ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Содержательные теории мотивации. 1. Иерархия потребностей по Маслоу1. Иерархия потребностей по Маслоу. Потребность - психологическое или физиологическое ощущение человеком недостатка в чем-либо. Все потребности можно классифицировать как первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными (потребности в пище, сне и т.д.). Вторичные потребности по своей природе психологические и обычно осознаются с опытом (потребности социального взаимодействия, в успехе и т.д.). Маслоу выделял пять основных категорий потребностей. По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис. 20. Этим он хотел показать, что сначала требуют удовлетворения потребности нижних уровней, а затем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Таким образом, вывод: если вы руководитель, то вам нужно решить, какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти потребности меняются, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет эффективно работать все время. Теория Маслоу имеет свои недостатки, поскольку четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей не существует. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Рис. 20. Иерархия потребностей по Маслоу
2. Теория потребностей Мак Клелланда. Данная теория основной упор делает на потребностях высших уровней, согласно с чем выделяются три типа потребностей: власть, успех и причастность. Потребность власти - желание воздействовать на других людей. Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность к проявлению своего влияния. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т.п. 3. Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х гг. Ф. Герцберг разработал ещё одну модель мотивации, основанную на потребностях. Герцберг выделил две категории факторов: гигиены (поддерживающие) - политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой; мотивации - успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста. Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Его мотиваторы сравнимы с потребностями высших уровней Маслоу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|