Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формализованные методы




 

I. Методы прогнозной экстраполяции

 

Экстраполяция – продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом.

Тренд – длительная тенденция изменения экономических показателей.

Метод применяется при следующих условиях:

1) Стабильность системы;

2) Устойчивость явлений;

3) Динамика процессов в перспективе определяется тенденциями их изменения в прошлом.

Т.о. экстраполяция – проекция прошлого в будущее.

Экстраполяция базируется на следующих допущениях:

- развитие явления может быть с достаточным основанием охарактеризовано плавной траекторией, т.е. трендом;

- общие условия, определяющие тенденцию развития в прошлом, не претерпят существенных изменений в будущем.

 

«+» метода экстраполяции:

1. Простота метода

2. Возможность осуществления прогноза на основе относительно небольшого объема информации.

3. Ясность принятых допущений.

 

Экстраполяция проводится в 2 этапа:

I этап: Выбор оптимального вида функции, описывающий эмпирический ретроспективный ряд.

Для этого ретроспективный ряд предварительно обрабатывается, т.е. происходит преобразование исходных данных с целью облегчения выбора вида тренда. При этом производится сложение и выравнивание временного ряда.

II этап: Расчет коэффициентов выбранной экстраполяционной функции.

Наиболее распространенными методами оценки коэффициентов являются:

· метод наименьших квадратов

· метод экспоненциального сглаживания

· метод скользящих средних

 

а) Метод наименьших квадратов

Применяется, если за время упреждения функции и структура объекта прогнозирования не изменяются, а могут измениться значения его параметра.

Сущность этого метода заключается в отыскивание параметров модели тренда и минимальных её отклонений от точек исходного временного ряда, т.е. происходит минимизирование суммы квадратичных отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами, т.е.:

__

S (yi - yi) → min, i = 1, …n

yi – фактическое значение показателей

__

yi - вычисленные значения по уравнивающему уравнению

 

Модель тренда может различаться по виду. Наиболее распространенными в практических исследованиях являются следующие функции:

· линейная;

· квадратичная;

· степенная;

· показательная;

· экспоненциальная.

 

«+» простота возможность реализации с помощью компьютерной техники

«-» модель тренда жестко фиксируется, следовательно, используется только при краткосрочном прогнозировании

 

б) Метод экспоненциального сглаживания

Используется, когда эмпирический ряд резко колеблется по периодам времени. Метод дает возможность получить оценки тренда, характеризующего не средний уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения. Прогноз определяется как сумма фактического показателя за данный период и прогноза за данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов, определяемых статистическим путем.

 

Ft+1 = a xt + (1 - a) Ft , где

Ft+1 - прогноз какого-либо показателя на месяц t+1 (Например, прогноз продаж)

xt - фактические продажи в месяц t

Ft - прогноз продаж на месяц t

a - специальный коэффициент, определяемый статистическим путем

 

Пример: Прогноз объема продаж (август) = 50 ед. * 0.3 + (1 – 0.3) * 65

в) Метод скользящих средних

Используется для сильно колеблющихся динамических рядов. Предполагает, что следующий по времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние 3 месяца или 3 года.

Пример: Сентябрь 20

Октябрь 30

Ноябрь 28

----------------------

Прогноз объема продаж (декабрь) = (20+30+28)/3 = 26

Пусть в декабре продажи составили 29. Тогда Прогноз объема продаж (январь) = (30+28+29)/3 = 29

 

«-» метода экстраполяции:

1) Исходит из прошлого и настоящего, поэтому в будущем накапливаются большие погрешности;

2) Положительный результат этот метод дает на 1—2 года. Далее будет очень много ошибок в расчетах;

3) Практически невозможно получить статистическим путем кривую требуемой формы.

Чтобы избежать этих недостатков и предупредить возможные ошибки в прогнозах, этот метод следует сочетать с другими методами прогнозирования.

 

Вывод: Экстраполяцию рассматривают как:

1. окончательный прогноз;

2. некоторый отправной момент, на основе которого с привлечением дополнительной информации, не содержащейся в самом динамическом ряду, разрабатывается прогноз.

При этом основным вопросом является вопрос: «В какой мере в будущем сохраниться найденная тенденция?». Этот вопрос может быть решен или на основе экономического анализа, или на основе экспертной оценки.

Операцию экстраполяции в общем виде можно представить в виде следующей функции:

yi+L = f (yi*, L), где

 

yi+L - экстраполируемое значение какого-либо показателя

L - период прогноза

yi* - уровень, принятый за базу экстраполяции

 

II. Методы моделирования

 

Методы моделирования включают в себя:

- экономическое моделирование

- статистические методы

- экономико-математическое моделирование на основе моделей

-

Использование математических методов прогнозирования в условиях переходной экономики имеет определенные ограничения, связанные со следующими причинами:

1) Математические методы применяются, если величина упреждения укладывается в рамках одного из циклов объекта прогнозирования. Если в рамках времени упреждения есть скачок в развитии объекта прогнозирования, то рекомендуется использовать интуитивные методы, а не математические.

2) Каждый из экономико-математических методов имеет жесткие требования к качеству обрабатываемых данных. На практике же прогнозист имеет дело с данными, качество которых либо вообще неизвестно, либо оставляет желать лучшего.

3) В условиях переходной экономики происходят кардинальные изменения в структурах спроса, цен, технологий, бизнеса. Оценить такие структурные изменения очень сложно. Поэтому трудно доверять результатам математического прогнозирования.

В этой ситуации математические методы могут применяться:

ü при краткосрочном прогнозировании, когда структурные изменения маловероятны;

ü при условии, что исходные статистические данные соответствуют требованиям, которые предъявляют соответствующие математические методы;

ü с дополнительной верификацией результата другими методами.

 

а) Экономическое моделирование

Основу экономического моделирования составляет математика и такие её разделы, как: - линейное и оптимальное программирование;

- математическая статистика;

- нелинейное программирование;

- теория игр.

 

Язык прикладной математики и статистики формализует экономические связи и выражает их условиями и уравнениями модели. При этом экономико-математическая модель имеет форму компьютерной программы.

Моделирование помогает учитывать множество факторов, вскрывать взаимосвязи и выбирать наилучшие варианты и решения.

Наибольшее применение на практике получили модели:

1) Экономического роста;

2) Межотраслевого баланса;

3) Размещение производства;

4) Оптимизирования перевозок.

В экономическом моделировании выделяют следующие группы моделей:

· Структурные модели

В этих моделях выделяются качественные однородные группы на основе большого числа признаков.

В структурном прогнозировании обычно используют методы структурного графа, «дерева целей», модели структурно-балансового риска.

 

· Сетевое моделирование

Основой является построение сетевого графика, на котором каждый вид работы обозначается стрелкой, которая соединяет начальное и конечное событие. Событие изображается кружком.

· Имитационные модели

Наряду со статистическим и словесным описанием объекта включают математические модели, графические зависимости, сетевые модели и т.д.

б) Статистические методы

v Корреляция

Изучает взаимосвязи между разными показателями, тенденциями и их взаимное влияние.

А) Парная корреляция характеризует взаимосвязи между двумя показателями

Б) Множественная - характеризует взаимосвязи между несколькими показателями.

v Регрессия

Предусматривает исследование зависимости определенной величены от другой величины. Используется при прогнозировании сложных, многофакторных объектов (объема продаж, прибыли, инвестиций) в средне- и долгосрочной перспективе при наличии показателей за ряд лет.

 

Оба метода прогнозирования не вскрывают причины изучаемых явлении, а только дают возможность определить количественную величину связей между ними. Причины могут быть вскрыты только при тщательном анализе всех сторон развития объекта.

Часто статистические модели называют производственными функциями.

 

в) Экономико-математические модели

§ Детерминированные (определенные) модели

Решаются с помощью симплекс-метода.

§ Линейно-динамические модели

Строятся на базе линейных моделей, имеют блочно-диагональную структуру.

§ Нелинейные модели

В них используются как линейные отношения, так и зависимости и зависимости другого рода.

§ Стохастические (вероятностные) модели

Все или часть параметров задаются случайными величинами. При этом существуют приемы сведения экономических задач стохастического программирования к детерминированным задачам линейного программирования

§ Модели, разработанные на базе теории катастроф

Связаны с аппаратом дифференциальных уравнений.

В экономическом понимании, катастрофы – это скачкообразные изменения, возникшие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий.

«-»

1. Необходимость серьёзных затрат на организацию исследовательских работ по разработке всех моделей и оплате труда специалистов.

2. Невозможность охватить в модели все наиболее существенные тенденции развития.

3. Высока вероятность внезапных изменений, разрушительных событий, снижающих полезный эффект моделей.

4. Недостаточность информации о будущем развитии сопряженных отраслей и объектов.

5. Ограниченность динамических рядов в условиях прогнозирования новых и динамично развивающихся отраслей и процессов.

«+»

· Быстрота

· Относительная точность расчетов

· Многовариантность развития

 

 

Сущность программно-целевого планирования

как инструмента регулирования экономики

 

Содержание программно-целевого планирования

 

Программно-целевое планирование (метод, подход, управление) исходит из комплекса целей социально-экономической системы и их ранжирования с точки зрения распределения ресурсов, которые должны быть достигнуты с помощью определенной системы мер.

Таким образом, основное назначение программно-целевого планирования – согласование целей и ресурсов.

Метод реализуется в построении целевых программ. Целевые задачи упорядочиваются посредством «дерева целей», которое представляет собой схему, отражающую соподчинение и внутренние взаимосвязи всего множества целей, что облегчает анализ их относительной важности, настоятельности, а также оценку необходимых для их реализации сроков и ресурсов.

Ресурсы распределяются с помощью «дерева ресурсов», которое является обратным «дереву целей», исходя или из нормативов необходимых ресурсов, или из имеющихся ресурсов.

 

«Дерево целей» «Дерево ресурсов»

       
   
 

 

 


1.

       
   

 


2.

 

 

Для каждого уровня или ранга «дерева целей» эти характеристики определяют методом экспертных оценок, а потребности рассчитываются соответствующими методами: статистическими, экономико-математическими и нормативными методами. Наибольшая трудность при построении «дерева целей» – определение критериев ранжирования целей.

«Дерево ресурсов» является обратным «дереву целей» и строится исходя из имеющихся ресурсов или из нормативов необходимых ресурсов.

Критерии выбора проблем с целью их решения программным способом:

ü Настоятельность или особая необходимость;

ü Межотраслевой и многоплановый характер проблемы;

ü Сложность проблемной ситуации;

ü Принципиальная новизна программных мероприятий и ожидаемые прогнозные результаты;

ü Величина проблемы, т.е. разрыв между двумя состояниями проблемы, а именно: между состоянием полного желаемого решения проблемы и тем состоянием, которое достигается инерционным путем.

 

«+» программно-целевого подхода

1. Из многообразия проблем позволяет выделить первоочередные ключевые и сосредоточить ресурсы на их выполнении.

2. Позволяет согласовать цели и сроки решения проблем с ресурсами и возможностями общества.

3. Позволяет определить главную организацию, ответственную за формирование программы, а также предприятия и организации, отвечающие за её выполнение.

 

Прогноз и программа

Общее:

Исходным пунктом является анализ текущего состояния социально-экономического положения как базы обоснования и выработки предложений на перспективу.

Отличие:

В прогнозах предлагаемые действия по направлениям экономической политики имеют преимущественно аналитический и рекомендательный характер. В программах действия имеют характер количественно-определенных мер, строго ориентированных во времени и пространстве.

 

В настоящее время установлен перечень приоритетных проблем, подлежащих программной разработке в РФ:

¨ Социальное развитие и экономическая безопасность;

¨ Поддержка эффективных и свертывание неэффективных, устаревших производств;

¨ Развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований;

¨ Сохранение научно-технического потенциала;

¨ Сбалансированность производства и платежеспособного спроса;

¨ Диверсификация экспортного потенциала.

 

Таким образом, сущность программно-целевого подхода:

1) выявление приоритетных проблем и задач, требующих относительно быстрого решения;

2) комплексная оценка каждого выбранного приоритетного направления с учетом последствий;

3) формирование целей, вытекающих из конкретной проблемы;

4) разработка системы мероприятий по решению проблем в рамках поставленных целей;

5) создание необходимых условий для выполнения мероприятия.

 

Целевые программы: понятия, структура, виды.

 

Целевая программа – адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующий участия многих отраслей и их хозяйствующих органов.

 

Блоки (разделы) целевой программы:

1) Аналитический, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация

2) Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной цели («дерево целей»)

3) Блок программных заданий и мероприятий

Мероприятие – конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и указаны сроки исполнения.

4) Ресурсный – определяются сводные показатели ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых), необходимых для выполнения программы

5) Организационный – создаются схемы реализации программы, т.е. организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

6) Сводный – это аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и другие материалы.

 

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти РФ.

 

Стадии разработки программы:

1) Отбор проблем

2) Принятие решения о разработке программы

3) Обоснование намечаемых мероприятий

4) Экспертиза и оценка эффективности программы

5) Утверждение

6) Контроль за ходом выполнения

 

Виды целевых программ:

1) по продолжительности и времени упреждения

Ø долгосрочные (от 5 лет);

Ø среднесрочные (до 5 лет);

Ø краткосрочные (1-2 года).

Кратко- и среднесрочные имеют целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации, в долгосрочных программах осуществляется структурные сдвиги

2) по масштабам решаемых проблем

Ø международные (для России - сотрудничество со странами СНГ);

Ø национальные (или федерально-государственные);

Ø региональные;

Ø отраслевые;

Ø межотраслевые;

Ø на уровне фирмы.

3) по содержанию или характеру исследования

Ø производственные – направленные на решение межотраслевых и межрегиональных проблем, развитие новых видов производств (Например, программа развития средств связи в сельской местности);

Ø научно-технические (Например, Программа «Национально-технологическая база России»);

Ø топливно-энергетические (Например, «Топливо и энергия», «Безопасность атомной энергетики»);

Ø экологические – для предотвращения технологических и природных катастроф и осуществления крупных природоохранных мероприятий («Отходы»);

Ø социально-экономические (Например, Программа занятости населения);

Ø социальные («Социальная защита пожилых людей», «Профилактика безнадзорности среди подростков»);

Ø продовольственные («Картофель», «Сахар», «Белок», «Растительное масло»);

Ø организационно-хозяйственные - разрабатываются для организации управления всеми хозяйственными системами.

 

 

РАЗДЕЛ 2: П Л А Н И Р О В А Н И Е

 

Сущность планирования. Соотношение плана и рынка.

 

Планирование – это определение цели, средств ее достижения, составление плана действий и контроль, за выполнением этого плана.

План – это общественно признанный экономический документ, комплексно раскрывающий задачи развития объекта, меры по реализации этих задач; это документ, адресованный конкретным объектам хозяйствования и предусмотренный к выполнению.

С экономической точки зрения планирование – это одна из наиболее сложных сфер общественной деятельности, направленная на определение системы целей развития государства, региона, предприятия и мер по реализации этих целей, адресованных конкретным субъектам хозяйствования и управления. Таким образом, главное в планировании – это определение целей и путей их достижения. План – это документ к действию, предусмотренный к выполнению, а прогноз – это просто перспективный взгляд на будущее.

Черты плана:

o Комплексный охват всей системы, всех сторон развития объекта

o Взаимоувязанность отдельных частей плана между собой

o Адресность (может быть в виде пожелания, директивы, заказа)

o Проверяемость показателей

А) фактических данных с запланированными показателями;

Б) экономической ситуации на предприятиях с ситуацией в регионе и на макроуровне.

Рынок – это форма организации экономической жизни общества. Законы рынка по своей природе могут определить перспективы развития общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость их сочетания с плановым регулированием экономики. Т.о. планирование – это способ воздействия на экономическую систему.

 

 

Виды планов

 

Планы создаются на основе прогнозов, из нескольких вариантов которых выбирается один, наиболее приемлемый. Иногда разрабатывается резервный, аварийный вариант плана.

    1. По уровню управления:

· На федеральном уровне;

· На региональном уровне;

· На местном уровне;

· На уровне предприятий;

· Планы развития отдельных отраслей;

· Планы развития межотраслевых комплексов.

 

    1. По функциональному назначению (по аспектам исследования):

· Социальные планы;

· Научно-технические планы;

· Производственные планы;

· Финансовые планы;

· Экологические планы;

· Маркетинговые планы;

· Планы управления персоналом и т.д.

 

    1. В зависимости от постановки целей:

· Стратегические планы

Отражают основные направления развития объекта. Включают установление (выдвижение) среднесрочных и долгосрочных основополагающих целей и определение путей их достижения. Обязательно предусматривают возможные изменения внутренней и внешней среды планируемого объекта и разрабатывают мероприятия, смягчающие негативные и усиливающие позитивные воздействия.

Стратегия – комплексный план, предназначенный для достижения основных целей. Стратегическое управление должно осуществляться на всех уровнях управления, в том числе и на общегосударственном. В настоящее время стратегическим планом на макроуровне в России в определенной мере можно считать концепцию экономического и социального развития.

· Оперативные (тактические) планы

Это планирование отдельных операций, направленных на достижение стратегических целей и определение ресурсов для их осуществления. Оно осуществляется в краткосрочном и среднесрочном периоде времени.

 

    1. По методам реализации:

· Директивные планы

Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу закона.

Особенности:

- Адресность;

- Обязательность для исполнителей;

- Установление плановых заданий;

- Распределение ресурсов для их выполнения.

За реализацию директивных планов предусмотрена ответственность исполнителей. Вместе с тем в формировании таких планов исполнители участвуют слабо.

В условиях рынка сохраняются следующие элементы директивного планирования:

1. Государственный бюджет;

2. Федеральные целевые программы;

3. Государственный сектор;

4. Государственный заказ.

 

· Индикативные планы

Индикативное планирование – это процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку экономических мер для достижения установленных индикаторов.

Особенность: Рекомендательный характер. Эти планы представляют собой лишь ориентиры экономического развития и экономической политики для предприятий, регионов и государства. Экономические индикаторы плана могут варьироваться (т.е. изменяться) в зависимости от условий.

 

5. В зависимости от горизонтов планирования:

· Долгосрочные планы

Определяют силы, средства и результаты деятельности по решению стратегических задач и обеспечивают достижение поставленных целей на длительную перспективу. Сроки долгосрочного планирования определяются возможными сроками эффективного прогнозирования (периоды от 5 и более лет, даже до 50лет).

· Среднесрочные планы

Определяют силы, средства и результаты деятельности на ближайшую перспективу (2-5 лет), когда высока вероятность сохранения сложившихся тенденций. Это позволяет придать среднесрочному плану более детальный характер.

Среднесрочные планы включают: детальное планирование результатов, сил, средств и сроков.

· Краткосрочные планы

Определяют деятельность во всех деталях. Составляются на 1 год и более короткий период. Включают планирование конкретных мероприятий, товаров, услуг, работ, структуры, технологии и т.д.

 

В первую очередь должны определяться долгосрочные цели, затем среднесрочные и краткосрочные, т.к. часто стремление к решению неотложных текущих задач приводит к потере основных ориентиров развития объекта планирования.

В РФ в настоящее время преобладает краткосрочное планирование, связанное с бюджетным планированием.

6. Выделяют также:

· Договорные планы

Регулируют коммерческие взаимоотношения субъектов рынка. Эти планы реализуются в виде соглашений, контрактов о поставках и т.д.

· Предпринимательские планы

Осуществляются на предприятиях. Его основу составляет внутрифирменное планирование, направленное на обоснование и выбор путей эффективного развития.

 

 

Балансовый метод планирования

 

Это один из основных методов в системе планирования, который увязывает потребности с ресурсами и способствует решению основной проблемы в экономике. С его помощью вскрываются диспропорции (несоответствия), регулируются народно-хозяйственные пропорции, обосновываются необходимые соотношения между разделами и показателями плана, выявляются резервы и устанавливается макроэкономическое равновесие.

Балансы разрабатываются при планировании как на макроуровне, так и на уровне предприятия.

Баланс – равенство двух сторон.

 

Классификация балансов:

I. Балансы бывают:

§ Отчетные;

§ прогнозные (носят прогнозный характер);

§ плановые (носят обязательный характер).

 

II. Виды экономических балансов:

1. Материальные – используются для установления материальных вещественных пропорций на уровне предприятия, региона, страны. Разрабатывается в соответствующих физических единицах.

 

Ресурсы Сумма Использование ресурсов Сумма
1. Остатки на начало планового периода 2. Производство 3. Импорт 4. Прочие поступления   1. Производственно-эксплуатационные нужды 2. Капитальное строительство 3. Экспорт 4. Пополнение запасов 5. Остатки на конец планового периода  
Итого:   Итого:  

 

2. Стоимостные (денежные) балансы – используются при разработке финансовых планов при согласовании доходов с расходами.

3. Трудовые - отражают источники поступления трудовых ресурсов и их использования на уровне региона, страны, фирмы.

4. Натурально-стоимостные балансы - разрабатываются и на уровне предприятия, и на уровне страны. Расчеты проводятся параллельно и в натуральном, и в стоимостном выражении.

 

III. По назначению и использованию продукции

§ балансы средств производства

§ балансы предметов потребления

 

IV. По периоду действия

  • Оперативные балансы
  • Среднесрочные балансы
  • Долгосрочные балансы

 

V. По охвату объекта прогнозирования и планирования

§ балансы народного хозяйства

§ региональные балансы

§ отраслевые балансы

§ локальные балансы

 

VI. По видам использования балансовых моделей

§ Однопродуктовые балансы

§ Межотраслевые (многопродуктовые) балансы

 

VII. По учету времени

§ статические балансы (на 1 год, без учета изменения во времени)

§ динамические балансы (вперед на 5 лет, более объективно учитывают резервы производства и вероятные экономические отношения с учетом факта времени).

 

Для сбалансированности развития всех сфер экономики страны разрабатывается баланс народного хозяйства, который охватывает расширенное воспроизводство в целом. В укрупненном виде он отражает взаимоувязку всех его стадий (производство, распределение, накопление и потребление) с помощью обобщающих показателей.

С его помощью достигается сбалансированность материально-вещественного и стоимостного состава общественного продукта, потребностей и ресурсов, производственных фондов и рабочей силы и др. пропорций.

Детализация воспроизводства общественного продукта в отраслевом разрезе по видам продукции и увязке их производства с использованием осуществляется на основе межотраслевого баланса производства и распределения продукции. Межотраслевой баланс представляет собой экономико-математическую модель, образуемую перекрестным наложением строк и колонок таблицы, т.е. балансов распределения продукции и затрат на ее производство, увязанных по итогам (шахматный баланс). Главные показатели здесь – это коэффициенты прямых и полных затрат на производство единицы продукции. В науке и на практике этот баланс более известен как метод «затраты – выпуск», разработанный Василием Леонтьевым.

 

Отрасли- производители Отрасли потребления
Электроэнер-гетика Машино-строение Итого Социаль-ная сфера Экспорт Запасы Итого
Электроэнергетика                
Машиностроение                
...                
....                
Итого       х       х
Прибыль   Стоимость произведенной продукции  

 

Нормативный метод планирования

 

Метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей.

Нормы и нормативы разрабатываются на законодательной или на ведомственной основе.

Норма – это максимально допустимая величина какого-либо технико-экономического показателя (например, норма затрат труда, норма заработной платы, норма естественной убыли).

Норматив – показывает соотношение элементов производственного процесса, составляющих норму.

В прогнозировании используются более обобщенные нормы, а в планировании - более конкретные.

Виды норм (и нормативов):

1) По срокам функционирования:

· длительно-действующие;

· текущие.

2) По степени обязательности функционирования:

· типовые;

· справочные;

3) По сфере использования:

· Межотраслевые;

· отраслевые (ведомственные);

· хозяйственные (чаще в ЖКХ).

4) По степени сложности:

· простые (для каждого вида работ или затрат);

· укрупненные (групповые для определенной работы, включающие разные операции);

· комплексные (устанавливаются на единицу конечной работы или продукции).

5) По способам разработки:

  • расчетно-аналитические;
  • опытные;
  • опытно-статистические.

6) По экономическому содержанию:

  • ресурсные (расход электроэнергии на единицу);
  • экономические (ВВП на душу населения);
  • социальные (прожиточный минимум, жилая площадь);
  • финансовые (амортизация);
  • нормы охраны окружающей среда (расход воды, чистота воздуха).

 

Наличие норм и нормативов позволяет определять плановые показатели на основе прямого счета. Например, при известных объемах спроса можно легко определить производственную программу по нормативам расхода ресурсов на единицу продукции.

С помощью нормативов регулируется как рыночная, так и внерыночная среда, т.е. социальная сфера.

В рыночной сфере применяются нормативы налоговых платежей, резервных фондов, требования по минимальной величине уставного капитала банков, продолжительность рабочего дня, недели, отпуска и т.д.

В социальной сфере используются нормативы по минимальной заработной плате, по минимальной пенсии, по расходам на образование, ЖКХ, здравоохранение.

Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты. Например, установлены федеральные стандарты предельной стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг. Эти стандарты используются в планировании финансовой помощи субъектам РФ, оказываемой из федерального бюджета, минимального размера средств бюджета муниципального образования, направляемых на покрытие расходов предприятий ЖКХ.

Лимиты устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Например, это объемы потребления топливно-энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении предприятиями и организациями бюджетной сферы. Установлен также лимит финансирования за счет федерального бюджета научных исследований (он должен составлять не менее 4% расходной части федерального бюджета), на образование (10%), на культуру и искусство (2-3%).

Установлены нормативные значения экономической безопасности, например:

· импорт продовольствия - не более 15-20% от общего объема потребления;

· объем реализации импортной водки на территории РФ не более 10%;

· доля иностранного капитала во всем банковском капитале не более 12%.

 

Сущность индикативного планирования

 

Индикативное планирование на общегосударственном уровне является одним из средств регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики.

Индикативное планирование – процесс определения целей социально-экономического развития государства в виде конкретных параметров (индикаторов) и разработку преимущественно экономических мер государственного воздействия для достижения установленных экономических индикаторов.

Используются индикаторы, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов, показатели рынка товаров и ценных бумаг, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Особенностью индикативного планирования является его рекомендательный характер. Хозяйствующие субъекты не обязаны выполнять индикативный план, но государство побуждает их к этому, используя как экономические методы (налоги, кредиты, субсидии, государственные заказы), так и правовые и административные (законы, нормативно-правовые акты) методы и контроль за их выполнением.

Разрабатываемые многими странами, эти планы фактически являются планами-прогнозами, т.к. ресурсная обеспеченность плана в перспективе имеет прогнозный характер. Но в отношении государственного сектора такие планы более детальны.

С точки зрения организации, индикативное планирование представляет собой координацию интересов и деятельности организаций, предприятий, домохозяйств, государства в условиях рынка.

 

Подходы к индикативному планированию:

1. Основан на представлении об индикативном планировании как макроэкономическом планировании при самостоятельно хозяйствующих субъектах (предприятиях). Такой подход реализован в Китае, где планирование представляет собой макроэкономическое планирование, основанное на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании государственного сектора.

2. Основан на том, что индикативное планирование выполняет информационно-ориентирующие и мотивационные функции. Планирование состоит в том, что государство в интересах всего общества с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает планы экономического развития всей национальной экономики, включая частный сектор, устанавливает конкретные макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели. Тем самым государство с помощью индикативного плана мотивирует участие предпринимателей всех форм собственности регионов страны в реализации планов, важных для всего общества.Такой подход был распространен в Японии.

3. Основан на том, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и государственного сектора. Частные предприятия ориентируются на индикаторы плана и на планы государственного сектора, несмотря на то, что для них это не обязательно.

Госплан – система показателей, как для централизованного управления, так и для косвенного регулирования различных секторов экономики. Эта система включает в себя ориентирующие показатели: контрольные цифры, имеющие информационное значение для предприятий, отраслей, регионов, а также директивные показатели в форме государственных заказов, цен, налогов, экономических нормативов.

4. Основан на том, что индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информации хозяйствующих субъектов такое планирование выполняет координационную роль и предполагает согласование деятельности центральных органов регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них своих планов.

При таком подходе индикативное планирование одновременно выступает как инструмент регулирования экономики и инструмент саморегулирования, корректирующий как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в экономику (во Франции и в Японии).

 

Таким образом, индикативное планирование это механизм координации интересов и деятельности государства, самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающий государственное регулирование с рыночным саморегулированием; механизм, который основан на разработке системы индикаторов социально-экономического развития и включает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование и др. процедуры согласования решений на макро и микро уровнях.

 

Эволюция форм индикативного планирования.

1) Конъюнктурная форма, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.

Структурная перестройка в 50-60 гг. вызвала необходимость согласования бюджетов с показателями прогнозов, на основе которых определялись объемы налоговых поступлений. Это привело к разработке средних и долгосрочных прогнозов. В 60-е гг. во многих странах стали создаваться специальные плановые органы и стали разрабатываться специальные прогнозы (США, Канада), индикативные пятилетние планы (Япония).

Основное звено конъюнктурной формы – прогнозы и бюджет.

2) Структурная форма – связана с вовлечением в систему индикативных планов частных предприятий, регионов, и с использованием налоговых льгот, льготных кредитов, специальных государственных программ в рамках структурной политики. Наиболее успешно такую форму реализовала Япония.

3) Стратегическое планирование

Под влиянием кризиса 70-80 гг., который был связан со сменой технологических укладов, углублением постиндустриальных тенденций в обществе, индикативное планирование в развитых странах трансформировалось в стратегическую форму, для которой характерна:

- гибкость, необходимая при быстрых изменениях в экономике;

- сокращение регламентации действий субъектов, сроков и количественных показателей планирования.

Сокращение масштабов структурного индикативного планирования обусловлено недостаточной его гибкостью, лоббированием интересов старых сокращающихся отраслей и неэффективно работающих предприятий.

Для Франции суть стратегического индикативного планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики. В США индикативное стратегическое планирование определяется как поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, содействия продуктивности экономической политики, которая основана на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей.

В РФ общегосударственного индикативного плана не существует, но все элементы, входящие в индикативный план есть:

- концепция социально-экономического развития

- прогноз социально-экономического развития до 2003 г.

- программа социально-экономического развития

- комплекс федеральных целевых программ

- бюджет

Планирование на уровне фирмы

 

Общая концепция внутрифирменного планирования

Планирование рассматривается какодна из функций менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать это предвидение.

Планирование помогает ответить на вопрос:

1) Где фирма находится в настоящее время? Каковы итоги и условия её деятельности?

2) Как и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели фирмы?

Применение планирования создает следующие преимущества:

- объясняет возникновение проблемы

- делает возможным подготовку к использованию в будущем благоприятных условий

- улучшает координацию действий в фирме

- способствует росту возможности в обеспечения необходимой информацией

- способствует более рациональному использованию ресурсов

- улучшает контроль.

В РФ выделяют 2 группы предприятий, где необходимо планирование:

I группа – вновь возникшие частные фирмы, где главная проблема, связанная с применением планирования, основана на мнении, что бизнес – это умение крутиться, т.е. планировать не надо.

II группа – государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них планирование является традиционной функцией, но им приходится заново осваивать опыт планирования в рыночной экономике.

 

Принципы внутрифирменного планирования

 

Принцип единства.

Он означает, что планирование должно носить системный характер, т.е. планирование предприятия, региона, государства должно рассматриваться как взаимосвязанная система. Последнее означает существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Элементы планирования на фирме:

А) Отдельное подразделение.

Б) Отдельные части процесса планирования.

Взаимосвязь между ними осуществляется на основе интеграции и координации. Координация проводится на горизонтальном уровне (т.е. на уровне функциональных подразделений фирмы, на уровне отдельных отделов управления фирмы). Интеграция – взаимосвязь планов предприятия с планами его функциональных подразделений.

Принцип участия.

Он предполагаетвключение в плановую деятельность максимально возможного числа сотрудников фирмы и предполагает сделать план фирмы личным планом каждого сотрудника. Руководители низших звеньев привлекаются к работе над общим планом. Такое планирование называется партисипативным.

Принцип непрерывности планирования.

В условиях постоянно изменяющейся внешней среды он означает максимальное приспособление планов к рыночной среде, т.е. непрерывное отслеживание ситуации на рынке и изменение планов.

Принцип гибкости.

Уточняет принцип непрерывности, т.е. означает постоянную адаптацию к изменению среды функционирования фирмы. Чтобы учесть непредвиденные ситуации на рынке, и чтобы план был гибок, в него закладывают резервы – «подушки безопасности». Резервы должны быть не слишком большими и не слишком маленькими. Если резервы большие, то возможны неточности в планировании; если маленькие, то ослабляется устойчивое развитие предприятия.

Принцип точности.

Планы должны быть конкретизированы и детализированы. В короткий промежуток времени этот принцип может формироваться из инструкций для сотрудников фирмы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных