Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование интегрированной системы учёта затрат, калькулирования и бюджетирования на производственном предприятии.




 

 

Приложения

БЮДЖЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Показатели сентябрь октябрь ноябрь декабрь
1. Получаемые денежные средства а) дебиторская задолженность б) продажи с НДС сентябрь октябрь ноябрь декабрь        
2. Выплачиваемые денежные средства а) Заем 1 заем 2 заем б) Финансовые издержки (проценты по займу) в) Долги поставщикам г) НДС д) Социальные расходы е) Текущие расходы - по коммерческому бюджету - внешние - заработная плата - отчисления в ФСС - по производственному бюджету     - по административному бюджету     - по бюджету инвестиций     - по бюджету закупок     - по бюджету НДС -   Итого выплат        
Остаток на начало периода Остаток на конец периода        

 

СЧЕТ РЕЗУЛЬТАТА

(прибылей и убытков)

 

Расходы   Доходы  
1. Закупки 2. Изменение запасов закупок 3. Внешние расходы ЦО   4. Расходы на персонал ЦО   5. Налоги 6. Амортизация ЦО   7. Финансовые издержки   Итого Результат   1. Продажи 2. Изменение запасов готовой продукции   Итого  

-

 

Бюджетирование - новый экономический термин, и целеособразно было бы разобраться, это действительно что-то новое, или есть (был) в отечественной практике аналог. Основу бюджетирования составляют бюджеты, аналог в отечественной практике известен, как «смета доходов и расходов» По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет-это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута и (или) расходы, которые должны быть понесены в течении этого периода, и капитал, который небходимо привлечь для достижения данной цели» .

Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических задач, планируюется деятельность организации, которая воплощается в конкретных плановых показателях, нацеленных на выполнение главного-получение максимально возможной прибыли. В процессе деятельности и после завершения отчетных периодов осуществляется контроль, при котором фактические данные сопоставляются с плановыми, выявляются отклонения, их причины и принимаются соответствующие управленческие решения.

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

6. Обеспечивает стратегическое и тактическое планирование деятельности предприятия.

7. Позволяет координировать различные виды деятельности подразделений предприятия, побуждая управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом. Это усиливает организационную целостность компании.

8. Стимулирует руководителей всех уровней к достижению целей своих центров ответственности.

9. Создает возможность организовать управление по «отклонениям», направляя управленческие действия на устранение этих отклонений и корректировать дальнейшую деятельность.

10. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создавая объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом, ее подразделений и руководителей соответственно.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные

б) гибкие и статические

в) специальные

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным (главным) бюджетом. Цель генерального бюджета-объединить и суммировать бюджеты всех структурных подразделений предприятия, называемых частными бюджетами. К частным бюджетам относятся: бюджеты продаж, бюджеты закупок, производственный бюджет, бюджет денежных средств, бюджет капитальных вложений и т.д. В результате составления генерального бюджета создается прогнозируемый баланс, план прибылей и убытков.

Статический бюджет разрабатывается, как правило, на годовой основе с разбивкой по кварталам, помесячно, подекадно.

Гибкие бюджеты формируются на основе непрерывного планирования: по мере того как заканчивается отчетный период (месяц, квартал) к бюджету добавляется новый бюджет следующего отчетного периода. Это позволяет учитывать данные прошедших периодов и интегрировать возникающие изменения.

Кроме основных существуют и другие специальные виды бюджетов:

· Дополнительный бюджет предусматривает финансирование тем, не включенных в основной (генеральный) бюджет.

· Приростной бюджет формируется путем простой индексации (в процентах или денежной оценки) предыдущего бюджета без пересмотра его основ.

· Добавочный бюджет анализирует бюджеты предыдущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие как инфляция и изменения в штате.

· Скобочный бюджет-это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большим и меньшим относительно базовых цифр.

· Модифицированный бюджет используется в случаях проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж.

· Стратегический бюджет интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в периоды существования неопределенности и нестабильности. Как правило, он разрабатывается на достаточно длительный период от 3 до 10 лет.

Бюджет должен быть детальным, достижимым и иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникшим обстоятельствам. Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной, определенной и значащей для ее пользователей.

Бюджет может содержать данные только о доходах или расходах, или о доходах и расходах одновременно в зависимости от специфики деятельности подразделения, для которого он разрабатывается. Бюджет может разрабатываться в любых единицах измерения, как стоимостных, так и натуральных.

Процесс разработки бюджетов идет снизу- вверх, т.е. от низовых звеньев управленческой пирамиды к вышестоящим эшелонам. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности. Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур.

Особая роль в системе бюджетирования принадлежит контролю и анализу бюджета.

На многих зарубежных компаниях выделяется особая сфера деятельности-управленческий контроль. В задачу управленческих контролеров входит сравнение фактических и нормативных данных по бюджету, выявление отклонений и анализ причин. Чтобы обеспечить независимость оценки, контролеры напрямую подчиняются руководителю предприятия. На других предприятиях, менеджер подразделения, за которое он ответственен, сам отслеживает выполнение бюджета и выявляет критические моменты, которые требуют немедленного вмешательства. Но в этом случае оценка деятельности становится достаточно субъективной. Часто используется двойная система контроля: менеджерский и независимых контролеров для выявления реального положения дел.

Основным документом выполнения бюджета является отчет. Он сводит воедино информацию о планировании и контроле. Отчеты по бюджету подразделяются на периодические и специальные.

В периодических отчетах сравниваются фактические и планируемые показатели за отчетный период и за истекший год, которые сопровождаются пояснениями отклонений. В отчетах также выделяются проблемы и даются рекомендации по их устранению. Отчеты могут готовиться помесячно, поквартально, по полугодиям, 1раз в год. Целесообразность периодичности отчетов определяется по принципу «затраты/выгоды».

Специальные отчеты подготавливаются и анализируются в связи с возникновением проблем в важных сферах деятельности организации, в случае выявления негативных тенденций, при неожиданных обстоятельствах.

В целом, отчеты должны быть понятными, ясными, лаконичными, поэтому часто используется графическое представление информации.

Контроль бюджетов предусматривает процедуры по контролю сроков его исполнения. Отчеты составляются согласно графику, поэтому важно, чтобы, информация поступала в заданные сроки. С этой целью на каждом этапе формирования и исполнения бюджетов устанавливаются даты и ответственные исполнители.

Системы подготовки отчетов в разных компаниях отличаются друг от друга по периодичности и срокам подготовки, уровню детализации, усреднению данных, а также календарному контролю и учету отклонений.

Отклонения-это индикаторы проблем, связанных с плохим управлением и разнообразными потерями. Поэтому в процессе бюджетирования анализу отклонений придается большое значение. Отклонения могут выявляться в стоимостных и натуральных измерителях. В зависимости от длительности производственного цикла, оценка отклонений может производиться либо после окончания планируемого периода, либо в фиксированные моменты при длительном производственном цикле.

Анализ отклонений ведется с необходимой степенью подробности, соответствующей принципу «затраты/выгоды». Показателем измерения важности отклонения является отношение отклонение/нормативные затраты. Если это отношение меньше, чем 5%, соответствующее отклонение считается несущественным. Такие отклонения не рассматриваются до тех пор, пока они не приобретут повторяющийся характер или не повлекут потенциальных осложнений в работе. В общем случае действует правило: целесообразно выполнять анализ тех отклонений, выигрыш от коррекции которых превышает затраты на анализ и коррекцию.

Выявленные значительные неблагоприятные отклонения следует проверить на принадлежность к контролируемым и неконтролируемым факторам. К неконтролируемым факторам относятся факторы, зависящие целиком от внешних обстоятельств. Если отклонения являются контролируемыми, менеджер должен принять корректирующие управленческие решения. Если возникло благоприятное отклонение, оно также анализируется, чтобы закрепить положительный аспект в корпоративной политике. Возможно при этом поощрение лица, ответственное за благоприятное отклонение.

В ситуации, когда бюджет больше не соответствует реальностям и перестает быть инструментом управления его изменяют. Пересмотр бюджета может потребоваться в случае изменения цели, появления новых конкурентов, изменение экономических условий и коррекции ошибок. Бюджеты постоянно пересматриваются и корректируются по мере необходимости для того, чтобы сохранить их контролирующую роль. Чем нестабильнее ситуация, тем чаще следует корректировать бюджет.

Таким образом, система бюджетирования включает в себя не только процессы формирования бюджетов, но и контроля за их исполнением, анализа и корректировки, т.к. планирование без контроля и анализа бессмысленно.

При изучении системы бюджетирования и сопоставления ее с отечественными аналогами внутрифирменного управления может создаться впечатление, что ничего нового в ней нет. Эта система существовала у нас в виде системы техпромфинплана и внутрипроизводственного хозрасчета. Нужно признать, что определенное сходство есть, особенно в части планирования и отчетности, но есть и принципиальные различия.

Выделим отличительные особенности.

4. База планирования.

Основа формирования бюджетов- план продаж, который предприятие определяет самостоятельно в зависимости от коньюнктуры рынка в отличии от известного плана производства, который определялся централизованно, зачастую совсем не учитывая интересы предприятия.

5. Цель планирования.

Система бюджетирования нацелена, в конечном итоге, на получение максимально возможной прибыли в условиях неустойчивой рыночной среды. В условиях административно-командной экономики при фиксированных ценах на сырье и продукцию, каких либо собственных интересов у предприятия по увеличению прибыли не было. Главная цель-выполнить и перевыполнить план производства.

 

 

6. Механизм планирования.

Формирование бюджетов предусматривает, во-первых, движение снизу вверх, а во-вторых, процесс согласования, который учитывает возможности подразделений и намечаемые стратегические и тактические задачи руководства. Централизованно управляемая экономика на всех уровнях предусматривала преимущественное движение сверху вниз.

5. Система планируемых отчетных показателей.

При бюджетировании на любом уровне организации показатели доходности обязательно сопоставляются с показателями расходов, что и предусматривает сам термин «бюджет». Это существенно отличается от показателей техпромфинплана, которые были взаимоувязаны на уровне предприятия в целом. Сопоставление доходов и расходов было только в финансовом плане, а по другим сферам деятельности таких как сбыт, закупки, производство, административные службы и т. д. планировались отдельные показатели.

Попытки увязать доходы и расходы структурных подразделений предпринимались с помощью внедряемой системы хозрасчета. Но в основном они были безуспешны, так как в целом по предприятию внедрить эту систему не удавалось, в лучшем случае, только на отдельных производственных участках. Как правило, административные и функциональные службы были не охвачены ею, а следовательно, слабо мотивированы в снижении своих расходов.

8. Объекты планирования и учета.

В системе бюджетирования такими объектами становятся центры доходности, центры затрат, одновременно являющиеся и центрами ответственности, руководители которых персонально отвечают за исполнение бюджета. В существовавшей системе внутрихозяйственного учета не было выделения таких объектов. Планируемые показатели не всегда учитывали специфику деятельности подразделения. Ответственность за выполнение определенных показателей была распределена между разными руководителями: одни отвечали за плановые показатели по производству, а другие за уровень затрат.

9. Формы контроля.

Бюджетирование предусматривает хорошо отлаженную систему контроля. Эту функцию выполняют специальные работники-«контроллеры-аналитики», не подчиняющиеся непосредственным исполнителям бюджета. Функция контроля заключается не в выявлении виновных и их наказании за неисполнение бюджета, а в выявлении истинных причин расхождений с бюджетными данными и своевременное их устранение. Эта форма контроля отличается от существовавшей ранее: контроль за исполнением плановых показателей возлагался на вышестоящего руководителя, который использовал, в основном, административные меры. Поэтому массовым явлением было искажение данных и сокрытие истинной картины.

10. Мотивация и стимулирование снижения расходов.

Бюджеты являются мощным стимулом по снижению затрат, координируя всю деятельность предприятия на достижение единой цели-прибыльности, и соответственно, благополучия его работников. Затратный механизм всей административно-командной экономики, распыленная ответственность руководителей подразделений, неувязки планируемых показателей со спецификой деятельности подразделения слабо мотивировали работников к снижению затрат. Экономический механизм деятельности всего предприятия, как и всей экономики, носил затратных характер.

Изучая зарубежный опыт хозяйствования, необходимо отметить, что в отечественной практике не было многих понятий, например, таких как управленческий учет, но отдельные его элементы существовали. Они не были интегрированы в отдельную систему, а известная система централизованного планирования и управления экономикой накладывала свои особенности на все аспекты деятельности предприятия, в том числе и на систему внутрифирменного планирования, учета и анализа, подчиняя ее своим интересам.

При переходе к рыночной экономике в нашей стране многое было заимствовано из опыта рыночной экономики Запада. Но при механическом использовании чужого опыта требуется особая осторожность: не все то, что эффективно там, результативно здесь. Это не относится к бюджетированию. Многие предприятия в нашей стране, в том числе, Автоградбанк (г. Набережные Челны) внедрили эту систему и она успешно функционирует. Так, в Автоградбанке создан специальный аналитический отдел, который занимается разработкой бюджетов, контролем их исполнения и анализом отклонений, представляя эту информацию руководству банка ежеквартально. Компьютерные технологии позволяют существенно ускорить сбор и обработку информации.

Как представляется автору, систему бюджетирования можно успешно внедрить в любой сфере экономики, на любых предприятиях, руководители которых нацелены на устойчивую работу своих предприятий в непростых экономических условиях.

 

1. История возникновения предприятия и сфера деятельности

 

Открытое акционерное общество «Интел», созданное в 1962 году и реорганизованное в ОАО в 1993 году, является одним из крупнейших предприятий по выпуску деталей домостроения из сборного железобетона и автоклавного ячеистого бетона в Закамском регионе и Республике Татарстан.

Адрес общества: 423822, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект.

Основными видами деятельности предприятия согласно п. 3.4 Устава ОАО «Интел» (Приложение 2) являются:

–производство строительных материалов, конструкций и изделий;

–выполнение строительно-монтажных работ, технический надзор;

–выпуск товаров народного потребления, культурно-бытового и хозяйственного назначения и оказание услуг населению;

–коммерческо-посредническая, торгово-закупочная и другая деятельность;

–иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

В наши дни предприятие, подстраивается под конъюнктуру современного рынка, переходит на выпуск новых изделий.

В течение более 40 лет своего существования завод освоил несколько серий жилых домов, увеличил производственные мощности и стал основным поставщиком жилья в городе и близлежащих населенных пунктах.

 

2. Краткое описание технологического процесса

 

Основная продукция и услуги, оказываемые организацией следующие:

– конструкции и изделия сборные железобетонные;

– изделия из неармированного ячеистого бетона;

– метоллоформы для производства сборного железа;

– товарный раствор и бетон;

– кирпич цементно-песчаный и керамзитобетонный;

– прочие изделия: щебень бетонный, крошка, вазы напольные;

– строительство объектов соцкультбыта и жилых комплексов.

В связи со сферой деятельности и спецификой производственного процесса в ОАО «ИНТЕЛ» на основании организационной структуры (Приложение 1) можно выделить основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие технологический процесс. Их перечень приведем, в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные и вспомогательные подразделения ОАО «ИНТЕЛ»

Вид подразделения Наименование Счета бухгалтерского учета
1. Основные подразделения Арматурный цех 20.01
Бетоносмесительный цех (БСЦ) 20.02
Цех № 1 20.03
Цех № 2 20.05
2. Обслуживающие подразделения Цех капитального ремонта и металлоконструкций (ЦКРиМК) 23.06
Производственно-энергетический цех (ПЭЦ) 23.07
Транспортный цех 23.13
Ремонтно-смесительный цех (РСЦ) 23.14
Отдел главного энергетика(ОГЭ) 26.18
Отдел главного механика (ОГМ) 26.18
Производственно-технический отдел (ПТО) 26.18
Конструкторский отдел (КО) 26.18
Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) 26.18
Отдел технической безопасности (ОТБ) 26.18
Технологический отдел (ТО) 26.18
Отдел технического контроля (ОТК) 26.20
Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) 26.21
Медпункт 26.26
Столовая 29.24

 

3. Организационная характеристика предприятия

 

В организации ОАО «Интел» применяется попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, так как исследуемое предприятие имеет массовый характер производства нескольких видов продукции, имеет короткий период технологического процесса, незавершенное производство незначительное.

При данном методе затраты учитываются по установленным статьям калькуляции по отдельным стадиям процесса производства или по всему производственному процессу. По окончании отчетного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.

 

4. Масштаб предприятия и выпуск продукции

 

Серийное производство характеризуется одновременным изготовлением на предприятии сравнительно широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени. ОАО «ИНТЕЛ» специализируется на выпуске деталей домостроения из сборного железобетона и автоклавного ячеистого бетона – однородной продукции – сериями, то есть отдельными партиями, в значительном, но не массовом количестве.

Ведение бухгалтерского учета для целей налогообложения осуществляет бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно генеральному директору ОАО «ИНТЕЛ».

Форма и методы бухгалтерского учета в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н установлена с 1 января 2004 года. На данном предприятии установлена автоматизированная система бухгалтерского учета с применением программы 1С Предприятие 8.1.

Главный бухгалтер акционерного общества подчиняется директору по экономике и финансам.

Главному бухгалтеру ОАО «ИНТЕЛ» непосредственно подчиняется заместитель главного бухгалтера, а заместителю, в свою очередь, ведущие бухгалтера и бухгалтера.

Главный бухгалтер организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии, руководит первичным производственным учетом, обеспечивает состояние бухгалтерской отчетности Общества. Главный бухгалтер ведает также финансами Общества, следит за правильностью расходования средств и за соблюдением финансовой дисциплины.

Организация бухгалтерской службы ОАО «ИНТЕЛ» представлена на рисунке 4.1.

 

 


 

 
 

 


 


Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству РФ, осуществляет контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.

 

5. Выделение мест возникновения затрат и соответствующих цехов

 

Место возникновения затрат (МВЗ) – структурное подразделение предприятия, которое характеризуется тем, что производимые в нем процессы являются причиной возникновения затрат.

Местами возникновения затрат могут быть рабочие места, отдельные агрегаты, участки, бригады, цеха, отделы.

На предприятии выделяют по отношению к процессу производства следующие группы МВЗ:

– производственные МВЗ;

– общепроизводственные МВЗ;

– общехозяйственные (управленческие) МВЗ.

В зависимости от особенностей технологического процесса и организационно-производственной структуры производства на уровнях производственных подразделений могут выделяться производственные МВЗ основного и вспомогательного производства, которые соответствуют структурной единице производства (цех, участок) или выделяются в ее составе (бригада, отделение).

Учет издержек по местам их возникновения позволяет руководству предприятия обеспечить действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений, обеспечить распределение накладных издержек между отдельными видами продукции, что необходимо при калькулировании себестоимости продукции.

На основании Рабочего плана счетов, действующего на предприятии (Приложение 4) приведем места возникновения затрат в виде таблиц. Места возникновения затрат основного производства ОАО «ИНТЕЛ» можно представить в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Места возникновения затрат основного производства ОАО «ИНТЕЛ»

Цеха основного производства Счета бухгалтерского учета
Арматурный цех 20.01
Бетоносмесительный цех 20.02
Цех № 1 20.03
Цех № 1, участок ЖБИ 20.03.01
Цех № 1, участок ЦП 20.03.02
Цех № 1, участок ЭХО 20.03.04
Цех № 2 20.05
Цех № 2, участок КПДС 20.05.01
Цех № 2, участок ЦЯБ 20.05.02

 

Места возникновения затрат вспомогательного производства ОАО «ИНТЕЛ» можно представить в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Места возникновения затрат вспомогательного производства ОАО «ИНТЕЛ»

Вспомогательное производство Счета бухгалтерского учета
Цех капитального ремонта и металлоконструкций (ЦКРиМК) 23.06
Паро-энергетический цех (ПЭЦ) 23.07
ПЭЦ, Компрессорный участок 23.07.01
ПЭЦ, Участок КИП 23.07.02
ПЭЦ, УНС и ОС 23.07.04
ПЭЦ, Участок котельной 23.07.05
ПЭЦ, Участок электроцеха 23.07.06
Транспортный цех 23.13
Ремонтно-строительный цех (РСЦ) 23.14

 

Общепроизводственные места возникновения затрат ОАО «ИНТЕЛ» можно представить в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Общепроизводственные места возникновения затрат ОАО «ИНТЕЛ»

Административные службы цехового уровня Счета бухгалтерского учета
Арматурный цех 25.01
Бетоносмесительный цех 25.02
Цех № 1 25.03
Цех № 1, участок ЖБИ 25.03.01
Цех № 1, участок ЦП 25.03.02
Цех № 1, участок ЭХО 25.03.04
Цех № 2 25.05
Цех № 2, участок КПДС 25.05.01
Цех № 2, участок ЦЯБ 25.05.02
Цех капитального ремонта и металлоконструкций (ЦКРиМК) 25.06
Паро-энергетический цех (ПЭЦ) 25.07
ПЭЦ, Компрессорный участок 25.07.01
ПЭЦ, Участок КИП 25.07.02
ПЭЦ, УНС и ОС 25.07.04
ПЭЦ, Участок котельной 25.07.05
ПЭЦ, Участок электроцеха 25.07.06
Транспортный цех 25.13
Ремонтно-строительный цех (РСЦ) 25.14

 

Общехозяйственные места возникновения затрат ОАО «ИНТЕЛ» можно представить в таблице 5.4.

Таблица 5.4

Общехозяйственные места возникновения затрат ОАО «ИНТЕЛ»

Административные службы всего предприятия в целом Счета бухгалтерского учета
Служба безопасности 26.16
Заводоуправление 26.18
Цех товаров народного потребления 26.19
Отдел технического контроля 26.20
Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) 26.21
Медпункт 26.26

 

6. Распределение затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений ОАО «ИНТЕЛ»

В ОАО «ИНТЕЛ» согласно Положению об учетной политике для целей бухгалтерского учета (приложение 3) на предприятии действует следующий порядок распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений.

Расходы по обслуживанию вспомогательного производства учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» с предварительным накапливанием на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Списание расходов, собранных на счете 23 осуществляется пропорционально фактической себестоимости выполненных работ.

Расходы организации, собранные в течение отчетного периода на счете бухгалтерского учета 26 «Общехозяйственные расходы» подлежат списанию в конце отчетного периода на счет 25 по арматурному цеху, цеху №1, цеху №2, БСЦ и цеха ПЭЦ (участок котельной) пропорционально фонда оплаты труда основных рабочих данных цехов.

Расходы, собранные на счете 25 подлежат распределению между объектами калькулирования пропорционально заработной плате основного производственного персонала.

В учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета отсутствует информация о порядке распределения расходов обслуживающих производств и хозяйств, собираемых на счете 29.

Таким образом, порядок распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений, установленный Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета, можно представить в виде схемы (рис. 6.1).

 


 

 

Однако согласно карточкам счетов затрат фактически в ОАО «ИНТЕЛ»

Рис. 6.1. Схема распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений согласно учетной политики ОАО «ИНТЕЛ»

 

 

Однако согласно карточкам счетов затрат фактически в ОАО «ИНТЕЛ»

применяется иной порядок распределения косвенных (накладных) расходов.

 

 

В ОАО «ИНТЕЛ» распределение затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений осуществляется пропорционально прямым затратам.

Согласно рабочего плана счетов, принятого в организации, счет 25 «Общепроизводственные расходы» включает в себя субсчета, дублирующие субсчета к счету 20 «Основное производство» и к счету 23 «Вспомогательное производство». На счетах 20 и 23 собираются основные затраты основного и вспомогательного производств.

Согласно данным карточки счета 25 (Приложение 9) общепроизводственные расходы распределяются следующим образом.

На счет 25 в течение месяца по соответствующим субсчетам относятся следующие прочие затраты основных и вспомогательных цехов:

- ФОТ прочего персонала основных и вспомогательных цехов;

- ФСС на зарплату прочего персонала основных и вспомогательных цехов;

- Электроэнергия на освещение цехов;

- Услуги собственного вспомогательного транспортного цеха;

- Спецодежда рабочих;

- Амортизация производственного имущества;

- Страховые платежи на имущество;

- Техобслуживание оборудования;

- Лизинговые платежи ОПР;

- Прочие затраты основных и вспомогательных цехов.

Затем ежемесячно данные затраты, собранные по субсчетам к счету 25, списываются в полном объеме на соответствующие субсчета к счету 20 (Приложение 7) и счету 23 (Приложение 8).

Также с 25 счета ежемесячно на счет 29.24 «Столовая» списываются затраты на услуги собственного вспомогательного транспортного цеха.

Списание расходов, собранных на счете 23 «Вспомогательное производство» осуществляется пропорционально прямым затратам.

Согласно карточке счета 29 (Приложение 11) списание затрат по непроизводственной сфере осуществляется в организации со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Согласно карточке счета 26 «Общехозяйственные расходы» с данного счета затраты списываются на счет 90 «Продажи» с целью формирования неполной фактической стоимости.

Таким образом, представим схему распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений, фактически действующую в ОАО «ИНТЕЛ» на рисунке 6.2.

 


7. Схема сводного учета затрат

 
 

Схема сводного учета затрат ОАО «ИНТЕЛ» была составлена на основании следующих документов:

1. Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета (Приложение 3);

2. Карточка счета 01 (Приложение 5);

3. Карточка счета 08 (Приложение 6);

4. Карточка счета 20 (Приложение 7);

5. Карточка счета 23 (Приложение 8);

6. Карточка счета 25 (Приложение 9);

7. Карточка счета 26 (Приложение 10);

8. Карточка счета 29 (Приложение 11);

9. Карточка счета 43 (Приложение 12).

Схема сводного учета затрат ОАО «ИНТЕЛ», представленная на рисунке 7.1, включает в себя:

1.Списание затрат по строительству на счет 01.

2.Списание затрат по строительству через амортизацию на основное производство.

3.Списание и распределение затрат со счета 25 на основное производство.

4.Списание затрат вспомогательного производства на услуги основного производства.

5.Передача полуфабрикатов для дальнейшей переработки в административных службах цехового уровня.

6.Передача полуфабрикатов для дальнейшей переработки во вспомогательных службах.

7.Передача полуфабрикатов для дальнейшей переработки в основное производство.

8.Списание фактической себестоимости полуфабрикатов при реализации на сторону.

9.Списание брака.

10.Отнесение затрат по браку на виновников – работников предприятия.

11.Отнесение затрат по браку на виновников (сторонних организаций - поставщиков), т. е. предъявление претензий.

12.Списание услуг собственного вспомогательного транспортного цеха на обслуживающие хозяйства.

13.Списание затрат по непроизводственной сфере.

14а.Согласно Положению по учетной политике для целей бухгалтерского учета: списание общехозяйственных расходов на счет 25 по арматурному цеху, цеху №1, цеху №2, БСЦ и цеха ПЭЦ (участок котельной) пропорционально фонда оплаты труда основных рабочих данных цехов.

14б.Фактически применяемый в организации порядок списания общехозяйственных расходов согласно карточкам счета: списание расходов со счета 26 на счета реализации и формирование неполной фактической стоимости.

15.Списание расходов на продажу в реализацию.

16.Списание фактической себестоимости готовой продукции.


1. Общие положения по калькулированию себестоимости продукции в ОАО «ИНТЕЛ»

Калькулирование – это процесс расчета себестоимости партии изделий, единицы изделий, группы однородных продуктов предприятия, набора продуктов (заказа), отдельной производственной операции, отдельной стадии производства или реализации товара, отдельной услуги или работы.

На исследуемом предприятии ОАО «ИНТЕЛ» используется попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

ОАО «ИНТЕЛ» характеризуется массовым характером производства нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса.

Сущность попроцессного метода на исследуемом предприятии состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам (по цехам). Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимость месячного выпуска по изделиям.

В ОАО «ИНТЕЛ» применяется традиционный способ калькулирования себестоимости, при котором происходит калькулирование полной фактической стоимости. На исследуемом предприятии затраты, включаемые в себестоимость, условно делятся на две группы:

– прямые затраты;

– косвенные затраты, относящиеся на себестоимость пропорционально прямым затратам.

Представим применяемую в ОАО «ИНТЕЛ» схему калькулирования себестоимости на рисунке 1.1.


 
 

Схема калькулирования традиционным способом в ОАО «ИНТЕЛ» включает в себя:

1. Перенесение стоимости прямых расходов на объекты затрат;

2. Формирование накладных расходов по подразделениям (обслуживающим, управляющим);

3. Распределение стоимости накладных расходов на объекты затрат пропорционально прямым затратам.

В ОАО «ИНТЕЛ» по времени составления калькуляции подразделяются на две группы:

– предварительная калькуляция, которая составляется до изготовления продукта (к ней относится плановая калькуляция);

– последующая калькуляция, которая составляется после изготовления продукта (отчетная калькуляция).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных