Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ознакомление с методикой написания магистерской диссертации




Магистерская диссертация должна опираться на определенный методологический аппарат научного исследования. Основу методологического аппарата магистерской диссертации составляет теория - система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. Исследование предполагает анализ, обобщение, объяснение фактов, раскрытие освещающих их идей, принципов, законов и, наконец, построение теории.

Важнейшими компонентами теории являются:

законы - выражают внутреннее содержание понятий, то есть раскрывают существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые свойства, отношения и связи между явлениями, которые соответствуют теории;

научная идея – отражает фундаментальные свойства исследуемой реальности (области) и является основой объединения воедино других компонентов теории (понятий и законов);

принципы - выступают как средства объединения воедино элементов теории.

С точки зрения организации научной деятельности центром методологии магистерской диссертации являются методы исследования. Конечный результат научной деятельности зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблема метода. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Методы научного исследования принято подразделять по содержанию научного исследования на эмпирические, теоретические и математические.

Научные методы эмпирического исследования характеризуются непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Также на этом уровне осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. К основным эмпирическим методам относятся: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение и др.

Научные методы теоретического исследования характеризуются преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мыслительном эксперименте, но не в реальном. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. К основным общелогическим методам теоретического исследования относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и др.

В магистерских диссертациях, как правило, применяется гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Этот метод тем самым основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому заключения тут носят вероятностный характер. Такой характер включения связан еще и с тем, что в формировании гипотезы предшествует и догадка, и интуиция, и воображение, и индуктивное обобщение, не говоря уже об квалификации соискателя.

Определяющее значение для любого научного исследования приобретает системный подход, под которым понимается совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Значение системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Таким образом, в научном исследовании функционирует сложная, динамичная, целостная система многообразных методов разных уровней, разных сфер, направленности. Любой метод сам по себе не предопределяет успеха в исследовании тех или иных сторон материальной действительности. Качество магистерской диссертации во многом определяется умением соискателя правильно применять методы в процессе исследования. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных