ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принятие и реализация управленческих решений
Каждый из нас в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни и тысячи решений. Некоторые из них достаточно просты, другие требуют тщательного обдумывания. Поскольку принятые руководителем решения касаются не только менеджера, но и других людей, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Под управленческим решением понимают выбор альтернатив. Процесс принятия решений включает ряд стадий: · выработку и постановку цели; · изучение проблемы; · выбор и обоснование критериев эффективности; · рассмотрение вариантов решений; · выбор и окончательное формулирование решения; · принятие решения; · доведение решения до исполнителей; · контроль за исполнением решения. Решения классифицируются на основании различных критериев: · по сфере действия: экономические, организационные, социальные, технологические, технические; · способам разработки: единоличные, коллективные (общее собрание), коллегиальные; · степени охвата: общие, частные, локальные; · в зависимости от цели: перспективные и текущие; · по форме выражения: письменные, устные; · степени жёсткости: обязательные, рекомендательные; · повторяемости: стандартные, новые; · в зависимости от обстоятельств: в условиях определённости, в обстановке риска. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис. 23).
Рис. 23. Классификация методов принятия управленческих решений
Неформальные методы основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. В большей части они базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно, а недостаток - не защищают от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция иногда может подвести. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием и реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространены следующие методы коллективной подготовки управленческих решений: «Мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы, на первый взгляд, фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфа, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфы - это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же изменить оценку может эксперт. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение. «Кингисё» - японская кольцевая система принятия решений. Применяется, когда на рассмотрение готовится проект новшества. Проект передаётся для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, на которое приглашаются специалисты, чьё мнение руководителю не совсем ясно. И если мнения не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из принципов: · принципа большинства голосов - выбирается решение с наибольшим числом сторонников; · принципа диктатора - за основу берётся мнение одного лица группы; · принципа Курно - используется, когда число решений равно числу экспертов; принимается решение, отвечающее требованию рациональности; · принцип Эджворта - используется в том случае, если эксперты во мнении разделены на несколько групп, каждой из которых невыгодно отменять своё решение. Зная предпочтение группировок, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: а) линейное моделирование - используются линейные зависимости; б) динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; в) вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания; г) теория игр - осуществляется моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений; д) имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.
Контрольные вопросы: 1. Объясните сущность четырёх основных элементов процесса обмена информацией. 2. Объясните каждый этап прохождения информации в процессе коммуникации. 3. Перечислите и опишите виды коммуникаций в организации. 4. Опишите препятствия в межличностных коммуникациях. 5. Какие вы знаете способы совершенствования коммуникаций? 6. Опишите преграды в организационных коммуникациях. 7. Перечислите критерии классификации решений. 8. Охарактеризуйте стадии процесса принятия решений. 9. Перечислите и охарактеризуйте методы принятия решений.
Глава 16
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|