ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мировоззрение и культураВозникшая в Европе эпохи Средневековья и Возрождения безбожная космология, поощряющая неограниченную эксплуатацию материи и ведущая цивилизацию к гибели, была описана пять тысяч лет назад в «Бхагавад-гите» (16.8, 9.11 «Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет.... Убежденные в этом, лишенные разума и потерянные для самих себя, демоны поглощены пагубной, греховной деятельностью, ведущей к разрушению мира.... Они убеждены, что главным смыслом человеческой жизни являются наслаждения». «Гите» вторят и некоторые наши современники. Бывший декан факультета социологии Гарвардского университета Пи-тирим Сорокин называл цивилизацию, зародившуюся в Европе эпохи Ренессанса и научных открытий, «осязательной». Такая культура, пояснял он, «исходит из не подвергающейся сомнению предпосылки..., что в этом мире нет ничего, кроме окружающей реальности и ценностей, которые даны нам в ощущениях (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и осязательных)».9 По мнению Сорокина, подобное общество «интенсивно овладевает научным знанием о физических и биологических процессах воспринимаемой чувствами реальности»10 и, «несмотря на показную приверженность идеалам Царства Божия, на деле озабочено лишь осязаемыми ценностями: богатством, здоровьем, комфортом, чувственными удовольствиями, а также властью и признанием». Сорокин утверждает, что такой образ жизни неизбежно приводит к разгулу насилия, чему мы и стали свидетелями в двадцатом веке. К категории насилия можно отнести также действия, вредящие планете в целом. В них повинны «ученые-материалисты, которые совершают аморальные и потому чудовищные в своей разрушительной силе открытия и постоянно совершенствуют достижения материалистичной науки».11 НАУКА О СОЗНАНИИ «Как одно солнце освещает всю вселенную, так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело». Бхагавад-гита, 13.34
тобы отвести угрозу непоправимой экологической катастрофы, придется коренным образом пересмотреть материалистические взгляды, лежащие в основе не только наших представлений о природе, но и нашего понимания самих себя. Уже сейчас находятся ученые умы, ставящие под вопрос способность материалистической науки адекватно объяснить основные феномены человеческого бытия, например, сознание. Так, нобелевский лауреат в области нейробиологии Джон Экклс утверждает: «Главный вопрос касается тайны происхождения человеческого „я": как возникает сознающее себя существо, деятельность которого осуществляется посредством мозга?» «Уникальность опыта каждого из нас, — продолжает ученый, — может быть удовлетворительно объяснена только с помощью гипотезы о сверхъестественном происхождении „я" человека».1 Если бы знание о нематериальном характере сознающего «я» преподавалось в образовательных и культурных учреждениях, общество, возможно, чаще обращалось бы к самоосознанию. И это позволило бы укротить безудержное стремление к господству над материей и ее эксплуатации, лежащее в основе современной индустриальной цивилизации и грозящее миру экологической катастрофой. Точка зрения «Бхагавад-гиты» Согласно «Бхагавад-гите», мы ощущаем уникальность собственного опыта благодаря присутствию в материальном теле духовной частицы, признаком которой служит сознание. «Как одно солнце освещает всю вселенную, — сказано в „Гите" (1-34),— так и воплощенное живое существо озаряет сознанием все тело». Шрила Прабхупада комментирует: «Таким образом, наличие сознания свидетельствует о присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о присутствии солнца. Пока душа находится в теле, все тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, как сознание исчезает. Любой разумный человек легко поймет это. Следовательно, сознание не является порождением материи. Оно — неотъемлемое свойство живого существа». Нематериальную природу сознания понимал знаменитый британский ученый девятнадцатого столетия Томас Хаксли: «Материализм основан на том утверждении, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы, и что все природные феномены сводятся к этим двум примитивным факторам... Но для меня ясно как день, что во вселенной есть нечто третье — сознание, которое не относится ни к материи, ни к силе, ни к их всевозможным проявлениям».2 «Гита» (2.20, 2.17) подробно объясняет природу нематериальной частицы, наделяющей материальное тело признаками жизни: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело... То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу». В санскрите для обозначения души часто используют слово атма, что буквально переводится как «я». «Гита» (2.23-24) продолжает описывать свойства атмы: «Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром. Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства». Шрила Прабхупада разъясняет: «Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Эта кро- шечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяет-ся на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела — оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|