Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование результатов изучения психологии обвиняемого по конкретному уголовному делу




По плану, в основном соответствующему приведенной схеме (приложение 1), следователь Б Е Свидерский проводил психологическое изучение личности обвиняемого по уголовному делу о тяжком насильственном преступлении.

Обстоятельства дела таковы. Следствием было установлено, что Т, двадцатипятилетний инженер, живший и работавший в поселке городского типа, часто в одиночестве ходил в лес в окрестностях поселка и при встречах с мальчиками, жителями того же поселка, стремился вступить с ними в контакт Обычно Т спрашивал у детей, есть ли у них спички, не они ли разжигают в лесу костры Был случай, когда Т, встретив трех восьмилетних мальчиков, отвел их в лес, привязал к деревьям, обыскал карманы в поисках спичек, брал за горло, поднимал мальчикам головы, смотрел в глаза и угрожал оставить в лесу на ночь В другой раз Т. встретил недалеко от поселка одиннадцатилетнего мальчика, спросил, есть ли у него спички и, похлопав по карманам, отпустил Через несколько минут Т. встретил другого мальчика, десяти лет, увел его в лес, где убил.

На следствии обвиняемый Т. не мог объяснить свои действия, указать, что побуждало его издеваться над детьми, совершить убийство.

Данные психологического изучения личности, проведенного следователем. Обвиняемый вырос в городе, в семье служащих, материальное положение семьи было хорошим, никто из членов семьи к уголовной ответственности не привлекался. Родители с детства предъявляли к Т. строгие требования, были придирчивы в мелочах, добивались безоговорочного повиновения. Эти требования сохранились до окончания Т. школы. Обвиняемый в пререкания с родителями не вступал, но если контроль ослабевал, запреты нарушал. Например, про пускал уроки, когда чувствовал, что не подготовлен к ним, часто не ходил на занятия по физкультуре, поскольку физически был развит плохо. Легкую подчиняемость Т. отмечали в показаниях его школьные учителя, преподаватели института.

С товарищами, сверстниками Т. держался иначе часто возражал им, разговаривал с ними свысока.

Успеваемость в школе была слабой, удовлетворительной оценки иногда не мог получить, даже если готовился к уроку. По мнению учителей, общее развитие было плохим, читал мало, знания имел очень ограниченные Много раз давал обещания подтянуться, но держать обещания не мог — не хватало настойчивости.

На неудачи внешне почти не реагировал, но внутренне переживал их тяжело. Стеснялся отвечать на уроках, боясь неудачи, постоянно стремился уклониться, избегать ситуаций, в которых могла обнаружиться его несостоятельность.

До пятнадцати-шестнадцати лет друзей среди сверстников не имел, проводил время с детьми, младшими по возрасту. Пытался командовать ими. В подростковом возрасте увлечения часто менялись. Под влиянием приятелей пытался заниматься спортом, коллекционированием, но быстро оставлял эти занятия. В старших классах стал заниматься в школьном драмкружке, где быстро добился успеха. По словам обвиняемого, он, конечно, бросил бы и драмкружок, если бы не было успеха. Выступления на сцене нравились тем, что он мог влиять на людей, на их настроение, быть в центре внимания.

Однако глубокого интереса к театру не сформировалось. Суждения о драматическом искусстве, пьесах оставались очень поверхностными. Тем, что отец перед экзаменами перестал пускать обвиняемого на занятия кружка, огорчен не был, принял это равнодушно.

В подростковом возрасте в драках участия не принимал, был, по словам свидетелей, трусливым. Любил стрелять из рогатки, что-нибудь разбить, испортить. Чаще делал это не сам, а подбивал на шалости других ребят, указывал им, например, что разбить, сломать. Ему доставляло удовольствие чувствовать свою осведомленность, когда начинали искать виновных.

Пытался участвовать в общественной работе, но ко всему быстро остывал, настойчиво ничего не добивался.

Держался замкнуто, был стеснителен, но не упускал случая высмеять товарища, злорадно усмехался, когда кто-нибудь плохо отвечал на уроке. В общении с одноклассниками держался высокомерно, но в конфликтных ситуациях вел себя трусливо.

На будущее обвиняемый планов не имел, полностью предоставив родителям решить вопрос о его дальнейшем жизненном пути. Выбрал институт по указанию отца Когда поступил в институт, был очень горд этим, стал держаться с прежними знакомыми свободнее. К новым условиям и требованиям адаптировался, но с трудом. Как и в школе, был в числе слабейших по успеваемости и усердия или желания повысить знания не проявлял, по словам свидетелей, «плыл по течению». По-прежнему был замкнут, держался высокомерно Товарищи считали, что он очень высоко оценивает свою личность и свои возможности, хотя объективных оснований для этого не было.

Инициативы Т. в студенческие годы ни в чем не проявлял, но отличался педантичной аккуратностью

Вне института Т. держался менее скованно, любил поговорить с девушками о литературе, театре, танцевал. Свидетели сообщают, что суждения Т. о прочитанном были поверхностны, он чаще пересказывал содержание книги, чем давал ей оценку.

После окончания института уехал на работу. С самого начала самостоятельной деятельности Т. стали преследовать неудачи Выяснилось, что он плохо подготовлен к профессиональной деятельности, пополнять знания самостоятельно не умел Интереса к своей профессии не проявлял, хотя и говорил, что любит технику

С подчиненными Т. правильных отношений установить не умел то держался фамильярно, то начинал предъявлять чрезмерные требования, становился мелочно придирчив На замечания руководителей обижался, реакция была оборонительной говорил, что вообще не будет ничего делать, потому что к нему несправедливы, не ценят его

Дружеских отношений ни с кем в поселке не установил, с сослуживцами не сближался. Все наблюдавшие Т. в этот период отмечают его крайнюю замкнутость, настороженность, временами грубость, раздражительность, злобность. Время проводил преимущественно в одиночестве, сидел в своей комнате и решал кроссворды, играл сам с собой в шашки. Читал только те книги, в которых говорилось об убийствах, преступлениях и т.п.

О своих неудачах на работе Т. никому не рассказывал. Знакомым и родителям сообщал, что у него все хорошо, руководители им довольны, увлекается охотой и подружился с егерем. Знакомым в поселке Т. рассказывал, что у него есть невеста, в прошлом было много девушек, что он якобы привык вести веселый образ жизни. Эти сообщения подтверждения не имели.

Совершенно иначе Т. держался с малознакомыми людьми. При случайных встречах легко завязывал знакомства, был разговорчив, старался показать себя эрудированным, внутренне содержательным, рисовался, по словам одного из свидетелей, «хорошо играл на публику».

В общении со следователем был хвастлив, лжив, пытался держаться свободно и дружелюбно, однако чувствовалась настороженность, напряженность. Часто без видимых причин его настроение менялось он делался раздражительным, озлобленным, агрессивным, грубым.

В заключении сексопатологической экспертизы указано, что он обнаруживает специфические черты сексуальности садистического и гомосексуального типа.

По заключению судебно-психиатрической экспертизы, психическими заболеваниями не страдал и не страдает.

Выводы. В результате анализа полученных данных следователь пришел к заключению, что обвиняемый, учитывая его образование и профессию, имеет относительно низкий уровень интеллектуального развития, малый запас знаний, как общих, так и специальных. Мышление конкретное, негибкое, замедленное, уровень обобщения и абстракции низкий. Суждения поверхностные. Проницательности не проявляет, к длительному интеллектуальному напряжению не способен. Память формальная, запоминание происходит без глубокого понимания запоминаемого. Воображение живое, обвиняемый склонен к наивному, незрелому фантазированию, оторванному от реальных условий жизни Среди других психологических особенностей личности Т. важное место занимают

  • высокий уровень притязаний, несоответствие способностей притязаниям,
  • завышенная самооценка, некритичность, неумение учитывать жизненный опыт,
  • отсутствие склонности к самоанализу и анализу поведения окружающих,
  • стремление быть в центре внимания, демонстративность в поведении,
  • замкнутость, стремление скрывать свои переживания,
  • поверхностность межличностных связей,
  • трудности при длительных контактах с людьми,
  • злопамятность, агрессивность,
  • тенденция переносить ответственность за решения, вину на других людей.

Можно было предполагать, что совершенные Т. преступления и их психологические механизмы наиболее обусловлены такими чертами личности обвиняемого, как:

  • сильно выраженное стремление к самоутверждению,
  • некритичность в выборе средств самоутверждения,
  • субъективные трудности в установлении нормальных межличностных контактов,
  • агрессивность,
  • злобность,
  • жестокость,
  • склонность к неконтролируемым эмоциональным вспышкам,
  • специфические черты сексуальности.

Использование результатов психологического изучения личности обвиняемого выразилось в том, что в период расследования они постоянно учитывались при проведении следственных действий, выборе приемов воздействия на обвиняемого, для разработки версии о возможности совершения преступления по мотивам, связанным с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, озлобленностью, агрессивностью, жестокостью, а также со специфическими особенностями сексуальности обвиняемого.

Кроме того, сведения о психологии обвиняемого были использованы для квалификации преступления (особая жестокость, низменные побуждения), выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления (недостатки семейного воспитания, слабое влияние на обвиняемого производственного коллектива и др.).

В приведенном случае вся информация о психологических особенностях обвиняемого была собрана следователем в результате большой работы с обвиняемым и свидетелями.

Были тщательно изучены заключения судебно-медицинской, судебно-психиатрической и сексопатологической экспертиз, отмечены все содержащиеся в них (не только в заключительной, но и в исследовательской части) сведения, имеющие отношение к психологии обвиняемого.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. Томск, 1978.

2. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого ч тактика следственных действий Свердловск, 1973.

3 Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения Горький, 1974.

4 Коршик М.Г., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. М., 1969.

б. Курашвили Г. К. Изучение следователем личности обвиняемого М, 1982.

6. Общая психология/Под ред. проф. А В Петровского М, 1977.

7. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей М, 1967.

8. Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого М, 1973.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных