ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯГосударственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для самостоятельной подготовки студентов Факультета экономики и управления здравоохранением
ТЕМА: Ключевые проблемы экологии человека и профилактика экологически зависимых заболеваний Составители: Л.Н. Самыкина, И.В. Федосейкина, О.Я. Сказкина. Самара, 2011 Методические указания предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1-го курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Указания составлены с учетом требований единой методической системы университета, в соответствии с действующей программой по биологии и системой менеджмента качества СамГМУ
Заведующий кафедрой общей гигиены СамГМУ, доктор медицинских наук, профессор И.И. Березин
Заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики СамГМУ, доцент А.Н. Краснов
АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В начале третьего тысячелетия понятие «экология» достигло высшего политического уровня, и экологический императив стал определять развитие материального производства и духовной культуры. Научно – технический прогресс с его резкими социально – экономическими изменениями привел к возникновению глобальной медико-биологической проблемы: выживание человечества в условиях деформированной человеком окружающей среды. Многочисленные медико-социологические и гигиенические исследования подтверждают причинно-следственную связь между образом жизни, окружающей средой и здоровьем человека. «Экологизация» медицины в настоящее время означает переход к новой стратегии –стратегии управления здоровьем человека, так как жизнь требует глубокого понимания связей в системе «человек – окружающая среда», интеграции знаний в этой области и умения прогнозировать влияние окружающей среды на здоровье человека. Это диктует необходимость определенной коррекции процесса обучения в медицинском вузе. Существующий профиль медицинского образования в определенной степени касается экологических проблем, вместе с тем в процессе всего периода обучения в вузе при изучении целого ряда вопросов экологии человека отсутствует логическая взаимосвязь изучаемых явлений и преемственность в преподавании, что затрудняет целостное восприятие проблемы и отражается на качестве формирования экологического и эколого-клинического мышления будущих специалистов. В настоящее время и практическому врачу не требуется доказательств, что деформированная, загрязненная среда обитания человека оказывает неблагоприятное воздействие на его здоровье. Однако, не обладая знаниями основ экологии, законов взаимодействия организма с окружающей средой, невозможно понять полиэтиологические синдромы заболеваний, разработать эффективные профилактические мероприятия.
Отработка концепции экологического образования в медицинском вузе – важное звено оптимизации учебного процесса и повышения качества профессиональной подготовки врача, воспитания гражданственности по отношению к окружающей среде и осознания предупреждения ее неблагоприятного воздействия на здоровье человека, открывающее широкие перспективы для первичной профилактики в практической деятельности специалиста.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Оценка степени усвоения материала по медицинской экологии и умений решать ситуационные задачи по медицинской экологии; Студент должен иметь представление о: · роли отечественных ученых в развитии медицинской экологии; · об адаптивных типах человека; · аутэкологическом нормировании в экологии человека · деятельности Римского клуба и ООН по охране окружающей среды. Студент должен знать: · возникновение и основные этапы развития медицинской экологии как науки; · основные понятия медицинской экологии; · антропобиоэкосистемы, их структуру, свойства и функции; · основные закономерности взаимодействия человека с окружающей средой · экологический кризис, его последствия для здоровья человека и пути преодоления; · действие экологических факторов на организм человека, особенности проявлений экологически обусловленных заболеваний; · современные методы диагностики экологически обусловленных заболеваний; · общественную и личную профилактику указанных заболеваний
Студент должен уметь: · связывать выявленные заболевания с действием определенных факторов окружающей среды; · выделять группы риска в популяции и составлять комплекс профилактических мероприятий в регионах экологического неблагополучия · решать ситуационные задачи по медицинской экологии
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов. 1. Предмет и задачи медицинской экологии. Методы экологических исследований. 2. Экосфера: составляющие экосферы и ее функции. Среда и пределы жизни в экосфере. 3. Экологические факторы, их классификация. Общие закономерности действия факторов среды на человека. Закон оптимума; закон минимума; закон единства организмов и среды. 4. Экосистема. Состав и функциональная структура экосистем. Типы экосистем. 5. Антропобиоэкосистема. Ее основные характеристики. Город как экосистема. 6. Современная специфика среды обитания человека. 7. Экология Самарской области. Качественное состояние литосферы, гидросферы, атмосферы. 8. Приоритетные ксенобиотики атмосферы, литосферы и гидросферы самарской области и г. Самары. 9. Современная эколого-гигиеническая ситуация Саратовского водохранилища как основного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Самары. 10. Экологическая медицина. Факторы возникновения и развития экологически зависимых заболеваний. Особенности диагностики, лечения и профилактики экологически зависимых заболеваний. 11. Антропоэкологическое напряжение и утомление и его виды. 12. Основные понятия экотоксикологии. 13. Характеристика основных неорганических ксенобиотиков содержащихся в воздухе, воде, почве и продуктах питания. 14. Классификация органических ксенобиотиков и их свойства. 15. Характеристика основных органических ксенобиотиков атмосферы и гидросферы. 16. Механизм действия ксенобиотиков на различных уровнях организации живых систем (молекулярном, субклеточном, клеточном, органном, организменном, популяционном, биосферном). 17. Механизмы защиты организма от ксенобиотиков. 18. Токсификация и обезвреживание органических ксенобиотиков в организме человека. 19. Основные понятия радиационной экологии: радиоактивность, радиация, ионизирующее излучение, проникающая способность, период полураспада, доза радиации. 20. Источники радиации и их происхождение (природный радиационный фон и антропогенное поступление радиоактивных веществ в окружающую среду). 21. Пути поступления радионуклидов в живые организмы. 22. Механизм действия ионизирующей радиации. 23. Влияние ионизирующего излучения на живые организмы. Мутагенный, тератогенный и канцерогенный эффекты ионизирующего излучения. 24. Лучевая болезнь – следствие воздействия радиации на организм человека. Виды лучевой болезни. Профилактика лучевой болезни. 25. Использование ионизирующих излучений в науке и практике. 26. Проблемы безопасности радиоактивных отходов. Меры предосторожности при хранении радиоактивных веществ. 27. Профилактические меры в процессе работы с источниками радиации. 28. Питание и здоровье человека. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации. 29. Рациональное и адекватное питание. 30. Краткая характеристика состава пищевых продуктов. 31. Энергетическая ценность продуктов питания. Сбалансированное питание. 32. Ксенобиотики в пищевых продуктах. 33. Аккумуляция ксенобиотиков в продуктах растительного и животного происхождения. 34. Влияние различных видов технологической обработки на качество продуктов питания. 35. Токсины природного происхождения в растительной пище. 36. Меры предупреждения попадания ксенобиотиков с пищевыми продуктами. 37. Основные рекомендации по улучшению качества питания населения РФ. 38. Экологический кризис и его компоненты 39. Проявления локального, регионального и глобального экологического кризиса и их последствия для здоровья человека. 40. Экологическая безопасность. Критерии экологической безопасности. Экологическая безопасность человека. 41. Экологически приемлемый риск.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|