ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования рабочей программыУчебные цели: В результате изучения данного раздела студент должен знать: - экологические факторы: а) физические; б) химические; в) биологические; - системный принцип организации биосферы; - биохимические аспекты биосферы; - типы экосистем; - структуру экосистем; - основы экологической медицины; - экологические типы людей; - сущность и последствия экологического кризиса. Студент должен уметь: - решать ситуационные задачи по медицинской экологии; - определять с помощью тестера «Морион» количество нитратов в продуктах растениеводства. Студент должен иметь представление: - о биологических и социальных аспектах адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности; - о комплексе мер по охране природы и рациональном природопользовании; - о прикладной экологии и ее технологических аспектах; - о биосфере как о многоуровневой системе; - о биотическом круговороте, стабильности биосферы. Содержание раздела. Экология - наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Экосистема - природный или природноантропогенный комплекс живых организмов. Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Антропоценоз. Составные части экосистем: абиотические вещества, продуценты, микро- и макроконсументы, поток энергии и экологическая энергетика. Пищевые цепи и структура биоредуцентной экологической энергетической пирамиды. Микро- и макросистемы. Основные экосистемы мира. Экологический гомеостаз и экологическая сукцессия как главные события эволюции экосистем. Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Влияние на организм абиотических факторов. Биологические ритмы и их связь с внешними ритмами. Значение хронобиологии для постнатального онтогенеза. Формы взаимоотношений между организмами в популяции: паразитизм, комменсализм, аменосализм, мутуализм, конкуренция, нейтрализм, хищничество. Экология человека. Биологический и социальный аспекты адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности. Опосредованный характер адаптации людей. Индивидуальный, групповой, глобальный уровни экологических связей человека. Антропогенные системы связи как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Вопросы прикладной экологии и ее технологических аспектов в связи с развитием антропогенных систем. Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Компенсационные механизмы и возможности среды в этих условиях. Охрана природы и рациональное природопользование. Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда естественных экосистем и географических районов. Зона умеренного климата, континентальная зона Сибири, арктический район, аридные области, высокогорные области, зона тропиков. Биосфера как глобальная экосистема Земли. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеоценологическая, термодинамическая, географическая, кибернетическая, социалъно-экономическая. Организация биосферы. Границы биосферы. Состав биосферы: живое, косное, биогенное, биокосное вещество. Живое вещество: количественная и качественная характеристики. Роль в природе планеты. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержания в ней динамических равновесий (окислительно-восстановительная, газообмен, концентрирование рассеянных в геосфере элементов, синтез и разложение органического вещества). Биогеоценоз -элементарная структурная единица биосферы и элементарная единица биогеохимического круговорота Земли. Биогеоценология. (В.П. Сукачев). Эволюция биосферы. Этапы эволюции биосферы. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Теории происхождения жизни. Биогенез. Основные направления: видообразование и изменение биогеоценозов. Человек и биосфера. Человек как природный объект. Биосфера как среда обитания и источник ресурсов. Характеристика природных ресурсов. Человечество как активный элемент биосферы—самостоятельная геологическая сила. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-биологические аспекты ноосферы. Изменения в среде обитания и адаптивная, дермографическая и генетическая структура популяций людей. Международные и национальные программы по изучению биосферы. Вклад русских ученых в развитие учения о биосфере. Проблема охраны окружающей среды и выживания человечества. Возникновение и основные этапы развития экологии человека как научной дисциплины. Системный подход в экологии человека. Структура и содержание экологии человека. Основные ее подразделения: эндо-, аут-, дем- и синэкология человека. Место экологии человека среди других наук, ее методы и междисциплинарный характер. Антробиоэкосистема, ее структура свойства и функции, основные этапы исторического развития. Антробиоэкосистема как пример синэкологической системы. Взаимоотношение и взаимосвязи между ее элементами и между отдельными антробиоэкосистемами. Медицинская экология. Предмет, содержание, задачи и методы. Появление нового типа заболеваний человека- экологически зависимых болезней. Неспецифические и специфические черты их течения. Биогеохимические провинции и экологические заболевания человека. Понятие о экологический безопасности человека. Современный глобальный экологический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации. Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этических норм и его экологической безопасности.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Основная литература. 1. Биология: Учебник для студентов мед. спец. Вузов: В 2-х кн. Кн.1/ Под ред. В.Н. Ярыгина. – 8-е изд. – М.: Высш. Школа, 2006. – 431 с. – ISBN 5-06-004588-9. 2. Чебышев Н.В. Биология: Учеб. пособие для студентов мед. вузов и последип. образ. Врачей / Н.В. Чебышев, Г.Г. Гринева. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 415с. – ISBN 978-5-9704-0553-6. 3. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 10-е изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 571с. – (Высшее образование). – ISBN 5-222-08732-8. 4. Экология человека: Учебник для студентов вузов, обучающ. по направлению подготовки «Биология» и спец. «Биоэкология» и «Физиология» / Под ред. А.И. Григорьева. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240с. + CD-ROM. – ISBN 978-5-9704-0720-2. 5. Иванов В.П. Общая и медицинская экология: Учебник для студентов мед вузов / В.П. Иванов, О.В. Васильева, Н.В. Иванова; Под общ. ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 508 с. – (Высшее мед. образование. Медицина). – ISBN 978-5-222-16017-6.
Дополнительная литература. 1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов вузов / Под общ.ред.С.В.Белова. – 5-е изд., испр. и дополн. – М.:Высш.школа, 2005. – 606с. – ISBN 5-06-004171-9. 2. Хван. Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для студентов вузов / Т.А. Хван., П.А. Хван. – 5-е изд., перераб. и дополн. – Ростов н/Д:Феникс:ОАО «Моск.учебники», 2005. – 415с. – (Высшее образование). 3. Медицинские проблемы обеспечения качества жизни:Учеб.пособие / Л.Н.Самыкина, И.В. Федосейкина, Р.А.Богданова и др.; ФАЗ и СР, ГОУ ВПО «Самар.гос.мед.ун-т». – Самара:Содружество, 2007. – 70с. – ISBN 978-5-91088-071-3. ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. Вариант 1.
1. ПДК – это:
2. Какие ученые внесли вклад в развитие экологии как науки? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|