Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические реакции на утрату




 

После того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату или горем. Реакция утраты считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как личность без того, что он утратил.

Этапы переживания реакции утраты:

· Реакция неизбежности. А, может быть, не умер.

· Отчаяние. Нет, все-таки умер.

· Гнев. Например: Как он/она мог меня оставить?

· Смирение.

· Поиск новых значимых отношений. Мысли о том, что нужно что-то менять в своей жизни.

· Сожаление. Прежний человек был лучше.

· Создание новых связей, отношений. Функции, которые выполнял умерший или потерянный партнер берут на себя другие люди.

· Прощание с этим человеком.

Физические проявления реакции утраты:

· Эмоциональный шок, даже если это ожидаемая смерть.

· Кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм.

· Напряжения в шее, позвоночнике, в горле.

· Повышенная чувствительность к шуму. а

· Чувство нереальности происходящего.

· Нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция).

· Мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость. с

· Сухость во рту.

· Головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия.

· Нарушение сна. дл

· Нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание).

Эмоциональные проявления реакции утраты:

· Печаль, слезы

· Двигательные реакции

· Раздражение, гнев, аутоагрессия (то есть агрессия на самого себя).

· Агрессия в частности может выражаться в обвинениях врачей, родственников, распорядителей похорон и других людей.

· Чувства вины и самообвинения.

· Переживание одиночества, особенно если общение было частым. Чувства, что мир рухнул. Вплоть до отказа выйти из дома.

· Чувство беспомощности.

· Тоска.

· Утомление и усталость, апатия или бесчувственность.

· Нарушения в интеллектуальной сфере:

· Мысли рассеяны.

· Не верит в происшедшее, это только сон.

· Спутанность мыслей и забывчивость.

· Навязчивые мысли в голове. Например, обобстоятельствах смерти, о том, что можно было бы изменить или как-то вернуть.

· Чувство присутствия умершего.

· Человеку кажется, что он видит умершего, галлюцинации.

· Сны об умершем человеке.

Изменения в поведении:

· Безотчетные действия. Например, машинально купил то, что умерший любил есть.

· Избегания социума вскоре после утраты. Это нормальная реакция даже для людей ведущих активных образ жизни. Но если это не проходит несколько месяцев, то можно говорить о депрессии.

· Оберегание вещей умершего человека. Когда человек внутренне отдаляется, то он избегает этих вещей.

· Избегание всего, что напоминает об умершем человеке.

· Поиск и призыв к умершему человеку.

· Активность без устали, человек что-то делает и не может остановиться.

· Частое посещение памятных мест, забота о могиле[10].

Человек, переживающий утрату, часто сталкиваются с чувством вины. Как правило, это чувство иррациональное, которое не имеет никаких реальных оснований. Но даже если есть реальная вина, можно спросить человека, в том, как он мог в тех обстоятельствах это предвидеть? Чаще всего, люди не имеют достаточных знаний, навыков, чтобы все предусмотреть, это не реально. Для того, чтобы человек продолжал жить свободным от последствий травматических, вы должны помочь ему работать травматический опыт, принять его, сделав частью личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности.

 


9. Особенности поведения человека в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

 

Практически все исследователи отмечают, что у человека, ко­торый длительное время находится в зоне бедствия, наблюдает­ся сложная картина изменения не только физиологических, но и психологических и социально-психологических характеристик. При этом существуют типичные психические состояния человека в чрезвычайной ситуации.

Психические свойства и процессы Типичные проявления в экстремальной ситуации
Внимание Узкое, фиксированное на полученной травме
Аффективные привязанности Расширенные (зависимость) или сужен­ные (отчуждение, капсулизация)
Аффективные реакции От глубокой депрессии до ярких проявлений гнева и агрессии
Идентичность (образ Я) Диффузная, неопределенная
Ролевые представления Распавшиеся, ненадежные, извращенные
Способы поведения Деформированные или соответствующие более раннему этапу развития личности
Память Хаотичный доступ к воспоминаниям, порой амнезия
Активные решения и выборы Неосознанные, могут резко изменяться в соответствии с любой информацией, поступающей извне
Симптомы (проявления личностных нарушений) Соответствуют представлениям о травма­тическом стрессе, или психологической травме. Прямые и косвенные просьбы о помощи

Психологические реакции людей в чрез­вычайной ситуации весьма напоминают начальные симптомы со­матических, а подчас и психических заболеваний. Особенно явно эти отклонения проявляются в нарушении механизма саморегуля­ции(Г. Н. Кассиль) ипоявлении аффективных реакций(гнев, агрессия), вызванных действием автоматически включающих­ся после катастрофы механизмов психологической защиты.

 

Табл.Основные характеристики поведения личности в экстремальной ситуации

Динамика аффективные реакции и поведения человека в зоне чрезвычайной ситуации. Анализ научной литературы позволяет увидеть динамику возникновения и развития отдельных психопатологических проявлений у пострадавших в различных стадиях внезапно развившейся чрезвычайной ситуации.

Как правило, выделяют три периода развития чрезвычайной ситуации, каждый из которых имеет свои особенности отклонений в психических состояниях и поведении людей. Рассмотрим их более подробно.

1. Фаза "шока и оцепенения". Первоначально, в острый период должно быть немедленно после воздействия сильного события. Как правило, он короткий промежуток времени. У человека, автоматически "включаются" витальные инстинкты самосохранения. Сохраните, чтобы не допускать осознания разрушительной реальностью — вот основная характеристика и психологический смысл этого этапа. Человек как бы "отключается". В его сознании возникает ощуще-набор нереальности происходящего, состояние онемение, бесчувственность, оглушенность. Внешний наблюдатель, он, кажется, парализован и бесчувственным. Однако, некоторые люди (особенно дети) могут реагировать, и совсем другое — кричать, произносить фразы, лишенные смысла, стоять и проходить через одежду и так далее

На степень выраженности психогенных реакций влияет наличие или отсутствие видимых, сенсорно ощущаемых проявлений катастрофы. Например, во время природных катастроф ситуации опасности для жизни предельноконкретна: человек видит реальные разрушения во внешнем мире; он чувствует и понимает неотвратимость трагического исхода. Это приводит к развитию неспецифических внеличностных аффективношоковых реакции, основу, которая является страх различной интенсивности (вплоть до ужаса и паники). С этой точки зрения, наиболее травмирующими являются землетрясения, когда земля уходит из-под ног, рушится все вокруг, и у человека нет средств для защиты.

2. Этап "эйфории". Этот период длится от нескольких минут до нескольких часов. Среди жертв, которые не получили тяжелых физических травм, наблюдается кратковременное облегчение, своего рода "настроение". Они активно участвуют в работах по спасению, многоречивы (неоднократно повторять рассказ о своем опыте, выражает отношение так); иногда он даже бравада и показное равнодушие к опасности. Постепенно эйфориясменяется вялостью, безразличием, заторможенностью. Однако, как и в предыдущий период, человек еще "не здесь", еще не полностью осведомлены о случив-шееся. Он как бы "не более", заторможен: трудно понять смысл проблемы, сталкиваются с трудностями в выполнении самых простых задач.

В этом контексте в целом, могут наблюдаться различные реакции. У некоторых пострадавших является психоэмоциональное напряжение, с преобладанием тревоги: они выглядят отрешенными, погружен в себя, часто и глубоко вздыхают ("полувздох-полувсхлип"). Другой вариант развития тревожного состояния в этот период может быть тревога деятельности. Для этого состояния характерно двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, многословие, стремление к обилию контактов с окружающими. Выразительные движения выглядят более демонстративными, утрированными. Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией. На этом этапе действитель-ность уже "просачивается в сознание", начинается умственная переработка случившегося, осознание утрат, предпринимаются попытки как-то адаптироваться к новым условиям жизни.

3. Фаза "реакции, или осознания новой психотравмирующей реальности" (иногда называется "Эго-стресса") — наиболее драматичный период в который развивается острая реакция на катастрофическую ситуацию.

Именно в этот период, человек, который проходит через первичный травматический стресс, или стресс осознания. Вокруг хаос и смятение, и человек пытается понять, что произошло, и найти хоть какой-то смысл случившегося. Каждый раз повторяется вопрос: "Почему?", "За что?".

В сознании сталкиваются ранее созданной структурной организации образа мира человека (в первую очередь, образ Я) с новой, травмирующей постшоковой ситуации реальной угрозы для жизни и здоровья, внезапных болезненных потерь, потери и массивного дискомфорта. Необходимость следовать в этих условиях принцип реальности создает предпосылки для стресса сознания, порождает внутренний конфликт и поставить в тяжелое испытание целостности личности. Реальность настолько угрожающа, что человек может вмешаться "последний бастион защиты"— фрустрационная регрессия, которая вызывает к жизни архаические страхи; аффект болезненного недоумения; чувство вины, что "я выжил, а другие погибли» [11].

Наиболее типичным проявлением первичного травматического стресса — фрустрационная регрессия, то есть возвращение к старым формам развития мысли, отношений, структуры поведения. "Регрессировать — это значит идти вспять, возвращаться назад, что вы можете себе представить, как логическое и пространственное, так и в то время смысл". Человек как бы возвщращается в ребенка государство, которое можно рассматривать как способ преодоления условий, которые вызывают страх (X. Томэ), или как "при-способление на примитивном уровне" (Э. Эриксон).

Для человека, оказавшегося в очаге чрезвычайной ситуации, типичной автоматической регрессии психики в возрасте подросткового кризиса (13 — 16 лет). Внешне регрессии проявляется в беспомощности людей, их резкое послушности, подчиняемости и отсутствие инициативы, которые неожиданно может заменить деятельности.

Таким образом, прохождение через экстремальные ситуации (войны, техногенных и стихийных бедствий и др.), в случае, если человек живет в роли жертвы, чревато не просто нарушением в содержании структурных компонентов его образа в мире, но часто приводит к полной гибели, до "пробоя", в "перевернутости реалии мира в сознании" (В. С. Мухина)), когда распадается целостности и последовательности образа мира личности (дезинтеграция), имеют место негативные изменения в изображения себя, людей, мира в целом. Мир воспринимается как опасный, угрожающий; формируются g негативное отношение к объектам действительности и люди, которые человек воспринимает как виновников несчастья.


Государственная политика и нормативно-правовая защита населения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (знать название и содержание 1-3 законов)

 

К настоящему моменту многие страны пришли к выводу, что для успешной борьба с опасными природными, техногенными и социальными явлениями, техногенными, экологическими и социальными катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. России по вопросам предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. чернобыльская катастрофа.

В Конституции РФ записано, что в совместном ведении российской Федерации и российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий". Основной закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и развивались в ряде федеральных законов, законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства, в рамках научных критериев приемлемого риска.

 

Разработка и реализация социальной политики государства осуществляется с соблюдением следующих основные принципы:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении населения российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и осуществление мер по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного публичного управления;

• в случае чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

• меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными актами в данной области;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное уменьшение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление применения мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и других особенностей, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации, участвующих сил и средств федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов российской Федерации.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе законов и нормативно-правовых актов. Разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы, научно-технических, программ, планов развития и совершенствования, планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также выполнением комплекса мер организационного, технического, экономического и административного характера.

Роль государства в обеспечении безопасности своих граждан, природных, техногенных и других опасностей и угроз, в первую очередь, заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В России на всех уровнях сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важную роль является собственностью государства, а также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года, №. 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля состояния природной среды, мебель на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база региональной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство, в современных условиях уделяется вопросам научно-технической политики. В настоящее время, прошлое и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и в районах стихийных бедствий, но и о средствах, отправленных по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет целенаправленной интеграции РСЧС на формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

· Закон Российской Федерации «О безопасности». Принят в 1992 г. В нем дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

· Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В нем определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

· Федеральный законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В нем впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно- спасательных формирований. На территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

· Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороннЫ.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

 

Нормативные и правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный Закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

3. Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» (с изм. от 30 июня 2003 г.) от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ: [одобрен Государственной Думой 26 апреля 2001 г] // СЗ РФ. – 2001. - № 23. – 2277.

4. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера» от 13 сент. 1996 г. № 1094 // Российская газета. – 1996. - 24 сент.

5. Приказ Министерства ЧС «Критерии информации ЧС, представляемые в МЧС» от 08.07.2004 г. № 329.

6. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. (ред. от 22 авг. 2004 г.). // Российская газета. – 1994. - 24 дек.

7. Федеральный закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 141.

8. Постановление Правительства РФ «О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» от 14 марта 1997 г. № 306 // СЗ РФ. - № 12. – Ст. 1442.

9. Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.08.2003 г. // СЗ РФ. – 2003. – № 33.

10. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. (ред. от 22 авг. 2004 г.) // Российская газета. – 1994. - 24 дек.

11. Федеральный закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобили­зации в РФ» от 26.02.1997 г. // СЗ РФ. – 1997. – № 9.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных