Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Г.Т. ФРУМИН

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОЭКОЛОГИЯ)

Учебное пособие

РГГМУ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

УДК 504.75

ББК 28.081

М 74

Фрумин Г.Т. Экология человека (Антропоэкология). – СПб., Изд. РГГМУ, 2012.... с.

 

Рецензент: Скворцов Владимир Валентинович, заведующий кафедрой геоэкологии Государственной полярной академии, доктор биологических наук

 

Научный редактор: Смирнов Николай Павлович, заведующий кафедрой экологии Российского государственного гидрометеорологического университета, доктор географических наук, профессор

 

 

В учебном пособии раскрываются основные проблемы экологии человека - науки, в рамках которой изучаются закономерности и особенности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей природной и социальной средой. Излагаются предмет, задачи и методы, основные исторические периоды и экологические особенности антропогенеза. Освещаются вопросы адаптации, акклиматизации, факторы здоровья и риска, экологические аспекты онтогенеза человека.

Предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим и смежным специальностям. Учебное пособие может быть полезным для широкого круга специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

The manual deals with the basic problem of human ecology, the science in which the regularities and characteristics of interaction of humans and human communities with the natural and social environment are studied. The book describes the subject matter, objectives and methods, major historical periods and ecological features of anthropogenesis. The problems of adaptation, acclimation, health and risk factors, environmental aspects of human ontogenesis are considered. The manual is designed for undergraduate and graduate students of higher educational institutions specializing in ecology and related fields. It can be useful for a wide range of experts in the field of ecology, environmental management and environmental protection.

 

 

ISBN …….

 

 

© Г.Т. Фрумин, 2012, РГГМУ

 

© Российский государственный

гидрометеорологический университет, 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное внимание человечества.

Наука, как это следует из самого слова, означа­ет то, чему учатся и посредством чего получают знания. На протяжении человеческой истории способы получения знаний неоднократно меня­лись и не всегда были одними и теми же. В средне­вековой Европе, например, тоже были любозна­тельные люди, которые задавались вопросами о происхождении мира, но вместо наблюдения за окружающей действительностью и опытов они предпочитали искать знания в старых книгах или обсуждали свои теории в ходе споров на абстракт­ные темы, пытаясь убедить друг друга в своей пра­воте. Постепенно такие споры и методы теорети­ческого убеждения вышли из моды, в XVII столе­тии уступив место научным методам.

Научный метод можно схематически предста­вить в виде треугольника (рис. 1).

 


Наблюдение

Теория Эксперимент

 

Рис. 1. Научный метод

 

Сначала мы наблюдаем мир (или ту его часть, которая нас интересует). За­тем мы составляем теорию, объясняющую наблю­даемые явления - гипотезу. Пока что это не слиш­ком сильно отличается от прежнего подхода, но после этого мы переходим к совершенно иной, третьей стадии. Вместо того чтобы обсуждать сильные и слабые стороны теории, мы ставим эксперименты и проверяем все на практике. Наблюдая за результатами эксперимента, мы возвращаемся к первой стадии, то есть к наблюдению за окружающим миром [Харрисон, 2010].

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми­ром (абиотические и биотические факторы при­роды → человек; общество и его историческое развитие ↔ человек; человек ↔ техника; человек ↔ культура; человек и общество Земля и кос­мос).

В системе тех или иных связей человек изу­чается то как продукт биологической эволю­ции - вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса - личность, то как есте­ственный индивид с присущей ему генетиче­ской программой развития и определенным диа­пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос­новной производительной силы общества, субъ­екта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д. Подобного многообразия подходов к изу­чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек­тов человекознания - специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям общественной практики [Ананьев, 2001].

Вопрос о происхождении человека принципиально важен, поскольку вокруг него скрещиваются интересы многих наук, религии, культуры. Кто он - человек? Хозяин природы или ее часть? Животное или особое одухотворенное создание? Когда и откуда появился на Земле? Уже Карл Линней, которого трудно заподозрить в атеизме, выделяя в системе животных группу приматов, поместил туда и человека вместе с обезьянами. Ламарк прямо выводил человека из обезьяноподобных предков. Дарвин в «Происхождении человека...» (1871) пришел к выводу, что человек имеет дальних предков с человекообразными обезьянами, что это последнее звено в цепи развития живых существ (в своей ветви эволюционного древа).

Действительно, имеются доказательства животного происхождения человека. По всем анатомо-физиологическим признакам род Homo (человек) относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству людей.

Несмотря на многообразие гипотез происхождения человека, встречающихся в мифах, священных книгах, фантастических романах, а также в околонаучной и научной литературе, все ранее предлагавшиеся объяснения происхождения человека могут быть сведены к трем основным вариантам:

1. люди - порождение высших, сверхъестественных сил (творение).

2. люди прибыли на Землю с других планет, из иных миров (пришествие).

3. люди – результат естественного развития земной природы (эволюция).

Две первые версии, столь легко захватывающие воображе­ние любителей всего необычного и таинственного, пережива­ют сейчас своего рода ренессанс. Кто только не выступает с за­явлениями, а то и целыми теориями, о внеземных и - уж само собой разумеется - необезьяньих корнях человечества! Одна­ко сколь бы ни привлекали многих из нас своей сенсационнос­тью подобного рода «открытия», они, в лучшем случае, могут быть причислены к достижениям в области фантастики, но ни­как не в науке. Дело в том, что главным аргументом для их ав­торов неизменно служат не факты, которые можно было бы проверить и которые свидетельствовали бы о причастности, скажем, инопланетных визитеров к нашей биологической ис­тории, а лишь откровенные и ни на чем не основанные вымыс­лы. К вымыслам изредка добавляются указания на отдельные слабые, или, точнее, недостаточно разработанные места, дейст­вительно, имеющиеся как в теориях эволюции и земного эво­люционного происхождения человека, так и во всякой другой естественнонаучной теории. Такой подход не выдерживает критики не только с позиций строгой исследовательской методологии, но даже и с позиций обыденного здравого смысла. Напомним, что Лаплас на вопрос Наполеона о том, верит ли он в бога, ответил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».

Первая теория, объясняющая лестницу существ с эволюционных позиций, была создана великим французским биологом Ж.-Б. Ламарком (1744-1829). Основные ее положения Ламарк сформулировал в четырех законах. Недоумение вызывает лишь четвертый закон, который гласит: «Все, что было приобретено, запечатлено или изменено в организации индивидуумов в течение их жизни, сохраняется путем воспроизведения и передается новым индивидуумам, испытавшим эти изменения».

Можно предположить, что во времена Ламарка вера в наследование приобретенных признаков имела широкое распространение. Даже Д. Дидро считал, что если у людей в течение многих поколений отрубать руки, то в конце концов рубить будет нечего. Для опровержения этого заблуждения основоположник неодарвинизма А. Вейсман в течение 22 поколений отрубал у мышей хвосты, но никаких изменений в строении хвоста потомков не обнаружил [Бердников, 1991]. Общее число изувеченных животных равнялось тысяче пятистам девяносто двум, и Вейсман измерил 1592 хвоста. Оказалось, что во всех поколениях длина его колебалась между 10,5 и 12 мм. Ни одного случая, когда бы цифры вышли из этих пределов! Ни в первом, ни в двадцать втором поколениях! Это был точный опыт, когда учитывалось все, а не только то, что «нужно» экспериментатору.

Вейсман замечал, что практически невероятно «обильным кормлением превратить карлика в гиганта, разработать мышцы слабого индивидуума в мускулатуру Геркулеса, а мозг врожденного дурака мыслительными упражнениями превратить в мозг Лейбница или Канта».

Тем не менее, строго говоря, теоре­тически ни одна из перечисленных трех возможностей не может быть опровергнута с абсолютной убедительностью, так, чтобы у ее сторонников не осталось никаких спасительных логических лазеек. Решающее значение при выборе поэтому приобретает то обстоятельство, что если для первых двух версий - творения и пришествия (они могут и сочетаться между собой) - нет «же­лезных» доказательств не только contra (против), но и pro (за), то в последнем случае дело обстоит иначе. Здесь мы имеем впол­не зримые и осязаемые следы того процесса, который, как пред­полагается, привел к появлению человека, т. е. следы эволюции. Во-первых, это очевидная биологическая близость людей к прочим обитателям Земли, свидетельствующая, что человек - ор­ганичная часть живой природы, а во-вторых, ископаемые останки существ, занимающих в анатомическом от­ношении промежуточное положение между современными людь­ми и их животными предками [Вишняцкий, 2004].

Уместно напомнить о Законе физико-химического единства живого вещества В.И. Вернадского: всё живое вещество Земли физико-химически едино. Так, например, свинья анатомически похожа на человека. Физиология свиньи наиболее соответствует человеческой. Недаром для трансплантации печени, почек, селезенки и даже сердца человеку используют органы свиньи. Они гораздо больше подходят для трансплантации, чем аналогичные органы приматов, являющихся к тому же носителями многих инфекций.

Наибольшее сходство с людьми по строению тела, а также по
физиологическим и генетическим признакам демонстрируют
высшие приматы - обезьяны. Палеонтологические находки, исчисляемые сегодня тысячами и позволяющие довольно четко проследить основные вехи биологического становления челове­ка, делают понятной причину этого сходства. Будучи располо­жены в хронологической последовательности, они показывают, какие изменения претерпевали наши предки на протяжении миллионов лет своей эволюции, как маленький растительноядный зверек, привязанный поначалу к тропикам и не рисковавший покидать джунгли, превращался постепенно в крупное всеядное существо, обладающее необычайно развитым мозгом и способное обитать в любых ландшафтах и любых климатических зонах. Сейчас, можно сказать, уже не существует некогда столь волновавшей сторонников Дарвина и их оппонентов проблемы «недостающего звена» между обезьяной и человеком, ибо «палеонтологическая летопись», каждый год пополняемая новыми находками, слишком красноречива. Конечно, это не означает, что
в ней вообще не осталось пробелов. Пробелы есть, и они многочисленны, но масштаб их таков, что может породить разногла­сия и споры только при обсуждении сравнительно узких, сугубо специальных вопросов и недостаточен для того, чтобы вызвать сколько-нибудь серьезные сомнения в прямой причастности обе­зьян к нашей генеалогии.

Суть современных научных представлений о характере био­логической эволюции человека хорошо выразил английский ан­трополог Роберт Фоули, назвавший свою книгу об антропогене­зе «Еще один неповторимый вид» [Фоули, 1990]. Этим названием он подчерк­нул, что все биологические виды в равной мере уникальны и человек, как живое существо, ничуть не более своеобразен, чем другие животные. Следовательно, к нему в полной мере приме­нимы эволюционные закономерности и механизмы, общие для всех других форм живого.

Когда появился человек? Говорят, человек – «венец» природы, его самая совершенная модель. Схематично это изображается в виде циферблата часов (рис. 2) [Владимирова, 2007]. Полагают, что человек, образно говоря, появился в 23 ч 59 мин 30 с до полуночи.

Возраст Земли определен как 4,5–5 млрд лет. Иногда изображают возраст Земли в виде линии длиною в 5 км. Для наглядности каждый километр пути приравнивают 1 млрд лет. Тогда появление человека прямоходящего укладывается в 20 см этого пути, а человека разумного (с появлением письменности) всего в 6 мм.

 

 

Рис. 2. Схематичное изображение развития жизни на Земле

 

Человек современного типа (Homo sapiens) появился не позднее 40 тыс. лет назад. Его предками одни ученые считают ранних прогрессивных неандертальцев (Homo neandertalus), a другие - представителей конкурирующих ветвей Homo, линии которых разошлись всего 500 тыс. лет назад. Окончательное формирование современного типа человека датируют време­нем приблизительно 10-8 тыс. лет до н.э., когда он уже широко расселился по планете. Таким образом, развитие от первых че­ловекообразных обезьян к современному человеку было очень сложным и не имело прямолинейного характера [Бондарев, 2003].

В палеолите (древнее время – более 2 млн. лет назад) человек существовал за счет собирательства и охоты. В неолите (новый каменный век 8–3 тысячи лет до н.э.) людинаучились заниматься земледелием, скотоводством, появилась глиняная посуда, прядение,первые изделия из самородной меди. Прошли тысячи лет и человек научился выплавлять железо, получать бронзу. Сталиформироваться племена, народности, появились первые признаки циви­лизации, получили первое стекло, элементы ткачества.

Далее за время эволюциичеловек приспосабливалсяк разным условиям жизни. Происходило расселение народов, освоение новых территорий, развитие ремесел, мореплавание, торговля, расцве­тали искусства, были достижения в науках, формировались основные понятия изаконы социального уклада общества. Деятельность человека всегда создавалась за счет эксплуатацииприроды. До определенного времени биосфера справлялась с наносимымией ущербами. Экосистемы в целом имели способность восстанавливаться.

В начале 40-х г. XX в. возникла синтетическая теория эволюции - современный дарвинизм. Она представляет собой учение об эволюции органического мира, разработанное на основе данных современной генетики, экологии и классического дарвинизма. Термин «синтетическая» идет от названия книги известного английского эволюциониста Дж. Хаксли «Эволюция: современный синтез» (1942). В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые.

Синтетическая теория эволюции вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых фактов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее, синтетическая теория эволюции (или неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Ч. Дарвином.

С теорией Дарвина случилось то же, что случается со всеми теориями, имеющими отношение к человеческой жизни. Его последователи не только не расширили ее, согласно его указаниям, а напротив того, сузили ее еще более. И в то время как Спенсер, работая независимо, но в сходном направлении, постарался до некоторой степени расширить исследование вопроса: «кто же оказывается лучше приспособленным?» многочисленные последователи Дарвина сузили понятие о борьбе за существование до самых тесных пределов. Они стали изображать мир животных, как мир непрерывной борьбы между вечно голодающими существами, жаждущими каждое крови своих собратьев. Они наполнили современную литературу возгласами: «Горе побежденным!» - и стали выдавать этот клич за последнее слово науки о жизни.

Едва только мы начинаем изучать животных - не в одних лишь лабораториях и музеях, но также и в лесу, в лугах, в степях и в горных странах, - как тотчас же мы замечаем, что хотя между различными видами, и в особенности между различными классами животных, ведется в чрезвычайно обширных размерах борьба и истребление, в то же самое время в таких же или даже в еще больших размерах наблюдается взаимная поддержка, взаимная помощь и взаимная защита среди животных, принадлежащих к одному и тому же виду или, по крайней мере, к тому же сообществу. Общественность является таким же законом природы, как и взаимная борьба.

В Южной Америке пеликаны собираются стаями от 40000 и до 50000 птиц, часть которых наслаждается сном, в то время как другие стоят на страже, а часть отправляется на рыбную ловлю. Возьмите, например, одно из бесчисленных озер русских или сибирских степей раннею весною. Берега его населены мириадами водяных птиц, принадлежащих, по меньшей мере, к двадцати различным видам, живущим в полном согласии и постоянно защищающим друг друга. Стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников. Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте. Грифы и орланы-белохвосты гнездятся поблизости друг от друга, а о находках падали, которой они питаются, сообщают друг другу и собираются вокруг трупа огромными стаями. У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно. Гнездование птиц и совместная защита потомства, взаимопомощь у птиц в период их перелетов. Олени, антилопы, буйволы, горные бараны, мускусные быки, песцы, тюлени, моржи, киты, дельфины — все эти животные ведут стадный образ жизни, что помогает им противостоять неблагоприятным условиям природы и окружающим их хищникам [Кропоткин, 1922].

Здесь уместно задать вопрос: в чем принципиальное отличие человека от свиньи, о которой шла речь выше, и от других животных? По образному выражению академика В.Амбарцумяна (в 1961-1964 гг. президента Международного астрономического союза): «Человек отличается от свиньи, в частности, тем, что ему иногда хочется поднять голову и посмотреть на звезды». Но не только этим. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т.е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, то есть с помощью коллективного труда. Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения – регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи. Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой И.П. Павлов понимал слово; а также связанное с ней абстрактное мышление, построение логических цепочек и обобщений.

Для человека характерна особая, не связанная с генетическими механизмами форма передачи информации в ряду поколений: преемственность культуры, знании, традиций. Опыт, приобретенный человеком на протяжении жизни, не исчезает вместе с ним, а становится составной частью общечеловеческой культуры. Все это стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности.

Биологические процессы с необходимостью происходят в организме человека и им принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор - движущий фактор эволюции живых организмов утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов.

Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей, в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в социуме. Данная особенность человека определяется понятием «социальной наследственности», присущей исключительно человеческому обществу.

Иными словами, отличия человека от животных весьма значительны.
Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах. Мышление животных всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой - общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных. Третье фундаментальное отличие человека от животных - способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.

Главным видовым отличием человека служит его разум, и именно благодаря сознанию человечество развивалось своим путем. Это отразилось и на процессе размножения людей, так как для формирования социально зрелых форм сознания требуется длительное время - не менее 20 лет.

Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы. Таким образом, появление человека стало закономерным результатом развития биосферы Земли. Более того, как говорил В. И. Вернадский, человек не есть случайное, независимое от окружающего явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет. Именно столько времени в биосфере шел процесс цефализации (развития мозга), и он никогда не обнаруживал движения вспять. В ходе этого процесса сформировался мозг, материальная основа разума.

Особенностью человеческого мозга является его функциональная асимметрия, состоящая в том, что каждое полушарие головного мозга имеет в определенном смысле свое собственное мышление: левое обрабатывает информацию аналитически и последовательно, выражая ее в словах или знаках, составляющих некоторый язык, а правое – одновременно и целостно, выражая информацию в образах.

Появление разума следует рассматривать как важную бифуркацию в истории биосферы. После этого проявилась способность материи познавать себя, что стало возможным с рождением человека и человечества.
Сегодня становится понятным, что полноценное развитие науки о человеке, во всей интегральной совокупности ее составляющих, начиная от биологии и кончая высшими формами социальных взаимодействий, возможно лишь при условии формирования методологии междисциплинарных связей, выработки перспективных контактов как между биологическими и общественными дисциплинами, так и внутри всей системы естественнонаучных знаний, их общее и непосредственное участие в развитии концепции человека.

Таким образом, главные отличия человека от обезьян, сделавшие его таковым, состоят в следующем: речь, понятийное (абстрактное) мышление, труд, изготовление и совершенствование орудий труда, развитие социальных отношений. Появление речи и развитие психических функций коррелировали с изменениями объема и структуры головного мозга. У человека мозг составляет 1000-1800 мл, у антропоидов всего 600-700 мл, у обычных обезьян еще меньше. В составе мозга человека сильно развивается кора больших полушарий, особенно ее теменные, височные и лобные доли, ответственные за речь и психические функции. Ни одно животное не имеет такой развитой центральной нервной системы, как человек. Правда, у некоторых животных (китов, слонов и т. д.) абсолютная масса мозга больше, чем у человека, но развитие центральной нервной системы больше определяется относительными параметрами.

В антропологической литературе приводятся различные цифры средней массы мозга. Расхождения в цифрах разных авторов объясняются в известной степени различиями в методике определения массы и неоднородностью материалов по возрастному составу; наряду с этим следует учитывать и возможные групповые различия.

Индивидуальные колебания массы мозга очень велики. Большая часть вариаций укладывается от 1150 до 1700 г у мужчин и от 1100 до 1500 г у женщин. Но и за пределами указанных границ масса мозга не может считаться патологической. В ряде случаев как очень большая, так и очень малая масса мозга связана с патологическими изменениями, но вместе с тем известно, что масса мозга многих выдающихся людей выходила за границы обычных вариаций и была равна (в граммах) у Тургенева - 2012, Кювье - 1829, Байрона - 1807, Шиллера - 1785, Бехтерева - 1720, Павлова - 1653, Менделеева - 1571, Либиха - 1362, Кони - 1100, Анатоля Франса - 1017. Относительная масса мозга (масса мозга, деленная на массу тела) выше у мелких животных; по относительной массе мозга человек уступает маленьким обезьянам и некоторым другим мелким млекопитающим. Поэтому при сравнении разных животных ни абсолютная, ни относительная масса мозга не могут служить достаточным показателем его развития (рис. 3 и 4) [Шапарь, 2006].

По мере развития сознание как отдельного человека, так и общественное принимало различные формы. При этом мозг человека обладает поразительной гибкостью для адаптации к новым условиям. Значение среды видно по судьбе двухлетней девочки из отсталого племени гуайкилов с необычайно примитивным языком. Брошенная девочка была найдена французскими этнографами в Парагвае и воспитывалась затем в Париже. Через 20 лет, в 1958 г., она стала полноценным членом общества, этнографом, знающим три языка [Леонтьев, 1989].

 

Рис. 3. Абсолютная масса мозга человека и животных

 

 

Рис. 4. Относительная масса мозга человека и животных

 

Российским антропологом Я.Я. Рогинским был предложен так называемый «квадратный указатель массы мозга» (E 2 / М), представляющий собой произведение абсолютной массы мозга (Е) на его относительную массу (E/М):

ИЦ = Е2/М, (1)

где Е – масса мозга в граммах; М – масса тела в граммах. Индекс церебрализации (ИЦ) позволяет сравнивать животных по степени развития их головного мозга [Рогинский, Левин, 1978], (рис. 5).

Церебрализация – эволюционный процесс относительного увеличения массы головного мозга, прогрессивное развитие коры полушарий мозга в процессе эволюции приматов от низших форм к высшим.

Рис. 5. Индекс церебрализации у человека и животных

По квадратному указателю массы человек резко отличается от всех других животных (дельфинов, китов, приматов). Высокий показатель имеет коэффициент цефализации у дельфинов, но он в 2 раза ниже, чем у человека. Этот указатель равен у человека 32,0, у слона - 9,82, американских цепкохвостых обезьян - 0,55-8,4, человекообразных обезьян - 2,03-7,35, низших узконосых обезьян - 0,56-2,22, полуобезьян - 0,13- 1,37. Приведенный указатель отражает уровень «кефализации» или «церебрализации», т. е. величину массы мозга при исключенном влиянии массы тела на массу мозга. У человека рекордная для животного мира относительная площадь лобных долей мозга - она достигает 25%.

Мозг подобен автономно действующему командному пункту, разделенному на отдельные зоны, где анализируется полученная информация и подаются сигналы органам тел. Человеческий мозг способен хранить объем информации, содержащейся в тысяче двадцатитомных энциклопедий. Международная организация здравоохранения назвала девяностые годы XX в «Десятилетие мозга». Полагают, что биологическая эволюция человека прекратилась, так как ее ограничивает все более прогрессирующая социальная эволюция. Действительно, эволюция человечества сопровождалась постепенным сужением действия естественного отбора в силу возникновения и развития общественных законов и создания новой, «искусственной» среды обитания. Эволюция человека превратилась в эволюцию разума. Разум человека стал частью биосферы Земли и движущим фактором ее дальнейшего развития.

Экология человека, т. е. существа биосоциального, является комплексной наукой, изучающей закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения отдельных стран и континентов, сохранения и укрепления здоровья людей, совершенствования их физических и морально-психологических возможностей. Она направлена на познание природных, социальных, производственных и бытовых факторов, включая культуру, обычаи и религию, которые определяют экологические особенности человека. Экология человека призвана сформировать у студентов представление о проблемах, связанных со здоровьем населения, о географической приуроченности болезней, о здоровом образе жизни.

Один из видных отечественных антропологов, внесший большой вклад в становление и развитие этой отрасли знания, В.П. Алексеев, анализируя взаимосвязи между общей экологией и экологией человека, отмечал, что «экология человека включает в себя огромное количество тем и проблем, которых нет в других специальных экологиях, а планетарный и космический резонанс деятельности человечества делает из нее одну из актуальных, если не актуальнейшую сейчас область знания» [Алексеев, 1998].

Данное учебное пособие охватывает главнейшие направления современной науки, связанные с формированием, сохранением и укреплением здоровья человеческой популяции. В него вошли основные разделы наук, развивающихся на стыке медицины, биологии и географии, такие как медицинская география, медицинская экология, социальная экология, социальная география, экологическая физиология, валеология.

Дисциплина «Экология человека» имеет целью продолжить образование и воспитание молодежи, способствовать дальнейшему развитию и формированию у неё экологического мышления и восприятию человека как частицы природы, активно взаимодействующего с окру­жающей средой.

Настоящее издание предназначено прежде всего для студентов заочной и очной форм обучения РГГМУ, изучающих курс «Экология человека».

В учебном пособии даны базовые понятия, термины и законы, составляющие основу курса. Пособие содержит необходимое количество табличных данных, рисунков и схем. Приведенный в конце издания список литературных источников может быть использован студентами при написании рефератов по курсу. Примерная тематика рефератов приведена там же.

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

 

В 1921 г. американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В. Берджес из Чикагского университета предложили термины «экология человека» и «социальная экология», которые были использованы в социологиче­ских исследованиях населения города Чикаго. При этом изучались такие социальные процессы и явления, как урбанизация, соци­альная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Социальные про­блемы толковались как отклонения, своего рода ненормальности большого города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др. Исходный пункт социально-экологических воззрений чикагских социоло­гов — представление об обществе как организме, обладающем не только социокультурным, но и биотическим уровнем. Последний составляет основу социального процесса и, в конечном счете, оп­ределяет социальную организацию общества [Прохоров, 2008].

В последующем сфера экологии человека весьма значительно расширилась, в основном, за счет исследования климатических адаптаций. Часть такого расширения обусловлена тем, что под рубрикой экологии человека стали публиковаться работы, которые ранее относились к гигиене, медицинской экологии и медицинской географии. Именно эти дисциплины составили предысторию экологии человека.

Поскольку экология человека не может быть одновременно и географией, и экономикой, можно принять в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что она не является ни тем, ни другим, но представляет собой нечто независимое от обеих. Но и тогда причины отождествления экологии с географией, с одной стороны, и с экономикой – с другой, достаточно очевидны.

С точки зрения географии, растение, животное и популяция людей вместе с ее обиталищем и другими свидетельствами человеческого пребывания на земле являются лишь частью ландшафта, к детальному описанию и представлению которого и стремится географ. С другой стороны, экология (биологическая экономика), даже когда она включает в себя некую неосознанную кооперацию и естественное, спонтанное и нерациональное разделение труда, представляет собой нечто отличное от коммерческой экономики, нечто не укладывающееся в рамки торговли на рынке.

Экология человека в той мере, в какой она соотносится с социальным порядком, основанным более на конкуренции, нежели на согласии, идентична, по крайней мере экологии растений и животных. Проблемы, с которыми обычно имеет дело экология растений и животных, – это, по сути, проблемы популяции. Общество, в представлениях экологов, – это популяция оседлая и ограниченная местом своего обитания. Ее индивидуальные составляющие связаны между собой свободной и естественной экономикой, основывающейся на естественном разделении труда. Такое общество территориально организовано, и связи, скрепляющие его, скорее, физические и жизненные, нежели традиционные и моральные. Экология человека, однако, должна считаться с тем фактом, что в человеческом обществе конкуренция ограничивается обычаем и культурой. Культурная надструктура довлеет как направляющая и контролирующая инстанция над биотической субструктурой. Если человеческое сообщество свести к его элементам, то можно его себе представить как состоящее из населения и культуры, последняя при этом включает в себя: 1) совокупность обычаев и верований; 2) соответствующую первой совокупность артефактов и технологических изобретений. К этим трем элементам, или факторам – населению, артефактам (технологической культуре) и обычаям и верованиям (нематериальной культуре) – составляющим социальный комплекс, следует, наверное, добавить и четвертый – природные ресурсы среды обитания.

Именно взаимодействие этих четырех факторов – населения, артефактов (технологической культуры), обычаев и верований (духовной культуры) и природных ресурсов – поддерживает одновременно и биотический баланс, и социальное равновесие всегда и везде, где они существуют.

Экология человека, по сути своей, является попыткой исследовать процесс, в котором биотический баланс и социальное равновесие: 1) сохраняются, как только они установлены, и 2) процесс перехода от одного относительно стабильного порядка к другому, как только биотический баланс и социальное равновесие нарушены [Парк, 2007].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных