Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 24. Адаптация пожилых людей в посттрудовой период




Пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно - потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности

процесса адаптации.

Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оцениваю свои социально желательные характеристики. Они склонны

считать себя ответственными за свою жизнь. Пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период

характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой. У людей этой группы преобладает экстернальный локус контроля.

Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия

других, удовлетворены общением. Для пенсионеров с низким уровнем адаптации в посттрудовой период по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.

Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы

общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы – основной страх, который переживают пенсионеры данной группы. Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано с тем, что они видят много позитивных изменений в образе жизни после выхода на пенсию.

Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть

обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации, (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

Работа по профилактике дезадаптации в пост трудовой период жизни человека.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости психологической работы с группой пожилых людей, имеющих низкий уровень адаптации в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека. После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

 

Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Лекция 24. Этические аспекты процесса общения

1. Взаимосвязи общения и этики

Общение непрерывно связано с этикой поведения людей, их моральными нормами и принципами отношений друг к другу. В плане общения человек не может входить в контакт без учета этических норм поведения и социально принятых в обществе правил. Каждый человек усваивает для себя принципы и этические нормы общения, преломляет их в соответствии с личными качествами, своим житейским опытом, потребностями и интересом. Кроме того, модификацию социального поведения и ход мыслей деловых партнеров в процессе общения определяют устойчивые психические свойства: темперамент и характер человека.

Исключительно важна в общении способность человека к самооценке, то есть умение взглянуть на себя со стороны, систематически анализировать свои действия и поступки, критически относится к ним. Самооценка тесно связана самообладанием и самодисциплиной, что влияет на общий тон разговора, часто помогает предотвратить конфликты. Деликатный человек всегда сможет найти выход из затруднительного положения, сменить тему, вызвавшую разноречивые оценки. Выдержка, тактичность и доброжелательность позволяют сохранить благоприятный психологический настрой и сдержать отрицательные эмоции.

В ходе общения между индивидами происходит обмен культурными навыками и опытом и тем самым идет процесс формирования общечеловеческих норм культуры поведения.

В ходе общения выявляются и культурные различия между людьми, противоречия в оценках и взглядах. В процессе общения реализуется культурная деятельность, которая имеет универсально значение для всего человечества, проникает во все сферы жизни и является неотъемлемой основой социальности. Этические нормы поведения, мораль, культура общения тесно взаимосвязаны, потому что имеют общие корни в специфике бытия человека, его стремление удовлетворить духовные потребности в общении. Более того, этикет и культура общения помогают достичь практических целей в профессиональной деятельности и выступают критерием и стимулом совместной деятельности

2. Деловой этикет

Деловой этикет - важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя.

Знание этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Больше половины выгодных для отечественных предпринимателей сорвавшихся сделок не состоялись из-за незнания русскими бизнесменами правил делового общения и культуры поведения. Однако, несмотря на объективность таких сведений, следует отметить, что российские деловые люди зачастую по-прежнему пренебрегают правилами этикета.

Большинство правил дипломатического, воинского и общественного этикета в значительной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдении правил этикета дипломатами придается большое значение, поскольку нарушение правил в данном случае может причинить ущерб престижу страны (ее официальных представителей) и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, бывает уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, условны, они носят как бы характер написанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек дожжен не только знать, и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных права и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижение взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а что нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком, не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Требования этикета, в том числе и делового, меняются с течением времени под влиянием факторов, которые упоминались выше. Современный деловой человек следует неписанным нормам поведения. Следует не просто слепо и безоговорочно исполнять требования делового этикета, но постараться понять их внутренний смысл и содержание, которое и делает их необходимыми в деловом общении. Манеры отражают внутреннюю культуру человека, его истинное отношение к морали, его понимание моральных требований, а также его интеллект.

Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей представления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову) и ценностях материальных (организованности, высоком дизайнерском уровне).

Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека.

3. Требования к поведению юриста

— Честность - качество, включающее в себя принципиальность, сознательность, верность своему слову и выполнение обязательств. Честный человек уважает права других. Честность - одно из наиболее важных моральных требований к юристу. Честность проявляется в отношении юриста к гражданам, к закону.

Вежливость - это качество, характеризующее такую личность, у которой уважение к людям стало естественной, повседневной нормой и привычкой. Юрист обязан проявлять вежливостью по отношению к гражданам. Вежливость вызывает ответное доверие со стороны клиента. Искренность - это такое моральное качество, при котором человек делает и говорит то, что считает правдой, готов взять на себя ответственность за свои слова, поступки перед другими и перед своей совестью.

Противоположность искренности - лицемерие, попытка создать лучшее впечатление о мотивах своего поведения. Искренность - это выражение взаимного соответствия убеждений и действий.

Без профессиональных юридических знаний прямота, даже при самых лучших намерениях, недостаточна. Профессиональные знания плюс искренность помогают вызвать у клиента доверие, повысить авторитет учреждения или юридической конторы, создать круг постоянных клиентов.

Хитрость, обман, плутовство в юриспруденции - это язва на красивом лице. Юрист не имеет права использовать в разговоре двусмысленные выражения, а также непонятные для гражданина специальные термины. Он обязан рассказать гражданину всю правду об особенностях дела, и о возможных вариантах его разрешения.

— Тактичность - искреннее, внимательное и вежливое отношение к людям в различных ситуациях.

Юрист проявит бестактность, если подчеркнет промахи гражданина в поведении, приведшие к сложной ситуации. Бестактностью является злоупотребление неосведомленностью клиента об особенностях законодательства.

Дисциплинированность - это качество, которое несет моральное содержание, стимулирующее поведение, необходимое для успешной деятельности. Дисциплинированность обеспечивает согласованность действий в конкретных условиях, обязательное соблюдение порядка, правил и норм, установленных в коллективе.

Выдержка - качество, способствующее последовательному осуществлению указанного поведения, самообладания, сохранение спокойствия в трудных условиях.

Сдержанность - позволяет контролировать свои чувства и желания, подчинять деятельность достижению осознанно поставленных целей, выполнению требований, вытекающих из человеческого общежития.

В процессе работы юристы вступают в отношения с разными людьми. Во всех случаях они должны сохранять выдержку, сдержанность и дисциплинированно выполнять свои функции в интересах соблюдения требований закона, улучшения рабочей атмосферы.

4. Моральные требования к отношениям между коллегами в коллективе

Личность в своей работе, в поведении должна учитывать задачи и интересы своего рабочего места и учреждения в целом.

В процессе профессиональной деятельности решения принимаются руководителем предприятия. Это решение побуждает работников к высказыванию мнений и определенным действиям.

Моральная обязанность сотрудника перед коллективом - воспитывать себя человеком мыслящим и активным.

Чем ответственнее должность какого-либо сотрудника, чем больше людей находятся под его руководством, чем многограннее его человеческие отношения, тем более условием его личной морали становится проявление активности и инициативы. При этом нельзя забывать, о рационализации труда, об использовании теоретических и практических знаний и о стремлении к их постоянному развитию.

Надо знать, что в неожиданной ситуации нужно вести себя без паники и суматохи, принимать решения и действовать спокойно и обдуманно; важно уметь осознавать положение в учреждении, в коллективе.

Только те сотрудники могут стать активными организаторами трудового коллектива, которые имеют авторитет в кругу своих коллег. Это достигается положительными и отрицательными средствами. Бывает так, что в определенном кругу негативными способами завоевывается временный авторитет. Но подлинный авторитет должен завоевываться последовательным выполнением требований, добросовестным трудом и моральным поведением.

Условия завоевания и поддержания подлинного авторитета:

— Целеустремленная, планомерная организация своего труда;

— Специальные знания;

— Терпение и выдержка при выполнении работы;

— Чувство ответственности за собственные действия;

— Чувство ответственности за действия коллектива (подчиненных);

— Дисциплинированность, стремление к улучшению условий труда;

— Доверие к сотрудникам;

— Готовность оказать помощь;

— Уважение работы других;

— Личная опрятность;

— Порядок на рабочем месте;

— Высокий уровень культуры поведения, речи.

Личность в учреждении всегда работает в большом или малом коллективе, который оказывает на нее сильное моральное влияние. Потому влияние человека на рабочем месте приобретает особую общественную значимость. Например: сотрудник, который сознательно вводит в заблуждение клиента, наносит ущерб не только ему одному. Такое поведение бросает тень на все учреждение, тем самым подрывается доверие к честно работающим сотрудникам, и профессии в целом.

Коллектив на рабочем месте имеет право постоянно контролировать и оценивать поведение своих членов. Важно, по каким критериям проводится эта оценка. Важно, то кто задает тон в коллективе (добросовестные сотрудники или взяточники и стяжатели, люди готовые оказать помощь или эгоисты; люди любящие работу или только выполняющие ее).

Важно, какие основные черты формируются в коллективе (коллективизм, честная работа, охрана ценностей закона, взаимопомощь или наоборот).

Применение системы моральной заинтересованности, увязанной с материальным стимулированием, входит в задачу руководителя.

5. Моральные нормы в отношениях между руководителем и подчиненными

Внутри отношений между сотрудниками учреждения особое значение имеют отношения между руководителями и подчиненными. Система отношений между руководителями и подчиненными, ее моральное содержание оказывает влияние на всю профессиональную деятельность на рабочих местах и косвенно - на общественное настроение (через настроение каждого из сотрудников).

Аспекты проблемы:

1). На отношения между руководителями и подчиненными влияют многие переменные факторы, поэтому они и связанные с ними моральные отношения не могут быть статичными;

2). Наблюдения показывают, что характер трудовых отношений внутри организации зависит от руководителей, поскольку они могут влиять на факторы, определяющие эти отношения.

3). Моральная сторона трудовых отношений между руководителями и работниками всех организаций и учреждений имеет большое значение. В юриспруденции она становится ведущей проблемой, поскольку и руководитель и большинство подчиненных, лица ответственные за соблюдение законов. Это обстоятельство, а также непрерывно изменяющиеся ситуации, связанные с принятием решений, требуют от руководителей и подчиненных тесного сотрудничества и моральной ответственности.

Работа всего коллектива и отношения между руководителем и подчиненными зависит от характера руководителя, его поведения, принципиальности, последовательности, его морального уровня.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных