Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ситуации и общие психологические рекомендации по ПК, связанные со способностями.




Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования

Необходимость в психологическом консультировании в целях психокоррекции возникает в следующих типичных случаях (ситуациях)'.

1 Ситуация в данном контексте понимается как группа типичных случаев психологического консультирования, объединяемых Друг с другом по какому-либо общему для них признаку. Сами случаи трактуются как частные варианты соответствующих ситуаций.

Предлагаемая классификация ситуаций, частных случаев и вариантов используется как рабочая в следующих разделах данной главы, где для каждой выделенной ситуации (случая, варианта) приводятся конкретные рекомендации по проведению психологического консультирования.

Ситуация 1. У человека появляются проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным развитием каких-либо ценных личностных качеств.

Случай 1. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми какие-либо способности. Речь, в частности, может идти о следующих способностях:

интеллектуальных,

мнемических,

коммуникативных,

организаторских,

специальных (например, математических, лингвистических, физико-технических и др.). Случай 2. Проблемы, связанные с темпераментом, в частности:

со скоростью реакции,

с темпом работы или общения,

с эмоциональностью,

с уравновешенностью.

Случай 3. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми определенные черты характера, например:

волевые черты характера (сила воли, твердость, настойчивость, целеустремленность),

деловые черты характера (ответственность, аккуратность, исполнительность, точность),

коммуникативные черты характера (отзывчивость, контактность, общительность).

Случай 4. Имеются проблемы потребностно-мотивационного плана, в том числе:

отсутствуют главная цель или смысл жизни,

отсутствует интерес к приобретению нового жизненного опыта, учению, саморазвитию,

отсутствует интерес к какому-либо конкретному, но жизненно важному виду деятельности.

Ситуация 2. Человек испытывает явный дефицит в развитии каких-либо социально полезных форм поведения.

Случай 1. Отсутствие или слабое развитие форм поведения, касающихся личного общения с людьми, в том числе:

отсутствие интереса к людям,

неумение привлекать к себе внимание, производить эмоционально-положительное впечатление на людей,

неумение высказывать комплименты в адрес других людей и реагировать на комплименты в свой собственный адрес,

неумение правильно воспринимать социальные роли, играемые другими людьми в личном общении с данным человеком,

неумение предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Случай 2. Отсутствие или недостаточное развитие форм поведения, связанных с деловым общением с людьми, в том числе:

неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы с их стороны,

неумение убеждать людей, привлекать их на свою сторону,

неумение выступать публично.

Ситуация 3. Человека в его жизни постоянно преследуют неудачи.

Случай 1. Неудачи у данного человека носят в основном персональный, т.е. личный, характер, в том числе:

касаются недостатков в развитии способностей, интересов, потребностей, эмоций и чувств, темперамента, черт характера,

связаны с неудачами в избавлении от разного рода комплексов,

касаются трудностей установления хороших личных взаимоотношений с людьми,

связаны с неспособностью управлять собственными эмоциональными состояниями. Случай 2. Неудачи делового характера, в том числе:

в выборе профессии, условий и места работы,

в продвижении по службе,

в сохранении работоспособности в течение достаточно длительного времени,

в соревновании (конкуренции) с другими людьми.

Ситуация 4. Проблемы, касающиеся самочувствия, состояния здоровья.

Случай 1. Недомогания психогенного характера, в том числе:

психогенные сердечные недомогания,

нарушения, связанные с работой пищеварительной системы. Случай 2. Непредсказуемо изменчивое настроение, включая:

неожиданные, необъяснимые изменения настроения,

депрессивные состояния,

снижение работоспособности,

бессонницу,

эмоциональные переживания, аффекты, стрессовые состояния.

Ситуация 5. Не складываются взаимоотношения с окружающими людьми.

Случай 1. Проблемы в сфере личных взаимоотношений с людьми своего возраста, в том числе:

отсутствуют взаимные симпатии,

имеют место явно выраженные межличностные антипатии,

человек неспособен вести себя естественно, всегда и везде оставаться самим собой, вынужден играть не свойственные ему социальные роли.

Случай 2. Проблемы в сфере деловых взаимоотношений со сверстниками, включая:

невозможность нормального взаимодействия с людьми в работе,

неспособность быть лидером-организатором дела,

неумение подчиняться другим. Случай 3. Проблемы взаимоотношений в семье, в том числе:

во взаимоотношениях со своим будущим супругом (супругой),

во взаимоотношениях между супругами в уже сложившейся семье,

во взаимоотношениях супругов со своими родителями,

во взаимоотношениях родителей с детьми (беспокойство родителей по поводу состояния и поведения детей, а также беспокойство детей в отношении родителей),

во взаимоотношениях супругов с другими родственниками, кроме родителей и детей.

Ситуация 6. Руководство людьми и принятие связанных с этим решений.

Случай 1. Проблемы принятия деловых решений, включая:

решения по персональным делам,

деловые решения.

Случай 2. Руководство и управление, в том числе:

руководство людьми,

руководство выполняемой работой.

Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования

Проводя психологическое консультирование по проблемам, связанным с развитием способностей клиента, необходимо обязательно учитывать следующие знания о способностях, которыми располагает современная наука:

Способности человека в их прогрессивном развитии зависят от двух основных факторов: от наличия у человека определенных и, как правило, врожденных задатков, а также от социальных факторов (условий психологического развития человека), влияющих на превращение соответствующих задатков в способности.

Науке до сих пор доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне. Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам. Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает разного рода задачи в раннем детстве.

Особенно ярко задатки ребенка проявляются в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до трех-четырех лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно и в положительную сторону отличается от других детей.

 

К возрасту примерно около четырех лет практически почти все имеющиеся у ребенка с рождения задатки так или иначе, проявляют себя. Поэтому, заботясь о развитии задатков ребенка, об их как можно более скором превращении в способности, необходимо активно приступать к развитию способностей при самых первых проявлениях задатков.

Многие способности человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков. Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно высокого уровня.

Обучение и воспитание вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые способности человека.

Чем старше человек, тем труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно выраженные задатки.

К главным условиям, обеспечивающим ускоренное развитие способностей, относятся следующие:

своевременное и полное выявление задатков у ребенка,

как можно более раннее начало активного развития способностей на их основе,

наличие заранее разработанной и тщательно продуманной программы развития способностей, учитывающей индивидуальные особенности ребенка,

использование современных развивающих методов и средств обучения,

наличие способного, психолого-педагогически подготовленного учителя, владеющего техникой и методикой обучения, имеющего у самого себя способности, которые он собирается развивать у других,

включение ребенка в деятельность, в которой проявляются и одновременно развиваются данные способности,

проведение систематических развивающих учебных занятий с ребенком,

контроль результатов развития с помощью психодиагностики формирующихся способностей с последующей коррекцией программы и методики обучения, направленного на их развитие.

Практические рекомендации, которые психолог-консультант предлагает клиенту по развитию его способностей, в научном отношении должны исходить из сформулированных выше положений психологической теории формирования и развития способностей человека. Эти положения в процессе психологического консультирования необходимо конкретизировать в учебном процессе с учетом особенностей клиента, условий его жизни, содержания и средств обучения и воспитания, окружающих людей и реальных взаимоотношений с ними.

Если, к примеру, в психологическую консультацию обращается мать трехлетнего малыша, озабоченная выявлением у него задатков и развитием музыкальных способностей, то консультант-психолог, опираясь на сформулированные выше положения, может построить консультационную работу с матерью и ребенком следующим образом.

Во-первых, надо будет достоверно установить, действительно ли у ребенка имеются врожденные задатки к развитию музыкальных способностей. Это психологу-консультанту желательно делать не самому, а вместе со специалистом по музыке, так как здесь необходимы соответствующие профессиональные, достаточно глубокие знания.

Далее желательно определить общий уровень интеллектуального развития ребенка, оценив, в частности, его внимание, воображение, память и речь. Одновременно специалист-музыкант может установить, есть ли у ребенка специальные задатки, сделав это с помощью соответствующих профессионально ориентированных тестов.

Если выводы как профессионального музыканта, так и консультанта-психолога о наличии у ребенка соответствующих задатков окажутся положительными, то матери данного ребенка следует рекомендовать активно заняться музыкальным образованием ребенка, обнадежив ее тем, что при систематических занятиях ребенок вполне сможет достичь успехов в занятиях музыкой.

Если заключение одного из названных специалистов окажется положительным, а другого – отрицательным (по вопросу о имеющихся у ребенка задатках к занятиям музыкой), то матери также можно посоветовать отдать своего ребенка, например, в музыкальную школу. Но при этом желательно будет сказать, что на пути развития музыкальных способностей у ребенка могут возникнуть трудности в конкуренции с более одаренными детьми.

Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком во всех этих случаях должны строиться с учетом индивидуальности самого ребенка и условий его жизни.

Советы по развитию интеллектуальных способностей

Предлагая клиенту частные рекомендации по развитию его интеллектуальных способностей, психолог-консультант должен будет учесть следующее.

1. Интеллект человека имеет довольно сложную внутреннюю структуру и включает в себя не только многие разные виды мышления, но также и разнообразные интеллектуальные операции, умения и навыки. Полноценное развитие интеллекта предполагает взаимосвязанное совершенствование всех видов мышления, а также умственных операций, умений и навыков. Предлагая клиенту практические средства для развития только одного вида мышления, например словесно-логического или только практического, мы не добьемся полноценного интеллектуального развития данного человека.

2. К основным видам мышления, о которых шла речь в начале предыдущего пункта, относятся наглядно-действенное (сенсомотор-ный интеллект), наглядно-образное и словесно-логическое (вербальный интеллект). В той или иной степени у клиента необходимо практически развивать все три названные вида мышления с приоритетным вниманием к тому из них, с которым связаны формируемые умственные действия и операции.

3. К главным интеллектуальным умениям и навыкам относятся операции классификации, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

4. Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие:

в онтогенезе первым по порядку у ребенка появляется и начинает развиваться наглядно-действенное мышление (сенсомо-торный интеллект), и это происходит обычно в возрасте шести-семи месяцев от рождения;

вторым по порядку появляется и начинает развиваться образное мышление, и это, как правило, относится к возрасту около полутора лет;

третьим по порядку появляется и начинает совершенствоваться у детей словесно-логическое мышление, и это обычно случается в возрасте около трех-четырех лет.

5. В соответствии с этими основными законами мышление ребенка необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по развитию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.

6. Словесно-логическое мышление должно уделяться повышенное внимание, особенно в период, когда данный вид мышления легче всего совершенствуется.

7. Интеллектуальные, как, впрочем, и другие, способности человека, в отличие от его задатков, могут постепенно утрачиваться без специальной тренировки. Эти способности необходимо постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений.

Если от клиента поступили жалобы на память, то это не всегда свидетельствует о том, что соответствующие проблемы у него действительно имеются. Скорее всего, дело обстоит таким образом, что в целом память у клиента является неплохой, но в отдельных случаях жизни по причинам, не имеющим прямого отношения к памяти как таковой, он испытывает определенные трудности в запоминании или припоминании материала.

Возможно, что проблемы, на которые жалуется клиент, касаются лишь отдельных видов и процессов его памяти. Например, у одного клиента могут быть проблемы с запоминанием, у другого – с сохранением, у третьего – с воспроизведением материала. У одного человека может оказаться слабой механическая память, у другого – логическая, у третьего – опосредствованная. Один человек может иметь хорошую кратковременную, но плохую долговременную память, и так далее.

Поэтому первая задача, которую должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы, внимательно выслушав жалобы клиента, поставить точный диагноз его памяти. Далеко не каждый клиент, который жалуется на свою память, может точно осознать и правильно описать ее проблемы. Далеко не всякий психолог-консультант и далеко не всегда будет в состоянии поставить точный диагноз памяти клиента только по его рассказу. Здесь в большинстве случаев невозможно обойтись без проведения специальной психодиагностики памяти клиента, в частности без тех тестов, которые были описаны ранее.

Не все виды памяти у человека могут одинаково успешно совершенствоваться. Одни виды памяти – например, непроизвольная и непосредственная память – обычно развиваются достаточно медленно и в основном только в детстве, по мере созревания организма (в частности, мозга ребенка), достигая вершины своего развития к пятнадцати-шестнадцати годам. Далее они, как правило, существенно уже не улучшаются, если, конечно, человек сознательно не занимается их развитием. Да и в этом случае развитие памяти идет обычно по другим линиям: произвольной и опосредованной. Другие виды памяти, такие, например, как логическая память, могут развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни человека.

Кроме того, у одних людей могут успешнее развиваться одни виды памяти, а у других людей – иные. Поэтому, предлагая клиенту практические рекомендации по совершенствованию его мнемических способностей, следует, во-первых, точно определить, какие виды памяти ему в жизни особенно нужны, во-вторых, установить, каким образом данному клиенту легче всего запоминать или припоминать материал, и с учетом этого предлагать ему практические рекомендации по совершенствованию его памяти.

Почти у всех людей с возрастом происходят естественные и закономерные изменения памяти, которые сводятся в основном к следующему. Начиная с двадцати пяти – тридцати лет у большинства людей постепенно ухудшаются те виды памяти, которые были даны с рождения. Это непосредственная, непроизвольная и механическая память. Их постепенное ухудшение с возрастом человека происходит по той причине, что, во-первых, данные виды памяти зависят от состояния организма (чем он моложе, тем лучше память), во-вторых, они малопродуктивны и с возрастом постепенно заменяются более продуктивными видами памяти: произвольной, опосредованной и логической. Последние виды памяти требуют, кстати, гораздо меньших энергетических затрат, чем первые ее виды.

Отсюда, в частности, следует, что клиентам старше двадцати пяти – тридцати лет следует рекомендовать развивать в основном произвольную, логическую и опосредованную память.

С возрастом более сохранными у человека остаются в основном те виды его памяти, к использованию которых он чаще всего обращается в своей жизни. Ухудшаются же главным образом те виды памяти, к которым человек обращается сравнительно редко.

Следовательно, ставя психологический диагноз памяти клиента, надо не ошибиться и принимать во внимание его жизненный опыт. Речь в данном случае идет о следующем. Если клиент в своей жизни постоянно обращается к какому-либо виду памяти, ее процессу или приемам запоминания и тем не менее систематически испытывает определенные трудности в припоминании нужного материала, то это означает, что у клиента практически исчерпаны резервы совершенствования этого вида памяти. Пути улучшении его памяти в данном случае следует искать в иных видах памяти, которые он не использует и к которым обращается сравнительно редко.

Память, как и интеллект человека, нельзя развивать односторонне. Для того чтобы в целом память человека постоянно поддерживалась на высоком уровне, необходимо, во-первых, комплексно развивать все виды памяти, во-вторых, постоянно упражнять и нагружать их. Применяя это правило практически в процессе психологического консультирования, следует, однако, иметь в виду то, что в этой связи уже было сказано выше об интеллекте человека, а именно: комплексно развивать и упражнять необходимо прежде всего те виды памяти, к которым человек вынужден постоянно обращаться в своей жизни, в частности в профессиональной деятельности.

Память человека в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития данного человека. В первую очередь это, конечно, касается логической и опосредованной памяти.

Каждый из видов и процессов памяти требует, кроме того, особого подхода к его совершенствованию. Далее мы кратко сформулируем общие рекомендации по развитию отдельных видов памяти.

Процесс узнавания как мнемический процесс самым тесным образом связан с развитием у человека восприятия, а также с улучшением качества тех интеллектуальных действий и операций, которые выполняет человек при построении перцептивного образа, правильно отражающего действительность.

Поэтому узнавание следует практически развивать через совершенствование восприятия, в частности при помощи специальных упражнений по сравнению и различению очень похожих друг на друга объектов.

Детям для этого можно рекомендовать упражнения на выявления сходства и различия в зрительно воспринимаемых объектах, например рисунках. Что же касается взрослых людей, для которых узнавание обычно связано с выполнением какой-либо профессиональной деятельности, то соответствующий мнемический процесс у них лучше всего совершенствовать через те виды деятельности, которые данный человек выполняет на своей работе.

Запоминание как процесс памяти имеет несколько сторон. Во-первых, это – организация материала с целью его лучшего запоминания. Во-вторых, это – само запоминание, то есть выполнение соответствующих мнемических действий. В-третьих, это – оптимальное распределение мнемических действий во времени.

Поэтому клиенту в связи с его проблемами, касающимися запоминания, можно посоветовать следующее. Клиенту следует постараться выработать у себя привычку размышлять над запоминаемым материалом, прежде чем пытаться его запомнить. Такие размышления должны быть направлены на выяснение особенностей запоминаемого материала, в частности, того, чем он отличается от известного материала, или того, чем он, напротив, похож на уже известный материал.

К числу приемов, способствующих хорошему и быстрому запоминанию, можно отнести определение внутренней структуры запоминаемого материала и осознание того, какие образы, мысли и чувства он порождает. Все это клиент делает, задавая самому себе вопросы по запоминаемому материалу и сам же отвечая на них. Достаточно только поставить и последовательно ответить на эти вопросы, чтобы соответствующий материал запомнился.

Иногда также желательно несколько раз механически дополнительно повторить материал, чтобы он лучше запомнился. Вообще же следует помнить о том, что процесс запоминания, в особенности у взрослого человека, представляет собой ни что иное, как просто систему полезных жизненных привычек. Выработав их однажды и следуя им постоянно, можно надолго или навсегда избавить себя от проблем, связанных с запоминанием.

Эти проблемы в свою очередь возникают из-за отсутствия у человека подобных жизненных привычек. В детские годы, когда еще достаточно сильны непроизвольная, непосредственная и механическая память, существенные проблемы памяти, как правило, не появляются. Однако у большинства взрослых людей с возрастом они неизбежно возникают, особенно после шестидесяти лет, а иногда даже и раньше.

Механизм сохранения запомненного материала в памяти – это то, о чем в науке меньше всего известно. Поэтому целенаправленно воздействовать на этот процесс не представляется возможным. Тем не менее клиент и здесь может сделать кое-что полезное для себя.

В связи с этим психолог-консультант должен будет напомнить клиенту о том, что, чем разумнее организован процесс запоминания, тем больше в нем должен делаться упор на осмысление запоминаемого материала и тем меньше места должно занимать чисто механическое повторение.

Главное, о чем необходимо позаботиться заранее, запоминая некоторый материал, это – найти (выработать, усвоить) какой-либо достаточно эффективный прием, при помощи которого в нужное время можно будет сравнительно легко и быстро припомнить данный материал.

Здесь, в частности, могут оказаться полезными следующие советы.

Во-первых, важно привести весь запоминаемый материал в связную систему, и сделать это таким образом, чтобы каждая часть материала была логически связана с другими его частями, причем, чем больше связей – ассоциаций внутри запоминаемого материала, тем лучше.

Во-вторых, нужно обязательно позаботиться о том, чтобы одно или сразу несколько ключевых звеньев этого материала в любой момент времени можно было легко вспомнить. Такими звеньями обычно являются начальные или конечные звенья в цепи запоминаемого материала.

В-третьих, необходимо обеспечить условия, при которых то, что поможет вспомнить весь запоминаемый материал, оказалось бы в после зрения и в сфере внимания клиента в нужный момент времени.

Воспроизведение или припоминание материала – это, пожалуй, наиболее сложный мнемический процесс. Человек иногда может запомнить и даже сохранить в своей памяти нужный материал, но при этом будет не в состоянии в подходящий момент времени легко и безошибочно его воспроизвести из-за слабости процесса припоминания.

Этот процесс, в свою очередь, зависит от многих причин, среди которых можно назвать качество запоминания материала. Оно, однако, не является единственной причиной плохого припоминания. На воспроизведение материала также влияет естественный процесс его забывания, физическое и психологическое состояние человека в момент припоминания и многое другое. Забывание идет обычно своим чередом, и если человек время от времени не повторяет материал, то в его памяти остается не более двадцати процентов от объема материала, который был им первоначально когда-то запомнен. Следовательно, для того чтобы облегчить процесс припоминания, необходимо время от времени повторять запомненный материал.

Известно также, что плохое физическое самочувствие человека и сильное эмоциональное возбуждение отрицательно влияют на его память, особенно на процесс припоминания. Поэтому не следует слишком сильно переживать по поводу того, что в тот или иной момент времени, связанный с не вполне благоприятным физическим или психическим самочувствием человека, нечто будет припоминаться не сразу, не полностью и с трудом. Это не недостаток памяти как таковой, а следствие временного психофизического состояния человека.

Для того чтобы что-то хорошо припомнить, человеку, прежде всего, необходимо успокоиться и отдохнуть.

Немало проблем возникает у человека в связи с ограниченным объемом его кратковременной памяти. Хотя в среднем он у взрослых людей равен семи единицам, однако разница почти в два раза между нижней и верхней нормальными границами (пять и девять единиц) достаточно велика для того, чтобы порождать существенные индивидуальные различия по объему памяти между людьми.

Особые трудности при запоминании испытывают обычно те люди, чей объем кратковременной памяти находится у нижней границы указанного нормального диапазона. Такие люди, как правило, с трудом могут сразу запоминать материал объемом более семи единиц или же делают это очень медленно.

В то же самое время для тех людей, чей объем кратковременной памяти находится у верхней границы данного интервала, составляющей девять единиц, такие трудности возникают лишь тогда, когда им приходится запоминать ряд единиц информации, составляющий десять и более элементов.

Вместе с тем люди обычно не испытывают особых затруднений тогда, когда число единиц информации в запоминаемом ими ряду равно среднему объему их кратковременной памяти и не превышает его. Это значит, что человеку, чей объем кратковременной памяти равен пяти, необходимо рекомендовать запоминать большой по объему материал небольшими порциями, включающими в себя не более пяти единиц, а человеку, чей объем кратковременной памяти составляет семь единиц, – порциями не более семи единиц в каждой.

Следует также помнить о том, что объем кратковременной памяти человека – это в целом мало упражняемая и слабо изменяющаяся величина, поэтому к объему индивидуальной кратковременной памяти в реальной жизни надо просто уметь приспособиться.

Правда, практически имея дело с детьми дошкольного возраста, следует также помнить и о том, что у них объем кратковременной памяти обычно существенно ниже, чем у взрослых людей, и приблизительно равен возрасту ребенка в годах. С точки зрения практических рекомендаций по улучшению памяти детей это означает, что дошкольникам необходимо давать для запоминания материал еще меньшими порциями, чем взрослым людям. И только с началом обучения в школе можно постепенно переходить к использованию объемных мнемических норм, характерных для взрослых людей.

Качество оперативной памяти, от которой зависит способность человека в течение длительного периода времени, от нескольких десятков минут до нескольких дней, удерживать большое количество сведений, вспоминать их и оперативно пользоваться ими, определяется многими причинами.

Прежде всего отметим, что оперативная память человека, в отличие от его кратковременной памяти, является упражняемой и в значительной степени зависит от личного, профессионального жизненного опыта человека. Объем и мощность оперативной памяти можно увеличивать до весьма значительных размеров, однако она требует постоянного подкрепления и поддержки для сохранения своих качеств на высоком уровне.

Оперативную память можно совершенствовать, например, за счет решения умственных и практических, жизненно важных задач, в которых имеется множество условий и которые содержат в себе распределенное в течение длительного времени немалое количество шагов на пути поиска нужного решения. Постепенно увеличивая количество информации, которую необходимо удерживать в памяти в процессе решения задачи, увеличивая время решения задачи, можно тем самым улучшать оперативную память.

Человек напрямую не в состоянии управлять тем, что фактически находится в его долговременной памяти, а также процессами сохранения информации, происходящими на подсознательном уровне. Однако свою долговременную память он вполне может регулировать через сознательно контролируемые им самим процессы запоминания и воспроизведения материала.

Известно, например, что хорошо организованное запоминание положительно сказывается на качестве долговременной памяти. Повторение и систематическое припоминание материала также улучшает долговременную память человека. Это и можно рекомендовать делать клиенту, который жалуется психологу-консультанту на то, что запоминаемый им материал быстро забывается.

Произвольная память человека существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути практического улучшения этого вида памяти заключаются, с одной стороны, в увеличении интереса человека к запоминаемому материалу, а с другой стороны, в совершенствовании его личностных, в частности характерологических, качеств.

Главные возможности в плане совершенствования памяти человека касаются его опосредованной памяти. Это связано с тем, что отсутствие у человека надежных средств запоминания существенно ухудшает его память, особенно с возрастом. Наличие же эффективных средств запоминания и припоминания, напротив, улучшает память человека, причем независимо от его возраста.

Более того, достоверно установлено, что, чем старше становится человек, тем больших успехов он может добиться в совершенствовании памяти на основе разумного применения различных мнемотехнических средств.

В связи с этим, для того чтобы оказать действенную помощь клиенту, психолог-консультант должен сам овладеть многими различными мнемотехническими средствами, знать их положительные и отрицательные стороны, уметь пользоваться ими на практике.

Однако, далеко не каждое мнемотехническое средство само по себе хорошо и подходит любому человеку. Успешность его применения во многом зависит от индивидуальных особенностей клиента и от условий его жизни. Поэтому, предлагая клиенту те или иные мнемотехнические средства для применения, необходимо, вместе с тем, объяснить ему следующее.

Во-первых, целесообразно применять на практике разные мнемотехничеекие средства, выбирая из них такие, которыми легче всего можно в любой момент воспользоваться и которые могут дать наилучшие результаты.

Во-вторых, следует постараться как-то приспособить эти средства к самому себе.

В-третьих, необходимо довести употребление этих средств до уровня автоматизма, превратив их в жизненно важные привычки.

Зрительная, слуховая и двигательная память являются основными видами памяти у человека, и на них в жизни приходится наибольшая нагрузка. По своей значимости для человека они следуют друг за другом в указанной выше последовательности.

Каждый из названных видов памяти сам по себе совершенствуется и поддерживается на должном уровне за счет приобретения человеком жизненного опыта.

Однако необходимо принимать во внимание факт взаимодействия, взаимного влияния друг на друга этих трех видов памяти. Их взаимовлияние проявляется, в частности, в том, что совершенствование или ухудшение одного из названных видов памяти всегда и почти неизбежно влияет на состояние и функционирование других видов памяти.

Отсюда следует весьма важный практический вывод для улучшения памяти в целом: все ее основные виды необходимо поддерживать и развивать у человека одновременно.

Пути решения проблем развития коммуникативных способностей

Рассмотрим теперь практические пути решения проблем, связанных с коррекцией коммуникативных способностей. Прежде чем приступить к обсуждению практических способов решения соответствующих проблем, сделаем несколько предварительных замечаний.

Если в ходе общения психолога-консультанта с клиентом на стадии исповеди выяснится, что клиент просто мало общается в жизни с людьми и часто предпочитает быть один, чем среди людей, то сам по себе этот факт еще не доказывает, что у клиента действительно есть проблемы коммуникативного характера. Многие люди являются малообщительными от природы, и ни они сами, ни окружающие их люди от этого особенно не страдают. Одиночество – их нормальное психологическое состояние, но внутренне они не чувствуют себя одинокими людьми. Чаще бывает как раз наоборот: среди людей они ощущают себя скованно и быстро утомляются от общения с ними.

Совсем другое дело, если человек жалуется на одиночество и лично очень страдает от того, что ему часто приходится быть одному, и от того, что он мало общается с людьми или они мало общаются с ним.

В этом случае можно констатировать наличие у человека проблемы одиночества и искать пути ее решения. У человека, имеющего такую проблему, как правило, обнаруживаются и другие проблемы, в частности – недостатки в чертах характера, комплексы, недоразвитие некоторых важных способностей и другие.

Один из первых шагов на пути практического решения проблемы психологического одиночества заключается в том, чтобы рекомендовать клиенту просто чаще находиться среди людей, не обязательно вступая с ними в прямые контакты. Достаточно бывает просто доброжелательно и с интересом наблюдать за людьми, а также за тем, что происходит вокруг.

Следует, правда, иметь в виду, что большинству людей не очень нравится, когда кто-то наблюдает за ними со стороны. Поэтому клиенту также надо посоветовать не вести прямое наблюдение за теми людьми, среди которых он находится. Это вполне можно делать незаметно и ненавязчиво, занимаясь одновременно каким-либо делом, например, читая книгу, газету или же просто отдыхая и время от времени поглядывая на окружающих людей.

Избавиться от чувства одиночества хорошо помогает и такая, например, рекомендация: чаще менять ситуации и людей, среди которых приходится находиться. Подобное сознательно контролируемое поведение может помочь клиенту со временем избавиться от многих проблем коммуникативного характера, так как, находясь среди людей, он со временем перестанет испытывать чувство психологической напряженности и тревоги и сможет гораздо легче вступать в непосредственное общение с ними.

Если же клиент жалуется на то, что часто не вполне удовлетворен теми результатами, которых добивается в общении с людьми, то ему можно рекомендовать сделать следующее. Во-первых, готовясь к предстоящим контактам с людьми, заранее прикидывать, какими могут быть результаты этих контактов. Во-вторых, определив возможный исход общения, устанавливать, какую пользу из него можно извлечь для себя.

Если это будет сделано заранее, если практическая выработка такой установки превратится в жизненную привычку, то степень удовлетворенности человека от общения с людьми, несомненно, возрастет.

Это связано со следующей психологической закономерностью, основанной на жизненном опыте: человек, заранее ожидающий чего-либо плохого и заведомо знающий о том, что оно может произойти, воспринимает случившееся более спокойно и с меньшими переживаниями, чем тот, кто психологически не был готов к тому, что должно произойти.

Допустим, что клиент жалуется на то, что после общения с людьми у него часто портится настроение. Чем это может быть вызвано и как можно практически помочь данному клиенту?

Прежде всего, психологу-консультанту следует выяснить причины, в силу которых у клиента после общения с людьми часто не в лучшую сторону меняется настроение.

Если клиенту прямо задать вопрос о причинах ухудшения его настроения, то, вероятно, он не сможет на него точно ответить, так как причины изменения настроения не всегда сознательно контролируются человеком. Вполне возможно, что клиент не хочет знать подлинную причину изменения своего настроения, так как она для него морально неприемлема. Возможно также, что клиент просто никогда не задавал себе такой вопрос и не пытался на него ответить.

В случае если имеет место последнее, психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим образом: каждый раз, когда после общения с людьми у него будет неожиданно портиться настроение, сразу же, не откладывая в долгий ящик, стараться выяснить, почему это произошло. Если и это не поможет и если спустя некоторое время клиент вновь станет жаловаться на невозможность осознать причину изменения своего настроения, то ему можно посоветовать пройти психологическое тестирование или же процедуру психоанализа. Вполне вероятно, что причина ухудшения настроения лежит где-то в бессознательном.

Если обратившийся в психологическую консультацию клиент избегает людей, особенно незнакомых, если он просто боится вступать с ними в контакт, то клиенту в первую очередь следует рекомендовать усилием воли заставить себя пойти на общение с людьми.

Делать это можно, кстати, не сразу, а постепенно. Вначале, например, следует как можно больше и чаще находиться среди людей и научиться спокойно реагировать на то, что они, в свою очередь, обращают на вас внимание.

 

Тот факт, что люди с любопытством рассматривают и изучают вас, свидетельствует о том, что вы, как личность, интересны для них. Данное обстоятельство должно не огорчать, а радовать человека. Затем можно будет попытаться начать самому активно реагировать на внимание, оказываемое другими людьми, например проявлением встречного внимания к ним.

В этой связи можно научиться, например, открыто и спокойно встречать взгляд другого человека, доброжелательно ему улыбаться.

После этого или одновременно с этим полезно выучить наизусть и научиться легко произносить подходящие для разных случаев жизни формы речевого этикета – такие, с которыми можно было бы обратиться к незнакомому человеку и отреагировать на проявление внимания с его стороны.

Наконец, можно заставить себя самого проявлять инициативу в установлении контактов с незнакомыми людьми. Последовательное освоение и выполнение всех этих действий сначала в общении с достаточно близкими, затем – со знакомыми и, наконец, с незнакомыми людьми должно снять проблему боязни общения с людьми.

Если в результате психодиагностики клиента обнаружится, что у него слабо развиты коммуникативные умения, то самые первые адресованные ему рекомендации должны касаться того, как улучшить соответствующие умения.

Допустим, к примеру, что клиент теряется на виду у других и ему не удается обращать на себя заинтересованное и доброжелательное внимание с их стороны. Тогда клиенту нужно помочь приобрести такие знания, умения и навыки, которыми он мог бы воспользоваться в общении с людьми и решить для себя эту задачу, то есть стать более интересным для окружающих людей.

Этого же, конечно, можно было бы добиться при помощи каких-либо чисто внешних эффектов: яркой, необычной, броской одежды, экстравагантных манер, эпатажного поведения и тому подобного. Однако такой способ привлечения внимания к себе не даст должного эффекта, не породит интереса к человеку как к личности и желания общаться с ним. Внешние формы привлечения внимания могут вызвать интерес к человеку, но ненадолго.

Гораздо более важно обладать какими-либо особенными, положительными психологическими качествами. При желании их можно найти у каждого человека, и задача психолога-консультанта в оказании практической помощи клиенту в этом случае сводится к тому, чтобы помочь ему обнаружить такие качества у себя.

Симпатии к себе со стороны окружающих людей часто вызывают те люди, которые сами умеют быть внимательными к другим, кто может интересно и увлекательно говорить и заинтересованно слушать.

Умению внимательно и доброжелательно слушать других часто научиться сложнее, чем активному говорению, поэтому психолог-консультант, столкнувшись с подобной проблемой, должен посоветовать клиенту постараться в первую очередь стать хорошим слушателем для других людей.

Стать хорошим слушателем, в свою очередь, означает следующее:

проявлять искренний интерес к любому человеку,

терпеливо и доброжелательно выслушивать любого человека до конца,

находить и отмечать положительное в любом человеке и в каждом его высказывании,

по мере возможности избегать критики людей и того, что они говорят,

если критика все же необходима, то научиться высказывать ее так, чтобы не обижать другого человека и не портить взаимоотношения с ним,

выработать умение поддерживать, стимулировать положительные действия другого человека – такие, которые повышают его престиж, поднимают в глазах окружающих людей. Если у клиента почему-то не складываются личные взаимоотношения с людьми и его настроение портится после того, как он пообщается с людьми, – значит, в общении с ними он ведет себя не так, как нужно, и не вызывает с их стороны симпатию.

Причины этого, как правило, полностью не осознаются, и первая задача психолога-консультанта сводится к тому, чтобы вместе с клиентом разобраться в них. Далее необходимо помочь клиенту устранить эти причины, подсказав ему, как лучше и правильнее вести себя в общении с людьми.

Обозначим возможные причины антипатии со стороны других людей и способы ее устранения.

Причина 1. Человек сам ведет себя неуважительно по отношению к людям, своими действиями и высказываниями фактически оскорбляет, унижает их.

Способ практического решения проблемы в данном случае – осознать и изменить свое неправильное поведение, научиться контролировать свои действия в общении с людьми.

Причина 2. Человек в общении с другим человеком невольно напоминает ему кого-то, кто прежде неоднократно вызывал с его стороны антипатию. Способ решения проблемы в этом случае следующий: во что бы то ни стало пойти на контакт с собеседником, напоминающим кого-либо, и, поговорив с ним, убедиться в том, что он не имеет ничего общего с тем, кто раньше вызывал антипатию.

Причина 3. Неблагоприятная общая обстановка общения, которая сама по себе вызывает раздражение и повышенную напряженность, невольно ухудшая настроение и порождая отрицательные реакции на действия собеседника.

Способ устранения этой причины – изменить обстановку, дать человеку успокоиться, научить его не реагировать на проявление антипатии со стороны других людей. Кроме того, желательно научиться сохранять доброжелательный тон общения с людьми во всех жизненных ситуациях.

Причина 4. Наличие у собеседника устойчивых отрицательных черт характера, в силу которых он часто проявляет беспричинную антипатию к людям.

Способ решения проблемы в данном случае такой: помочь человека сдерживать себя.

Для этого сначала необходимо, чтобы он осознал недостатки своего характера, признал их и захотел от них избавиться. Если это не случится, то можно ограничиться тем, что просто продемонстрировать клиенту, как он на самом деле себя ведет себя и как он при этом выглядит со стороны.

Улучшение организаторских способностей клиента

Традиционно термин «организаторские способности» относится к умениям человека, связанным с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей для его выполнения, включая распределение между ними обязанностей, налаживание эффективного взаимодействия друг с другом и установление нормальных личных и деловых взаимоотношений.

Итак, примерная программа развития у клиента организаторских способностей, которую психолог-консультант мог бы предложить клиенту, выглядит следующим образом:

1. Развитие и совершенствование приемов оптимизации собственной работы клиента как организатора конкретного дела. Сюда входят, в частности, следующие умения:

умение быстро находить оптимальные решения разнообразных проблем,

умение рационально и экономно распределять свое рабочее время,

умение в течение дня и в течение более длительного времени поддерживать на высоком уровне свою работоспособность,

умение контролировать свои эмоции, действовать спокойно и уверенно во всех ситуациях,

умение учиться на ошибках, делать из них должные выводы и не повторять ошибок впоследствии,

быть восприимчивым к новому и обладать способностью к научению.

2. Знание психологии людей и человеческих отношений. Умение эффективно использовать эти знания в общении с людьми. К ним, в частности, относится следующее:

знание особенностей темперамента и характера людей, умение учитывать их в реальной практике общения,

знание интересов и потребностей людей,

умение строить с людьми деловые и личные взаимоотношения таким образом, чтобы в максимальной степени способствовать удовлетворению их личных потребностей и интересов,

знание психологии общения, умение управлять процессом общения,

знание психологии практического воздействия на людей и умение эффективно пользоваться этими знаниями,

знание причин, способов предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.

3. Знание специфики организуемого дела, в том числе его содержания, технологии, умение на хорошем профессиональном уровне решать деловые вопросы.

4. Умение организовать дело практически, включая решение вопросов подбора людей, распределения обязанностей между ними, обеспечение оптимального делового взаимодействия людей друг с другом.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных