Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования рабочей программы




Учебные цели:

В результате изучения данного раздела студент должен знать:

- экологические факторы:

а) физические;

б) химические;

в) биологические;

- системный принцип организации биосферы;

- биохимические аспекты биосферы;

- типы экосистем;

- структуру экосистем;

- основы экологической медицины;

- экологические типы людей;

- сущность и последствия экологического кризиса.

Студент должен уметь:

- решать ситуационные задачи по медицинской экологии;

- определять с помощью тестера «Морион» количество нитратов в продуктах растениеводства.

Студент должен иметь представление:

- о биологических и социальных аспектах адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности;

- о комплексе мер по охране природы и рациональном природопользовании;

- о прикладной экологии и ее технологических аспектах;

- о биосфере как о многоуровневой системе;

- о биотическом круговороте, стабильности биосферы.

Содержание раздела.

Экология - наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Экосистема - природный или природноантропогенный комплекс живых организмов. Биогеоценоз. Биотоп. Биоценоз. Антропоценоз. Составные части экосистем: абиотические вещества, продуценты, микро- и макроконсументы, поток энергии и экологическая энергетика. Пищевые цепи и структура биоредуцентной экологической энергетической пирамиды. Микро- и макросистемы. Основные экосистемы мира.

Экологический гомеостаз и экологическая сукцессия как главные события эволюции экосистем.

Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогенных факторов. Влияние на организм абиотических факторов. Биологические ритмы и их связь с внешними ритмами. Значение хронобиологии для постнатального онтогенеза. Формы взаимоотношений между организмами в популяции: паразитизм, комменсализм, аменосализм, мутуализм, конкуренция, нейтрализм, хищничество.

Экология человека. Биологический и социальный аспекты адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности. Опосредованный характер адаптации людей. Индивидуальный, групповой, глобальный уровни экологических связей человека. Антропогенные системы связи как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Вопросы прикладной экологии и ее технологических аспектов в связи с развитием антропогенных систем. Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Компенсационные механизмы и возможности среды в этих условиях. Охрана природы и рациональное природопользование.

Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда естественных экосистем и географических районов. Зона умеренного климата, континентальная зона Сибири, арктический район, аридные области, высокогорные области, зона тропиков.

Биосфера как глобальная экосистема Земли. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Современные концепции биосферы:

биохимическая, биогеоценологическая, термодинамическая, географическая, кибернетическая, социалъно-экономическая. Организация биосферы. Границы биосферы. Состав биосферы: живое, косное, биогенное, биокосное вещество. Живое вещество: количественная и качественная характеристики. Роль в природе планеты. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержания в ней динамических равновесий (окислительно-восстановительная, газообмен, концентрирование рассеянных в геосфере элементов, синтез и разложение органического вещества). Биогеоценоз -элементарная структурная единица биосферы и элементарная единица биогеохимического круговорота Земли. Биогеоценология. (В.П. Сукачев).

Эволюция биосферы. Этапы эволюции биосферы. Космопланетарные условия для возникновения жизни на Земле. Теории происхождения жизни. Биогенез. Основные направления: видообразование и изменение биогеоценозов.

Человек и биосфера. Человек как природный объект. Биосфера как среда обитания и источник ресурсов. Характеристика природных ресурсов. Человечество как активный элемент биосферы—самостоятельная геологическая сила. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-биологические аспекты ноосферы. Изменения в среде обитания и адаптивная, дермографическая и генетическая структура популяций людей. Международные и национальные программы по изучению биосферы. Вклад русских ученых в развитие учения о биосфере. Проблема охраны окружающей среды и выживания человечества.

Возникновение и основные этапы развития экологии человека как научной дисциплины. Системный подход в экологии человека. Структура и содержание экологии человека. Основные ее подразделения: эндо-, аут-, дем- и синэкология человека. Место экологии человека среди других наук, ее методы и междисциплинарный характер.

Антробиоэкосистема, ее структура свойства и функции, основные этапы исторического развития. Антробиоэкосистема как пример синэкологической системы. Взаимоотношение и взаимосвязи между ее элементами и между отдельными антробиоэкосистемами.

Медицинская экология. Предмет, содержание, задачи и методы. Появление нового типа заболеваний человека- экологически зависимых болезней. Неспецифические и специфические черты их течения. Биогеохимические провинции и экологические заболевания человека. Понятие о экологический безопасности человека. Современный глобальный экологический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации.

Роль экологического воспитания и образования человека в осуществлении этических норм и его экологической безопасности.

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин)
1.Организационный момент Отметка присутствующих Мобилизация внимания студентов  
2. Вводное слово преподавателя Определение: - темы занятия - цели занятия Создание мотивации значимости контроля знаний студентов по вопросам медицинской экологии  
3.Контроль исходного уровня знаний. Проведение тестового контроля.   Оценка уровня подготовки студентов к проведению итогового занятия по теме.    
4. Индивидуаль-ный опрос студентов по вопросам контролирующих заданий. Каждое индивидуальное контролирующее задание содержит один теоретический вопрос и одну задачу по медицинской экологии. Всего для проведения итогового занятия разработано 14 вариантов контролирующих заданий. Вопросы, предложенные в заданиях, рассмотрены в лекционном курсе и на практических занятиях по медицинской экологии Перечень контролирующих вопросов для подготовки к итоговому занятию размещён заранее на стенде учебной информации для студентов. Ответ на теоретический вопрос должен содержать основные концептуальные положения темы. Задача должна быть решена в соответствии с требованиями, приведенными в методических указаниях кафедры по теме занятия. Оценка знаний студентов по изучаемому разделу («Медицинская экология»). Оценка умения студентов решать ситуационные задачи по медицинской экологии.  
5. Заключение. Подведение итогов занятия. Оценка степени усвоения материала по теме «Медицинская экология».  

Основная литература.

1. Биология: Учебник для студентов мед. спец. Вузов: В 2-х кн. Кн.1/ Под ред. В.Н. Ярыгина. – 8-е изд. – М.: Высш. Школа, 2006. – 431 с. – ISBN 5-06-004588-9.

2. Чебышев Н.В. Биология: Учеб. пособие для студентов мед. вузов и последип. образ. Врачей / Н.В. Чебышев, Г.Г. Гринева. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 415с. – ISBN 978-5-9704-0553-6.

3. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 10-е изд. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 571с. – (Высшее образование). – ISBN 5-222-08732-8.

4. Экология человека: Учебник для студентов вузов, обучающ. по направлению подготовки «Биология» и спец. «Биоэкология» и «Физиология» / Под ред. А.И. Григорьева. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240с. + CD-ROM. – ISBN 978-5-9704-0720-2.

5. Иванов В.П. Общая и медицинская экология: Учебник для студентов мед вузов / В.П. Иванов, О.В. Васильева, Н.В. Иванова; Под общ. ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 508 с. – (Высшее мед. образование. Медицина). – ISBN 978-5-222-16017-6.

 

Дополнительная литература.

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов вузов / Под общ.ред.С.В.Белова. – 5-е изд., испр. и дополн. – М.:Высш.школа, 2005. – 606с. – ISBN 5-06-004171-9.

2. Хван. Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для студентов вузов / Т.А. Хван., П.А. Хван. – 5-е изд., перераб. и дополн. – Ростов н/Д:Феникс:ОАО «Моск.учебники», 2005. – 415с. – (Высшее образование).

3. Медицинские проблемы обеспечения качества жизни:Учеб.пособие / Л.Н.Самыкина, И.В. Федосейкина, Р.А.Богданова и др.; ФАЗ и СР, ГОУ ВПО «Самар.гос.мед.ун-т». – Самара:Содружество, 2007. – 70с. – ISBN 978-5-91088-071-3.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 1

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Вариант 1.

 

1. ПДК – это:

а) норматив, определяющий количество вредного вещества в определённом объёме окружающей среды, которое практически не влияет на здоровье человека; б) концентрация вредного вещества в окружающей среде; в) допустимые содержания выбросов в воздухе; г) характеристика загрязнения среды; д) предел достижения концентрации.

2. Какие ученые внесли вклад в развитие экологии как науки?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных