Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерактивное обучение в образовании взрослых




Интерактивное обучение широко используется в формальном и неформальном обучении взрослых. Это обусловлено характеристиками самих взрослых обучающихся, целями образования взрослых, особенностями андрагогической модели. Взрослый человек, по определению С. И. Змеева, — это «лицо, обладающее физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения» [31, с. 135]. У каждого взрослого обучающегося есть собственная система ценностей, свои ожидания относительно процесса обучения, личная мотивация, свой социальный контекст. Взрослые избирательно реагируют на педагогические воздействия, готовы сделать осознанный запрос по поводу содержания и способов своего обучения и взять за это на себя ответственность. При этом обучение не является для взрослого человека основной деятельностью, оно рассматривается им как средство для разрешения жизненных и профессиональных проблем. У взрослых сформированы коммуникативные умения, достаточные для обеспечения возможности позитивного межсубъектного взаимодействия.

Все вышеперечисленные особенности взрослых обучающихся свидетельствуют о том, что обучение взрослых — более сложный процесс, чем обучение детей, и, согласно постулатам андрагогики, этот процесс должен быть организован особым образом.

Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируемая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование богатого опыта взрослых обучающихся как источника обучения; в-третьих, широкое применение активных и интерактивных технологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятельность и активность взрослых при обучении [17, 31, 49, 74].

В обучении преобладает партнерский, диалоговый стиль общения взрослых учащихся (обучающихся) и взрослых преподавателей. Как отмечают специалисты (И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, Т. И. Шамова), характерными чертами обучения взрослых в системе дополнительного профессионального образования являются «сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучающих» [67, с. 300]. Обучающиеся могут выступать как носители нового содержания образования для своих коллег и преподавателей. Все эти характеристики процесса обучения взрослых способствуют широкому применению интерактивных технологий, форм и методов обучения. Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность.

Исследования показывают (С. Г. Вершловский, Е. П. Тонконогая, Т. И. Шамова и др.), что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимости и продуктивности отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.

Творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, способствуют выработке новых взглядов и установок специалистов, формированию умений и навыков, моделированию специалистом своего нового опыта, коррекции негативных установок [24, 33, 59].

К числу наиболее распространенных в дополнительном профессиональном образовании интерактивных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Развивающий и образовательный эффект работы взрослых в малых группах основан на преимуществах этого метода.

1. Высокая активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.

2. Комфортность. Работая в маленькой группе, участники держатся более свободно, уверенно, снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт.

3. Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения, развить способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности, научиться подчинять личные интересы интересам общего дела, строить конструктивную коммуникацию.

4. Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса (вырабатывается умение выступать перед аудиторией взрослых, а не студентов, емко и четко излагать свои мысли).

5. Более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

Попадая в условия коллективного обучения, взрослый участвует в процессе организованного саморазвития своих коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и потребностей (учащиеся становятся импульсом развития друг друга). Тем самым создается возможность для реального профессионального взаимодействия, в ходе которого способность к профессиональному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.

Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения взрослых, как лекция. Например, лекция-беседа или диалог со слушателями предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный опыт и знания. Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью. Лекция с применением элементов «мозгового штурма» (брейнстор-минга) и лекция с разбором микроситуаций по форме аналогичны лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики. Лекция - «пресс-конференция» проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

В то же время опыт реализации андрагогической модели и применения интерактивных форм и методов обучения в системе повышения квалификации (СПК) педагогов показал, что:

- часть слушателей не готова занять субъектную позицию в обучении, так как она требует принятия на себя большей ответственности за результаты своего образования;

- многие формы и методы интерактивного обучения не вписываются в традиционные рамки, нормативная база не соответствует современным целям и задачам дополнительного профессионального образования, важнейшей из которых является «развитие профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста-профессионала» [67, с. 300];

- у многих преподавателей СПК отсутствуют необходимые компетенции и опыт работы в андрагогической модели с применением интерактивных методов обучения. Преподавателю легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самому объяснить, «разложить по полочкам» материал, наслаждаясь своей «красивой» речью, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт.

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлен интерес ученых и практиков к интерактивному обучению?

2. В чем состоит сущность интерактивного обучения?

3. Какие формы и методы интерактивного обучения используются в вашем вузе?

4. В чем заключается образовательный и развивающий потенциал интерактивного обучения?

5. В чем отличие андрагогической модели обучения от педагогической?

6. Обоснуйте преимущества групповой работы взрослых в малых группах.

7. Какая модель обучения реализуется в вашем вузе?


Лекция 4 (2 учебных часа)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных