Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мировоззрение и культура




Возникшая в Европе эпохи Средневековья и Возрождения без­божная космология, поощряющая неограниченную эксплуа­тацию материи и ведущая цивилизацию к гибели, была опи­сана пять тысяч лет назад в «Бхагавад-гите» (16.8, 9.11 «Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет.... Убежденные в этом, лишенные разума и потерянные для самих себя, демоны поглощены па­губной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению ми­ра.... Они убеждены, что главным смыслом человеческой жиз­ни являются наслаждения».

«Гите» вторят и некоторые наши современники. Бывший декан факультета социологии Гарвардского университета Пи-тирим Сорокин называл цивилизацию, зародившуюся в Ев­ропе эпохи Ренессанса и научных открытий, «осязательной». Такая культура, пояснял он, «исходит из не подвергающейся сомнению предпосылки..., что в этом мире нет ничего, кроме окружающей реальности и ценностей, которые даны нам в ощущениях (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятель­ных и осязательных)».9

По мнению Сорокина, подобное общество «интенсивно овладевает научным знанием о физических и биологических процессах воспринимаемой чувствами реальности»10 и, «нес­мотря на показную приверженность идеалам Царства Божия, на деле озабочено лишь осязаемыми ценностями: богатством, здоровьем, комфортом, чувственными удовольствиями, а так­же властью и признанием». Сорокин утверждает, что такой образ жизни неизбежно приводит к разгулу насилия, чему мы и стали свидетелями в двадцатом веке. К категории насилия можно отнести также действия, вредящие планете в целом. В них повинны «ученые-материалисты, которые совершают аморальные и потому чудовищные в своей разрушительной силе открытия и постоянно совершенствуют достижения ма­териалистичной науки».11


НАУКА О СОЗНАНИИ

«Как одно солнце освещает всю вселенную, так и вопло­щенное живое существо озаряет сознанием все тело».

Бхагавад-гита, 13.34

Ч

тобы отвести угрозу непоправимой экологической ка­тастрофы, придется коренным образом пересмотреть материалистические взгляды, лежащие в основе не только наших представлений о природе, но и нашего понима­ния самих себя.

Уже сейчас находятся ученые умы, ставящие под вопрос способность материалистической науки адекватно объяснить основные феномены человеческого бытия, например, созна­ние. Так, нобелевский лауреат в области нейробиологии Джон Экклс утверждает: «Главный вопрос касается тайны проис­хождения человеческого „я": как возникает сознающее себя существо, деятельность которого осуществляется посредст­вом мозга?» «Уникальность опыта каждого из нас, — продол­жает ученый, — может быть удовлетворительно объяснена только с помощью гипотезы о сверхъестественном происхож­дении „я" человека».1

Если бы знание о нематериальном характере сознающего «я» преподавалось в образовательных и культурных учрежде­ниях, общество, возможно, чаще обращалось бы к самоосо­знанию. И это позволило бы укротить безудержное стремле­ние к господству над материей и ее эксплуатации, лежащее в основе современной индустриальной цивилизации и грозя­щее миру экологической катастрофой.


Точка зрения «Бхагавад-гиты»

Согласно «Бхагавад-гите», мы ощущаем уникальность собст­венного опыта благодаря присутствию в материальном теле духовной частицы, признаком которой служит сознание. «Как одно солнце освещает всю вселенную, — сказано в „Гите" (1-34),— так и воплощенное живое существо озаряет созна­нием все тело». Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, наличие сознания свидетельствует о присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о при­сутствии солнца. Пока душа находится в теле, все тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, как сознание исчезает. Любой разумный человек легко поймет это. Следовательно, сознание не является порождением материи. Оно — неотъем­лемое свойство живого существа».

Нематериальную природу сознания понимал знаменитый британский ученый девятнадцатого столетия Томас Хаксли: «Материализм основан на том утверждении, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы, и что все природные фе­номены сводятся к этим двум примитивным факторам... Но для меня ясно как день, что во вселенной есть нечто третье — сознание, которое не относится ни к материи, ни к силе, ни к их всевозможным проявлениям».2

«Гита» (2.20, 2.17) подробно объясняет природу нематери­альной частицы, наделяющей материальное тело признаками жизни: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не воз­никала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, веч­ная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело... То, чем пронизано материальное тело, нераз­рушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу».

В санскрите для обозначения души часто используют сло­во атма, что буквально переводится как «я». «Гита» (2.23-24) продолжает описывать свойства атмы: «Душу нельзя расчле­нить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или ис­сушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, непод­вижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства».

Шрила Прабхупада разъясняет: «Таким образом, индиви­дуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта кро-


шечная духовная искра является движущей силой материаль­ного тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяет-ся на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каж­дой точке тела — оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарст­ва и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источ­ником сознания является не комбинация материальных эле­ментов, а вечная душа».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных