ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коллективные экспертные оценкиКоллективные экспертные оценки – комплексные методы прогнозирования, т.к. они включают: 1) Подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок; 2) Статистические методы обработки полученных материалов.
Широко используемый метод - анкетирование. К разработке анкеты предъявляются следующие требования: 1) применение стандартизованной терминологии; 2) отсутствие неопределенности в формулировке вопроса; 3) целевое соответствие объекту прогнозирования; 4) удобство для автоматизированной обработки; 5) обеспечение достижения целей прогнозирования. В анкете могут быть либо закрытые вопросы (с вариантами ответа), либо открытые (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается выборка, что позволяет делать выводы по исследуемой проблеме.
К коллективным экспертным оценкам относятся: ü Метод комиссий (или метод «круглого стола») ü Метод «мозговой атаки» (или «мозгового штурма») ü Метод «Дельфи» (иногда называют «Делфи») ü Метод «дерева целей» ü Матричный метод ü Метод эвристического прогнозирования
Метод комиссий (или «круглого стола») Самый распространенный метод. Суть метода: Организуется круглый стол, в рамках которого обсуждаются проблемы и согласовываются мнения экспертов с целью выработки единого мнения. «+»: 1. Быстрое решение проблемы 2. Мало затрат «-»: Эксперты в своих суждениях изначально ориентированны на компромисс, что повышает риск искажения результатов прогноза.
Метод «мозговой атаки» Метод имеет много разновидностей, которые различаются по времени и способам проведения. Суть метода: он позволяет получить результаты за короткий период времени с целью выработки единого мнения и определить возможные варианты развития событий. Пример применения метода в экономике: Поиск рынка сбыта пластмассы. (В качестве экспертов пригласили детей) Этапы «мозговой атаки»: I. Формирование группы участников «мозговой атаки» по численности и составу. Наиболее оптимальная группа - 6-12 человек. В состав участников включают людей, не учитывая их рангов и должностей. Желательно включение в группу лиц, которые обладают достаточно высокой эрудицией в сочетании с развитым творческим мышлением. II. Составление проблемной записки участника «мозговой атаки» Она составляется организаторами и включает: - описание метода «мозговой атаки»; - описание проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопроса. III. Генерация идей Ведущий «мозговой атаки» обращает внимание на основной вопрос и на правила проведения «мозговой атаки», а именно: § Высказывания участников должны быть четкими и сжатыми; § Критика предыдущих выступлений не допускается; § Каждый из участников имеет право выступать много раз, но не подряд; § Не разрешается зачитывать подряд список идей, подготовленный участниками заранее. Задача ведущего – стимулировать процесс выдвижения идей, создавать непринужденную психологическую обстановку и обеспечить фиксирование всех высказанных идей. После того, как начинается спонтанная стадия выдвижения идей, ведущий занимает пассивную позицию (т.е. он не мешает выдвижению идей). Нельзя использовать домашние заготовки идей. Процесс генерации длиться от 20 мин. до 1 часа. (20 мин. – «мозговой штурм»)
IV. Систематизация идей, высказанных на этапе генерации Идеи формулируются в общепринятых терминах, определяются дублирующие и дополняющие идеи, которые затем объединяются. Составляется перечень идей по группам по схеме «от общих к частным». V. Разрушение специализированных идей, т.е. проверка их на практическую реализуемость. Ограничения реализации идей: 1) Нехватка финансовых ресурсов 2) Низкий уровень технологии 3) Отсутствие достоверной и полной информации 4) Отсутствие соответствующей правовой базы 5) Отсутствие соответствующего институционального органа 6) Экологическая безопасность 7) Недостаток времени 8) Отсутствие специализированных кадров
«+» – генерируются совершенно новые идеи «–» – большая предварительная подготовка и сложность проведения «мозговой атаки».
С помощью этого метода можно решать следующие задачи: 1) Определить возможные пути развития объекта; 2) Определить факторы, которые необходимо принимать во внимание при прогнозировании и планировании.
Метод «Дельфи» Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнении экспертов различных областей и формирование массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на логичном, так и на интуитивном анализе. Метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержится информация и мнения, полученные из предыдущих анкет. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта проводиться, исходя из следующих принципов: · вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику мнениям экспертов; · опрос проводиться в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются; · время между турами опросов должно быть не более месяца; · все опрашиваемые эксперты после каждого тура знакомятся с результатами опроса. Эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства · проводиться статистическая обработка ответов. Т.о. особенностями метода «Дельфи» является: 1) Анонимность экспертов 2) Использование результатов предыдущего тура опроса 3) Статистическая характеристика группового ответа.
«+» дается уточненный групповой ответ «-»: 1) В группе экспертов появляются лидеры, которых другие эксперты склонны поддерживать; 2) Большой цикл многотуровой экспертизы; 3) Отсутствие открытой дискуссии; 4) Исключение новых неожиданных подходов к проблеме.
Структурно-логическое прогнозирование Этот метод связан с необходимостью решения проблемы при системном и ситуационном менеджменте и позволяет найти решение проблемы при сохранении функций, но при изменении структуры и значений параметра объекта прогнозирования за время упреждения. При этом используется качественная логическая и количественная информация, математическая теория графов. Прогнозный граф – это фигура, состоящая из точек (вершин) и соединяющих их отрезков (ребер). Графы могут содержать или не содержать циклы (петли), быть связанными или несвязанными, ориентируемыми или неориентируемыми. Выбор структуры графа определяется совокупностью элементов системы, которую он должен формировать. Если связанный граф не создает петель и ориентирован, то его принято называть «деревом целей». Каждая пара его вершин соединяется единственным ребром. Правила построения «дерева целей»: 1) Из каждой вершины должно исходить не менее 2-х ветвей. 2) Не обязательно, чтобы из каждой вершины исходило одинаковое количество ветвей. 3) Исходящие из одной вершины ветви должны образовывать замкнутое множество. Вершины имеют количественную оценку, которые принято называть коэффициентами относительной важности. Пример «дерева целей»:
1 уровень
2 уровень
3 уровень и т.д.
Метод морфолог анализа Метод морфолог анализа – упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизирующей информации по всем возможным вариантам его развития.
Метод включает в себя следующие приемы: 1) систематизированное рассмотрение характеристик объекта; 2) стремление не пропустить ни одной из них; 3) ничего не отбрасывать без предварительного исследования; В результате создается новая информация об изучаемом объекте и выражается оценка всех возможных альтернатив. Таким образом, все методы, основанные на опыте и интуиции, называют эвристическими методами, и используются в решении наиболее сложных проблем, особенно в условиях неопределенности.
Метод прогнозирования по аналогии Метод наиболее часто используется при традиционном менеджменте, и многих практиков и менеджеров подкупает простота применения этого метода. Поэтому предпринимаются всевозможные меры по изучению чужого опыта. Причина в том, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена аналогия между объектами управления и типами менеджмента в имевшемся ранее на практике случае и в конкретном случае прогнозирования. Этот метод нельзя использовать при прогнозировании явлений, не имеющих аналогов, т.е. принципиально новых объектов, процессов и ситуаций. Следовательно, при применении метода должны рассматриваться 4 направления аналогии: 1) объекта прогнозирования и объекта – аналога; 2) аналогия типов менеджмента и целей управления; 3) реакция внутренней среды объекта на управляющее воздействие; 4) реакции внешней среды объекта на изменение состояния объекта прогнозирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|