Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть первая. Проблемы слепоглухонемоты




ПРЕДИСЛОВИЕ

*

Широко известны имена слепоглухих людей, достигших в своем развитии высокого интеллектуального уровня, – это, прежде всего, Елена Келлер в США и Ольга Ивановна Скороходова в нашей стране. Научной общественности известны также имена их учителей: Анны Сулливан и профессора И.А.Соколянского. Менее известно то, что в настоящее время обучение детей с глубокими нарушениями зрения и слуха перестало быть единичными случаями и превратилось в дело повседневной педагогической практики. Зачинателем обучения слепоглухонемых в нашей стране был профессор И.А. Соколянский, который еще в 1923 г. организовал в Харькове, учебную группу детей, лишенных зрения, слуха и речи. В Научно- исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук СССР был продолжен многолетний педагогический эксперимент по обучению слепоглухонемых детей.

Предлагаемый труд – первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, проводившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г. До 1960 г. эта работа проводилась под руководством И.А. Соколянского, основателя советской тифлосурдопедагогики, моего учителя, умершего в 1960 г.

Своеобразие слепоглухонемоты как исследовательской проблемы определяется тем, что отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота лишают ребенка возможности (без специального обучения) общения с окружающими людьми. В результате одиночества слепоглухонемой ребенок психически не развивается. При обучении такого ребенка возникает уникальная задача целенаправленного формирования всей человеческой психики. А известно, что там, где возникает задача целенаправленного формирования явления, создаются благоприятные условия для установления его закономерностей. Замысел этой книги как раз и заключается в том, чтобы на конкретном экспериментально-теоретическом материале формирования поведения и психики слепоглухонемых детей попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще.

Разумеется, не все особенности развития психики слепоглухонемого ребенка можно переносить на норму. Есть в развитии слепоглухонемого и своя специфика, однако в исследовании был сделан акцент на закономерностях, общих с нормой.

Теоретическое значение результатов работы по воспитанию и обучению слепоглухонемых мы видим в том, что они с экспериментальной чистотой доказывают диалектико-материалистические представления о социальной природе человеческой психики.

Основное содержание этой книги – исследование проблем первоначального психического развития ребенка в процессе обучения его практическому поведению. Исследование развития форм общения ребенка с окружающими его людьми и усвоение средств общения явится темой следующего труда.

Предлагаемая книга может быть полезна не только дефектологам, воспитывающим аномальных детей, но и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами психического развития нормального ребенка.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою глубокую благодарность за помощь в проведении исследования и сборе материала учителям и воспитателям Загорокого детского дома для слепоглухонемых, а также сотрудникам лаборатории изучения и обучения слепоглухонемых детей Института дефектологии АПН СССР.

Часть первая. Проблемы слепоглухонемоты






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных