Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному ПК.




Отсутствие интереса к людям

Проблема отсутствия интереса человека к людям – это в основном проблема мотивационного характера. Она касается отношения данного человека к людям, причем проблема затрагивает не только того человека, у которого нет особого интереса к активному личному общению с людьми, но и тех людей, которые имеют такой интерес и стремятся к установлению с ним хороших личных контактов, а он, со своей стороны, на такие контакты не идет.

Правда, в конечном счете от такого поведения страдает и сам этот человек, так как со временем перестает получать от других людей информацию, полезную для собственного психологического развития. Он лишается необходимой эмоциональной поддержки со стороны других людей в трудные минуты жизни, хотя сам этого не осознает или осознает не сразу, со значительным опозданием.

Следовательно, при проведении психологического консультирования по этой проблематике перед психологом возникает задача двоякого рода. С одной стороны, ему необходимо помочь клиенту осознать, что отсутствие или недостаточное развитие у него самого интереса к людям наносит ему вред. С другой стороны, консультанту надо дать понять клиенту, что от этого страдают и значимые для него люди.

Приоритет в выборе и в первостепенном решении одной из этих двух задач зависит от того, что для клиента в данный момент времени более значимо: делать добро для других людей или психологически развиваться самому. Это и предстоит выяснить психологу-консультанту в начале личной беседы с клиентом, а затем уже приступить к основной части психологического консультирования.

Если наиболее важное для клиента состоит в том, что от отсутствия выраженного интереса к близким людям существенно задерживается его собственное развитие, то психологическую консультацию можно проводить, обращая внимание клиента на следующие вопросы и предлагая ему соответствующие рекомендации:

1. Следует объяснить клиенту, что может дать ему повышенный интерес с его стороны к окружающим людям.

Во-первых, благодаря такому интересу, жизнь человека становится более насыщенной.

Во-вторых, свои положительные качества человек приобретает в основном путем подражания другим людям, и интерес к ним обогащает его, как личность. Наблюдая за другими людьми, подражая им, человек сам становится более развитым и интересным для людей.

В-третьих, интерес к другому человеку располагает данного человека по отношению к тому человеку, кто со своей стороны проявляет к нему интерес. Благодаря этому, мы можем рассчитывать на взаимные чувства и, следовательно, на поддержку других людей в трудные минуты своей жизни. Напротив, отсутствие интереса к людям обрекает нас самих на психологическое одиночество, на отсутствие интереса к нам со стороны других людей.

Подробно разъяснив все это клиенту, психолог-консультант не только поможет ему лучше и глубже понять собственную проблему, но и сформирует у клиента потребность как можно больше интересоваться людьми, создав тем самым определенную мотивационно положительную настройку на сотрудничество.

2. Консультант должен обстоятельно продумать, как сделать так, чтобы у человека возник или усилился интерес к людям.

Этого можно добиться при помощи следующих действий психолога-консультанта:

Во-первых, клиенту необходимо показать, что лично для него может представлять интерес в других людях, какую пользу такой интерес может ему принести.

Во-вторых, клиенту необходимо подсказать приемы и средства, воспользовавшись которыми, он сам может вызвать интерес к себе со стороны окружающих людей. Заметим, что интерес людей друг к другу, как правило, является не односторонним, а взаимным, и человек, осознав тот факт, что он интересен для других людей, сам начинает проявлять интерес к людям.

В-третьих, проявляемый интерес к людям должен получить с их стороны положительное подкрепление. Это означает, что человек, имеющий такой интерес, сам должен ощущать, что интерес к людям приносит лично ему пользу.

Вначале для этого бывает достаточно сделать следующие две вещи: добиться того, чтобы человек осознал то, что лично ему принесет его собственный интерес к людям, и указать способы, при помощи которых он может добиться проявления интереса к себе самому со стороны других людей.

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей

На этапе исповеди клиент жалуется психологу-консультанту, что значимые для него окружающие люди не обращают на него должного внимания, а главное – он не знает, как сделать так, чтобы эти люди им положительно заинтересовались. В конечном счете проблема клиента сводится к тому, что он хотел бы, но не может, привлечь к себе внимание, желал бы, но фактически не в состоянии, оказывать на людей благоприятное впечатление.

Заметим, что такие жалобы могут быть обусловленными как объективными, так и субъективными причинами.

В первом случае (объективные причины) мы имеем дело с тем, что человек лишен внимания со стороны окружающих людей независимо от его личности и незаслуженно, он вправе рассчитывать на такое внимание, но не зависящие от него обстоятельства мешают это сделать.

Во втором случае (субъективные причины) претензии человека на внимание со стороны других людей, как правило, не обоснованы и никак не связаны с его личными достоинствами. Скорее, наоборот, имеющиеся у этого человека недостатки должны отталкивать от него людей, а он, не замечая этих недостатков, все же претендует на внимание с их стороны.

Может быть и так, что человек вниманием со стороны других людей не обделен, но ему этого явно недостаточно: он желает пользоваться особым вниманием и расположением людей, выделяться в этом плане в лучшую сторону на фоне других людей. В том и другом случае рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту, могут быть различными.

Отметим, прежде всего, что даже тогда, когда жалобы клиента на невнимание к нему со стороны окружающих людей объективно обусловлены, причины недостаточного внимания могут находиться как в самом клиенте, так и вне него, т.е. могут быть связаны с его собственной психологией и поведением или же с независимо от него складывающимися обстоятельствами. И здесь рекомендации по изменению сложившейся ситуации, предлагаемые клиенту, будут, очевидно, различными.

Исходя из этого, первая задача, которую должен будет решить психолог, проводящий консультацию по данному вопросу, заключается в том, чтобы уточнить подлинный характер причин недостаточного внимания к клиенту со стороны окружающих людей:

1. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны и обусловлены его личностными особенностями.

2. Жалобы на недостаточное внимание к клиенту со стороны окружающих людей объективны, но обусловлены обстоятельствами, складывающимися независимо от него.

3. Жалобы клиента на недостаточное внимание к нему носят субъективный характер и на самом деле не вполне обоснованы.

Какими могут быть практические советы психолога-консультанта клиенту в каждом из этих частных случаев?

Случай 1. Беседуя с клиентом, необходимо обратить внимание на его индивидуальные особенности, которые, наверное, делают его человеком, малопривлекательным для окружающих людей. В первую очередь желательно выяснить, старается ли сам клиент привлекать к себе внимание или же пассивно ожидает, что на него обратят внимание окружающие люди. Если имеет место последнее, то клиенту можно рекомендовать самому вести себя в общении с людьми более активно и сознательно стараться обратить на себя их внимание.

Здесь, правда, небезразличен выбор средств достижения поставленной цели. Не рекомендуется, например, использовать экстравагантные, эпатажные средства привлечения внимания, явно нарушающие сложившиеся нормы морали или этики. Подобные средства, хотя и способны временно привлечь внимание к человеку, но сами по себе могут в конечном счете и оттолкнуть людей, так как будут расценены ими как признак малокультурное™ или невоспитанности человека.

Выбранные средства привлечения внимания должны быть такими, чтобы они соответствовали интересам и потребностям того человека, чье внимание с их помощью привлекается. Это означает, что один человек, обративший внимание на другого человека, сам должен понимать, чем этот, другой, интересен и полезен для него, в какой степени он способен или не способен удовлетворить его собственные актуальные интересы и потребности.

Затем или вместе с тем, о чем говорилось выше, необходимо выяснить, есть ли у клиента нечто такое, что способно оттолкнуть от него людей. Если такие качества у клиента имеются, то прежде всего необходимо понять, каковы они и чем вызваны.

Полезную роль в решении данного вопроса может сыграть предоставление клиенту возможности взглянуть на себя как бы со стороны, а для этого желательно произвести видеозапись поведения клиента в ситуации общения с людьми. Психолог-консультант, просматривая эту запись вместе с клиентом, может помочь ему разобраться в своем поведении и увидеть как бы со стороны собственные недостатки в манере и стиле общения с людьми.

Далее психолог-консультант должен подсказать клиенту, каким образом можно практически избавиться от тех недостатков, которые очевидны для психолога-консультанта и которые за собой признает сам клиент. Если это необходимо, консультант должен быть готов предложить клиенту действенную помощь в устранении соответствующих недостатков или же рекомендовать клиенту обратиться за такой помощью к другому специалисту.

Случай 2. Прежде всего следует обратить внимание клиента на ту ситуацию общения с людьми, в которой он оказался, и найти способ ее преобразования таким образом, чтобы она способствовала привлечению внимания к клиенту со стороны других людей.

Желательно, например, если есть такая возможность, таким образом выбрать ситуацию, условия общения, чтобы они позволили клиенту проявить свои наилучшие качества в общении с людьми, и тем самым привлечь к себе внимание со стороны. Вместе с тем, необходимо избегать попадания в такие ситуации, где клиент будет вынужден вести себя не самым лучшим образом.

Случай 3. Если претензии клиента на внимание к нему со стороны других людей субъективны и чрезмерны, т.е. если он претендует на внимание, какого на самом деле не заслуживает и которое явно выше его возможностей, то первое, что в этом случае должен сделать психолог-консультант – это дать понять клиенту, что его личные претензии на внимание со стороны людей необоснованны. Сделать это необходимо достаточно деликатно, воспользовавшись, к примеру, одним из следующих способов:

1. Попросить клиента подробно объяснить, почему он считает, что лично ему окружающие люди уделяют недостаточное внимание.

2. Попросить клиента некоторое время понаблюдать за окружающими людьми и ответить на вопрос, кому из них, по его мнению, уделяется большее внимание, чем ему, и почему.

Полезные сведения о клиенте, позволяющие точно установить, являются ли его претензии на внимание со стороны других людей чрезмерными, можно получить путем изучения характера клиента, особенно имеющихся в его характере акцентуаций. Дело в том, что среди акцентуированных черт характера есть такие, которые сами по себе порождают необоснованные претензии человека на внимание со стороны. Это, например, гипертимность и истеричность.

Если обнаружится, что у клиента имеются подобные акцентуации в характере, то для психолога-консультанта это может быть достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что претензии клиента на внимание со стороны действительно чрезмерные и носят в основном субъективный характер. Практическое решение проблемы в данном случае видится в том, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить проявление соответствующих акцентуаций в характере клиента в его поведении по отношению к окружающим людям.

Неумение высказывать комплименты часто ставит человека в неловкое положение, особенно тогда, когда ему необходимо сказать что-то доброе тем, кто этого заслуживает, высказать в их адрес комплимент.

Почти такая же неловкая ситуация возникает тогда, когда кто-либо другой говорит что-то приятное в адрес человека, а он не знает, как на это отреагировать. Он стесняется, конфузится, теряется, испытывает чувство неловкости. В результате поведение данного человека другими людьми, которые общаются с ним, может быть понято и проинтерпретировано неправильно, как якобы свидетельствующее о сознательном нежелании человека общаться с ними.

Это – весьма серьезная проблема, затрудняющая межличностное общение людей, и с ней обычно сталкиваются многие люди, обращающиеся в психологическую консультацию по вопросам межличностного общения, даже если сами они эту проблему, как присущую лично им, не осознают. Значение выявления и своевременного решения этой проблемы клиента обусловлено и тем, что ее нерешенность может повлечь за собой другие, весьма серьезные проблемы в межличностных отношениях.

Практические трудности в решении данной проблемы, возникающие в жизни человека, могут быть вызваны несколькими различными причинами. Наиболее существенные и часто встречающиеся из них следующие:

• боязнь клиента показаться неловким и смешным в глазах окружающих людей, если он попытается говорить им комплименты,

• отсутствие у клиента желания говорить добрые слова в адрес других людей,

• наличие у клиента такого желания одновременно с дефицитом умения практически его реализовать,

• неспособность клиента управлять собой, регулировать свои психофизические состояния таким образом, чтобы они соответствовали ситуации,

• незнание клиентом того, как правильно реагировать на комплименты в свой адрес, или неумение это делать.

Все названные причины связаны друг с другом, могут существовать и действовать одновременно, в любом их сочетании, и для устранения этих причин требуется, как правило, комплексный подход. Однако каждая из них может рассматриваться отдельно, если речь идет о практических рекомендациях по ее решению, и это будет сделано далее.

Первую причину – боязнь клиента показаться смешным в глазах окружающих людей – можно устранить следующим образом. Во-первых, предложить клиенту некоторое время внимательно понаблюдать за теми людьми, кого он лично хорошо знает. Это должны быть люди, которые достаточно умело высказывают комплименты в адрес других людей или же правильно реагируют на комплименты в свой собственный адрес. Здесь клиент должен будет ответить на следующий вопрос: действительно ли эти люди, говоря комплименты или, реагируя на них, выглядят смешными?

Затем желательно предложить клиенту и самому попробовать высказать несколько комплиментов в адрес других людей и внимательно посмотреть на то, как они на это отреагируют. Здесь перед партнерами по общению или перед теми, кто наблюдает за поведением клиента со стороны, может быть поставлен вопрос, аналогичный сформулированному выше: выглядит ли смешным сам клиент, когда произносит комплименты или же реагирует на них?

В результате такого, сравнительно простого социально-психологического эксперимента над собой, клиент сможет убедиться в том, что его опасения выглядеть смешным оказались напрасными. Напротив, окружающие люди, скорее всего, похвалят его, и, выслушав их, клиент успокоится.

Наконец, если представится такая возможность, то желательно будет провести аудио- или видеозапись комплиментарного (связанного с высказыванием или реагированием на комплименты) поведения клиента в те самые моменты, когда он произносит добрые слова в адрес других людей. Такая процедура покажет клиенту, что он со стороны вовсе не выглядит таким неловким, как ему казалось вначале, и это будет способствовать избавлению от психологических барьеров и комплексов, связанных с высказыванием комплиментов или реагированием на них.

Вторую причину – отсутствие желания говорить людям добрые слова – устранить труднее, чем первую, но также вполне возможно, а главное – необходимо. Дело в том, что дефицит такого желания у человека обычно связан с недобрым отношением данного человека к людям. Если ему самому не удастся изменить свое отношение к людям, то вряд ли он сможет когда-либо рассчитывать на доброе отношение к себе со стороны людей.

Столкнувшись с такой проблемой, психолог-консультант должен в первую очередь убедить клиента в том, что он не сможет рассчитывать на улучшение взаимоотношений с людьми, если не изменит своего собственного отношения к ним.

Иногда только одного словесного убеждения клиента в этом вопросе недостаточно, и необходимо найти другие, более весомые аргументы. Ими может стать, например, демонстрация клиенту его собственного поведения со стороны. Если клиент сам увидит, как он ведет себя по отношению к людям, то это гораздо лучше убедит его в необходимости что-то изменить в своем поведении, чем любые слова.

В данному случае для демонстрации клиенту сущности и существенности его проблемы полезными могут оказаться те же самые приемы, которые мы рекомендовали использовать для устранения первой из названных выше причин – неумения высказывать комплименты в адрес других людей.

Кроме того, желание говорить людям добрые слова должно быть чем-то подкреплено. Таким подкреплением могут стать, например, позитивные реакции людей на обращенные к ним добрые слова.

Для того чтобы эти реакции были замечены и должным образом оценены клиентом, необходимо научить самого клиента внимательно наблюдать за партнерами по общению и фиксировать то, что свидетельствует о положительности или отрицательности реагирования партнеров на воспринимаемые им действия и слова.

Сравнительно легче, чем предыдущие, устраняется третья причина неумения высказывать комплименты людям, но при условии, что человек действительно очень хочет ее устранить. Правда, потенциальная (на самом деле – только видимая, а не реальная) легкость решения этой задачи не должна вводить в заблуждение и благодушно настраивать психолога-консультанта и клиента. Для полного устранения этой причины требуются значительные усилия и время.

Это, в частности, связано с тем, что человек должен, во-первых, снять имеющийся у него психологический барьер, мешающий произносить комплименты вслух, во-вторых, точно знать, что, как и при каких условиях следует говорить людям, в-третьих, усвоить нужные для этого невербальные формы поведения, и, наконец, в-четвертых, превратить усвоенные умения в навыки, то есть в автоматически возникающие реакции на коммуникативную ситуацию.

Для того чтобы это все действительно произошло, клиенту необходимо затратить в среднем от трех-четырех месяцев до года на систематическую работу над собой. Хорошо, если в этом ему постоянно будет помогать психолог-консультант или какой-либо другой, опытный практический психолог. И еще лучше, если сам клиент пройдет специальную, например тренинговую, подготовку и затем сумеет обратить приобретенные в ходе ее знания в практические умения и навыки общения с людьми.

Последняя из указанных выше причин – неспособность клиента управлять собой, регулировать свои психофизические состояния – одна из самых трудноустранимых. Это связано с тем, что данная причина касается темперамента человека, а он почти не изменяется в течение жизни. Его одним из основных свойств является эмоциональность.

Кроме того, эмоциональные реакции человека на ситуацию, возникшую в процессе общения с людьми, являются обычно автоматическими и потому трудноконтролируемыми сознанием. Они, как правило, возникают почти мгновенно, неосознанно и реализуются еще до того, как будет осмыслена сама ситуация и будет найдено разумное решение связанной с ней проблемы.

Тем не менее и здесь многое можно было бы сделать при помощи, например, аутотренинга. Поэтому клиенту, жалующемуся на неспособность управлять собой, своими эмоциями, можно рекомендовать овладеть (самостоятельно или при помощи психолога-тренера) техникой саморегуляции, хорошо представленной в аутотренинге.

Немало проблем в сфере межличностных отношений возникает из-за того, что, общаясь друг с другом, люди нарушают известные правила и нормы ролевого взаимодействия. Некоторые из этих правил, например, следующие:

1. Если человек в общении с другим человеком уже взял на себя определенную роль, то этот, другой, так или иначе должен учитывать данный факт и брать на себя соответствующую роль, согласованную с ролью своего собеседника. В противном случае – при рассогласовании ролей собеседников в общении – нормального взаимодействия между ними не получится, и они вряд ли добьются взаимопонимания.

2. Для того чтобы добиться взаимопонимания в общении с партнером, человек, знающий его роль, должен использовать один из следующих способов:

– принять эту роль и просто подстроиться под нее;

– постараться изменить роль другого человека таким образом, чтобы она соответствовала его собственной роли;

– найти компромисс между двумя этими способами действий, т.е., изменяя роль партнера, одновременно менять и свою собственную роль.

3. Человек, как участник процесса общения, должен осознать ту реальную роль, которую он играет сам, а также уметь распознавать роли, играемые другими людьми.

4. Лишь в крайнем случае человек должен стремиться изменить роль другого человека в общении с ним. В большинстве же других случаев ему следует постараться принять роль другого человека такой, какая она есть, и, по возможности, подстроиться под нее.

5. Собственное ролевое поведение в общении каждого человека с другими людьми должно быть достаточно гибким для того, чтобы он умел хорошо общаться с ними.

Во время приема клиента и проведения с ним психодиагностической беседы перед психологом-консультантом стоит важная задача: определить меру соответствия и степень соблюдения данным клиентом всех, сформулированных выше, правил. Если обнаружится, что все или хотя бы некоторые из них нарушаются, то это будет означать, что у клиента действительно есть проблемы.

К сожалению, специальных психологических тестов, прямо подходящих для этой цели и позволяющих разносторонне оценивать ролевое поведение клиента, на данный момент времени не существует, и поэтому психологу-консультанту приходится опираться в основном на косвенные данные, на результаты своего наблюдения за поведением клиента во время личной беседы с ним и на реакции клиента на задаваемые ему вопросы.

Среди этих вопросов могут быть, к примеру, следующие1:

1 Перед тем как задавать клиенту все эти вопросы, психолог-консультант должен объяснить ему, что такое роль человека в общении с людьми и что такое ролевое поведение.

• Могли бы вы достаточно точно определить те роли, которые вы обычно играете в общении с другими людьми?

• Как вы думаете, насколько хорошо вам удается играть эти роли и те, которые ждут от вас окружающие люди?

• Всегда ли вас устраивают те роли, которые в общении с вами берут на себя другие люди?

• Насколько успешно вам удается изменять роли других людей, если они вас почему-то не вполне устраивают?

Следует также иметь в виду, что существует несколько различных ролевых психологических теорий, и, интерпретируя ролевое поведение клиента, психологу-консультанту следует опираться на все эти теории. В этой связи хотелось бы предостеречь начинающего психолога-консультанта от типичных ошибок, которые он может допустить, практически решая данный вопрос.

Первая такая ошибка – это кажущаяся простота вопроса. Неопытному психологу-консультанту может показаться, что для оценки и интерпретации ролевого поведения нет необходимости хорошо знать социально-психологическую теорию ролей, что для этого достаточно обычного жизненного опыта и житейского представления о ролях.

К сожалению, интерпретация, основанная на опыте и на житейских представлениях, может оказаться недостаточно точной, научно не вполне обоснованной.

Вторая типичная ошибка состоит в том, что, зная лишь одну из теорий ролей и не имея представления о других теориях, психолог-консультант опирается только на нее.

В этом случае возникает опасность односторонности, ограниченности предлагаемых им интерпретаций и выводов.

Третья типичная ошибка может заключаться в том, что, будучи знакомым сразу с несколькими теориями ролей, психолог-консультант все же предпочитает иметь дело только с одной из них, которая с его точки зрения является более правильной. В этом случае неизбежно будет повторяться, но в более смягченной форме, предыдущая ошибка в интерпретации.

Для того чтобы свести к минимуму возможность возникновения всех этих ошибок, психологу-консультанту следует знать и опираться в своих выводах на все теории ролей, так как каждая из них несет в себе определенную долю истины1.

1 Указанные возможные ошибки и связанные с ними недостатки в интерпретациях и рекомендациях, предлагаемых клиенту, характерны для тех ситуаций психологического консультирования, когда психологу-консультанту приходится обращаться к использованию научных теорий.

 

Как научить человека правильно воспринимать и оценивать роли, принятые в общении им самим и другими людьми?

Это вполне возможно сделать, но лишь при обязательном соблюдении следующих условий:

• если данный человек будет знать те роли, в которых он сам и другие люди могут выступать в общении с окружающими людьми;

• если ему, кроме того, будут известны признаки, ориентируясь на которые, он мог бы точно идентифицировать исполняемую человеком роль, отличая ее от других возможных ролей;

• если ему удастся приобрести достаточный опыт наблюдения за собой и иными людьми в общении друг с другом, т.е. опыт, позволяющий ему самому правильно воспринимать и оценивать коммуникативные роли людей.

Первое из указанных условий можно соблюсти, рассказав клиенту о тех ролях, которые люди чаще всего берут на себя, общаясь с другими людьми. При этом можно рекомендовать клиенту найти и самостоятельно ознакомиться с соответствующей научной и научно-популярной литературой.

Второе из условий практически реализуется тем же самым путем.

Что же касается третьего условия, то добиться соответствия ему можно, поработав некоторое время с клиентом, оценив его роли в общении с другими людьми и предложив ему самому сделать это в отношении себя и других людей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных