ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Криминалистическое оружиеведение и его значение в раскрытии и расследовании преступлений.Криминалистическое оружиеведение — это отрасль криминалистики, изучающая закономерности использования оружия в качестве орудия преступления, а также средства и приемы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования оружия, боеприпасов, следов их действия в материальной обстановке для установления обстоятельств расследуемого преступления. Новые общественные отношения в стране вызвали стремительный рост преступности, ее качественные изменения в виде организованной преступности и повышение уровня таких опасных посягательств, как убийства, разбойные нападения, бандитизм. При совершении этих и иных преступлений довольно часто используется самое разнообразное оружие. Закон и судебная практика определяют оружие как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Незаконное ношение, изготовление, хранение, сбыт, приобретение оружия образуют и самостоятельный состав преступления, а в условиях повышения уровня организованной преступности оно нередко применяется для принятия мер по противодействию расследованию. Доказывать виновность в таких преступлениях, как убийства, разбой, бандитизм, становится все сложнее, поэтому органы расследования идут по пути привлечения опасных преступников за менее тяжкие преступления, в частности за ношение оружия. Почти каждый экземпляр оружия, фигурирующий в уголовном судопроизводстве, становится объектом экспертного исследования, в том числе для решения вопроса об относимости предмета к оружию. Судебная баллистика — это раздел криминалистической техники, изучающий огнестрельное оружие, боеприпасы и следы от их воздействия, а также разрабатывающая приемы и средства собирания и исследования данных объектов для установления обстоятельств расследуемого события. К объектам судебно-баллистического исследования относятся: огнестрельное оружие, его части и детали; охотничьи ружья и боеприпасы; огнестрельные повреждения и обложения продуктов выстрела на преградах, оружии и стрелявшем. Вопросы, возникающие в процессе расследования преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия можно разделить на идентификационные и неидентификационные. В свою очередь последние делятся на два вида: диагностические и ситуационные. Идентификационные судебно-баллистические исследования производятся в целях отождествления конкретного экземпляра огнестрельного оружия и припасов к нему (из данного ли оружия выстрелена данная пуля или гильза). Неидентификационные исследования распознают свойства исследуемых объектов (диагностические) или устанавливают обстоятельства производства выстрела (ситуационные). Например: определение вида огнестрельного оружия, его пригодность к производству выстрела, возможность производства выстрела без нажатия на спусковой крючок; определение рода, вида, модели основного оружия по лыстрелянной пуле или стреляной гильзе; определение дистанции и направления выстрела, установление местонахождения стрелявшего и др. Огнестрельным является оружие, в котором снаряд (пуля, дробь, картечь) приводится в движение за счет действия пороховых газов, образовавшихся при сгорании взрывчатого вещества. Данный признак является основополагающим, отличающим огнестрельное оружие от других видов оружия (пневматического, метательного).
Понятие тактического приема выражает сущность тактики как таковой и поэтому является главным в данном разделе криминалистики. Тактический прием — это наиболее распространенный метод, форма реализации тактических положений. Помимо него принято выделять (хотя это не бесспорно) тактические рекомендации, тактические комбинации и операции. Если тактические комбинации и операции отличаются от конкретного тактического приема в количественном и объемном отношении, то тактические рекомендации существенно не отличаются от приема и могут считаться тактическими при- емами. Чаще всего отличие сводится к тому, что рекомендации направлены на повышение эффективности тактического приема (например, рекомендация о том, в каких случаях следует использовать конкретный порядок производства осмотра — от центра к периферии или наоборот), а прием в большинстве случаев представляет определенное действие или линию поведения. Одним из главных требований, предъявляемых к тактическим приемам, является непротиворечие нормам закона. Таким образом, тактический прием допустим только в том случае, если он не связан с нарушением уголовно-процессуальных норм, гарантий и прав личности. Следует признать необходимым и соблюдение морально-этических правил в процессе применения тактических приемов. Другим важным признаком тактического приема является его научная обоснованность. Если в основе каких-либо действий следователя лежат простой здравый смысл или общеизвестные положения, неуместно говорить о тактическом приеме. Если же для установления психологического контакта с обвиняемым или свидетелем следователь использует рекомендации, почерпнутые из психологии или педагогики (например, беседа на отвлеченную тему), речь идет о тактических приемах, основанных на положениях этих наук. Применение конкретного тактического приема или их комплекса всегда должно учитывать сложившуюся на данный момент следственную ситуацию. Причем речь может идти в необходимых случаях и о так называемых тактических ситуациях, т.е. о ситуационных факторах, условиях, характеризующих предстоящее следственное действие (например, известно, что подозреваемый, обвиняемый отказывается давать показания). Применение тактических приемов всегда связано с возможностью выбора из числа других. Если такой возможности нет, вполне очевидно, что данный способ действия или определен в законе, или является общеизвестным положением, т.е. тактическим приемом не является. Иногда говорят о таком признаке тактического приема, как структурность. Однако этот признак характерен для любой деятельности и какой-либо специфики для уяснения сущности тактического приема не несет. Таким образом, тактическим приемом следует считать не противоречащий закону научно обоснованный способ, метод выполнения какого-либо следственного действия, свободно избираемый следователем с учетом конкретной ситуации и направленный на повышение эффективности отдельных процессуальных действий или расследования в целом. Тактический прием почти всегда является частью следственного действия или тактической операции, комбинации, но его недопустимо отождествлять с конкретным следственным процессуальным действием. Следственное действие всегда сложнее и шире по содержанию, структуре, методам и носит уголовно-процессуальный характер (т.е. регулируется уголовно-процессуальным законом). Тактический прием имеет чисто криминалистическую рекомендательную природу и законом не регулируется. Если какое-то тактическое положение вошло в норму права, оно пер.естает быть тактическим приемом, а является законом. Здесь проходит водораздел между тем, что исследуют уголовно-процессуальная наука и, с другой стороны, криминалистика. Если считать иначе (а такая точка зрения существует), полностью размывается грань между этими двумя науками, что не будет способствовать дальнейшим исследованиям. Тактические приемы, применяемые в практической деятельности и разработанные криминалистической наукой, могут быть систематизированы и классифицированы. В литературе имеются различные подходы к такой дифференциации, здесь мы приведем несколько из них. Прежде всего можно выделить несколько групп тактических приемов в зависимости от их научного обоснования. В частности, наиболее распространенными можно считать следующие группы тактических приемов: а) основанные на положениях логики (выдвижение версий, выведение из них логических следствий, логический анализ показаний допрашиваемых, использование противоречий в показаниях, анализ обстановки места происшествия и др.); б) основанные на положениях психологии (приемы по установлению психологического контакта, учет данных о личности допрашиваемого, некоторые приемы, применяемые при обыске, приемы психологии отношений и др.); в) учитывающие достижения науки организации управления и труда (все вопросы планирования расследования, организации взаимодействия, организационные аспекты сложных следственных действий и т.д.); г) учитывающие достижения ряда наук (например, рекомендации психологии и педагогики по делам несовершеннолетних). Помимо приведенной дифференциации приемы можно разделить на простые — состоящие из одного действия (например, неожиданное предъявление в ходе допроса доказательства, о котором обвиняемому не было известно), сложные — состоящие из нескольких этапов или действий (например, обеспечение внезапности, неожиданности обыска) и тактические комбинации, включающие ряд различных приемов, объединенных одной целью (например, использование комплекса различных приемов по предъявлению доказательств при допросе).
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа дознания служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений. Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий. Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства. Взаимодействие призвано решать следующие задачи: 1. Расследование и раскрытие преступлений; 2. Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба; 3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению. Взаимодействие следователя и органа дознания обусловлено объективными предпосылками: - общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа дознания по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач; - различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа дознания - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу.[1][2] Следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению следователя может производить следственные действия; - специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя характерна только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем; - самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов; -повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств. Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и следствия присущ метод властных предписаний. Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной деятельности. Все это позволяет сделать вывод, что одним из важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной политики является как раз система управления борьбой с преступностью.[2][3] Одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств. Организация взаимодействия между органами дознания и следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений. Взаимодействие между органами дознания и следствия невозможно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности.[3][
Под следственной ситуацией понимается совокупность сложившихся на определенный момент расследования обстоятельств, которые должны учитываться при разработке и реализации программы дальнейшего расследования. Следственная ситуация - сложное, многомерное образование. Как продукт столкновения, стечения, сосуществования, взаимодействия и противодействия обстоятельств различной природы, она имеет правовой, информационный, технике- и тактико-криминалистический, методический, организационно-управленческий, оперативно-розыскной и иные аспекты. Круг обстоятельств, которые могут определять тип, вид и содержание ситуации, довольно обширен. Среди них выделяются обстоятельства информационного, криминалистического, психологического, материально-технического, организационного, кадрового, правового и иного порядка. Характерная черта следственной ситуации - объективность ее содержания, а также то, что его образуют лишь такие обстоятельства, которые являются элементами системы проводящегося по делу расследования
По общему правилу следователь имеет дело не с самим противоправным деянием, а с его негативными последствиями. Это может быть жертва преступления, пожарище, разрушенное взрывом здание и многое другое. Причину произошедшего следователю предстоит выяснить. Устанавливая истину, он идет по пути построения гипотез на основе исходных данных. В следственной практике гипотеза именуется криминалистической версией. Выдвигается она должностным лицом правоохранительного органа, а предметом версии являются факты и обстоятельства, возможно связанные с событием преступления. Проверка версий с целью получить достоверное знание, требуемое законом, производится особыми средствами и в особом порядке, свойственном только данной сфере государственной деятельности. Версии в криминалистике принято классифицировать по разным основаниям. В зависимости от субъекта, выдвигающего и проверяющего версии, они подразделяются на оперативно-розыскные, следственные, экспертные и судебные. По кругу фактов и обстоятельств, охватываемых версиями, последние делятся на общие и частные. Первые касаются всего преступления, тогда как вторые — предположительные суждения по поводу отдельных элементов расследуемого деликта: по поводу виновного, использованных им орудий, целей и мотивов преступника и т.д. Среди частных версий выделяются их розыскные и рабочие разновидности. Розыскные версии строятся по поводу местонахождения скрывающегося подозреваемого, а рабочие — при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Существуют и другие классификационные группы: по предмету доказывания версии подразделяют на обвинительные и оправдательные, по степени вероятности — на маловероятные и наиболее вероятные, по частоте выдвижения — на типовые и атипичные. Поскольку предварительное расследование преступлений представляет форму государственной деятельности, направленной на борьбу с преступностью, постольку обязанность установления обстоятельств, значимых для правильного разрешения уголовного дела, возлагается на следователя или орган дознания, принявший дело к своему производству. Деятельность следователя (эксперта, судьи) состоит из: 1) получения исходной информации; 2) ее логической обработки; 3) формулирования версий. Получение исходной информации. Версия будет достаточно обоснованной, лишь опираясь на конкретные фактические данные. Количество версий также зависит от объема и достоверности имеющихся сведений. Логическая обработка имеющихся данных включает анализ полученной информации и приведение установленных фактов в систему (синтез). При логическом анализе предмет размышлений расчленяется на составные части или выделяются его признаки для отдельного изучения как частей целого. Синтез состоит в соединении отдельных элементов исследуемого объекта в единое целое. Формирование версий. В результате логической обработки исходной информации следователь приходит к выводу, что происшествие стало результатом умышленных или неосторожных действий, совершенных тем или иным лицом с помощью определенных средств и т.д. Четкая формулировка этих предположений и завершает построение версий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|