ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расскажите об использовании препаратов второго ряда.Препараты второго ряда занимают второе место по двум причинам: 1) их эффективность составляет примерно лишь половину от таковой препаратов первого ряда и 2) их эффективность со временем снижается и внезапно может совершенно исчезнуть. В силу того, что механизм их действия неизвестен, неясно, почему наступает такая «тахифилаксия». Глава 56. Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью 373 Трициклические антидепрессанты (ТЦА) имипрамин и дезипрамин используются в течение длительного времени. В некоторых исследованиях рекомендуются дозы 2—4 мг/кг, в то время как в других источниках рекомендуются низкие дозы, не превышающие 60 мг/сут. даже для взрослых. В любом случае перед началом терапии рекомендуется провести электрокардиографию. ТЦА могут быть средством выбора для пациентов, страдающих мягким или умеренным РДВГ и сопутствующими депрессивными или паническими расстройствами. Бупропион (велбутрин) — антидепрессант, метаболиты которого по химической структуре сходны с амфетаминами. В трех исследованиях сообщается о том, что бупропион приводит к улучшению основных симптомов в дозах до 400 мг/сут. для взрослых и до 150—200 мг/сут. для детей. Бупропион обычно хорошо переносится; наиболее частыми побочными эффектами являются незначительная головная боль, тошнота и бессонница. В одном исследовании обнаружено, что венлафаксин (эфевелон) в дозе 75 мг 2 раза в сутки приводил к значительному улучшению у взрослых с РДВГ. 22. Какова роль а2-агонистов? На рынке лекарств сегодня имеется два агониста а2-адренорецепторов — клонидин (ката-през) и гуанфацин (тенекс), использование которых активно изучалось. Симптомы гиперактивности лучше всего реагировали на а-агонисты, но эти препараты не оказывают влияния на другие основные симптомы невнимательности и импульсивности. Вследствие этого а-агонисты почти всегда используются только совместно со психостимуляторами, особенно при лечении детей с выраженной гиперактивностью. а-агонисты особенно эффективны у пациентов с сопутствующими тиками и/или синдромом Туретта. Побочные эффекты в виде седативного действия могут помочь пациентам с РДВГ «выключить мозг и тело» и облегчить засыпание. Лечение начинают с низких доз (половина таблетки клонидина — 0,05 мг — 2 раза в день), затем доза постепенно повышается по мере развития толерантности к седативным побочным эффектам клонидина, а также учитывая, что для развития полного эффекта на снижение гиперактивности может потребоваться более 2 нед. Когда оптимальная доза определена (обычно 0,2—0,4 мг клонидина в сутки), препарат можно применять в форме трансдермального пластыря. Лечение а-агонистами не следует обрывать внезапно вследствие возможного развития артериальной гипертензии. Комбинация стимуляторов и клонидина была тщательно исследована после сообщений о 5 смертельных случаях среди детей, получавших такое сочетание. Не было обнаружено причинной связи между этими препаратами и летальными случаями, поэтому подобная комбинация считается достаточно безопасной и эффективной. 23. Какие методики неэффективны для лечения РДВГ? Более чем в 20 исследованиях показана несостоятельность диетических подходов, таких как диета Фейнгольда (Feingold) или диеты с исключением определенных продуктов. Другие виды лечения или активности также показали свою неэффективность: Индивидуальная психотерапия Лечебный массаж и другие виды Когнитивная терапия физиотерапии Игровая терапия Большие дозы витаминов ЭЭГ биологическая обратная связь REMD (десенситизация движений глаз) Лечение аллергических состояний Пытаться взять себя руки ЛИТЕРАТУРА 1. American Academy of Child and Adolescent Psychiatry: Practice parameters for the assessment and treatment of atten- tion-deficit hyperactivity disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 36(suppl 10):85S—121S, 1991. 2. Biederman J, Wilens ТЕ, Mick E, et al: Pharmacotherapy of attention deficit/hyperactivity disorder reduces risk of sub- stance use disorder. Pediatrics 104(2), Internet edition, p e20, 1999. 3.Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th ed. Washington, DC, American Psychiatric Association, 1994. 4.Elia J, Ambrosini PJ, Rapoport JL: Treatment of attention-deficit-hyperactivity disorder. N Engl J Med 340:780-788, 1999. 374 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста 5. Goldman LS, Genel M, Bezman RJ, et al: Diagnosis and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in chil- dren and adolescents. JAMA 279:1100-1107, 1998. 5a. Kelly K, Ramundo P: You Mean I'm Not Lazy, Stupid, or Crazy? New York, Scribner, 1995. 6. Pliszica SR: Comorbidity of attention-deficit/hyperactivity disorder: An overview. J Clin Psychiatry 59 (suppl. 7): 1:50-58, 1998. 7. Wblraich ML, Hannah JN, Pinnock TY, et al: Comparison of diagnostic criteria for attention-deficit hyperactivity dis- order in a county-wide sample. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 35:319—324, 1996. 8. Zametkin AJ, Ernst M: Problems in the management of attention-deficit-hyperactivity disorder. N Engl J Med 340:40-46, 1999. 9. Zametkin AJ, Liotta W: The neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. J Clin Psychiatry 59(suppl 7): 17-23,1998. Глава 57. РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ Paula DeGraffenreid Riggs, M.D., and Elizabeth A. Whitmore, Ph.D. 1. Дайте определение расстройства поведения. Расстройство поведения представляет собой психическое расстройство у детей и подростков, характеризующееся стойким и повторяющимся паттерном поведения, нарушающим основные права окружающих или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Согласно диагностическим критериям DSM-IV, как минимум три (или более) специфических симптома должны наблюдаться на протяжении последних 12 месяцев и как минимум один симптом должен присутствовать на протяжении последних 6 месяцев (критерий А). Эти симптомы присутствуют, как правило, в различных обстоятельствах и вызывают клинически выраженные нарушения социальной, учебной или профессиональной деятельности (критерий В). Диагностические поведенческие критерии расстройства поведения попадают в четыре основные группы. Агрессивное поведение, которое является причиной или угрожает повреждением другим людям или животным (толчки, драки, применение оружия, физическая жестокость по отношению к людям или животным, кражи с нападением на жертву, принуждение к сексуальной близости). Неагрессивное поведение, которое ведет к утрате или повреждению имущества (преднамеренная порча имущества или поджог). Лживость или воровство (кражи со взломом, «надувательство» окружающих, воровство предметов, не имеющих значительной материальной ценности, без нападения на жертву) Серьезные нарушения установленных правил (в возрасте до 13 лет остается гулять допоздна несмотря на запрет родителей; уходы из дома на всю ночь как минимум дважды; прогулы школы в возрасте до 13 лет). 2. Существуют ли подтипы данного расстройства? Да. Расстройство поведения подразделяется на два основных подтипа: С началом в детском возрасте — появление, как минимум, одного симптома расстройства поведения в возрасте до 10 лет. Пациенты с данным типом расстройства поведения, как правило, мужского пола и характеризуются агрессивностью, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками; они развивают все критерии расстройства поведения еще до начала пубертатного периода. Прогноз у таких пациентов хуже, так как нарушения поведения склонны сохраняться во взрослом возрасте, а у многих из этих пациентов развивается антисоциальное расстройство личности. С началом в подростковом возрасте — до 10 лет отсутствуют какие-либо симптомы расстройства поведения. Такие пациенты, как правило, менее агрессивны, чем те, у которых заболевание началось в детском возрасте. Имеют более спокойные взаимоотношения со сверст- Глава 57. Расстройство поведения 375 никами. У подростков, страдающих данным типом патологии, меньше вероятность развития стойких нарушении поведения, переходящих в антисоциальное расстройство личности. Таким образом, у них чаще наблюдается расстройство поведения, ограниченное подростковым периодом; и прогноз у них лучше. Такой тип расстройства чаще отмечается у девочек. 3. Насколько распространено расстройство поведения? Расстройство поведения является наиболее частой причиной направления детей для психиатрического обследования и лечения. Примерно в 2—3 раза чаще это расстройство встречается среди мальчиков (распространенность 6—16%), чем среди девочек (распространенность 2-9%). 4. Каковы причины расстройства поведения? Изолированной причины расстройства поведения нет. В целом факторы, оказывающие вклад в развитие расстройства поведения, можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы имеют большее значение при расстройстве поведения с началом в детском возрасте, по сравнению с расстройством, начинающимся в подростковом периоде. Внутренние факторы: • Генетические. Хотя полноценных исследований генетических причин расстройства по • Особенности темперамента. Гиперактивность, агрессивность в раннем возрасте, им • Когнитивные нарушения и нарушения обработки информации. При расстройстве поведе • Нарушение регуляции уровня серотонина (см. вопрос 9). • Автономная гипореактивность. Низкая реактивность может затруднять попытки по Внешние факторы включают: • Семейные факторы, такие как 1) недостаток материнского внимания; 2) отклонения • Социокультуральные факторы, такие как низкий социально-экономический статус, 5. Как проводить дифференциальный диагноз расстройства поведения? Расстройство в виде оппозиции включает некоторые признаки расстройства поведения, но при этом отсутствует стойкий паттерн более тяжелых поведенческих отклонений, при которых нарушаются основные права окружающих или установленные возрастные социальные нормы или права. Согласно DSM-IV, при наличии у больного критериев как расстройства поведения, так и расстройства в виде оппозиции имеющиеся нарушения диагностируются как расстройство поведения. У детей с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ) часто наблюдается гиперактивное и импульсивное поведение и фрустрационная толерантность, что может привести 376 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста к агрессивным действиям. В то же время подобное поведение не нарушает возрастные социальные нормы и, как правило, не отвечает критериям расстройства поведения. Ключевыми признаками РДВГ являются невнимательность, двигательная гиперактивность и нарушение концентрации внимания. Эти признаки отличают РДВГ от расстройства поведения. Раздражительность и импульсивность в маниакальном или гипоманиакальном эпизоде, характерном для биполярного расстройства, могут вызывать поведенческие нарушения. Как правило, эти нарушения можно отделить от агрессивных поведенческих расстройств, отмечаемых при расстройстве поведения, основываясь на эпизодическом течении и наличии других симптомов, таких как ускорение речи, скачка идей и снижение потребности во сне. Диагноз расстройства адаптации (с нарушениями поведения и эмоций) следует рассмотреть при наличии клинически оформленных поведенческих нарушений, не соответствующих другим специфическим расстройствам, и если прослеживается взаимосвязь этих нарушений воздействием психосоциального стрессора. Улиц старше 18 лет расстройство поведения диагностируется, если отсутствуют признаки, отвечающие критериям антисоциального расстройства личности. С одной стороны, диагноз антисоциального расстройства личности не может быть поставлен пациентам моложе 18 лет. С другой стороны, диагноз антисоциального расстройства личности требует наличия критериев расстройства поведения, возникших в возрасте до 15 лет (согласно DSM-IV). Агрессия, импульсивность и нарушения поведения могут быть проявлениями различных неврологических расстройств, включая судорожные припадки. Подобные расстройства обычно легко отличить от расстройства поведения при длительном наблюдении и рассмотрении сопутствующих симптомов. Подобное справедливо и в отношении хронических психотических расстройств. Тем не менее, как психозы, так и неврологические расстройства могут сосуществовать с расстройством поведения. Более того, поведенческие нарушения могут отмечаться при различных психических расстройствах, а диагностические критерии расстройства поведения широки. Следовательно, перед постановкой диагноза расстройства поведения клиницист должен проводить детальную, всестороннюю психиатрическую оценку. Это равно необходимо и при оценке сопутствующих расстройств. 6. Какие еще расстройства связаны с расстройством поведения? Злоупотребление психоактивными веществами и расстройство поведения тесно связаны как в юности, так и в период зрелости. Хотя точная распространенность злоупотребления или зависимости от психоактивных веществ при расстройстве поведения в подростковый период не ясна, в исследовании Epidemiologic Catchment Area (9) было обнаружено, что у 84% больных с антисоциальным расстройством личности (против 17% в общей популяции) было диагностировано злоупотребление психоактивными веществами во взрослом периоде и у всех из них отмечалось расстройство поведения в юности. Большинство взрослых с антисоциальным расстройством, злоупотребляющих психоактивными веществами, начали злоупотребление в подростковом периоде. По мере увеличения числа поведенческих симптомов возрастает и распространенность связанного с ними злоупотребления психоактивными веществами. РДВГ наблюдается в 30—50% случаев расстройства поведения как в эпидемиологических, так и в клинических выборках. Хотя и расстройство поведения, и РДВГ классифицируются как расстройства в виде деструктивного поведения и могут иметь некоторые общие симптомы, в недавних исследованиях было показано, что они являются отдельными расстройствами, и что РДВГ не является «причиной» расстройства поведения. При наличии диагностических критериев обоих расстройств, диагностировать и лечить следует оба состояния. Депрессивные расстройства встречаются в 15—24% расстройства поведения (как в эпидемиологических, так и в клинических выборках). Тревожные расстройства также чаще встречаются у подростков с расстройством поведения (15—24%), чем у пациентов без него (5—11%). Данных о сочетании биполярного расстройства и расстройства поведения немного, частично из-за низкой распространенности биполярного расстройства во взрослой популяции Глава 57. Расстройство поведения 377 (около 1%). Маниакальные или гипоманиакальные эпизоды с предшествующей депрессией, развивающейся до 15 лет, встречаются еще реже. В некоторых исследованиях было обнаружено, что у подростков с биполярным расстройством может отмечаться более высокая частота расстройства поведения, чем в общей популяции. Однако, необходимы исследования на большой популяции и в нескольких популяционных выборках, чтобы судить о возможности коморбидного течения биполярного расстройства и расстройства поведения. Расстройства обучения (особенно, расстройства чтения) в 10—90% случаев сопутствуют расстройству поведения. Такой широкий разброс обусловлен, вероятно, трудностями при оценке и диагностике расстройств обучения. Тем не менее, литературные данные подтверждают высокую частоту сопутствующих расстройств обучения и расстройства поведения. У большинства детей с расстройством поведения отставание не очень значительное, но у многих из них показатели уровня интеллекта находятся у нижней границы нормы или на нормальном уровне. У лиц с расстройствами поведения отмечаются более низкие уровни вербального интеллекта по сравнению с другими показателями, составляющими IQ, что указывает на возможность наличия специфических вербальных нарушений. Вербальный дефицит может способствовать развитию тенденции выражать чувства и установки физически, а не словами. 7. Есть ли половые различия при расстройстве поведения? Как указывалось выше, расстройство поведения примерно в три раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков вероятнее начало расстройства в детском возрасте и возникновение сопутствующего РДВГ, по сравнению с девочками. У мальчиков также более вероятно появление стойкого расстройства поведения, переходящего в антисоциальное расстройство личности у взрослых. У девочек чаще, чем у мальчиков, появляются сопутствующие депрессивные расстройства. Половые различия обнаруживаются также и в специфических типах поведенческих проблем. Мальчики с диагнозом расстройства поведения часто дерутся и совершают другие агрессивные действия и акты вандализма, воруют и имеют проблемы с дисциплиной в школе. У девочек с диагнозом расстройства поведения вероятнее наличие лжи, прогулов, побегов из дома и проституции. У девочек, страдающих этим расстройством, также гораздо выше риск ранней беременности, промискуитета и инфекций, передающихся половым путем. Как у мальчиков, так и у девочек с расстройством поведения, часто встречается сопутствующее злоупотребление психоактивными веществами. 8. Существует ли эффективная терапия расстройства поведения? В нескольких последних исследованиях были выделены четыре основных стратегии лечения при расстройствах поведения: 1) программы, направленные на родителей и членов семьи, особенно, тренинг родительских навыков; 2) социально-когнитивные программы; 3) программы, ориентированные на сверстников и школьное окружение; 4) программы на уровне муниципалитетов и местных властей. Тренинг родительских навыков (ТРИ) ориентирован на улучшение межличностных отношений родителей и ребенка в кругу семьи и коррекцию негативных проявлений агрессивного и антисоциального поведения. ТРИ оказался эффективным в клинических выборках. Потенциальная проблема, ограничивающая использование ТРИ, состоит в том, что родители ребенка зачастую неспособны к участию в программе из-за собственной психопатологии, зависимости от психоактивных веществ или скандалов в семье. Тренинг социально-когнитивных навыков или навыков по решению проблем предполагает, что изменение восприятия и отношения к возникшей ситуации приводит к улучшению социальной поведенческой адаптации ребенка. Дети и подростки с расстройством поведения обнаруживают недостаточное развитие навыков решения проблем, несовершенные представления о своем окружении. Например, агрессивные дети скорее будут воспринимать намерения и действия окружающих как враждебные; у них, вероятно, будут слабее развиты социальные отношения со сверстниками, учителями и родителями. Они, зачастую, обладают ограничен- 378 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста ным словесным и поведенческим репертуаром, что и обусловливает такого рода ответные реакции на ситуации значительной аффективной напряженности. Таким образом, когнитивно-поведенческий подход направлен на улучшение и расширение этого репертуара; чтобы помочь молодым людям, страдающим расстройствами поведения, правильно вести себя в ситуациях, провоцирующих гнев, а также лучше контролировать импульсивное поведение. Несмотря на то, что терапия с помощью тренинга когнитивных и социальных навыков доказала некоторую эффективность, долговременность достигнутого улучшения при использовании данной методики не подтверждена. Более успешным представляется поведенческий подход, направленный на выработку практических навыков по решению проблем. Программы, ориентированные на сверстников и школьное окружение, направлены на улучшение взаимоотношений со сверстниками и школьным окружением, играющем значительную роль в формировании поведенческих расстройств и антисоциального поведения. Теоретической основой данных программ является положение о том, что с развитием личности, рОДИТеЛЬСКИе фаКТОрЫ, ИГраВШИе ОСНОВНУЮ РОЛЬ В ДОШКОЛЬНОМ возрасте, в период началь-НОЙ и средней школы, постепенно теряют свое значение, а все большую значимость приобретает школьное окружение и сверстники. До 40% детей, отвергаемых сверстниками, агрессивны, и у них высок риск развития антисоциального поведения в подростковом возрасте. Таким образом, данный вид терапии направлен на тренинг социальных навыков общения, ориентированных на уменьшение агрессивного поведения, улучшение взаимоотношений со сверстниками и учителями и профилактику формирования антисоциального поведения. Имеются данные, подтверждающие кратковременный эффект этой терапии, однако долговременное стойкое улучшение не обнаружено. Помощь со стороны общества (под обществом в США в данном контексте понимаются представители местной власти, чаще муниципальных и правительственных учреждений. — Примеч. пер.). Стратегии общественного вмешательства представляют собой улучшение способности общества способствовать социализации и предупреждать антисоциальное и делин-квентное поведение путем совершенствования существующих систем общественной поддержки. Некоторые из многообещающих подходов, чья эффективность подтвердилась эмпирическим путем (например, межсистемное воздействие и функциональная семейная терапия), сочетают активное вмешательство общественных структур, интенсивную семейную терапию и специфические поведенческие подходы, направленные на сокращение кримино-генности, делинквентных подростковых группировок, злоупотребления психоактивными веществами и организацию активности молодежи на улице. Эти виды воздействия обладают, вероятно, наиболее выраженным и длительным воздействием на поведение молодых людей. Лечение сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами, депрессивные нарушения, РДВГ и расстройства обучения, также является необходимой. Специфические методы терапии сопутствующих состояний следует использовать в сочетании с тренингом, направленным на решение поведенческих проблем; такое сочетание повышает эффективность лечения расстройства поведения. В целом, имеющаяся литература указывает на то, что вмешательство на ранних стадиях оказывается более эффективным. Для данного контингента индивидуальная психотерапия и психоанализ, по всей видимости, неэффективны. Поскольку для терапии тяжелых поведенческих расстройств одного вида лечения недостаточно; наиболее эффективен, вероятно, мультисистемный подход, направленный на конкретную проблему (т.е. криминальное поведение, нарушение взаимоотношений в семье, неадекватное исполнение своих родительских обязанностей, взаимоотношения с девиантными сверстниками, успеваемость в школе). 9. Доказано ли наличие при расстройстве поведения специфических нейрохимических отклонений или связанных с ним признаков? Да. Накопленные данные указывают на наличие нарушений серотонинергической регуляции головного мозга при расстройствах поведения детского возраста. Сниженный уровень серотонина обусловливает раннее развитие импульсивного насильственного поведения, возникновение стойкой импульсивности, агрессии и злоупотребления психоактивными вещее- Глава 58. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста 379 твами — все эти явления обнаруживаются при расстройствах поведения. Среди молодых людей, страдающих расстройством поведения, высока распространенность депрессивных состояний и суицидальных тенденций, что также может быть связано с низким уровнем серо-тонина в головном мозге. Тем не менее, имеющихся в настоящее время данных недостаточно для установления эффективности серотонинергических препаратов в терапии расстройства поведения. Получены результаты, которые указывают на то, что литий, неизбирательно улучшающий функцию 5НТ-рецепторов, по сравнению с плацебо, лучше нормализует поведение у детей с агрессивным расстройством поведения, а также снижает агрессию у взрослых. Для изучения потенциальных структурных и нейромедиаторных (например, дофаминовых) отклонений требуются дополнительные сканирующие и нейрохимические исследования. ЛИТЕРАТУРА 1. Bukstein OG, Brent DA, Kaminer Y: Comorbidity of substance abuse and other psychiatric disorders in adolescents. Am J Psychiatry 146:1131-1141,1989. 2. Crick NR, Dodge KA: A review and reformulation of social information processing mechanisms in children's social adjustment. Psychol Bull 115:74-101, 1994. 3. Crowley TJ, Riggs PD: Adolescent substance use disorder with conduct disorder, and comorbid conditions. In Adolescent Drug Abuse: Clinical Assessment and Therapeutic Interventions. NIDA, Research Monograph Series, 1995. 4.Kazdin AE: Psychosocial treatments for conduct disorder in children. J Child Psychol Psychiatry 38:161—178, 1997. 5.Lewis DO: Conduct disorder. In Lewis M (ed): Child and Adolescent Psychiatry: A Comprehensive Textbook. Baltimore, Williams & Wilkins, 1991. 6. Moffitt ТЕ: The neuropsychology of conduct disorder. Dev Psychopathol 5:135—151, 1993. 7. Moffitt ТЕ: Adolescence — limited and life-course-persistent antisocial behavior: A developmental taxonomy. Psychol Rev 100:674-701, 1993. 8. Offord DR, Bennett KJ: Conduct disorder: Long-term outcomes and intervention effectiveness. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 33:1994. 9. Raine A, Lenez T, Bihrle S, LaCass L, Colletti P: Reduced prefrontal gray matter volume and reduced autonomic activity in antisocial personality disorder. Arch Gen Psychiatry 57:119—127, 2000. 10. Riggs PD, Whitmore EA: Substance use disorders and disruptive behavior disorders. In Henderson R (ed): Disruptive Behavior Disorders in Children and Adolescents. Washington, DC, American Psychiatric Association Press, 1999. 11. Robins LN, Regier DA (eds): Psychiatric Disorders in America. The Epidemiologic Catchment Area Study. New York, Macmillan, 1991. 12.Rutter M, Giller H, Hagell A: Antisocial Behavior in Young People. Cambridge, UK, Cambridge University Press, 1998. 13.Steiner H: Practice parameters for the assessment of children and adolescents with conduct disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 36(10 Suppl):122S-139S, 1997. 14. Zubieta JK, Alessi NE: Is there a role of serotonin in the disruptive behavior disorders? A literature review. J Child Adolesc Psychopharm 3:1993. Глава 58. ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Frederick В. Hebert, M.D. 1. Дайте определение обсессивно-компульсивного расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) ранее считалось редким расстройством, имеющим плохой прогноз. В настоящее время известно, что ОКР является одним из наиболее хорошо поддающихся лечению психических расстройств. ОКР продолжается на протяжении всей жизни больного, протекает с улучшениями и обострениями и часто осложняется депрессивными нарушениями и тревожными состояниями. Несмотря на то, что ОКР относится к тревожным расстройствам, его симптомы включают обсессии или компульсии, а иногда — и то, и другое. 2. Что представляют собой обсессии? Обсессии проявляются в виде рекуррентных и стойких идей, мыслей, импульсов или образов, которые воспринимаются как навязчивые и не имеющие смысла. Пациент пытается 380 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста игнорировать, подавлять или нейтрализовать обсессии посредством других мыслей или действий. Обсессии рассматриваются больным как продукт его собственного мозга, не навязанные кем-либо извне (возможно, за исключением детей). При наличии другого расстройства, содержание мыслей с ним не связано (т.е. обсессии не касаются чувства вины или депрессии). Типичным содержанием обсессии являются агрессия, страх заражения, сомнения или приведение предметов в порядок. 3. Какие поведенческие проявления являются выражением компульсий? Компульсии включают повторяющиеся действия, которые кажутся целенаправленными и намеренными, выполненными в ответ на обсессии или согласно некоторым правилам в стереотипной манере. Поведение направлено на то, чтобы нейтрализовать или предотвратить дискомфорт или некое пугающее событие; однако указанная деятельность не связана с этим событием или явно чрезмерна. Пациент понимает, что его действия чрезмерны или бессмысленны (дети могут не понимать). Частыми компульсиями являются мытье рук, перепроверки, счет, создание запасов или прикасание, выполняемое в строгом порядке. 4. Так как у многих можно найти проявления обсессии или компульсий, значит ли это, что всем Нет. Обсессии или компульсии должны вызывать значительный дистресс и длиться более часа в сутки или существенно нарушать профессиональное или социальное функционирование, чтобы соответствовать критериям DSM-IV. 5. Насколько часто встречается ОКР? Каков его прогноз? ОКР часто встречается в большинстве этнических групп, его распространенность составляет 2,5%. В 33-50% случаев заболевание начинается в детстве, средний возраст начала заболевания 15 лет. В возрасте старше 40 лет заболевание начинается редко. Начало, как правило, постепенное и сопровождается несколькими типичными предвестниками. Семья пациента может быть весьма религиозна; заболевание отмечается среди последователей всех основных религиозных направлений и известно как «скрупулезность». Девочки страдают чаще, но у мальчиков наблюдается более раннее начало. При наличии в семье одного больного ОКР 20% родственников соответствуют критериям ОКР и еще 20% соответствуют критериям компульсивного расстройства личности. Прогноз ухудшается при наличии у пациента личностных черт кластера А (шизоидные, шизотипические, параноидные), но прогноз не ухудшается при наличии компульсивных личностных или пассивных черт. Например, у мальчика 11 лет появились признаки депрессии. При появлении у него обсессии (в виде идеи, что с его матерью что-то случится) и суицидальных мыслей он был госпитализирован. В отделении он ходил по периметру комнаты, совершая в каждом углу остановку для проведения ритуала пожимания рук. Этот ритуал уменьшился после назначения антидепрессантов и вмешательства сотрудников отделения. В то время, как один из сибсов пациента также страдал от навязчивых мыслей, его мать была вполне организованной и не страдала от подобных ритуалов. 6. Каковы причины ОКР? Механизм, лежащий в основе ОКР, неизвестен. Недавние биологические, клинические, радиологические и физиологические данные о наличии нарушений в хвостатом ядре или связях между хвостатым ядром и префронтальной областью мозга указывают на наличие первичной органической или биологической причины. Наблюдая за проблемами у собак, особенно расстройством бесконтрольного самовылизывания, можно предположить наличие избыточной стимуляции параллельных проводящих путей ЦНС на фоне нарушения баланса серотонина. Данное расстройство у собак поддается терапии селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (например, флуоксетином). Глава 58. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста 381 7. Какие еще расстройства часто связаны с ОКР? Депрессия часто связана с ОКР; значительная часть детей с ОКР страдает большой депрессией. До половины пациентов с ОКР страдают другим тревожным расстройством; у 20% отмечаются тики и у 5% — синдром Туретта, который редко встречается среди основной популяции. 8. Как выглядит ОКР для врачей других специальностей? С ОКР зачастую впервые встречаются семейные врачи, педиатры и дерматологи. Педиатры видят перед собой родителей пациента, испытывающих стресс, развившийся в результате выполнения ребенком ритуалов очистки и проверки. Иногда такой ребенок использует целый рулон туалетной бумаги на один акт дефекации. Если ребенок не может посещать школу или повторно опаздывает, первыми эти нарушения могут заметить работники школы. Семейные врачи или дерматологи могут обнаружить ОКР в виде неспецифического дерматита у детей и подростков. ОКР у детей и подростков часто принимает форму многократного мытья в душе, что нехарактерно для данной возрастной группы. Иногда можно обнаружить, что ребенок с ОКР повторно стирает написанное до тех пор, пока не протрет в тетради дырку. Детские неврологи могут заметить ОКР, консультируя детей, совершающих повторяющиеся движения после стрептококковой инфекции. Таким образом, хорея Сиденгама может проявляться как компульсия в виде повторяющегося движения ногой. У таких пациентов часто обнаруживаются аномалии при рентгенографии. Хирургов пациенты с ОКР часто просят выполнить косметическое хирургическое вмешательство по поводу незначительного изъяна (более точно описывается как дисморфофобия). Данное навязчивое требование «идеальности» тела особенно заметно у подростков, занимающихся искусством. Первыми заподозрить у ребенка ОКР могут стоматологи при обнаружении кровоточивости десен вследствие многократной чистки зубов. 9. Как проводится дифференциальный диагноз ОКР? При генерализованном тревожном расстройстве тревога может присутствовать у пациента большую часть времени, но она не сфокусирована на одной идее или действии. При специфических фобиях у пациента отсутствуют симптомы, за исключением конкретного раздражителя, вызывающего тревогу. При ОКР пациент сфокусирован на неприятном для себя синдроме. Подростки с ОКР осознают, что симптомы являются продуктом их собственного мозга. Дети с ОКР могут не связывать симптомы со своей мыслительной деятельностью, что затрудняет постановку диагноза. Необходимо, чтобы родители подтвердили, что ребенок затрачивает много времени на проведение ритуалов. Пациенты, страдающие ОКР, не считаются психотическими. Эпизоды большой депрессии могут проявляться сопутствующими навязчивыми мыслями; однако в клинической картине преобладают нарушения настроения, а обсессии присоединяются позже и исчезают при успешном лечении депрессии. 10. Что представляют собой расстройства так называемого ОКР-спектра? Некоторые расстройства, которые можно отнести к ОКР, называются расстройствами ОКР-спектра. Компульсивное выдергивание волос (или трихотилломания), навязчивости, связанные с физиологическими отправлениями и дисморфофобии (навязчивые опасения о наличии дефекта определенной части тела) являются наиболее вероятными вариантами ОКР и относятся к расстройствам данного спектра. В настоящее время активно обсуждается возможность отнесения ритуальной рвоты, связанной с булимией, к вариантам ОКР, поскольку рвота часто продолжается в отсутствие повышенной массы тела или не приводит к снижению веса. Все эти нарушения могут начинаться в детском или подростковом возрасте. 11. Существуют ли различные типы ОКР? Да. Большинство пациентов (до 85%) на определенном этапе заболевания выполняют «ритуалы очищения». Некоторые пациенты все проверяют, бесконечно убеждаясь, что двери закрыты, а электроприборы выключены. Другие дети постоянно «классифицируют» бей- 382 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста сбольные карточки или снова и снова считают узоры на потолке. Некоторые пациенты стремятся найти особую симметрию, например, выкладывая в линию карандаши, цветные мелки или обувь; другие оценивают все, что они делают или говорят, например, читая только до страницы, номер которой делится пополам. Гораздо реже ребенок не может выйти за дверь, не выполнив определенный ритуал, или выстукивает ритм на заборе, проходя каждый раз одним и тем же маршрутом. Частым проявлением ОКР у многих детей служит повторное задавание одних и тех же вопросов. Многие подростки, стремятся оставить за собой последнее слово в разговоре, так как испытывают навязчивый страх, что вопрос не будет закрыт, если они не сделают этого. 12. Опишите немедикаментозные способы лечения ОКР? ОКР представляет особенный интерес среди психических расстройств, потому что исследования показывают в целом низкий эффект как плацебо, так и психотерапии. Успешные и неуспешные результаты отмечались и при поведенческой терапии. Методики систематической десенсетизации (постепенное повышение интенсивности представления пугающего стимула) также применялись первое время, но безуспешно. Другие поведенческие методики позволяли уменьшить тревожность, но не влияли на обсессии. Так, экспозиция in vivo (экспозиция стимулом) некоторое время считалась эффективной. Данная методика требует, чтобы пациент контактировал с обсессивным стимулом, например дверными ручками или сиденьем туалета. Метод предотвращения ответной реакции (прерывание или нарушение ответа пациента после действия обсессивного стимула) удерживает пациента от выполнения привычных очищающих ритуалов. В нескольких исследованиях (как с группами сравнения, так и без) эффективность составляла 70—80%. Улиц, подвергавшихся экспозиции как воображаемым, так и реальным стимулом, улучшение склонно лучше сохраняться с течением времени. Пациенты, подвергавшиеся более длительному воздействию стимула, показывали лучшие результаты, чем пациенты, подвергавшиеся более короткой экспозиции. При предотвращении ответа не было обнаружено различий между пациентами, подвергавшимися 24-часовому контролю и пациентами с минимальной продолжительностью контроля. Улучшить результаты может ассистент терапевта, включая члена семьи, который работает вместе с врачом. Один автор обнаружил, что около 60% пациентов могут лечиться амбулаторно, выполняя домашнее задание, направленное на усвоение новых поведенческих стереотипов. Он считает также, что большинство видов терапии необходимо осуществлять непосредственно в окружении пациента, где он обычно выполняет свои ритуалы. Однако до 25% пациентов прерывают курс такой поведенческой терапии и отказываются от продолжения лечения. У 75% пациентов, завершивших курс терапии, успех достигается в 75% случаев (при общей частоте успешности около 50%). Стойкое уменьшение компульсивных ритуалов со временем наиболее часто отмечалось при поведенческой терапии, но данный метод менее эффективен при обсессиях, поскольку с ними невозможно взаимодействовать in vivo. Таким пациентам показана фармакотерапия, особенно при наличии тяжелых обсессии. 13. Какие препараты показаны? При лечении ОКР оказалось эффективно большинство антидепрессантов с серотонинер-гическим механизмом действия. В 1968 г. в одном из исследований, проведенных в Европе, было впервые обнаружено, что кломипрамин, трициклический антидепрессант с выраженным серотонинергическим действием, обладает способностью уменьшать обсессии. Данные результаты были подтверждены в нескольких исследованиях с двойным слепым контролем. В одном из ранних исследований комбинированного применения кломипрамина и поведенческой терапии было продемонстрировано, что этот препарат уменьшает проявления депрессии, тревожности, улучшает социальную адаптацию и способствует как дезактуализации ритуалов, так и повышению чувствительности к поведенческой терапии. В других исследованиях кломипрамин применялся в более низких дозах, при этом уменьшались навязчивые мыс- Глава 58. Обсессивно-компульсивное расстройство детского и подросткового возраста 383 ли, но отсутствовало влияние на ритуалы. Кломипрамин обладает широким спектром побочных эффектов, типичным для трициклических антидепрессантов (часто встречается сухость во рту, запоры и тремор). Реже отмечается головокружение, сонливость, головная боль и слабость. Иногда наблюдается потливость, увеличение веса и задержка эякуляции. Все указанные побочные эффекты реже отмечаются у детей и подростков. Кломипрамин остается наиболее часто используемым в исследованиях препаратом. Начало действия развивается через 2—4 нед., максимальный эффект отмечается через 8—10 нед. Кломипрамин назначают в дозе до 200 мг/сут. или из расчета 3 мг/кг для детей и подростков. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) эффективны в лечении ОКР. Среди всех СИОЗС лишь сертралин и флувоксамин (феварин) одобрены для лечения ОКР у детей. Дозы часто вдвое выше тех, которые применяются при лечении депрессии. Зачастую необходимы такие дозы, как 100 мг сертралина или 100—300 мг феварина в сутки. Феварин обычно принимают дробно, в связи с более коротким периодом полураспада и более мощным седативным действием. Какой бы препарат ни применялся, необходимо начинать прием с низких доз, а затем постепенно повышать их до развития максимального эффекта. Ингибиторы моноаминооксидазы продемонстрировали способность уменьшать навязчивости у пациентов, страдающих также паническими атаками. В целом, симптомы уменьшаются на 70%. Менее чем у 10% детей лечение антидепрессантами оказывается неэффективным, при этом среди детей и подростков высок процент положительных реакций на использование плацебо; следовательно, на самом деле эффективность фармакотерапии у детей может быть не столь высока, как у взрослых. Пациенты с ОКР и избегающим поведением или сексуальными навязчивостями хуже отвечают на терапию. 14. Все эти препараты являются антидепрессантами. Должен ли пациент страдать депрессией? Нет. Антиобсессивный эффект не зависит от антидепрессивного эффекта. 15. Что делать, если пациент не отвечает на терапию в течение 8—10 нед.? Если поведенческая терапия и кломипрамин неэффективны, можно усилить лечение с помощью лития или буспирона. Если побочные эффекты ограничивают применение кло-мипрамина, то флуоксетин можно назначать спустя 1 нед. после постепенной отмены кломи-прамина. Флуоксетин обладает длительным действием и часто конкурирует с другими препаратами, связывающимися с белками крови; таким образом, если пациент принимает подобные препараты, то, назначая флуоксетин, необходимо соблюдать осторожность. Монотерапия флуоксетином обычно действует хорошо; лишь у 16% пациентов отмечается бессонница или тревога. При приеме препарата натощак у пациента часто возникают боли в желудке. Терапию лучше не начинать с флуоксетина, так как при неудачной попытке может возникнуть необходимость выдержать 5-недельный период без приема препаратов. Сертралин обладает меньшей длительностью действия и меньше взаимодействует с другими препаратами, чем флуоксетин, поскольку меньше влияет на метаболические пути с участием цитохрома Р450. Пациентам, страдающим ОКР в сочетании с тиками, зачастую необходимо дополнительное назначение нейролептика или клонидина для обеспечения более стойкого эффекта. Нейролептики могут существенно повышать уровень кломипрамина в крови. 16. Требуется ли госпитализация пациентам с ОКР? Крайне редко. Лечение ОКР, как правило, проводится амбулаторно с использованием комбинации поведенческой терапии и фармакотерапии. 17. Что такое PANDA? PANDA (Pediatric Autoimmune Neuropsychiatric Disorder, детское аутоиммунное ней-ропсихиатрическое расстройство) — заболевание, связанное со стрептококковой инфекцией (Р-гемолитический стрептококк группы А). Впервые о нем сообщили Swedo и соавт. в 1998 г. У всех детей отмечались пять диагностических критериев: наличие ОКР или тиков, начало 384 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста заболевания в препубертатном возрасте, эпизодическое изменение тяжести симптомов, связь с инфицированием Р-гемолитическим стрептококком группы А и наличие неврологических отклонений. Появление у детей аномальных движений после стрептококковой инфекции было известно как «пляска Святого Витта», которая считалась редким осложнением. Группой Swedo впервые была обнаружено, что это расстройство имеет родство с ОКР и в его основе лежит аутоиммунный процесс. ЛИТЕРАТУРА - 1. Flament MF, et al: Obsessive compulsive in adolescents: An epidemiological study. J Am Acad Child Adolescent Psychiatry 27:764-771, 1988. 2. Geller DA, et al: Similarities in response to fluoxetine in the treatment of children and adolescents with obsessive- compulsive disorder. J Am Acad Adolescent Psychiatry 34:36-44, 1995. 3. Insel TR, Akiskal HS: Obsessive-compulsive disorder with psychotic features: A phenomenologic analysis. Am J Psychiatry 143:1527-1533, 1986. 4. Jenike MA, et al: Obsessive-compulsive disorder: A double-blind, placebo-controlled trial of clomipramine in 27 patients. Am J Psychiatry 146:1328-1330, 1989. 5. Kirk JW: Behavioral treatment of obsessive-compulsive patients in routine clinical practice. Behav Res Ther 21:57-62, 1983. 6. Marks I, O'Sullivan J: Drugs and psychological treatment for agoraphobia/panic and obsessive-compulsive disorders: A review. Br J Psychiatry 153:650-658, 1988. 7. March JF, et al: Sertraline in children and adolescents with obsessive-compulsive disorder. JAMA 280:1752-1756, 1998. 8.Perse T: OCD: A treatment review. J Clin Psychiatry 49:48-55, 1988. 9.Reynynghe deVoxrie G: Anafranil in obsession. Acta Neurol Belg 68:787-792, 1968.
10.Rapoport JL: The Boy Who Couldn't Stop Washing. New York, Plume, 1989. 11.Rasmussen SA: Obsessive-compulsive disorder in dermatologic practice. J Am Acad Dermatol 13:965—967, 1985. 12.Swedo SE, et al: Pediatric autoimmune neuropsychiatric disorders associated with streptococcal infection: Clinical descriptions of the first 50 cases. Am J Psychiatry 155:264-271, 1998. 13. Zak JP, et al: The potential role of serotonin reuptake inhibitors in the treatment of obsessive-compulsive disorder. J Clin Psychiatry 49(Suppl):23-29, 1988. Глава 59. ЭНКОПРЕЗ И ЭНУРЕЗ Benjamin P. Green, M.D. ЭНКОПРЕЗ 1. Дайте определение энкопреза. Насколько часто он встречается? Согласно определению DSM-IV, энкопрез представляет собой непроизвольную или непреднамеренную дефекацию в несоответствующем месте, например в одежду или на пол; причем такие эпизоды должны быть не реже 1 раза в месяц на протяжении 3 мес. или более. Для постановки диагноза пациент должен быть старше 4 лет (при условии правильного психического и физического развития), состояние не должно быть обусловлено действием препаратов (например, слабительных средств) или вызвано общим тяжелым соматическим состоянием. Хотя энкопрез может отмечаться в любом возрасте, особенно у лиц с тяжелым органическим поражением мозга, чаще всего он встречается у детей. Данным заболеванием страдают примерно 15% 8-летних и 0,8% 11-летних детей; соотношение мальчиков/девочек 3:1. 2. Выделяют ли клинически очерченные подтипы данного расстройства? Хотя в прошлом многое было сделано для разграничения первичного (при котором никогда не было контроля над дефекацией) и вторичного энкопреза (при котором подобный контроль был утрачен), наиболее применимое клиническое деление на подтипы построено на наличии или отсутствии запора с переполнением кишечника. Запорный, или «удерживающий», энкопрез, как правило, сопровождается небольшим количеством мягкого, плохо оформленного стула, который выделяется и днем, и ночью. При отсутствии запора стул вы- Глава 59. Энкопрез и энурез 385 деляется в большем количестве, лучше оформлен и периодически дефекация наступает в самых неподходящих местах. Энкопрез без запора чаще всего связан с оппозиционным и деви-антным поведением. 3. Какое значение отводится энкопрезу в контексте психотерапии? Тщательное исследование клинических случаев, рассмотренных с использованием психоаналитических и психотерапевтических подходов, убедительно продемонстрировало ключевую роль анального феномена и его далекоидущего влияния на развитие психики человека. Соматические функции прямой кишки и анального сфинктера (например, накопление, удержание, выделение, пачкание, контролирование/утрата контроля) представляют собой телесные ощущения раннего опыта, которые остаются важными в буквальном смысле на протяжении всей жизни. Они также выступают в виде вынесенных из опыта метафор, парадигм и шаблонов, которые навязывают изначально мощные паттерны значения и конфигурации взаимоотношений на разнообразные жизненные события. Анальная фиксация является нормальной для детей в возрасте 18—36 мес. Чрезмерная фиксация на этом аспекте детей более старшего возраста указывает на временную или стойкую регрессию Эго, приостановку развития, психосексуальные фиксации или посттравматические воспроизведения. В качестве предостережения, предваряющего обсуждение лечения, необходимо, чтобы использование психоаналитического подхода, проводилось лишь квалифицированным клиницистом и даже в этом случае, исключительно в контексте сопереживания и ориентации на интересы ребенка. Этот симптом часто выявляет очень напряженные и интенсивные чувства как со стороны пациента, так и со стороны терапевта, заставляя клинициста делать преждевременные выводы исходя уже из первых, и, зачастую ненадежных впечатлений о больном; такое желание оказать возможно быструю помощь часто ведет к отсутствию эффекта от терапии или даже может нанести вред больному. 4. Что вызывает энкопрез — соматические или психические причины? На протяжении нескольких последних десятилетий в литературе, касающейся области поведенческой педиатрии, все большее внимание уделяется более эффективному и экономному лечению энкопреза, с преимущественной фиксацией лечения непосредственно на симптоме энкопреза. Это не говорит о том, что психосоциальные факторы не являются значимыми факторами риска; дети, имеющие согласно родительским опросникам серьезные проблемы с поведением, в 5 раз чаще совершают дефекацию в одежду. Однако причинно-следственная связь (если таковая и существует) между энкопрезом и эмоциональными/поведенческими проблемами не столь очевидна (например, ребенок может совершать дефекацию в одежду из-за упрямства или, наоборот, ребенок может стать гневным и дерзким вследствие своей неспособности контролировать дефекацию и последующих межличностных конфликтов и социального неприятия). Напротив, временное преобладание физиологических причин во многих случаях несомненно. Младенческая «ранняя инерция ободочной кишки», а также отсутствие или стеноз анального отверстия и/или прямой кишки предрасполагает к проблемам с дефекацией в дальнейшем. Однако лучше не концентрировать все усилия на определении первичных причин энкопреза, но важнее правильно оценить значение различных предрасполагающих факторов. Оценка мышечной способности осуществлять дефекацию с помощью ректального баллона (подход, часто используемый в экспериментах для количественного определения подвижности прямой кишки) позволяет сделать выводы относительно первичных соматических, конституциональных аспектов энкопреза. Этот метод используется как для определения наличия энкопреза, так и для определения вероятности эффективности лечения. В одном из исследований 43% мальчиков с энкопрезом (по сравнению с 10% в контрольной группе) не смогли «выделить» дистальный ректальный баллон вследствие напряжения мышц, окружающих анальный канал. Более того, неспособность «выделить» баллон снижает вероятность эффекта от терапии с 63 до 15%. 386 VII. Диагностика и лечение психических расстройств детского и подросткового возраста Большинство авторов приходят к выводу о том, что причина энкопреза лучше всего объясняется совокупностью психических и соматических факторов. В наиболее целостных патогенетических моделях энкопрез считается результатом сложного взаимодействия между конституциональными и приобретенными физиологическими факторами в сочетании с индивидуальными и семейными психосоциальными аспектами. Нижеприведенная модель взаимодействия отражена в виде стадий развития. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|