, ■';■ Ill ОДИНОКАЯ МАТЬ И ЕЕ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Одна из разновидностей неполной семьи — внебрачная \мъя. Число внебрачных рождений, особенно у женщин мо-эже 25 лет, увеличивается в большинстве стран. Растет чис-■ несовершеннолетних матерей. Нарушение структуры, а следовательно, полноты функцио-арования семьи влечет за собой ограничение и искажение раз-1тия личности детей. Анализируя причины роста внебрачных союзов, некоторые №циалисты связывают этот факт прежде всего с кризисом со-эменной семьи, падением ее социального престижа. Но, как №детельствуют статистические данные, подобное явление не вляется характерным только для сегодняшнего дня. В конце 40-х гг. каждый пятый родившийся в нашей стране знок был «незаконным». В 1944 г. для таких детей в свидетельстве о рождении был введен прочерк в графе «отец». В1968 г. их было свыше 15 млн. С начала 50-х гг. внебрачные рождения стали более редкими, но ниже 8% их доля не опускалась никогда. А с конца 60-х число таких рождений стало расти. В 1988 г. процент детей, рожденных вне брака, составил в целом по стране 10,2%. По данным Демографического ежегодника 1994 г. каждый год более 18% детей от общего числа появившихся на свет рождается у незамужних женщин. Что стоит за этим? Что побуждает современную женщину, ясно осознающую все тяготы материнства, часто совершенно обдуманно идти на рождение ребенка без создания семьи? Научных данных на этот счет мало. Tl Раздел 2 Нынешняя мать-одиночка совсем не та, что была полвека назад, есть серьезное различие между вынужденной послевоенной безотцовщиной и сегодняшней.
«Хочу быть матерью и не хочу быть женой» — принцип, сознательно исповедуемый сегодня немалым числом женщин. Се-| годня в мужской цивилизации, ориентированной на власть, на силовые приемы, женщине очень трудно сохранить себя, оста-| ваясь той, какой она была раньше — женственной, слабой, не приспособленной к жизни. Поэтому женщина не только трудите* наравне с мужчиной, но и хочет сохранить независимость, сво-| боду распоряжаться своей судьбой. В борьбе за равенство она кг бы соперничает с мужчиной, поэтому зачастую не желает всту-| пать в брак, считая, что лишится равноправия, будет вынужде на подчиняться чужой воле и не сможет реализовать себя ке личность. Для некоторых женщин сознательное рождение ребенка вне брака, без всяких претензий к его отцу становится спасением от одиночества, когда шансы на иное фактически равны нулю. Жизненный выбор всегда конкретен. Для многих молодых женщин это выбор между абортом — с огромным риском заболеть, лишиться возможности иметь детей — и участью матери-одиночки. Но, пожалуй, одной из основных причин высокого уровня внебрачной рождаемости сегодня является то, что женщины стали предъявлять более строгие требования к спутнику жизни, к отцу ребенка. Не каждого мужчину возьмет в мужья современная женщина, не каждому доверит она быть отцом своего ребенка. И если она не может одна, без посторонней Неполная семья |мощи родить ребенка, то нет препятствий, мешающих ей од-|й воспитывать его. Обращает на себя внимание тот факт, что чаще матерями-Диночками становятся женщины в возрасте 20—29 лет. (геные объясняют это тем, что у двадцатилетней матери боль-уверенности в своих силах и в том, что она и одна сможет |епитать ребенка, поставить его на ноги, чем у женщины $5—40 лет. Поэтому при общем росте внебрачной рождаемо-: самый большой ее рост наблюдается у женщин до 30 лет. Казалось бы, отрадное явление: женщина, несмотря на жиз-|нные трудности, все-таки решается на то, чтобы дать жизнь ^вому человеку. Что это — вызов сильному полу, который ^лазах женщины перестал быть таковым, или же неспособ- предвидеть некоторые негативные последствия своего гроического» шага? Одной из наиболее значимых причин }:ебрачной рождаемости является экономическая и мораль-[ независимость современной женщины, что дает ей возможность выбора образа жизни и стиля поведения. Такие женщи- Щ1 энергичны, они гордятся своей эрудицией, начитанностью, ^|зносторонностью интересов, своими успехами, служебным Сложением. Когда они остаются в одиночестве, то постепенна вырабатывают защитную философию своей женской несо-©Цоятельности: «Я мужчине не служанка... Я прекрасно обой- Щсъ и без мужа... Мужчины сейчас лентяи... Зачем мучиться Щю жизнь с глупым мужем?» Вариантов подобной защитной Философии много. Женщина подобного типа предпочитает вос-^ртывать ребенка одна. Этим она также доказывает свою независимость. щ Решение принимается женщиной на одном этапе жизни, цврся тяжесть последствий обрушивается годы спустя не толь- Щр на нее, но и на ребенка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|