Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика преподавания дисциплин уголовно-правого цикла у студентов-бакалавров




С появлением новых образовательных стандартов лекции теперь должны составлять не более 40% от аудиторных занятий. Практически все изучаемые темы освещаются в лекциях, совокупность которых дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывает состояние и перспективы развития соответствующей области науки. В условиях сокращения часов лекционных занятий для бакалавров требования к качеству лекции должны быть повышены. Внимание студентов следует концентрировать на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулируя их активную познавательную деятельность и способствуя формированию творческого мышления.

Проблема качества преподавания уголовного права для бакалавров усугубляется исключением из обязательного набора дисциплин таких предметов уголовно-правового цикла, как криминология и уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы.

Сейчас принято активно внедрять технические методы обучения, связанные с демонстрацией видеоматериалов, схем, таблиц, интерактивного общения. Конечно, это значительно сокращает время подачи материала, но для усвоения темы, по мнению В.А. Казаковой, не всегда оправданно[2]. Например, говоря о множественности преступлений в освещении Общей части уголовного права, можно схематично представить ст. 18 УК РФ, где отразить отличия рецидива, опасного рецидива, особо опасного рецидива. А можно предложить студентам исходя из текста статьи самостоятельно построить такую схему и выделить критерии их различия между собой и по сравнению с впервые совершенным преступлением, такие как количество совершенных преступлений, их категории, форма вины, возраст виновного, факт осуждения к реальному лишению свободы. Практика преподавания уголовного права показывает, что значительно полезнее не демонстрировать готовые схемы с их комментарием, а путем стимулирования студентов к самостоятельному мышлению строить схему с их непосредственным участием. Таким же образом целесообразно проанализировать такие вопросы, как виды мест лишения свободы и распределение осужденных по ним (что предопределено законодателем, а что оставлено на усмотрение суда), возможность назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы (с предложением выделить критерии, от которых зависит эта возможность, и предельные сроки: возраст несовершеннолетнего, категория преступления, факт совершения преступления впервые). Интересно, например, обратить внимание студентов на термин "оружие", который имеет разное значение в административном и уголовном праве, какие это создает сложности в правоприменении, как уточняет это понятие Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Инновации в обучении студентов связаны не только с совершенствованием технического оснащения проведения занятий. Преподавание гуманитарных дисциплин одной из основных задач ставит развитие у студентов правовой риторики, умения аргументированно представить свою позицию, обоснованно парировать аргументы лиц, участвующих в споре, гибко и оперативно реагировать на вновь возникающие обстоятельства. Здесь главную роль играет умение преподавателя вызвать диалог и дискуссию на семинаре, а также побуждение к творческому мышлению студента на лекции. Безусловно, преподаватель на лекции доводит до сведения студентов определенную сумму знаний. Важно создать на занятиях обстановку поиска ответа на вопрос, когда студент, подведенный преподавателем к определенной черте, как бы сам найдет ответ на поставленный проблемный вопрос. При этом активно формируется навык работы с нормативными материалами, апробируется приобретаемое в процессе обучения правовое логическое мышление. Использование возможностей вовлечения студента в диалог не только на семинаре, но и на лекции обусловлено стоящей перед преподавателем уголовного права задачей привития студентам навыка работы с первоисточником.

Не только на семинарах, но и на лекциях необходимо стимулировать студентов к работе с кодексами, постановлениями Пленумов Верховных Судов и другими необходимыми источниками и ставить перед ними вопросы, ответы на которые они могли бы сами найти, а не воспринимать как непреложное мнение преподавателя или автора учебника (в худшем варианте - конспективного учебного пособия). Это мнение может оказаться как спорным, так и вовсе ошибочным или устаревшим.

Интерактивное обучение выполняет сразу несколько функций. Во-первых, активное, а не пассивное восприятие информации концентрирует внимание, заставляет не отвлекаться от мысли преподавателя, во-вторых, вносит в занятия некоторый соревновательный, игровой элемент, давая возможность наиболее сообразительным и творческим студентам выделиться из общей массы, реализовать свои престижные амбиции, в-третьих, постоянное обращение к нормативной базе формирует необходимый навык пользования первоисточником, облегчает переход с ним "на ты".

Следующий прием, который можно применять не только на семинаре, но и на лекции, это изложение перед аудиторией конкретной типичной жизненной ситуации, которая предлагается для юридической квалификации. Здесь выгодно показать разницу между обыденной оценкой ситуации, которая, естественно, складывается из-за отсутствия пока еще соответствующих необходимых знаний, и правовой оценкой, информацию для которой студент тут же с помощью преподавателя и аудитории находит в законе. Трансформация из незнания в знание наглядно демонстрирует практическую значимость получения знаний закона, возможность немедленного воплощения их в жизнь. При этом у студентов зачастую возникает потребность оценить произошедшие когда-либо с ними или на их глазах конфликты, на которые они, иногда неожиданно для себя, стали смотреть по-иному. Интересно, что, задавая вопрос об оценке той или иной практической ситуации, студенты психологически представляют себя либо в роли сотрудника правоохранительного органа, либо в роли виновного. В целях формирования у студентов практического взгляда на законодательную базу целесообразно продемонстрировать на занятиях имеющиеся противоречия, несоответствия, неточности в нормах закона. Например, в ч. 2 ст. 54 УК РФ говорится о том, что арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста (из чего можно сделать логический вывод, что несовершеннолетние от 16 до 18 лет могут быть приговорены к аресту, между тем из ст. 88 УК РФ этот вид наказания для несовершеннолетних исключен еще в 2009 г.). Целесообразно не прямо указывать на такие факты, а подводить аудиторию к самостоятельному обнаружению коллизий. Особенно это важно сейчас, когда конкретные уголовно-правовые нормы крайне нестабильны и полученные на 2 - 3 курсах знания неизбежно устаревают к моменту выпуска студента. Умение самостоятельно анализировать первоисточник здесь гораздо более ценно, чем сумма полученных знаний.

Важно по возможности довести до сведения студентов различные точки зрения на раскрываемую проблему, подвести его к осознанию того, что не всегда вносимые в закон изменения оправданы реальной необходимостью, криминологически обоснованы, нередко они вносят бессистемность в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство.

Важно сформировать у студентов критичное отношение к нормам закона, т. к. они не только в будущем должны применять их в своей профессиональной деятельности, но и, возможно, участвовать в их изменении. В этом смысле следует обратить внимание на имеющую место бессистемность некоторых положений УК РФ. Так, до включения в УК РФ ст. 205.1 лицо, вовлекшее кого-либо в любое из террористических преступлений, а также вооружившее террористов или профинансировавшее их преступную деятельность, несло ответственность как минимум (с учетом группового характера деяния) по ч. 2 ст. 205 УК РФ как подстрекатель или пособник террориста (т. е. со ссылкой на ст. 33 УК РФ). При этом санкция ч. 2 ст. 205 УК РФ предусматривает лишение свободы от 10 до 20 лет. Вновь введенная же норма, предусмотренная ст. 205.1 УК РФ, карает лишь лишением свободы от 5 до 10 лет. В 2010 г. это положение решили исправить и добавили в эту статью ч. 3 - "пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 настоящего Кодекса" с санкцией от 8 до 20 лет лишения свободы. А что, вооружение, финансирование или подготовка лица к террористическому акту - разве это не пособничество? Кроме того, в примечании к этой статье добавили определение пособничества, которое от аналогичного определения в Общей части УК РФ отличается лишь отсутствием указания на заранее данное обещание таких действий, т. е. фактически в понятие "пособничество" включили "укрывательство". Такая конкуренция норм в уголовном законе явно не оправданна и не способна обеспечить единообразное применение закона. Нет по этому поводу и указаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Ярким примером игнорирования принципа единства и системы норм законодательства могут служить изменения в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации, касающиеся видов наказаний, достаточно перечислить исключение из видов наказания конфискации имущества, введение принудительных работ с более строгим режимом, чем в колонии-поселении, конкуренцию условного осуждения к лишению свободы с ограничением свободы, неопределенность в отношении смертной казни, кратный порядок назначения штрафа при взяточничестве и коммерческом подкупе, наказуемость преступлений против несовершеннолетних, допущение в ряде норм Особенной части объективного вменения (исключение ссылки на заведомость в отношении возраста несовершеннолетних потерпевших). С другой стороны, наряду с излишними нормами в УК РФ прослеживается и определенная пробельность. Так, установка муляжей взрывного устройства, посылка конвертов с порошком, имитирующим бактерии, и другие аналогичные действия расцениваются как хулиганство. Между тем они не всегда продиктованы хулиганскими целями, чаще всего цели таких преступлений сходны с террористическими. Здесь целесообразно поставить перед студентами вопрос о том, как можно было бы такие деяния квалифицировать. Квалификация их как хулиганства объясняется, на наш взгляд, пробельностью уголовного законодательства. Целесообразно было бы дополнить ст. 207 УК РФ (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма) частью второй, изложив ее диспозицию в следующей редакции: "2. Имитация применения оружия массового поражения, взрывных устройств и других приспособлений, создающих опасность гибели человека, причинения вреда его здоровью, причинения значительного имущественного ущерба, если эти действия совершены в террористических целях, - наказывается..." Особое значение имеет возможность на определенном этапе, обладая уже определенным набором правовых знаний и навыков квалификации деяний, попытаться проявить их в условиях состязательности уголовного процесса, почувствовать себя в роли судьи, обвинителя, защитника, эксперта, подсудимого и т. п. Для этого целесообразно оборудовать учебный класс "Зал судебных заседаний". С использованием зала судебных заседаний предполагается проведение занятий, имеющих практическую направленность и преследующих цель привить студентам практические навыки в проведении процессуальных действий, по активному и целенаправленному участию в проводимых судом судебных заседаниях. В нем в целях активизации познавательной деятельности студентов практикуются деловые (ролевые) игры по проведению отдельных процессуальных действий или судебного разбирательства по уголовному делу в целом. Проведение подобного рода занятий предполагает использование студентами знаний смежных отраслей уголовно-правового цикла (уголовного права, криминалистики и др.). Применительно к содержанию деловой игры целесообразным представляется проведение таких занятий как фрагментарно - на отдельных этапах учебного занятия по отдельным элементам судебных действий (например, участие государственного обвинителя в судебных прениях), так и комплексно - в течение всего практического занятия по самостоятельным темам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных