Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Создание благоприятного психологического климата




Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются:

- межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся»;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:

- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;

- руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;

- организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;

- осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

Опишем некоторые условия и методические приемы, обеспечивающие эффективное осуществление названных процессов.

В традиционной практике обучения основная задача педагога состоит в выполнении учебных целей; при интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный, и результаты во многом зависят от благоприятного психологического, эмоционального микроклимата в группе.

Психологический климат отражает качественную сторону межличностных отношений и представляет собой совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности (если симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе способствуют продуктивности образовательного процесса, то отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность участников и производительность учебной деятельности). Кроме того, дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей самих по себе и для взаимного духовного и профессионального обогащения.

Важным условием благоприятной психологической атмосферы обучения взрослых являются состав и количество слушателей. Часто в погоне за количеством проводится соответствующая рекламная кампания, что приводит к переполнению групп. В результате возникает нехватка мест и свежего воздуха в аудитории, проявляется обида и неудовлетворенность обучающихся и становится невозможно эффективно реализовать активные и интерактивные методы обучения. Многие психологи и педагоги-практики полагают, что оптимальная численность группы при интерактивном обучении не должна превышать 20 человек.

Преподаватель обязан позаботиться о комфортабельной физической среде обучения: аудиториях для игровых занятий, дискуссий, аутотренингов, самостоятельной работы, предусмотреть возможность для кофе-паузы, разминок. При этом организация учебного пространства является важнейшим положением, обусловливающим эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников и свободного перемещения в аудитории; необходимо также обеспечить адекватную обучающую среду, насыщенную компьютерной техникой и научно-методической литературой, к которой обучающиеся могут обратиться, если возникнет такая потребность.

В создании доброжелательной атмосферы и положительного эмоционального фона преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к обучающимся, динамичное ведение занятия, использование мимики, жестов, улыбка, юмор.

Занятие можно начать со своеобразной разминки — двигательной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Например, с упражнения «Змейка опыта».

Упражнение «Змейка опыта»

Участникам предлагается построиться «змейкой» в последовательности, зависящей от стажа работы в системе профессионального образования, начиная с наибольшего стажа. Участники ходят по аудитории, спрашивают друг друга и постепенно выстраиваются в «змейку». Затем можно предложить трем-четырем стоящим рядом участникам подсчитать общее количество лет. Цифры записываются на доске. Таким образом, можно подсчитать общее количество лет педагогического стажа всей группы. Руководитель семинара в своем кратком комментарии подчеркивает, насколько богат и велик опыт, сложенный вместе. Необходимо дать понять, что очень важно использовать его на семинаре, обогащая друг друга своими накопленными знаниями.

Можно предложить участникам кратко ответить на вопросы, передавая друг другу какой-либо мелкий предмет в качестве эстафетной палочки: «Что вы ждете от курсов, занятия?», «Что вам уже известно по этой теме?»; провести методом шкалирования оценку уровня имеющихся знаний и представлений группы по теме курсов, семинара; можно также дать два-три упражнения на концентрацию внимания. Хорошо помогают созданию нужной атмосферы такие «простые» детали обучения, как выбор эпиграфа к занятию, плакат с приветствием и т. д.

Очень эффективным в этом плане является обсуждение с участниками целей и задач предстоящих встреч. Вместе с ними нужно поразмышлять о том, в чем они хотели бы измениться, какие профессиональные компетенции наращивать, в какой форме предпочитали бы обучаться, какие условия были бы для них оптимальными. Руководителю следует показать, в чем привлекательность данной образовательной программы, какие дефициты будут удовлетворены. При этом необходимо обсудить наиболее значимые для присутствующих ценности и правила групповой работы, которые лучше письменно зафиксировать и держать на видном месте.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе группового общения — правила кооперации и сотрудничества:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — участники;

- каждый участник группового взаимодействия заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнать разные мнения по конкретному вопросу (проблеме) [45, с. 168].

Чтобы сделать процедуру совместного планирования более неформальной, следует использовать определенные методические приемы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных