ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организация межличностного диалогаВ основе интерактивного обучения — непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы. Диалоговое общение как основной способ познания человеком других, самого себя и человеческих отношений обоснован в гуманитарной психологии (Б. С. Братусь, С. Л. Братченко, Л. И. Воробьева). Вопрос о диалоге как личностно-развивающей модели (технологии) образования в настоящее время активно разрабатывается (С. В. Белова [5] и др.). «Диалог, — пишет С. В. Белова, — представляет собой специфическую образовательную ситуацию (и, шире, среду), где происходит развитие личности в процессе установления ею «событийной общности» с миром, с людьми и с самим собой» [5, с. 24]. Диалог возникает на основе субъект-субъектных отношений, при равной позиции обучающего и обучающихся и является необходимым условием раскрепощения личности от формализованного традиционного процесса обучения. При использовании диалоговых форм обучения у каждого появляется возможность сравнить себя с другими, выявить свои сильные и слабые стороны, проверить личные жизненные и профессиональные ценности, сравнивая свои установки с установками других участников. Чем ярче способность человека в открытом диалоге сравнить себя с другими, чем более он открыт и восприимчив к «чужим» идеям и инновациям, тем богаче его способности, тем выше его успехи в формировании жизненных и профессиональных ценностных ориентации. Диалогическое взаимодействие в обучении взрослых предполагает установление контактов между участниками на основе их совместной учебной деятельности, включающей обмен информацией, выработку стратегии решения профессиональных проблем, восприятие и понимание друг друга. В процессе диалогического взаимодействия личностей С. В. Белова [5, с. 68] выделяет несколько фаз: 1) встреча, самопредъявление, изучение индивидуальностей друг друга (здесь важно, что эти индивидуальности предлагают друг другу); 2) совместное «переживание» и изучение предмета диалога; 3) «новая» встреча взаимообогащенных индивидуальностей и самопредъявление себя на более высоком уровне. Таким образом, в диалоге проявляются все стороны общения: коммуникация (обмен информацией между участниками диалога); интеракция (взаимодействие партнеров по диалогу); перцепция (восприятие партнерами друг друга). Но при этом «важен не только сам факт межличностного взаимодействия и общения, но и степень личной вовлеченности в него» [11, с. 54]. Человек включается в диалог, когда обсуждаются вопрос, проблема, имеющие для него личностное значение. Процесс разворачивания диалога начинается с постановки проблемы. Затем обучающимся предоставляется возможность самостоятельного поиска ее решения, возникает «многоголосица» гипотез, вариантов. Общий способ определяется в коллективной модели. Переход от постановки проблемы к коллективному способу ее решения знаменует возвращение к монологическому обучению. Диалог возрождается при постановке новой проблемы. Таким образом, диалог начинается тогда, когда возникает необходимость разрешить личностно значимую для участников проблему. Но диалог выступает не только как средство решения каких-то проблем, а «является одним из базовых условий личностного роста и потому обладает особой ценностью» [11, с. 64]. А. А. Бодалев одним из важнейших принципов организации диалогового развивающего взаимодействия называет межличностную, субъект-субъектную основу: «При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникают диалог и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника на другого» [8, с. 216]. Следующим важным условием является соблюдение участниками взаимодействия принципов: 1) равноправия, 2) взаимного уважения, 3) взаимопонимания и сопереживания, 4) сотворчества и сотрудничества. Диалог равноправных личностей будет происходить конструктивно, если участники будут соблюдать коммуникативные права личности (КПЛ). С. Л. Братченко [11, с. 48 — 49] называет следующие базовые КПЛ: - на свою систему ценностей, свою веру; - на ответственность за свое развитие и свою судьбу; - на достоинство и его уважение; - на индивидуальность и отличие от других; - на независимость и суверенитет; - на свободную, ничем не регламентированную мысль. Перечисленные коммуникативные права личности являются основой, непременным условием конструктивного межличностного диалога. С. Л. Братченко выделяет также большой блок частных КПЛ, которые носят более «технологичный» характер: - на позицию, свою точку зрения; - на свободное изъявление своей позиции (право голоса); - на отстаивание и защиту своей позиции; - на доверие со стороны собеседника (презумпция искренности); - на понимание собеседника, прояснение для себя его позиции, точки зрения; - на вопрос к собеседнику; - на сомнение в отношении любых суждений; - на изменение, развитие своей позиции, точки зрения; - на чувства и переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем; - на сокровенное, непубличную сферу в собственном внутреннем мире (коммуникативное прайвеси); - на право строить общение на принципах равноправия независимо от статуса собеседника; - на завершение общения [11, с. 49]. Соблюдение этих коммуникативных прав позволит преподавателю устанавливать между обучающимися отношения взаимного доверия и взаимопомощи, предотвращать возникновение обстановки конкуренции и критики, конфликтных ситуаций. Основой любого интерактивного метода обучения является бесконфликтность, но иногда все же в группе возникают конфликтные ситуации, когда сталкиваются различные точки зрения, противоречия, которые заводят в тупик, делают невозможным прежний уровень отношений между людьми. Для снятия конфликтных ситуаций иногда подходит принцип взаимного подчинения, при котором каждый член группы в какой-то момент становится экспертом, ведущим, а в какой-то, наоборот, подчиненным. Это позволяет регулировать отношения между людьми, у одних удовлетворяя и корректируя лидерские притязания, у других — развивая навыки организатора. При разрешении конфликта важно, чтобы конфликтующие стороны поняли претензии и позицию противника. Важнейшее условие осуществления этого — так называемое активное выслушивание. Его суть состоит в том, чтобы убедиться в правильном понимании того, что говорится партнером. Для этого смысл его высказываний нужно изложить еще раз, своими словами. Контроль обеспечивается вопросом, правильно ли был понят смысл. Например: «По-моему, доклады очень скучны, ничего невозможно запомнить». — «Значит, вы вообще не хотите слушать никаких докладов?» — «Нет, я так не считаю. Я только хочу сказать, что доклады должны быть более разнообразными с методической точки зрения, тогда они будут интереснее». Такой обмен репликами продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто полное совпадение содержания высказывания и его понимания партнером. Наряду со словами очень важная роль принадлежит жестам, позам, мимике. Активному выслушиванию помогают: - контакт глаз; - наклон головы в знак внимания; - ваше расположение лицом к собеседнику. Не слишком эффективны в смысле активного выслушивания: - немедленное возражение («Да, но...»); - пренебрежительное высказывание («Ах, да ну...»); - неприятие чувств говорящего («Вы это не всерьез!»); - упреки («Как вы могли...»); - попытки убеждения («Вам лучше поступить так:...»); - интерпретации («Вы так говорите, потому что...») вместо уточнения ваших предположений («Когда вы так сказали, мне показалось, что...»); - взгляд в сторону, а не на собеседника; - отрицательное покачивание головой; - поза, когда сидящий откидывается на спинку стула; - скрещенные на груди руки. Активное выслушивание помогает подавить возможно имеющееся негативное эмоциональное восприятие собеседника и, следовательно, более полно воспринимать содержание разговора, позволяет лучше узнать своего партнера по разговору или участника конфликта. Используя этот принцип, легче оценить и понять ситуацию. Подводя итог сказанному, следует отметить, что успех и результативность диалога как основы интерактивного обучения обусловлены: - организацией пространства для диалога и дискуссии (см. раздел 1); - подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.); - готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять его); - нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы; - соблюдением коммуникативных прав личности; - использованием «поддерживающих» приемов общения: доброжелательных интонаций, умения задавать конструктивные вопросы и т. д.; - стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение; - навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходил диалог, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем. Лекция 6 (2 учебных часа) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|