ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психология людей пожилого возрастаПожилой возраст — заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы весьма условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков снижения возможностей или вообще невозможности участия в производительной деятельности. Помимо ослабления здоровья, уменьшения физических сил этот период старения возникает и психологически — при интеллектуальном, эмоциональном «уходе» в свой внутренний мир, в личностные переживания, осмысление прожитой жизни. Однако пожилой возраст может рассматриваться и как период продолжающегося развития личности. В случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий пожилой возраст есть достижение мудрости, чувства удовлетворенности, исполненного долга и возникновения новых интересов, новых социальных ролей (например, всем известных — дедушки, бабушки и др.), новых проявлений идентификации включением в решение посильных, но полезных для себя и других задач, при решении которых возрастные личностные достоинства обеспечивают более высокие достижения, чем это могут сделать молодые, не обладающие ими. Широко известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий в пожилом возрасте. К числу характерных особенностей творческих людей относятся широта и разнообразие их интересов. Активные устремления творческих личностей выходят за пределы их семейных и узкопрофессиональных интересов. И часто выражаются в их участии в педагогической, общественно-политической и иных видах деятельности. Поэтому можно рассматривать пожилой возраст и как высший, своеобразный уровень личностной интеграции. Если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, пожилой возраст сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. Проявляется весьма неоднозначная картина изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в их профессиональную деятельность. Особо значимой чертой пожилых людей, занимающихся творчеством, являются сильно выраженные деятельностные мотивы, целеустремленность и направленность на реализацию, и воплощение своих замыслов и идей на практике. Высокоразвитая самоорганизация и критичность по отношению к результатам своей работы, а также гибкость ума присущи творческому человеку на протяжении всей жизни. Непосредственный интерес к процессу творчества сочетается с включенностью личности в жизнь общества, что определяет личностный смысл самого творчества. Чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психологического и биологического долголетия. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение как одно из важнейших условий долголетия. Активной жизни пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. Это, как правило, способствует и сохранению здоровья. Поэтому социальная и социально-психологическая проблема пожилого возраста заключается не в «уходе на покой», не в ожидании конца жизни, а в продолжении ее и уместном для возраста проявлении того неоценимого, что приобретается только долгими годами жизни. Проблема же общества — дать пожилым возможность продолжать чувствовать себя нужными, продуктивными, самовыражающимися и уместно полностью использовать возможности этих людей с пользой для решения проблем. Во многих странах так и поступают: создают условия для работы на дому, на телефонах недалеко от места жительства, помогают в овладении новыми идами труда (создаются специальные краткосрочные курсы обучения) _ работы на компьютерах, проведении консультирований, ректорской работе, участию в народных промыслах, выращиванию цветов, рассады, обучают научным прикладным основам построения взаимоотношений в семье, с создавшими свою семью детьми, воспитания внуков, педагогической помощи им в учебе или преодолении трудностей переходного возраста. Есть специальные курсы и кружки по индивидуальным интересам — занятия живописью, аранжировкой, музыкой, поэзией, туризмом, коллекционированием и пр. Лекция 20. Девиантное и делинквентное поведение: причины и виды H. Понятие «девиантное поведение» Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. Девиантное поведение - это поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Девиантное поведение — это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы - предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть: позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; — негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению. Девиантное поведение — своего рода социальный выбор, когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся. Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации. Девиантное, т.е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени: 1) незначительно отступление от норм морали и этикета называется собственно девиантным; 2) нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии оно определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами; 3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением. 2. Объяснение девиаций Причины девиантного поведения ранее пытались объяснить исходя из 1. биологических особенностей нарушителей норм: — специфическими физическими чертами, — генетическими отклонениями; 2. на основе психологических особенностей: — умственной отсталости, — различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности. Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков В теории навешивания ярлыков (теория стигматизации) девиантное поведение трактуется не как продукт индивидуальной психологии или генетической наследственности, а как последствия воздействия социальной структуры и социального контроля. Стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или даже целую группу. Бывают стигмы тела (дефект или уродство), индивидуального характера (гомосексуальность) и социальных коллективностей (раса или племя). Согласно теории стигматизации все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь. Теория навешивания ярлыков, или теория стигматизации основана на двух положениях: 1. Девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. 2. Навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, благодаря которой девиант приходит к принятию самоимиджа или определения как человека, который перманентно заключен в рамки де-виантности своей роли. Особенность подхода здесь состоит в том, что он привлекает внимание к девиации как к результату социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов. Другими словами, девиация - это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп. Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения. В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против культуры, общества и установленных целей и средств. В современном мире девиантное поведение наиболее характерно для особо нестабильной и наиболее уязвимой социальной общности - молодежи. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля. 3. Делинквентное поведение Делинквентное поведение (противоправное, антиобщественное) — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение. Деликты - противозаконные действия. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества. Особенности делинквентного поведения: 1). Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно 2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. 3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. 4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. 5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами. 4. Девиантное поведение в подростковом возрасте, его причины Особенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков: — повышенная тревожность, — дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни, — импульсивность, — раздражительность, — вспыльчивость, — агрессивность, — конфликтность. Эти особенности затрудняютЬ И;р://р8уега.ш/4322/оЬ8ЬсЬете общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным
Отличия подростковых девиаций: 1. высокая личностная включенность, 2. заниженная критика к совершенному проступку, 3. возможность рецидива, 4. самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства». Наиболее часто несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют агрессию. Отличия подростков с асоциальной агрессией от социально более успешных сверстников: 1. Чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. 2. Не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. 3. Менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, 4. Практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, 5. Подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. 6. Действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения. Наиболее распространенные цели агрессивного поведения: - причинение боли жертве; - месть за перенесенное страдание; - причинение ущерба; - доминирование, власть над другим человеком; - получение материальных благ; - аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта; - самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения; - защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания; - отстаивание личностной автономии и свободы; - завоевание авторитета в группе сверстников; - удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; - привлечение внимания. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В этом возрасте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как наличие силы. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам http://psyera.ru/4590/chto-takoe-oshchushchenie безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Последние широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Проявление агрессивности определяется статусом подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и «отверженных». Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой посредством агрессии показывают неудовлетворенность своим положением. Уровень вовлеченности в противоправную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность несовершеннолетних за правонарушения. По детерминации поведения можно выделить несколько групп агрессивно- девиантных подростков: 1. Ситуативный нарушитель. Противоправные действия преимущественно спровоцированы ситуацией. 2. Субкультурный нарушитель. Идентифицирует себя с групповыми антисоциальными ценностями. 3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия выступают следствием внутриличностного конфликта и тревоги. 4. «Органический» нарушитель. Совершает противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности. 5. Психотический нарушитель. Девиантные действия возникают по причине тяжелого психического расстройства, психоза, помрачения сознания. 6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных черт- враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособностью к близким доверительным отношениям. Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение. Исследования, проводимые во многих регионах России, показывают, что ярко выраженные девиации в поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся на воспитании в интернатных учебных учреждениях и детских домах. Почти в 90 % случаев несовершеннолетние правонарушители являлись — социальными сиротами, — воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, — в семьях, где родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики, — в семьях, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и познали тяготы взрослой жизни. Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей, оставшихся без родительской любви и ласки в раннем детстве. По данным российских исследователей, эти дети регулярно «пополняют» преступный мир: 40 % воспитанников учреждений интернатного типа склонны к совершению преступлений, — 40 % - уже совершили их, — 10 % склонны к суициду, — только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь. Раздел 4. Возрастные закономерности и психологические особенности пожилого возраста и старости Лекция 21. Геронтопсихология как область научного знания 1. Общие положения геронтопсихологии Одним из разделов возрастной психологии является геронтопсихология (греч. (gerontos) — старец, старик), основанная на геронтологии — разделе медико-биологической науки, изучающий процессы старения живых организмов, в том числе и человека. Данный раздел появился во второй половине 20-го века и основателем его явился Стенли Холл. В этот период было отмечено большое число лиц пожилого возраста в общей численности населения планеты, что наложило свой отпечаток на состояние общества. Такой феномен называется «постарение населения». Возраст накладывает свой отпечаток на изменения не только физического тела, но и психики, поскольку меняется образ жизни, мышление, привычки. С выходом на пенсию, у человека появляется свободное время, которое он не всегда знает, как заполнить. Процесс адаптации к новым условиям не редко проходит очень тяжело. Также уменьшается круг общения, человек начинает чувствовать себя не нужным, забытым. Ища контакт с посторонними людьми, они могут натолкнуться на непонимание, что приводит к огорчениям. С возрастом происходит переосмысление жизни, ценностей, чувства притупляются, и человек начинает задумываться о своем предназначении, о своей дальнейшей жизни, исходя из полученного опыта и знаний. Геронтопсихология (греч. geron (gerontos) - старец, старик) - раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. Геронтопсихология занимается разработкой методов и средств психологической помощи людям преклонного возраста, помогающих быстро адаптироваться к новым условиям жизни. Геронтопсихология изучает взаимосвязь при старении общих физиологических и психофизических характеристик и психологических особенностей поведения, а также личностные сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ценностных ориентаций. Работает геронтопсихология и с профилактикой депрессий старческого возраста, тем самым помогая предотвратить ранее старение и устанавливая психологическое долголетие. 2. Общие характеристики старости Старение - биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма. В словаре С.И.Ожегова содержатся следующие определения: — «пожилой» - начинающий стареть, — «старость» - период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма, — «старый» - достигший старости. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на разных уровнях: 1. биологическом, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; 2. социальном - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль, паттерны поведения; 3. психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. В настоящее время существуют различные определения старения. Например, старение - это снижение поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Или, старение - это изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления. Характеристики старения: — универсальность, — эндогенность - старение возникает, развивается вследствие внутренних причин. (Термин «эндогенность» применяется для характеристики источников возникновения психических заболеваний и причин индивидуального своеобразия их протекания), — постепенность, — разрушительность. Как считают специалисты, старение - неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии. Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др. Вместе с общим регрессом, тем не менее, наблюдаются положительные адаптивные сдвиги. Адаптационно-регуляторная теория, развиваемая геронтологами, утверждает, что в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на: — сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма, — поддержание его гомеостаза, — увеличение продолжительности жизни, — поддержание стабильного уровня жизнеспособности. В.В. Фролькис определяет эти явления как процесс витаукта (от vita-жизнь, auctum-увеличивать). Со времён И.И. Мечникова принято различать: 1. преждевременное или патологическое старение, 2. естественное или физиологическое старение. И.И. Мечников опроверг взгляд на старость как на болезнь, ибо она может и не быть обременённой заболеваниями. При физиологическом (естественном) старении в организме наблюдается последовательное снижение интенсивности процессов обмена веществ, а также атрофические изменения, постепенно развивающиеся во всех системах органов и приводящие к понижению функциональных и реактивных способностей организма. Однако наряду с этим происходит приспособление организма к этим изменениям, что и является одним из условий долголетия. Известный американский психолог Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости - достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Но важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности. Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями. В этом возрасте возможен широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни. Лекция 22. Особенности психологии пожилого и старческого возраста 1. Физические возрастные изменения По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение. Мы все знаем, что возраст, в котором начинают седеть волосы или покрываться морщинами кожа, значительно варьирует у разных людей. Кроме того, иногда разные показатели возраста не согласуются между собой: человек может выглядеть «старым» из-за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение могут быть не хуже, чем у молодого: наоборот, физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос. Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма (макро- и микроуровень). 1. Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, голос «садится», становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки. 2. Так же старению подвержены межклеточное вещество и различного вида волокна. Именно от них зависит эластичность кровеносных сосудов, внутренних органов и кожи. Со временем волокна перерождаются, теряют эластичность, становятся грубыми, изменяют структуру, перестают впитывать влагу и набухать. Как раз изменения волокон больше всего и сказываются на внешности человека, воспринимаются как наиболее заметные признаки старения. Возрастные изменения структуры тела: — уменьшается жизненный объём лёгких, — теряется эластичность кровеносных сосудов, — грубеют и снижают чувствительность все составляющие органа слуха, — сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, — в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, — уменьшается объём мышечной массы, — отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства. В результате этих изменений в мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной функциях способность индивидуума выполнять работу в стрессовой ситуации снижается с возрастом. Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих «подобных взрыву» усилий мышечной массы или пролонгированных действиях, таких как бег. 2. Возрастные изменения, влияющие на психологию пожилых Перестройка в органах чувств существенно влияет на индивидуальную работоспособность пожилого человека, особенности восприятия и мышления. 1. Зрение претерпевает значительные изменения, связанные с возрастом: — Учащаются конъюнктивиты. — Постепенно стойко понижается острота зрения. — Понижается динамическая визуальная острота зрения - способность выделить детали движущегося предмета. — Потеря способности к адаптации при переходе из света в темноту. — Пожилым требуется на 50-70% больше света, чем молодым, для распознавания объекта вблизи источника яркого света. 2. Слух также изменяется с возрастом: Анатомические изменения в наружном слуховом проходе, барабанной перепонке, суставах слуховых косточек и внутреннем ухе вызывают двустороннюю потерю слуха в отношении чистых высоких тонов. Эти потери в слуховой сфере и в способности различать высоту тона часто вызывают значительное ухудшение способности правильно формулировать речь. 3. Возрастные изменения нервной системы: Различные связанные с возрастом изменения в нервной системе могут влиять на работоспособность, и, таким образом, корректировка темпа работы необходима, если пожилые рабочие должны работать наиболее продуктивно. Скорость передачи информации обычно замедляется у пожилых людей. Большинство замедленных движений происходит благодаря перестройке в механизмах центральной нервной системы, включающих изменения в интерпретации вводимой информации для получения правильных или неправильных ответов. Однако, хотя пожилые реагируют значительно медленнее, они, очевидно, отвечают более правильно. У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления, чем у молодых. У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации. Пожилым требуется больше времени и усилий для «кодирования» информации в нервной системе. Однако когда информация закодирована в равной степени хорошо как молодыми, так и пожилыми, величина ёмкости памяти одинакова. Среди задач памяти изъятие из неё ранее имевших место событий (поиск и восстановление информации) более ухудшается с возрастом, чем осознание (соотношение накопленной информации среды обитания). У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных. Первичная или кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, снижается с возрастом. Изменения во вторичной или долговременной памяти реже наблюдается с возрастом, и пожилой человек может успешно адаптироваться к ним. В психологии, характере, поведении человека появляются свои изменения. 1. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. 2. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. 3. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как «психическая старость» и «физическая немощность». 1. Понятие «психическая старость» связано с особенностями изменения структуры личности старого человека. 2. Понятие «физическая немощность» связано с протеканием биологических процессов в организме (их замедлением). Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жестко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остается способной к развитию. На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим. Лекция 23: Типология старости 1. Негативные типы старости Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышение внимания к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне - все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными. Психологически неблагополучные типы старости: 1) ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. 2) разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными. 2. Позитивные типы старости Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения». Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Основные типы психического старения (по Ф. Гизе): — старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; — старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни и другие. интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремиться к покою. Социально-психологические типы старости (по И.С. Кону): 1. активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и так далее, живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности; 2. второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и так далее. То есть для этого типа стариков характерна также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя; 3. третий тип, который преимущественно составляют женщины, находят главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. 4. четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность. 3. Смешанная классификация старости Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д.Б. Бромлей, в которой выделено пять типов приспособления личности к старости: 1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы. Благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока. 2. Отношение зависимости. Зависимая личность - человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности. 3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитный механизм против страха смерти и обездоленности является их активность «через силу». Такие люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу. 4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремяться переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. И-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался могочисленными стрессами и неудачами. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающиеся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, иногда и ко всему новому миру. 5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Неудовлетворённость в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединенные с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий. Итак, творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта. Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить базу для конкретной практической работы с людьми пожилого и старческого возраста. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|