Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ и динамика показателей рентабельности




 

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

В таблице 14 представлен расчет показателей рентабельности по данным бухгалтерской отчетности за 2015 год (Приложение 1, 2, 5).

Таблица 14

Расчет показателей рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Оникс» за 2014-2015 гг.

№ п/п Показатели Значение, % Изменение в ед.изм. (–,+)
2014 год 2015 год
         
  Рентабельность продаж 8,33 4,81 -3,52
  Рентабельность основных средств 115,27 53,84 -61,44
  Рентабельность продаж по балансовой прибыли 5,30 2,98 -2,32
  Рентабельность оборотных средств 11,92 6,11 -5,81

 

Динамика показателей рентабельности деятельности ООО «Оникс» за 2014-2015 гг. приведена на графике на рис.8.

Рис.8. Динамика рентабельности ООО «Оникс» за 2014-2015 гг.

 

На основании анализа динамики показателей рентабельности, представленных в таблице 14, можно сделать вывод о том, что в 2015 году, снижение рентабельности продаж на 3,52 % пункта с 8,33% до 4,81% показало, что имущество предприятия ООО «Оникс» использовалось менее эффективно, чем в предыдущем 2014 году, что является результатом увеличения стоимости активов одновременно со снижением балансовой прибыли предприятия, а также того, что приросту балансовой прибыли препятствовали такие факторы, как снижение прибыли от продаж, увеличение процентов к уплате и снижение суммы прочих доходов. В целом, снижение эффективности использования основных средств предприятия произошло на 61,44 процентных пункта со 115,27% до 53,84%. Снижение эффективности при использовании оборотных средств составило 5,81 процентных пунктов с 11,92% до 6,11%.

Проведем факторный анализ рентабельности продаж ООО «Оникс», которая определяется через уровень затрат, балансовым методом:

, (5)

где УС – уровнь себестоимости продаж в выручке;

УКР – уровень коммерческих расходов в выручке;

УУР – уровень управленческих расходов в выручке.

Результаты анализа рентабельности продаж ООО «Оникс» за 2014-2015 гг. представлены в таблице 15.

Таблица 15

Анализ рентабельности продаж ООО «Оникс» за 2014-2015 гг.

балансовым методом

№ п/п Показатели Значение Абсолютное изменение (–,+)
2014 год 2015 год
  Уровень себестоимости (УС) 0,746 0,771 0,026
  Уровень коммерческих расходов (УКР) 0,171 0,180 0,009
  Рентабельность продаж 0,083 0,048 -0,035

 

В 2015 году рентабельность продаж снизилась на 3,5 % пунктов с 8,3% до 4,8% за счет увеличения уровня себестоимости продаж и коммерческих расходов в выручке от продаж. Следовательно, деятельность ООО «Оникс» в 2015 году была менее эффективной, чем в 2014 году, вследствие нерационального использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов, средств труда. Поэтому в прогнозируемом периоде руководству организации ООО «Оникс», прежде всего, следует рассмотреть возможные варианты сокращения себестоимости продажи и коммерческих расходов.

Определим показатели экономической и финансовой рентабельности и проведем их факторный анализ.

Факторный анализ экономической рентабельности, как правило, проводится интегральным методом с использованием следующей зависимости (модель Дюпона):

RЭК = RП*Коб, (6)

где Коб – оборачиваемость активов.

Результаты анализа экономической рентабельности имущества ООО «Оникс» за 2014-2015 гг. представлены в таблице 16.

 

Таблица 16

Анализ экономический рентабельности ООО «Оникс»

за 2014-2015 гг. (интегральным методом)

№ п/п Показатели Значение Абсолютное изменение (–,+)
2014 год 2015 год
         
  Рентабельность продаж по балансовой прибыли 0,053 0,030 -0,023
  Оборачиваемость совокупных активов организации 2,137 1,939 -0,199
  Рентабельность активов организации (экономическая рентабельность) 0,113 0,058 -0,055

 

Определяем изменение результативного показателя за счет эффекта синергии:

;.

Определяем изменение экономической рентабельности за счет изменения рентабельности продаж:

D RЭК (RП)

Определяем изменение экономической рентабельности за счет изменения оборачиваемости активов:

D RЭК (Коб)

Определяем общее изменение экономической рентабельности:

D RЭК

По результам расчетов можно сделать вывод о том, что в 2015 году экономическая рентабельность активов ООО «Оникс» снизилась на 5,5 % пунктов с 11,3% до 5,8% как за счет снижения рентабельности продаж по балансовой прибыли на 2,3 % пункта, так и за счет замедления оборачиваемости совокупных активов организации на 0,199 оборотов. Следовательно, снижение эффективности использования активов организации обусловлено как снижением прибыли предприятия на 735 тыс.руб., так и несоразмерным с ростом выручки увеличением среднегодовой стоимости имущества предприятия.

Факторный анализ финансовой рентабельности проводится интегральным методом с использованием следующей зависимости:

RФИН = RЭК*Кфз, (7)

где Кфз – коэффициент финансовой зависимости.

Проведем факторный анализ финансовой рентабельности по данным отчетности ООО «Оникс» за 2015 год. Результаты анализа представлены в таблице 17.

Таблица 17

Анализ финансовой рентабельности ООО «Оникс»

за 2014-2015 гг. (интегральным методом)

№ п/п Показатели Значение Абсолютное изменение (–,+)
2014 год 2015 год
         
  Рентабельность активов организации (экономическая рентабельность) 0,113 0,058 -0,055
  Коэффициент финансовой зависимости 2,761 2,946 0,185
  Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) 0,312 0,170 -0,142

 

Определяем изменение результативного показателя за счет эффекта синергии:

Определяем изменение финансовой рентабельности за счет изменения экономической рентабельности:

D RФИН (RЭК)

Определяем изменение финансовой рентабельности за счет изменения коэффициента финансовой зависимости:

D RФИН (Кфз)

Определяем общее изменение финансовой рентабельности:

D RФИН

По результам расчетов можно сделать вывод о том, что в 2015 году финансовая рентабельность собственного капитала ООО «Оникс» снизилась на 14,2 % пунктов с 31,2% до 17,0% исклчительно за счет снижения экономической рентабельности на 5,5 % пунктов, которое привело уменьшению финансовой рентабельности на 15,8%. В то же время увеличение коэффициента финансовой зависимости на 0,185, наоборот, препятствовало снижению финансовой рентабельности.

 


Заключение

 

В настоящей работе было проведено изучение особенностей деятельности коммерческого предприятия г. Пскова ООО «Оникс», основным видом деятельности которого является оптовая торговля моющими и чистящими средствами мировых и отечественных производителей. ООО «Оникс» является представителем фирмы «Эколаб», занимающейся поставкой профессиональных моющих средств для посудомоечных машин.

На основании проведенного анализа деятельности ООО «Оникс» за 2014-2015 гг. были сделаны следующие выводы:

1) За 2014-2015 гг. наблюдается прирост товарооборота в ООО «Оникс». Структура продаж ООО «Оникс» в 2014 и 2015 гг. практически одинакова, что объясняется неизменностью предпочтений потребителей товаров, реализуемых ООО «Оникс». Объем товарооборота оптовой торговли в 2015 году вырос на 6525 тыс.руб. (на 17,56%) и составил 94,20% от общего объема продаж.

2) В составе основных средств ООО «Оникс» преобладают погрузочное оборудование и транспортные средства, что обусловлено небольшими размерами собственного производства – для оказания услуг ателье не требуется дорогостоящего оборудования, стоимость швейной машины составляет порядка 5 тыс.руб., а для производства хлеба и мучных кондитерских изделий на острове Залит используется недорогая хлебопечь стоимостью 16 тыс.руб. В то же время для осуществления доставки товаров покупателям в ООО «Оникс» используются собственные машины.

3) В течение 2015 года в ООО «Оникс» наблюдалось увеличение среднегодовой стоимости оборотных активов на 60% (на 10436 тыс. руб.). Увеличение стоимости оборотных активов произошло исключительно за счет увеличения товарных остатков на 5312 тыс. руб. и суммы дебиторской задолженности на 6048 тыс.руб. Следует отметить, что в 2014 году ситуация с оборотными средствами была противоположной: их величина снизилась на 4,1% (на 743 тыс.руб.), что было обусловлено снижением суммы дебиторской задолженности. Таким образом, в 2014 году работа по взысканию задолженности с покупателей и заказчиков была более эффективной, чем в 2015 году, что позволило увеличить товарные запасы предприятия.

4) В целом деятельность предприятия за последние два года (2014-2015 гг.) была удовлетворительной. Так, при росте объема продаж на 15,98% увеличение себестоимости продаж составило 19,99%. В то же время по итогам 2014 года предприятием была получена чистая прибыль в размере 1619 тыс. руб., а по итогам 2015 года сумма прибыли снизилась на 27,61% и составила всего 1172 тыс.руб. Причинами снижения чистой прибыли ООО «Оникс» является снижение прибыли от реализации на 33,01%, а также рост процентов к уплате на 22,35% и снижение прочих доходов на 34,48%.

Для повышения эффективности деятельности предприятия в ООО «Оникс» рекомендуется рассмотреть возможность и экономический эффект от внедрения следующих мероприятий:

Во-первых, в ООО «Оникс» рекомендуется расширить ассортимент реализуемых товаров. Для оценки своих возможностей ООО «Оникс» следует провести маркетинговые исследования рынка сбыта своей продукции и анализ предложений конкурентов в отрасли бытовой химии и товаров для дома на территории г. Пскова и Псковского района. Расширение ассортимента реализуемых товаров приведет к росту оптового товарооборота, которое в свою очередь приведет к увеличению прибыли от продаж и чистой прибыли.

Во-вторых, ООО «Оникс» рекомендуется заключить договор поставки товаров с новой компанией ЗАО «Биллар» из г. Санкт-Петербурга. Продукцией фирмы являются жидкие концентрированные моющие средства. Так, например, 50% от годовой суммы поставок моющих средств для посудомоечных машин марки «Эколаб» можно заменить на поставки более дешевых моющих средств фирмы «Биллар» без угрозы для ООО «Оникс» потерять постоянных клиентов. За счет сэкономленных средств предприятие может увеличить товарооборот, так как новая более привлекательная цена моющих средств фирмы «Беллар» приведет к росту объему товарооборота и прибыли от продаж.

В-третьих, в целях снижения издержек обращения для ООО «Оникс» наиболее оптимальным вариантом является реализация автомобиля Ford Tourneo Connect по рыночной стоимости и приобретение на вырученные средства нового автофургона, например, второго автомобиля марки Фиат Дукато, зарекомендовавшего себя как практичный и надежный фургон. Снижение уровня издержек обращения за счет экономии на расходах по ремонту транспортных средств при замене автомобиля Ford Tourneo Connect на новый Фиат Дукато приведет к увеличению выручки и прибыли предприятия, а, следовательно, будет способствовать росту эффективности его работы.

Таким образом цель настоящей работы была достигнута – по результатам анализа прибыли и рентабельности были даны мероприятия, направленные на повышение прибыли ООО «Оникс». Экономическая эффективность предложенных мероприятий будет определена в ыпускной квалификационной работе на тему «Мероприятия по увеличению прибыли организации (на примере ООО Оникс)».

 

 


Список литературы

 

Нормативно-правовые документы:

1. Гражданский кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 26.01.1996г. N 14-ФЗ. (ред. от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ).

2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.12.1992г. N 2300-I. (ред. от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ).

Научная литература и учебные пособия:

3. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2014. – 408 с.

4. Балабанов И.т. Основы финансового менеджмента: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 3М.: Финансы и статистика, 2015. – 526 с.

5. Балашов В.Г., Ириков В. А. Технология повышения финансового результата предприятий и корпораций. – М.: Приорт, 2014. – 225 с.

6. Баркова Т.А. Управленческие аспекты анализа финансовых результатов на основе бухгалтерской отчетности организации. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 209 с.

7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 448 с.

8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. для вузов. – М.: Юрайт, 2015. – 384 с.: ил.

9. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 252 с.

10. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом Герда, 2015. – 192 с.

11. Грибов В.Д., Грузинов Экономика предприятия: Учеб. пособие. Практикум. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 336с.: ил.

12. Донцова Л.В., Никифирова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. – 304 с.

13. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие. – Минск: Книжный мир, 2014. – 227 с.

14. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с.

15. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб. пособие для ВУЗов / Пер. с фр. под ред. Л.В. Соколова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2015. – 576 с.

16. Крейкина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Дело и сервис, 2015. – 303 с.

17. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 248 с.

18. Липчиу Н.В., Шевченко Ю.С. Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 76 с.

19. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 445 с.

20. Лялин В.А. Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). – СПб. 2013. – 138 с.

21. Николаева И. Маржинальный анализ рентабельности. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 152 с.

22. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для ВУЗов. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 1011 с.

23. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 304 с.

24. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 528 с.

25. Сорокина Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 148 с.

26. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 332 с.

27. Финансы: Учебник для ВУЗов./ Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 576 с.: ил.

28. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.з.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 284 c.

29. Хайруллина А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 202 с.

30. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О.И. Волклва и О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 324 с.

31. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 615 с.


Приложения

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных